|
Как распознать псевдонаучную риторикуВ начале декабря пресса распространила результаты исследования на тему восприятия и распознавания псевдонаучной ерунды, изложенной красивыми наукоподобными словами. Подхватив правильный посыл ученых, большинство медиа, тем не менее, не пошли дальше очевидного вывода о том, что любители глубокомысленных цитат глупы.
И только автор Big Think, нейропсихолог Саймон Оксенхэм, задумался о том, как изменить ситуацию. Что делать, если вы не обладаете даже базовыми знаниями в сфере, о которой читаете? Как в таком случае распознать пустышку или откровенную липу, не прибегая к поиску дополнительной информации? Оксенхэм вспомнил лекцию, которую прочел в 1966 году гениальный физик Ричард Фейнман, известный своей нетерпимостью к псевдонаучной деятельности (Фейнман называл ее «наукой самолетопоклонников»). В отрывке, приведенном ниже, ученый объясняет разницу между знанием названия чего-либо и настоящим пониманием сути: «Мальчик сказал мне: – Видите ту птицу, которая сидит на пне? Как она называется? Я ответил: – Не имею ни малейшего понятия. Тогда мальчик сказал: – Это красногрудый дрозд. Ваш отец не особо чему научил вас в плане науки». Я улыбнулся, потому что отец как раз научил меня, что название птицы ничего мне о ней не скажет. Он сказал бы: «Видишь эту птицу? Это красногрудый дрозд, но в Германии ее называют halsenflugel, а в Китае – чун лин, и даже если ты будешь знать все ее названия на всех языках, ты ничего не узнаешь о самой птице – только о людях, о том, как они ее называют. Ты не узнаешь, как дрозд поет, как учит птенцов летать, как пролетает летом много миль, и никто не знает, как он находит верное направление. Есть разница между знанием слов и знанием того, что происходит. В результате теперь я совершенно не способен запоминать имена и названия, так что когда люди обсуждают со мной физику, я довожу их до белого каления своими «эффект Фитц-Кронина? Это что за эффект, в чем он заключается?» Однажды мне в руки попал учебник по основам научного знания для первоклассников, и я увидел, как первый же урок демонстрирует неудачный подход к обучению – он начинался с неверной мысли о том, что такое наука. В книжке приведена картинка, изображение заводной собачки, с подписью: «что приводит ее в движение?». За ней следует изображение настоящего пса и снова подпись: «а что заставляет двигаться его?». Затем идет картинка с мотоциклом и «что заставляет его двигаться?», и так далее. Сначала я подумал, что авторы подводят к рассказу о разных областях, которыми занимаются ученые – физика, биология, химия – оказалось, нет. Правильный ответ приводился в специальном издании этой книги для учителей: «их заставляет двигаться энергия». Энергия – это очень тонкая концепция. Ее очень, очень сложно правильно понять, то есть понять так, чтобы этим пониманием можно было воспользоваться, чтобы на основе понимания идеи энергии вы могли рассуждать и получать корректные выводы. Это, конечно, задача не для первоклассника. Но объявить ему: «энергия приводит все в движение» – равнозначно тому, чтобы сказать: «Бог велит всему двигаться», или «дух вызывает движение», или «движение обусловлено свойством движимости». Все это – только определение энергии, его нужно перевернуть. Мы можем сказать: «нечто может двигаться потому, что обладает энергией». Но не: «то что заставляет тело двигаться – это энергия». Здесь, как и с утверждением об инерции, есть очень тонкая разница. Выражаясь яснее: когда вы спрашиваете ребенка, что заставляет двигаться заводную собачку, вы должны думать о том, что вам ответит обычный представитель рода человеческого. А он ответит: «я завожу пружину, она пытается раскрутиться и приводит в движение механизм». Вот это отличный способ начать курс об основах науки! Разберите собачку, посмотрите, как она работает. Оцените изящество механизма, рассмотрите его составляющие, узнайте о том, как собрана игрушка и восхититесь изобретательностью ее создателей. Вопрос из учебника хорош, но предлагаемый первокласснику ответ неудачен, потому что он всего лишь пытается дать ребенку определение энергии вместо того, чтобы чему-то его научить. Представьте, что школьник скажет: «А мне не кажется, что это энергия заставляет ее двигаться». И как вы будете с ним спорить? И вот я наконец понял, как определить, научили ли вас идее или научили только ее названию. Проверяйте это так: пробуйте пересказать своими словами, без использования нового термина, суть изученной идеи. Расскажите, что вы узнали о движении собачки, не употребляя слова «энергия». Не можете? Значит, вы не узнали ничего, никакого научного знания». Метод Фейнмана также подходит для проверки авторитетов на псевдонаучную херню. Если спикер не может изложить свои тезисы простыми словами, понятными неспециалисту, это значит, что он сам их не понимает. Когда спикер, обращаясь к широкой аудитории, использует терминологию без пояснений, слушатели должны задавать вопрос «почему?» до тех пор, пока ответы не станут им понятны (или пока спикер не сдастся, прекратив общение). В противном случае это было зря потраченное время. Источник: Нож Разместил: Lotos | 3 мая 2016 | Просмотров: 2279 | Комментариев: 2
(всего голосов: 2) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Если я знаю, что меня окружает энергия, но не вижу ее, это не значит, что энергии нет. Просто я ее не вижу, так как она находится в статическом состоянии, т.е. не приведена в движение. Если она не приведена в движение, это не значит, что ее нельзя привести в движение. Просто нужно сконцентрироваться настолько, чтобы силой своей мысли это движение запустить и преобразовать эту энергию в то, что...
Читать далее >>> Как известно, «движение – жизнь». Однако, хотя это и всем известно, далеко не все применяют это на практике. А на практике это стоит применять, причем буквально. Движение – жизнь. А значит, чтобы постоянно быть живым, надо постоянно двигаться. Когда речь идет о том, чтобы «двигаться», обычно в голову приходят традиционные физические упражнения, которые многим просто скучно выполнять. Но это вовсе...
Читать далее >>> Ответственность – очень популярное слово в различных психологических и духовных учениях. Людей часто убеждают в том, что им надо взять ответственность за свою жизнь. Но при этом никто никогда не объясняет, а что же это все-таки такое – ответственность? Приведу примеры. Безответственное мышление: «Человек спорит со мной». Ответственное мышление: «Я спорю с человеком». В первом случае, очевидно, вы...
Читать далее >>> Смысл медитации в наблюдении, не нужно концентрироваться, напрягаться. Не надо быстро вставать, куда-то спешить, озадачивать себя проблемами. Утром, как только поняли, что начинаете просыпаться, не спешите, пусть жизнь входит постепенно и естественно. Наслаждайтесь каждым мгновением новой жизни, нового дня. Впустите в себя энергию воздуха. Станьте самой жизнью. С каждым вдохом входит не просто...
Читать далее >>> Стихия Очарование может появляться у человека при полностью развитом сексуальном центре. Человек очарователен, когда сексуальная энергия перестала быть для него тем внутренним механизмом, который дает напряжение от накопления и заставляет искать поводы для высвобождения, расслабления (с определенной долей физиологического удовольствия), а начала участвовать в процессе его духовного...
Читать далее >>> Давайте попытаемся определить, что такое жизнь. Речь идет о жизни в том виде, в котором мы ее ощущаем, а не о "форме существования белковой материи". Одно из определений, которое можно дать, - это движение. Правда, надо уточнить, что именно можно считать движением. Вот, например, равномерное движение - это движение или нет? Эйнштейн сказал, что такое движение относительно и при определенных...
Читать далее >>> Чем сильнее вы "хотите", тем более застойным получается место, и тем сложнее туда попасть, то есть, событиям трудно двигаться в нужном направлении. Для эффективного достижения цели нужно свое желание концентрировать так, чтобы оно проходило как бы "сквозь" нужное событие, не останавливаясь на нем. Тогда своей концентрацией вы задаете движение событийного потока в нужном направлении....
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|