Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Смысл жизни

| Еще
Смысл жизниСразу скажу, что не претендую на лавры писателей и философов, то есть людей, которые занимаются поисками смысла жизни профессионально. И не очень-то верю, что его можно обрести рациональным путем. Как и в это вот: «Я прочла «Братьев Карамазовых» и поняла смысл жизни». Я бы вообще не поднимал этот вопрос, если бы ежедневно не сталкивался с ситуациями, когда псевдопотеря смыслов и целей причиняет страдания. И если бы в числе последствий не значились тяжелые депрессии и даже суициды.

Я уверен, что причины и следствия тут поменялись местами. Как мы это традиционно видим? Человек ищет и не находит смысла в жизни, ложится на диван, депрессует, мучается. (У нас в стране пострадать – любимая национальная забава, но сейчас не об этом) На самом деле, у него, конечно же, сначала что-то случается, какой-то сбой – от двойки по экзамену до потери близкого человека, и тогда он переходит к широким обобщениям, уверяется, что он лузер, жизнь – дерьмо и смысла в ней нет никакого… Либо вдруг понимает, что живет совсем не так, как хочет, как планировал. Результат тот же. Или наоборот, осознает, что достиг всех своих целей, а счастья-то нет. Либо… Понимаете, вопросы о смысле бытия возникают не от большого ума и зрелости, а именно потому, что человеку всё как-то не живется. Мешают какие-то установки, комплексы, особенности психики. Здоровые, психически благополучные люди не ставят перед собой ни таких вопросов, ни рациональных целей. И уж тем более не пытаются реализовать их любой ценой. Они наслаждаются эмоциональной стороной жизни! Просто живут.

За смысл отвечает рациональная часть мозга (и нас самих), а за психическое благополучие и счастье – эмоциональная. Если эмоции подавлены или дискредитированы, начинаются умозрительные поиски смыслов, которые рано или поздно заканчиваются разочарованием, кризисом, если не трагедией.

А ружье, которое выстреливает в зрелом возрасте, заряжается опять-таки в детстве. Какие успехи родители с удовольствием фиксируют и поощряют? У мальчиков: хорошую учебу и физическую силу. У девочек: хорошую учебу и физическую красоту. Считается, что можно на этом жизнь построить. И еще много чего прямо с детства завязано на слове «надо».

Что говорят детям, когда они в старших классах? «Ты ДОЛЖЕН хорошо учиться»; «Мы с отцом костьми ляжем, чтоб ты поступил», «Хорошее образование открывает перспективы». Как будто любое образование – хорошее. Как будто оно может что-то гарантировать. Вы знаете, что по статистике люди с «хорошим» образованием чаще всего становятся наемными работниками?

Да, а девочкам в уши часто жужжат, что выходить замуж надо ВОВРЕМЯ, а то потом могут не взять. По моему, нельзя, да и просто опасно внушать детям, что брак – это самое лучшее, что может случиться с ними в жизни. Самое лучшее – это счастье. А счастье – это максимальная личностная реализация: в любви, дружбе, семье, в детях, профессии – во всем, в чем человек талантлив и чего хочет попробовать.

А что на деле? Придумают себе смыслы заранее (впитают с молоком матери), а когда они перестают работать или оказываются ложными, впадают в отчаяние. В такой момент важно понять, что нет никакого абстрактного смысла жизни. Что смысл жизни – в самой жизни. Цель жизни – в том, чтобы получать от нее удовольствие. Жизненный ориентир – самореализация.

Кстати, те самые психически благополучные люди (они среди нас – это не инопланетяне) не ведут с детьми беседы о том, какими людьми те должны вырасти. И не рассказывают, что не обмануть ожидания родителей – их главная задача на ближайшую жизнь.

Иногда неспособность получать от жизни удовольствие и как следствие непрерывные поиски смысла жизни связаны с неразвитостью эмоциональной сферы. Это может быть и наследственной, и приобретенной особенностью психики. Человеку кажется, вот сейчас поменяю работу, или разведусь, или перееду, и наконец- то все будет хорошо. Но внешние перемены происходят, а внутри ему лучше не становится. Потому что счастье очень мало зависит от наружных обстоятельств. Все в нас самих, это правда. Виктор Франкл не то что не сломался, но и вообще психологически не изменился в концлагере.

Другой вариант – нестабильная психика. Когда человек мечется, все чего-то ищет и не может остановиться, задержаться на чем-то, обрести покой. (Если стабильная, человеку что-то нравится очень долго). И снова дело не в отсутствии смысла и цели, а в том, что и то, и другое слишком часто меняется. Происходит бесконечное перебирание работ, жен, квартир, партнеров… А всего- то надо полюбить то, что есть. Себя и свою жизнь. И тогда развитие, рост, положительные перемены происходят естественно и плавно.

И эмоциональная недоразвитость, и психологическая нестабильность вполне излечимы. Главное точно знать, что жизнь должна быть в радость.

— У меня все хорошо, семья, трое детей, жизнь наполнена заботами. Но я начала задумываться, что я буду делать, когда они вырастут? В чем будет смысл моей жизни тогда?

— Это как раз следствие установки, что призвание каждой женщины – дом, семья, материнство. И если до замужества у девочки не образовалось других интересов – она пытается зацепиться за детей как за смысл. Но дети подрастают, и неизбежно начинается кризис. Впрочем, кругом много примеров, когда 70-летняя мать звонит 48-летнему сыну, учит его жить и контролирует, съел ли он кашку на завтрак: она так и не нашла себе больше смысла и занятия, кроме материнства. А ваша задача найти! Начать искать и реализовывать себя стоит уже сейчас. Надо понять, чего вы хотите от жизни КРОМЕ семьи и детей. Нормально хотеть рожать. Ненормально хотеть только этого.

* * *

— У дочери подростка очень нестабильная психика, а сейчас столько пишут о подростковых самоубийствах. Как вовремя заметить суицидальные настроения?

— Я всегда говорю, что подростковый возраст – самый тяжелый период в жизни каждого человека. САМЫЙ! Ни в детстве, ни в старости таких переломов не происходит. Все наваливается одновременно. Взросление, куча психологических проблем, нелюбовь к себе, конфликт со всем миром – с одноклассниками, с учителями, с родителями… Плюс постоянные гормональные проблемы. Полная перестройка организма: сердечно-сосудистая система не успевает обслуживать костно-мышечную.

И симптомы, которые у взрослых являются последствиями сильнейшего стресса, например, сбой менструального цикла, утомляемость, перепады настроения – в подростковом возрасте считаются нормальными издержками роста. Дети утомляются, у них резко падает успеваемость. Часто меняются настроения, интересы и авторитеты. И именно в этот жизненный момент родители начинают жестко прессовать по поводу учебы, учителя пугают контрольными и экзаменами, все рассказывают, что именно сейчас решается его будущее… Не надо всего этого делать.

Я советую проявлять понимание и сочувствие, не истерить по поводу оценок, доверять и дать определенную свободу. Поменьше нравоучений, побольше внимания, поддержки и любви. И помните, что у подростков смысл жизни связан с физиологией, их мозг сейчас больше всего реагирует на внешность. Может, как-то помочь в этом направлении?

Что касается суицидов. Много не самоубийств, а попыток. Попыток, цель которых обратить на себя внимание. Что еще раз говорит о том, насколько внимание и поддержка важны. И тем более страшно, когда человек и не собирался убивать себя, а просто соскользнул с подоконника.

* * *

— Подруга в депрессии, потеряла смысл жизни, потому что выяснилось, что муж ей изменяет. Как ее поддержать? Ей надо решить, продолжать ли отношения.

— Тут главное не надо говорить: «Да разведись ты с этим козлом!» И еще не надо говорить: «Да ничего страшного!» Не надо обесценивать ее проблему. Но постарайтесь показать, что она не одна и имеет полное право принять любое решение. Проявите деликатность: в моменты, когда человеку так тяжело, близкие не могут заменить своим смыслом его потерянный. Не могут заменить своей жизнью его разрушенную. Но могут поддерживать и быть рядом.

* * *

— Я живу, рационализируя все подряд и по-другому не умею. Как отказаться от рациональных целей, чтобы следовать за эмоциями?

— Так бывает и когда эмоциональная сфера подавлена, и наоборот, когда человек гиперчувствительный, тревожный. Чтобы не сойти с ума, ему приходится постоянно себя контролировать. Его рационализация – это попытка удержаться на плаву, защититься от собственных эмоций, от самой жизни. И то, и другое лечится. Идите к психологу.

При подавленности я советую для начала научиться не бояться выражать свои эмоции. Хочется кричать – кричите! Как пела черепаха Тортилла: «Хочешь драться – так дерись!» Не бойтесь выглядеть невоспитанным, конфликтным… Головы бы поотрывать конфликтологам, которые объясняют про культуру конфликта. Подавление эмоций – прямой путь к онкологии. Смысл конфликтов – слить негатив, если этого не происходит, негатив уходит в физиологию. У животных не бывает болезней сердца, потому что у них нет рефлексии, они знают, что в острой ситуации – либо бежать, либо драться. И еще старайтесь доверять положительным эмоциям, желаниям. Делайте то, что хотите, а не то, что надо…

* * *

— Что делать, если у меня тяжело больна мать и вся моя жизнь проходит рядом с ней?

— Я это вижу так: вы жили, искали по мере сил смысл жизни, тут выяснилось, что у вас больная мать и – оп, оказывается искать больше ничего не нужно. Так? Это ведь всегда вопрос выбора, вопрос, соглашаетесь ли вы с тем, что предлагает вам жизнь. Проблему ухода за мамой всегда можно решить, хотя бы на несколько часов в день – есть сиделки. Другой вопрос, что вы будете делать, когда вам не надо будет ухаживать за мамой? Вы знаете? Вернетесь на работу? На какую? Вам нравится ваша работа? Ответьте себе на эти вопросы, и тогда многое станет понятным.

И еще про пожилых мам: психиатры всего мира склоняются к тому, что после определенного возраста, скажем, после 60 лет всем надо пить антидепрессанты.

* * *

— Я люблю свою работу, но она отнимает очень много сил и нервов. Это значит, что надо искать другую?

— Для работодателя – невротик – самый лучший работник. Потому что невротик все время переживает, вдруг опоздает, вдруг что не так, вдруг он работает недостаточно? И зарплату не просит повысить, потому что не уверен в себе.

Все эти поводы для ваших переживаний реальные? Вы уверены? Вполне возможно, что с работой все в порядке, а у вас к ней невротическое отношение. Это как в любви – от нее кто-то становится сильнее, а кто-то страдает и умирает. Не меняйте работу, попытайтесь изменить свое отношение к ней.

* * *

— Все было хорошо, я реализовалась и в работе, и в отношениях. Потом родила ребенка, у него диагностировали тяжелый аутизм. Теперь вся моя жизнь посвящена ему. Я очень его люблю, но периодически теряю смысл жизни. И уж конечно не могу больше получать от нее удовольствие. Что посоветуете делать?

— Сделать все, чтобы не чувствовать себя заложницей – ребенка и ситуации. Если есть какая-то возможность высвободить время, нанять человека, который квалифицированно сможет ухаживать за вашим сыном, проводить с ним время, развивать – сделайте это не сомневаясь. Сделать все, чтобы вы воспринимали сына именно как ребенка, а не как инвалида и больное существо. Лучше проводить с ним 5 минут, но с желанием, чем если он вас раздражает 24 часа в сутки… И обязательно надо что-то решать с вашим чувством вины – это деструктивное чувство и плохой советчик.

* * *

— Правильно я понял, что если кто не получает удовольствие от жизни, то он просто какой-то недообследованый? Ему надо к психологу?

— В общем-то, да. Правильно.

— А правильно ли я понимаю, что все эти поиски смысла жизни – есть поиски любви?

— Спасибо за это достойное завершение лекции и глубокую мысль. Конечно, желание, чтобы тебя любили, правит миром. Даже не с рождения, а с зачатия важно, чтобы мать, которая тебя носит, хотя бы хотела тебя родить. Потому что маленький ребенок хочет, чтобы родители ему физически принадлежали… Как важно, чтобы любовь ощущал подросток, сегодня уже говорили – жизненно-важно! Собственно, вся эта борьба за успех, популярность, красоту, все эти невероятные усилия, пластические операции, инстаграмы, сбор лайков – все это поиски любви… Неудовлетворенность жизнью и есть отсутствие любви. Человек чувствует, что его не любят. Он не понимает, что происходит и думает, что сделать, чтобы меня любили? Вы же уже знаете что? Начать с того, что самому себя полюбить!


Автор:
Михаил Лабковский
Из лекции «Как найти ориентиры, цель и смысл жизни»
Сноб
Разместил: Lotos | 5 октября 2016 | Просмотров: 3143 | Комментариев: 14

 (всего голосов: 1)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  6 октября 2016, 10:37  
"все эти поиски смысла жизни – есть поиски любви? ...желание, чтобы тебя любили, правит миром." - одной лишь любви мало.
Кроме того вопрос еще и в том - ты жаждешь, чтобы тебя любили или ты сам любишь и насколько взаимна ли любовь вообще? И от такой любви часто вырастают эгоисты или духовные рабы.

Вообще поиск смысла жизни это поиск счастья, в котором любовь занимает определенное важное место, но не самое важное.

Впрочем, об этом писал еще Маслоу. В его пирамиде потребностей потребность любови была посередине между безопасностью, едой, здоровьем и поребностью в уважении, развитии и т.п.

P.S. Вообще "Сноб" это такая странная газета, от которой действительно сквозит снобизмом! А снобизм обычно операется на дилетантстве.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  6 октября 2016, 17:30  
Сразу скажу, что не претендую на лавры писателей и философов, то есть людей, которые занимаются поисками смысла жизни профессионально. И не очень-то верю, что его можно обрести рациональным путем.

А ларчик просто открывался. Если психолог не очень верит , что смысл жизни можно обрести рациональным путём , при этом рационально описывает причины проблем , в следствии которых жизнь перестаёт приносить удовольствие , то Сноб самое оно -
слово обнаруживается в 1775—1785 годах как обозначение сапожника или подмастерья сапожника[2]. По одной из версий, это слово позднее стало обозначать простолюдина в широком смысле, а ещё позже простолюдина, подражающего манерам аристократа[2].

" Жизненный ориентир – самореализация."(автор)
Все верно , психолох тоже должен самореализоваться.
Но это уже другая история , под названием социология.
Ник: haldei
Всего публикаций: 4
Всего комментариев: 4
haldei (Участник  4 | 4)  ·  7 октября 2016, 14:09  
Хорошая Статья. Спасибо
Ник: osichnuk
Всего публикаций: 6
Всего комментариев: 405
osichnuk (Участник  6 | 405)  ·  7 октября 2016, 17:57  
Смысл - это порождение думающего ума. Никакого изначального "смысла" реальность не содержит, она просто существует, какая есть. Сопутствующая проблема - цель в жизни. Какая может быть "цель", если результат любой жизни предопределен с точностью в 100%? Пока существует обезьяний ум - он всегда будет заниматься поисками "смыслов" и "целей". А часть обладателей этого ума будет писать на эту тему трактаты.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  7 октября 2016, 21:29  
Смысл - это порождение думающего ума. Никакого изначального "смысла" реальность не содержит, она просто существует, какая есть

osichnuk
А думающий ум , чьё порождение?
Смысл существует не существуя , не являясь борьбой противоположностей , а совокупностью . Реальность туда же приплюсуем , как третью точку определяющую плоскость , такой какая есть))
Вот деление на два всегда создаёт проблемы , в которых даже психологу трудно бывает. На троих - самое То.)
Ник: osichnuk
Всего публикаций: 6
Всего комментариев: 405
osichnuk (Участник  6 | 405)  ·  8 октября 2016, 17:32  
Цитата: Big Cat
А думающий ум , чьё порождение?
Это - тоже вопрос того же порядка. Думающий ум пропадает, когда нет мыслей.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  8 октября 2016, 18:54  
Думающий ум пропадает, когда нет мыслей.

Ага , т.е. думающий и недумающий умы , порождения одного и того же ума.)
Причём не противоречащие друг другу , а определяющие состояния .
Состояния могут существовать , или не существуют?
Аналогично - смыслы могут существовать или не существуют?
Ник: osichnuk
Всего публикаций: 6
Всего комментариев: 405
osichnuk (Участник  6 | 405)  ·  10 октября 2016, 08:35  
Цитата: Big Cat
Состояния могут существовать , или не существуют?
Аналогично - смыслы могут существовать или не существуют?
Все это существует в думающем уме. Да и само понятие "существует" - это тоже только движение мысли.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  10 октября 2016, 20:40  
Да и само понятие "существует" - это тоже только движение мысли.

Отлично )
А вот это-
Никакого изначального "смысла" реальность не содержит, она просто существует, какая есть
,
Как можете утверждать что не содержит и тАковая реальность ,это не просто мысль в голове , нечто другое ?
Ммм?

))))
Ник: osichnuk
Всего публикаций: 6
Всего комментариев: 405
osichnuk (Участник  6 | 405)  ·  12 октября 2016, 19:20  
Цитата: Big Cat
Как можете утверждать что не содержит и тАковая реальность ,это не просто мысль в голове , нечто другое ?
Ммм?

Переведите, если не трудно.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  12 октября 2016, 20:14  
При утверждении о смыслах и о реальности , вы используете мысли или что-то другое?

Вы упорно не замечаете, что отсутствие-присутствие смысла , являются одним и тем же - Мыслью. Как и сама реальность , изначальная и не очень :)
Ник: osichnuk
Всего публикаций: 6
Всего комментариев: 405
osichnuk (Участник  6 | 405)  ·  13 октября 2016, 18:55  
Цитата: Big Cat
Вы упорно не замечаете, что отсутствие-присутствие смысла , являются одним и тем же - Мыслью. Как и сама реальность , изначальная и не очень
А почему я этого не замечаю, с чего такой вывод? Все бытие - это движение сознания, в виде мыслей.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  13 октября 2016, 19:38  
это движение сознания, в виде мыслей.

Если всё есть как движение мысли , то почему целям и смыслам должно быть отказано ?
Наверное в школу ходили , с целью научиться читать - писать , итд

Никакого изначального "смысла" реальность не содержит, она просто существует, какая есть

Сама реальность и создаёт то , на что сама смотрит. Нет никакой другой реальности без её самоотражения)

А почему я этого не замечаю?

Не знаю почему не замечаете.
Ник: Кузнец
Всего публикаций: 3
Всего комментариев: 33
Кузнец (Участник  3 | 33)  ·  8 ноября 2016, 22:39  
ЖИЗНЬ сама по себе, во всем многообразии форм и проявлений, как известных так и неведомых, является и целью и смыслом существования ВСЕГО. Поиск смысла жизни подобен плаванию в океане в поисках самой океанской воды в океане.

Смотрите также:

Когда были проанализированы самые часто встречающиеся вопросы в Интернете, то выяснилось, что у людей больше всего вопросов о смысле жизни: зачем мы живем, каков смысл человеческой жизни? Религии, философские и духовные учения, искусство, художественная литература всегда обращали огромное внимание на проблему смысла человеческой жизни, исследовали ее самые глубинные стороны....
Читать далее >>>
Вам наверняка знакомо это чувство: нужно работать, делать дела, а вы бессмысленно ползаете по интернету (телевизору, книгам), ища неизвестно что… И даже мысли о работе как будто блокируются чем-то. Отчего ВСЕ-ТАКИ это происходит? И что с этим ДЕЛАТЬ? Я расскажу вам свой способ....
Читать далее >>>
Говорят, что от желаний сплошные проблемы. Возможно, это и так, но если желаний нет – проблем еще больше. Потому что без желаний жизнь лишается всякого смысла и всякой цели. Поэтому лучше, чтобы желания были. А чтобы желания были, надо о них думать. Вообще, распространено мнение, что если у человека есть желание, то он и так это знает. Но по своему опыту я могу сказать, что это вовсе не так!...
Читать далее >>>
Некоторые родители не могут оценить роль психолога в школе. Им кажется, что школьники находятся под постоянным присмотром учителей, которые смогут решить все проблемы. Однако не всегда учителя школы могут найти правильный подход к ребенку. Поэтому психолог в любой школе нужен. Психолог в школе решает все психологические задачи. Эти задачи могут касаться учеников и коллектива учителей,...
Читать далее >>>
Частая картина из жизни: мама, папа, а между ними ребенок, который становится способом манипулирования в семье. В таком случае страдает ребенок, так как он не получает внимание от родителей, а только является “мнимым” стабилизатором отношений взрослых. Есть еще один вариант: мама, папа, а ребенок живет как бы с ними, но сам по себе. Родители каждый сам по себе, соответственно ребенок в таком...
Читать далее >>>
Самый распространенный вопрос, который мне задают клиенты:" Как с этим бороться?" Всем кажется, что вот, найдя источник проблемы, сейчас его надо быстренько побороть и все станет хорошо. Когда я отвечаю, что не надо ни с чем бороться, надо это принимать и научиться с этим жить, а борьбе с собой ни к чему хорошему не приведет, я вижу разочарование в глазах и слышу вопрос: "А как же...
Читать далее >>>
«Мне нужен пинок», «Мне не хватает воли», «Меня не воспитали быть деятельным человеком» - подобные жалобы встречаются очень часто. Фактически, общий их смысл сводится к следующему: «Я недостаточно воспитан и мне нужно, чтобы кто-нибудь меня воспитал». Здесь есть две новости – плохая и хорошая. Плохая – вряд ли кто-нибудь займется вашим воспитанием, если вы уже более-менее взрослый (или ребенок,...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100