|
Зависть. ОсмыслениеЮрий Карлович Олеша, со слов Довлатова, «именуемый в дальнейшем «Юра», в 1927 году написал свой лучший и самый честный роман, назвав его «Зависть». Нервный юноша попадает под крыло советского функционера от пищевой промышленности — племенного быка-производителя со здоровыми рефлексами. Очень рекомендую, хотя на самом деле речь там не о зависти, а о присущем рефлексивному интеллигенту чувству разочарования от невозможности слиться с широкими массами трудящихся и обрести в этом покой. Юрий Карлович это разочарование топил в водке всю свою жизнь. А вот зависть как явление меня очень интересует.
Зависть находится в одной группе с самыми постыдными человеческими пороками, верно? Помимо педофилии, инцеста и других страшных изъянов есть категория грехов, в которых человека просто невозможно заставить признаться. Например, в том, что он только что проснулся. Или в том, что позавидовал кому-то. Откуда берется этот запрет? Полагаю, это вопрос воспитания. Зависть рождается в момент, когда нам приводят в пример детсадовца Сережу, который опередил нас в вопросе застилки кровати или завязывания шнурков. Вечно оказывается, что какие-то идиоты лучше знают алфавит или шпарят наизусть «Бородино». Таким образом рождается ощущение чужих успехов как собственного унижения. Запрет настолько силен, что мы даже сами себе боимся признаться в этом и строим высокие внутренние заборы, за которыми прячем нехорошее чувство. ![]() Правило гласит: необоснованного раздражения не существует. Человек, которому хочется втащить (пользуясь словарем моего любимого сериала), обладает качествами, которые мы сами не прочь иметь, да мама запретила. Возможно, он свободнее нас и живет так, как ему вздумается. Или состоятельней, или красивей. Возможно даже, он умер и похоронен на престижном кладбище – у зависти много лиц, и некоторые из них вполне гротескны. Если завидовать мы запретили себе на сознательном уровне, зависть уходит вглубь, как чесоточный клещ, но зуд от этого не исчезает. «Он меня бесит, но почему – ума не приложу». Рационализация зависти обычно заставляет искать и находить некие разумные объяснения как своим эмоциям, так и успехам тех, кому завидуешь: «этому козлу просто повезло», «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». ![]() Признаваясь в зависти, мы тем самым раним собственную самооценку, а это болезненный процесс, и заживает рана очень плохо. Куда удобней считать, что чужие успехи совершенно незаслуженны, а нам просто хронически не прет. Каждый раз ловя себя на том, что вас раздражает тот или иной человек, попробуйте пройтись с фонарем по чердаку своего сознания: не сидит ли там чумазый бес зависти? В недавнем прошлом, когда существовали сословные различия, зависти на планете было куда меньше: человек, родившийся в семье трубочиста, не имел ни одного шанса стать виконтом. Не говоря о том, что у трубочиста он родился по воле Божьей, с которой спорить не станешь. Конюх, завидующий общественному положению графа, никогда бы в этом не признался – чтобы окружающие не подумали, что он спятил от тяжелого труда. Даже Геркулес, будучи сыном Зевса и совершив свои легендарные подвиги, все равно остался полубогом. «Мещанин во дворянстве» был написан именно с целью высмеять попытки мещан пробить эту стену, которая и до, и после Мольера представлялась людям непреодолимой. ![]() Ну, графом не станешь все равно, зато кому это теперь нужно? Морока одна. Лишь когда люди стали смотреть друг на друга как на равных, феномен зависти сильно вырос в размерах. Известно, что завидуют только тем, на чьем месте могут себя вообразить. Поэтому у зависти имеются нюансы, связанные с социальными предрассудками: никто не будет завидовать одинокому бездомному. А ведь он, если отвлечься от стереотипов, является образцом человека, свободного от социальных установок и общественных ограничений. Впрочем, не в нашем климате. Психологи считают, что завидуем мы не столько материальным ценностям или успехам, сколько эмоциям, с ними связанным. Грубо говоря, мужчина в «Феррари» так крут потому, что мы воображаем его ощущения за рулем суперкара, но не далее. О ценах на запчасти, техобслуживание и хранение этого авто мы знать не хотим. Как и о том, что у красавицы на соседнем сиденьи вполне может оказаться храп, склочный характер и большие денежные аппетиты. Но мужчины смотрятся отменно в обеих – и это все, что нас волнует. Необходимость вкалывать изо дня в день и нести ответственность за тысячи людей плохо укладывается в схему наших житейских интересов и вообще никак не стыкуется с результатом в виде костюма Бриони и дорогих часов. ![]() Мы, люди северного полушария, с тех пор, как решили проблемы выживания в суровом климате, принялись завидовать и лениться. Удовлетворение двух этих демонов заставляет нас без конца изобретать и трудиться. Правда, человек – удивительное животное, не способное к логике? Нам постоянно необходимы приспособления, облегчающие труд и образование большего, чем у соседа, остатка на банковском счете. А все потому, что кругом люди и многие из них вызывают у нас комплекс неполноценности. Зависть – штука разнообразная, и люди даже научились ее классифицировать. Черная заставляет человека желать другому погибели, чтобы поправить ушибленную самооценку. Пусть бы сдох, только с глаз долой. А помните притчу о человеке, которому предложили исполнить любое желание с условием, что соседу будет дано вдвое больше? Он пожелал лишиться глаза – отличная иллюстрация психологии человека, испорченного извращенной моралью советского разлива, например. Белая является более продуктивной, потому что не несет в себе негативного заряда. Объекту зависти достаточно стараться подражать. Желать походить на него, чтобы достичь таких же успехов. Она может стать и источником конкуренции, а конкуренция – безусловно полезная вещь. Бывает еще депрессивная, самая бессмысленная из всех. В этом случае человек ложится и гниет, осознавая свое полное и бесповоротное несовершенство по сравнению с объектом зависти. ![]() Человек, не способный справиться с этим червем, надолго становится горьким, разочаровавшимся нытиком или подозрительным типом, уверенным в том, что весь мир состоит в заговоре с целью сделать его несчастным. От таких людей хочется уйти на безопасную дистанцию в несколько километров. Если подытожить, то в зависти нет ничего экстраординарного, если она не превращается в идею фикс. С ее помощью можно добиться того, чего никогда не добьется человек, живущий среди благородных идальго, презирающих преуспеяние. Племя амазонских дикарей, где положение в обществе определяется длиной пениса, никогда не изобретет двигателя внутреннего сгорания. Да что там, даже простейшего колеса. Так что завидуйте, если есть охота, но выбирайте верную разновидность зависти. Источник: Коля Сулима Метрополь Разместил: Lotos | 24 декабря 2015 | Просмотров: 5163 | Комментариев: 2
(всего голосов: 0) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Зависть – сильнейшее чувство, блокирующее наше развитие, не дающее нам увидеть мир во всей его красоте, чистоте и искренности. Многие никогда не могут признать в себе это чувство, так как принятие его в себе автоматически проявляет на свет все скрытые мощные элементы больного Эго. Сказать: «Я тебе завидую!», это равносильно выстрелу в самого себя. Эгоистичные люди всегда маскируют свою зависть,...
Читать далее >>> Зависть как «культурный» элемент, поведенческий паттерн, эмоциональный механизм и социальный атрибут, существует давно. Но только в нынешнюю эпоху усреднённой интеллектуальности и тщеславной значимости, зависть часто оправдывается сменой окраски – белая зависть, или вообще, не скрываясь под одеяниями неуверенной в себе личности, изливается в астральное поле человеческого опыта и существования....
Читать далее >>> В зависимости от того, сколько мы не дополучили любви в детстве от своих родителей и в первую очередь от матери, такой уровень нелюбви к себе в нас и присутствует. В результате заниженная самооценка и завышенное эго, которое пытается не показать всем, какие мы хорошие, а доказать это. Мы пытаемся убедить в этом весь мир, завоевать любовь всего мира к нам. Но завоевание – это насилие. Мы тем самым...
Читать далее >>> Ведическая культура подразумевает деление общества на 4 сословия: брахманы (интеллектуалы), кшатрии (управленцы), вайшьи (бизнесмены) и шудры (разнорабочие), – высшим и самым уважаемым из которых является сословие брахманов. Поэтому многие люди, – в особенности духовные наставники, последователи Вед и авторы различных курсов по ведическим дисциплинам, – пытаются причислить себя к брахманам....
Читать далее >>> В нашем мире всё имеет начало и конец, но согласно закона Цикличности, конец цикла является в свою очередь началом нового цикла. Тоже самое относится и к цивилизациям. Они рождаются, взрослеют, развиваются, стареют и гибнут и на останках погибшей цивилизации зарождается новая. "Смерть старца даёт жизнь ребенку и обеспечивает его жизненной силой."(Фулканелли "Философские обители"). Но что...
Читать далее >>> Вы когда-нибудь задавались вопросом: "Я сейчас живу той жизнью, о которой я мечтала или живу той жизнью, которой я не хочу жить, но себе создаю иллюзию, что это именно та жизнь?" Наверняка, вы задавались таким вопросом, а если нет, то задайте этот вопрос себе прямо сейчас. Теперь, когда вы задали себе этот вопрос, то опишите те чувства, которые вы испытали, когда задались этим вопросом. Может...
Читать далее >>> Времени нет. Его никогда не было. Есть пространство, в котором существуют люди. Они существуют в нем по каким-то причинам. Когда причин прибывать в этом пространстве уже не остается — человек переносится в другое — это смерть. Наше время принято связывать с солнцем, временами года и т. п. Но это не есть обозначение существования времени. Это циклы....
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос
![]() Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|