Эзотера > Зависть. Осмысление
Зависть. Осмысление24 декабря 2015. Разместил: Lotos |
Юрий Карлович Олеша, со слов Довлатова, «именуемый в дальнейшем «Юра», в 1927 году написал свой лучший и самый честный роман, назвав его «Зависть». Нервный юноша попадает под крыло советского функционера от пищевой промышленности — племенного быка-производителя со здоровыми рефлексами. Очень рекомендую, хотя на самом деле речь там не о зависти, а о присущем рефлексивному интеллигенту чувству разочарования от невозможности слиться с широкими массами трудящихся и обрести в этом покой. Юрий Карлович это разочарование топил в водке всю свою жизнь. А вот зависть как явление меня очень интересует.
Зависть находится в одной группе с самыми постыдными человеческими пороками, верно? Помимо педофилии, инцеста и других страшных изъянов есть категория грехов, в которых человека просто невозможно заставить признаться. Например, в том, что он только что проснулся. Или в том, что позавидовал кому-то. Откуда берется этот запрет? Полагаю, это вопрос воспитания. Зависть рождается в момент, когда нам приводят в пример детсадовца Сережу, который опередил нас в вопросе застилки кровати или завязывания шнурков. Вечно оказывается, что какие-то идиоты лучше знают алфавит или шпарят наизусть «Бородино». Таким образом рождается ощущение чужих успехов как собственного унижения. Запрет настолько силен, что мы даже сами себе боимся признаться в этом и строим высокие внутренние заборы, за которыми прячем нехорошее чувство. ![]() Правило гласит: необоснованного раздражения не существует. Человек, которому хочется втащить (пользуясь словарем моего любимого сериала), обладает качествами, которые мы сами не прочь иметь, да мама запретила. Возможно, он свободнее нас и живет так, как ему вздумается. Или состоятельней, или красивей. Возможно даже, он умер и похоронен на престижном кладбище – у зависти много лиц, и некоторые из них вполне гротескны. Если завидовать мы запретили себе на сознательном уровне, зависть уходит вглубь, как чесоточный клещ, но зуд от этого не исчезает. «Он меня бесит, но почему – ума не приложу». Рационализация зависти обычно заставляет искать и находить некие разумные объяснения как своим эмоциям, так и успехам тех, кому завидуешь: «этому козлу просто повезло», «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». ![]() Признаваясь в зависти, мы тем самым раним собственную самооценку, а это болезненный процесс, и заживает рана очень плохо. Куда удобней считать, что чужие успехи совершенно незаслуженны, а нам просто хронически не прет. Каждый раз ловя себя на том, что вас раздражает тот или иной человек, попробуйте пройтись с фонарем по чердаку своего сознания: не сидит ли там чумазый бес зависти? В недавнем прошлом, когда существовали сословные различия, зависти на планете было куда меньше: человек, родившийся в семье трубочиста, не имел ни одного шанса стать виконтом. Не говоря о том, что у трубочиста он родился по воле Божьей, с которой спорить не станешь. Конюх, завидующий общественному положению графа, никогда бы в этом не признался – чтобы окружающие не подумали, что он спятил от тяжелого труда. Даже Геркулес, будучи сыном Зевса и совершив свои легендарные подвиги, все равно остался полубогом. «Мещанин во дворянстве» был написан именно с целью высмеять попытки мещан пробить эту стену, которая и до, и после Мольера представлялась людям непреодолимой. ![]() Ну, графом не станешь все равно, зато кому это теперь нужно? Морока одна. Лишь когда люди стали смотреть друг на друга как на равных, феномен зависти сильно вырос в размерах. Известно, что завидуют только тем, на чьем месте могут себя вообразить. Поэтому у зависти имеются нюансы, связанные с социальными предрассудками: никто не будет завидовать одинокому бездомному. А ведь он, если отвлечься от стереотипов, является образцом человека, свободного от социальных установок и общественных ограничений. Впрочем, не в нашем климате. Психологи считают, что завидуем мы не столько материальным ценностям или успехам, сколько эмоциям, с ними связанным. Грубо говоря, мужчина в «Феррари» так крут потому, что мы воображаем его ощущения за рулем суперкара, но не далее. О ценах на запчасти, техобслуживание и хранение этого авто мы знать не хотим. Как и о том, что у красавицы на соседнем сиденьи вполне может оказаться храп, склочный характер и большие денежные аппетиты. Но мужчины смотрятся отменно в обеих – и это все, что нас волнует. Необходимость вкалывать изо дня в день и нести ответственность за тысячи людей плохо укладывается в схему наших житейских интересов и вообще никак не стыкуется с результатом в виде костюма Бриони и дорогих часов. ![]() Мы, люди северного полушария, с тех пор, как решили проблемы выживания в суровом климате, принялись завидовать и лениться. Удовлетворение двух этих демонов заставляет нас без конца изобретать и трудиться. Правда, человек – удивительное животное, не способное к логике? Нам постоянно необходимы приспособления, облегчающие труд и образование большего, чем у соседа, остатка на банковском счете. А все потому, что кругом люди и многие из них вызывают у нас комплекс неполноценности. Зависть – штука разнообразная, и люди даже научились ее классифицировать. Черная заставляет человека желать другому погибели, чтобы поправить ушибленную самооценку. Пусть бы сдох, только с глаз долой. А помните притчу о человеке, которому предложили исполнить любое желание с условием, что соседу будет дано вдвое больше? Он пожелал лишиться глаза – отличная иллюстрация психологии человека, испорченного извращенной моралью советского разлива, например. Белая является более продуктивной, потому что не несет в себе негативного заряда. Объекту зависти достаточно стараться подражать. Желать походить на него, чтобы достичь таких же успехов. Она может стать и источником конкуренции, а конкуренция – безусловно полезная вещь. Бывает еще депрессивная, самая бессмысленная из всех. В этом случае человек ложится и гниет, осознавая свое полное и бесповоротное несовершенство по сравнению с объектом зависти. ![]() Человек, не способный справиться с этим червем, надолго становится горьким, разочаровавшимся нытиком или подозрительным типом, уверенным в том, что весь мир состоит в заговоре с целью сделать его несчастным. От таких людей хочется уйти на безопасную дистанцию в несколько километров. Если подытожить, то в зависти нет ничего экстраординарного, если она не превращается в идею фикс. С ее помощью можно добиться того, чего никогда не добьется человек, живущий среди благородных идальго, презирающих преуспеяние. Племя амазонских дикарей, где положение в обществе определяется длиной пениса, никогда не изобретет двигателя внутреннего сгорания. Да что там, даже простейшего колеса. Так что завидуйте, если есть охота, но выбирайте верную разновидность зависти. Источник: Коля Сулима Метрополь |