Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

И в Отца, и в Сына, и в сглаз, и в чох...

| Еще
За четверть века, прошедшую с начала 90-х годов, в России резко выросла религиозность. Её можно понимать как процент граждан, причисляющих себя к той или иной религии, как роль этих самых религий во всех областях общественной жизни, или как-то ещё, но мнение практически всех — и экспертов, и журналистов, и простых граждан — будет однозначным. Мы стали более религиозными. Кажется, и спорить не о чем. Численность верующих согласно социологическим исследованиям неуклонно растёт. Иерархи православной церкви и служители других религий чуть ли не впрямую указывают обществу репертуар театров и кино, допустимое содержание книг, выставок, школьной и вузовской программы. Религия проникла всюду: в космос, в спорт, в политику. Короче, в России религия победила атеизм. Никто особо даже и не спорит.

Однако так ли это? Не будем поддаваться общему мнению, что эта победа очевидна, а обратим внимание на скромное социологическое исследование, проведённое в ИСПИ РАН ещё десять лет назад (Локосов В.В., Синелина Ю.Ю. «Религиозная ситуация в Ярославской области»). В эти годы религиозность в нашей стране уже расцвела, а в качестве места исследования были выбраны не столицы или мегаполисы, «продвинутые» и вместе с тем внимательно отслеживающие тенденции, а типичная среднероссийская Ярославская область.

К работе своей социологи подошли весьма ответственно. Тщательно выверенная выборка, аккуратный социально-демографический блок и грамотное разбиение респондентов на группы по отношению к религии. Так что специалистам эти результаты могли бы быть весьма интересны, даже если бы по какой-то злой воле из данных пропала сама тема работы — настолько хорошо представлен в материалах «срез» общества. Но, разумеется, в исследовании раскрыт и главный его вопрос — связь отношения к религии с суеверным поведением.

И полученные результаты, оказывается, могут представлять быть интерес не только для высокопрофессиональных социологов (которых в России, мне кажется, пора заносить в Красную книгу), но и для нас, простых смертных. Чтобы понять, почему, посмотрим на них повнимательнее.

Прежде всего, следует отметить, что исследователи рассматривали в качестве верующих только православных, поскольку последователей других религий в сумме набралось не более 5%, а считать что-либо содержательное на таких данных совершенно неприлично. Затем все оставшиеся респонденты (православные и неверующие) были распределены на шесть типологических групп по уровню близости к церкви: воцерковленные, полувоцерковленные, новички, невоцерковленные, нулевая группа (верующие, никак не связанные с церковью). Сделано это было грамотно, вовсе не на основании заявлений респондентов, а по совокупности данных, которые они о себе сообщали. Неверующие, естественно, также были выделены в отдельную типологическую группу.

Попробуем, не заглядывая далее в исследование, предсказать (только ни в коем случае не гадая, а рассуждая!), какие уровни распространённости суеверий можно ожидать в каждой из групп.

Итак, воцерковленные и полувоцерковленные граждане, безусловно, должны соблюдать, соответственно, все или основные требования церкви. А уж ко всякого рода суевериям церковь всегда относилась отрицательно. Следовательно, в этих двух группах распространённость суеверий будет самой низкой. Ну, скажем, по 5% от среднего уровня — типичный уровень допустимой ошибки в различных статистических выкладках.

С другой стороны, среди новичков и «нулевиков» суеверия должны быть более популярны, чем в среднем. Эти люди обладают склонностью к мистицизму (иначе, зачем бы их понесло в церковь?) и, с другой стороны, недостаточно интегрированы в церковную жизнь, чтобы отбросить всю эту «мирскую суету». Скажем, что их суеверность должна быть раза в два выше средней.

У атеистов никакой особой склонности к суевериям быть не должно, но ничто и не запрещает неверующему в бога быть суеверным в быту. Значит, уровень суеверности здесь должен быть каким-то средним. То же касается и невоцерковленных верующих, у которых две тенденции — мистическое сознание и церковный запрет — по идее должны примерно уравновесить друг друга.

Ну а теперь сравним результат предсказаний с тем, что получили исследователи. Ну, скажем, на примере веры в приметы. Выкладки наши показаны на рисунке синим. Средний процент тех, кто боится встреч с чёрными кошками и стучит по дереву, чтобы не сглазить, оказался равен 28. Это значит, что мы могли бы ожидать примерно по 1% таких людей среди воцерковленных до разной степени, 56% среди неофитов и не общающихся с церковью православных и по 28% среди атеистов и невоцерковленных.

И в Отца, и в Сына, и в сглаз, и в чох...

Но ничего подобного! Наши выкладки оказались чем-то вроде гадания на кофейной гуще! По результатам исследования, чем больше степень воцерковленности, тем выше доля верящих в приметы (показаны красным). И почти все эти доли выше средней. Ниже среднего — лишь уровень веры в приметы со стороны «нулевой» группы верующих и атеистов. Та же картина наблюдается и по отношению к другим типам суеверий. В целом ситуация проиллюстрирована ниже: затемнение на диаграмме показывает «инфицированность» суевериями (как упомянуто выше, другие религии не рассматривались в исследовании, так как были слабо представлены в выборке). Что же не так в наших рассуждениях?

Получается, что близость к церкви, к её учению, её канонам и наказам всяческих святых отцов вовсе не избавляет человека от трепетного отношения к суевериям. Типичный верующий — верующий якобы глубоко и основательно — тем не менее, не готов положиться полностью на волю своего Бога. Пожелайте ему удачи — может, он и ответит: «Всё в руках Божьих». Но «беса» отгонит не крестным знамением, а плевком через левое плечо, а в ботинок положит языческую «счастливую» монетку.

Лучше всего об этом сказали фантасты, пишущие под псевдонимом Генри Лайон Олди, в своём романе «Кукольных дел мастер» из серии «Ойкумены», характеризуя одну героиню второго плана, Пастушку:
«Она и дома… отличалась религиозностью. Вместе с матерью регулярно посещала церковь. Постилась, молилась перед едой и на ночь. В нюансы веры девушка не вникала. Есть высшая сила, за ней право решать. Добрым — рай, злым — ад… Весной плетут венки и бросают на реку. Если прочитать молитву с душевной искренностью, вода принесёт венок суженому. Духа-искусителя гонят веником из ольхи.»

Детская наивность этой каши из мистических воззрений не помешала Пастушке стать лидером жесточайшей секты и безжалостно уничтожать отступников — благо, биологическая сущность этому помогала — к ужасу местного священника отца Авеля, идеи, из проповедей которого, Пастушка без проблем вплела в идеологию созданной секты.

Вот и в сознании многих современных православных божественная сила выступает лишь как одна — пусть главная, пусть добрая, пусть правильная, но лишь одна из мистических составляющих этого мира. В их мироощущении нет внутреннего единства, лишь мистическая каша. И по мере углубления в церковную жизнь, эта каша не исчезает — более того, часто воцерковляются именно носители этого эклектического мистицизма. Напоказ церковь гордится своими успехами. Но невозможно сказать, понимают ли иерархи, что, к примеру, массовое поклонение «святым предметам» типа Пояса Богородицы — это не духовный подъем, а стремление получить помощь от магического артефакта. Да ещё такого мощного. Да ещё бесплатно.

Но даже если понимают, дороги назад у них нет. Единственный путь побороть всю эту мистическую муть — это воспитание в людях рационалистического мышления. А оно неизбежно ведёт к отказу от религии.

Так что неверно говорить, что религия победила атеизм. Побеждены в нашей стране были и отступили далеко назад разум и здравый смысл. Плоды этого мы все уже пожинаем и продолжим пожинать. Все, включая и иерархов церкви.

Отцу Авелю из книги повезло, как и многим людям из секты. Спасение пришло в лице главных героев, которые по определению не могут потерпеть неудачу. Удастся ли спастись нам, когда взращённое мракобесие начнёт править в стране бал, уже не обращая внимания на тех, кто его породил?


Источник:
scisne.net
Разместил: Lotos | 16 декабря 2015 | Просмотров: 2035 | Комментариев: 3

 (всего голосов: 1)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Гертруда
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 580
Гертруда (Участник  0 | 580)  ·  16 декабря 2015, 21:56  
Я так понимаю, что автор изучает статистику исключительно для того, чтобы начать трястись от страха: "удастся ли спастись нам?". Думаю, что 27% спасутся. Примерно 34% помучаются, но потом всё-таки спасутся. Остальных 39% - Бог спасет.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  16 декабря 2015, 23:14  
Единственный путь побороть всю эту мистическую муть — это воспитание в людях рационалистического мышления.

Удастся ли спастись нам, когда взращённое мракобесие начнёт править в стране бал, уже не обращая внимания на тех, кто его породил?


Страхи рационального мышления ни чем не замещаются. Вот в чём проблема )
Ник: Comrade Suhoff
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 632
Comrade Suhoff (Участник  0 | 632)  ·  24 декабря 2015, 07:43  
"Единственный путь побороть всю эту мистическую муть — это воспитание в людях рационалистического мышления."
А ради чего автору так надо побАрывать эту муть? И что такое "рационалистического мышление"?
Или это реклама того романа?

Смотрите также:

Несмотря на прошедшие с момента легализации религии в СССР 20 с лишним лет, процесс воцерковления жителей России продвигается черепашьим темпом. Большой процент опрошенных даже не верят в Бога или верят в некую высшую силу, при этом называя себя православными. Люди не прониклись религиозностью, в большинстве своем не знают даже основ вероучения. Таков общий вывод по результатам исследования...
Читать далее >>>
Исследование Pew Research Center позволило выделить основные черты современной религиозной жизни в США. Как оказалось, большинство современных американцев придерживаются отнюдь не догматических воззрений: к примеру, большинство верующих считают, что не только их религия единственно правильная....
Читать далее >>>
Количество верующих в Бога среди профессоров и научных работников значительно меньше, чем среди обычного населения. По мнению известного своими нестандартными взглядами профессора психологии Ричарда Линна из Ольстерского университета, это можно объяснить лишь тем, что ученые обладают более высоким уровнем интеллекта. По словам Линна, существует прямая зависимость между уровнем интеллекта и...
Читать далее >>>
После угара перестройки российское общество потянулось к Богу. Количество приходов традиционных и не очень для России церквей росло на глазах. Одни, как Русская Православная Церковь, все время были на виду, другие не афишировали своей деятельности. Российские протестанты относились ко второй категории, что не помешало им стать сегодня самой быстро растущей конфессиональной общностью страны....
Читать далее >>>
Все уверения процерковно настроенных общественных деятелей, клерикальных кругов в неодолимом тяготении России к религии вообще и православию в частности, все заигрывания власти с церковью, создающие иллюзию повсеместного "возврата страны в лоно традиционной религии" – показывают свою несостоятельность, как только тем или иным образом сталкиваются с жизнью, и как только выявляется реальное...
Читать далее >>>
Среди ученых есть религиозные люди, причем немало. По данным проведенного в 1997 году опроса, доля верующих среди американских ученых приближается к 40% (во взрослом населении страны в целом она, по разным оценкам, составляет 80-90%). Как правило, они не видят противоречий между своей религией и профессиональной работой. Некоторые из них даже пытаются убедить широкую публику в том, что религия и...
Читать далее >>>
«Почему вера стоит денег?» — плакаты с таким вопросом в марте 2016 года появились на городских автобусах Копенгагена. Рекламную кампанию с призывом покидать лютеранскую церковь запустило по всей стране Датское общество атеистов. Главным аргументом стало то, что среднестатистический датчанин за свою жизнь отдает церкви почти 18 тысяч евро. Церковный налог (kirkeskat) начисляется автоматически...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100