Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Ошибки во время медитации на ясный свет

| Еще
Ошибки во время медитации на ясный светДиалог между Кармаваджрой, наставником школы Ньингма Лхобрагом Кхенченом,
и Бодхисаттвой Ваджрапани, имевший место в присутствии Чже Цонкапы в Лхо Браге в 1396 году.
Отрывок из текста «Ожерелье нектаров, дающих высшее исцеление»


Кармаваджра спросил: «Можно ли совершить ошибку во время медитации на ясный свет? Или нет?»

Ваджрапани сказал: «Твой вопрос необычайно хорош! Того, кто не достиг понимания, подстерегают ошибки. Я разъясню четыре положения: характер ошибки, признак ошибки, ее порочностъ, и плоды ошибки. Характер ошибки в отношении сущности таков: в целом, то, что мы называем «сущностью», есть изначально чистая пустота естественного состояния внутреннего самоосознавания (rang-gi rig-pa), свободная от воздействия внешнего многосложного сознания (shes-pa bcos-lhad), в которой нет ничего (внутренне) установленного. Когда человек пытается созерцать пустоту как таковую (strong-pa nyid), а не сосредотачивается лишь на этом отсутствии свойств, он совершает ошибку отрицания (истинной) пустоты, поскольку продолжает цепляться умом за пустоту (как за объект).

Признаком этой ошибки служат следующие мысли: «Наверху нет Будды, внизу нет ада, несуществование всего и есть пустота». Порочность этой ошибки такова: тот, кто полагает, что «все пустотно», в лучшем случае отказывается от всякой религиозной практики, то есть от преданности, очищения восприятия, принятия прибежища, духовности помыслов, любви и сострадания, и погружается в заботы этой жизни, а в худшем - оскверняет свою практику греховными действиями. Тому, кто так извращает истину, место только в ваджрном аду. Подобные ложные деяния принесут следующие плоды поскольку такой человек презрел истину о добродетели, то в лучшем случае он станет последователем тех, кто придерживается крайних воззрений, а в худшем, презрев закон причинности, попадет в океан страданий. Кармаваджра! Многие утверждают, что постигли пустоту, но мало кто действительно постиг абсолютную реальность в ее истинном виде (don-dam-pa'i gnas-lung)!

Кармаваджра! Есть также четыре ошибки в отношении природы. Прежде всего расскажу о характере ошибки. Осознавание (rig-pa), которое есть самосияние пустоты (strong-pai rang-mdangs) проявляется как (божественное) тело (sku) и мудрость (ye-shes). В теле нет (самосущих) лица и рук. В мудрости нет (самосущих) цвета и признаков. Все это лишь самопроявление сияния пустоты, единства ясного света и пустоты (gsal-stong dbyer-med). Тог же, кто не понимает неделимого взаимопроникающего единства ясности и пустоты (gsal-stong zung-'jug), ошибочно принимает осознавание за проявление (snag-ba). Признаком этой ошиб­ки служит то, что все учения Дхармы воспринимаются раздельно (т.е. не связанными друг с другом). Ум такого человека, сколько ни обучай его Дхарме в ее единстве, не может ее осознать.

Порочность этой ошибки в том, что человек принимает всякую видимость (snang-ba) за субстанционально существующую (dngos-po can) и не желает приступать ни к какой из практик Дхармы. Поверив словам, излагающим различные философские теории, он сходит с пути к просветлению. Подобный человек никоим образом не сможет достичь освобождения, поскольку привязан к видимостям. Вот плод этой ошибки: из-за привязанности к внешнему проявлению ясного света он перерождается в мире форм, не зная о своем внутреннем ясном свете, единстве ясности и пустоты. Он впал в одну из крайностей и лишен возможности достичь освобождения. Кармаваджра! Многие утверждают, что постигли ясный свет, но немногие культивируют постижение взаимопроникающего единства ясности и пустоты!

Кармаваджра! Есть также четыре ошибки в отношении сострадания. Характер ошибки таков: концептуальная мысль (rnam.rtog), возникающая как одна из многих, а не в качестве лучезарного по природе ясного пустотного осознавания, каким бы путем она ни возникала, никогда не превзойдет осознавание-пустотность (rig-stong). Человек, который этого не понимает, ошибочно принимает осознавание за пустоту. Признаком этой ошибки служит его чрезмерное увлечение деяниями тела, речи и ума в этой жизни. Порочность этой ошибки заключается в том, что, полагая, будто концептуальная мысль (rtog-pa) не возникает в Дхармакае, такой человек ловит все возникающее в сеть концептуальной мысли; он становится высокомерным, и добродетельные проявления его ума теряют свою силу.

Поскольку в результате он уделяет особое внимание удовлетворению дурных инстинктов (bag-chags), то достигает лишь (цели) этой жизни. Он связывает себя цепями двойственности, подозрений и сомнений. Плод этой ошибки состоит в том, что, не ведая ошибочности концептуальной мысли, такой человек бывает побежден своими инстинктами. Не ведая порочности причинных связей, он заканчивает жизнь на пути сомнений и после смерти вновь погружается в сумятицу трех миров. Кармаваджра! Многие утверждают, что не имеют концептуальных мыслей, но лишь немногие понимают критерии самоосвобождения (в момент возникновения) (shar-grol)».

Я, Кармаваджра, спросил: «Глупо совершать эти три ошибки, но как же их избежать?»

Владыка Тайны сказал: «Кармаваджра! Эта пустота реальности осознавания (rig-pa'i ngo-bo stong-pa) никем не сотворена, не имеет ни причин, ни условий, но существует изначально. Не пытайся «создать» пустоту, но просто сосредоточься на ее собственной реальности, и тогда ты безошибочно достигнешь состояния будды в сфере изначальной чистоты (ka-dag-gi klong). Природный ясный свет (rang-bzhin 'od-gsal) пребывает в естественном и неделимом единстве с безначальной пустотой. Его проявлением (rtsal) является бесконечное сострадание. Все возникающее (gang-shar) лишено самообусловленного существования, посему ты должен понимать эти Три как великое единство, состояние будды в его неделимости!»

И вновь спросил я, Кармаваджра: «Каковы ошибки применительно к воззрению, медитации и действию?»

Владыка Тайны произнес: «Слушай, Кармаваджра! Во-первых, есть пять ошибок применительно к воззрению: само ошибочное воззрение, ошибочное место обитания, ошибочный выбор спутника, ошибка от омрачений (nyon-mongs), и ошибочное пристрастие. Прежде всего расскажу об ошибочном воззрении: йогин, следующий этому методу тайной мантры, предпочитает прямое обнаженное восприятие реальности (mngon-sum rjen-pa) общепринятому учению (chos-spyi'i lta-ba) о безграничной пустоте (stong-pa mtha'-bral). Для того, кто постиг абсолютную реальность (don-dam-pa), различия между этими двумя не существует. Тот же, кто этого не постиг, придерживается общепринятого, заурядного воззрения (spyi'i lta-ba), которое не превосходит внешнего, словесного воззрения, присущего рассудку (yid-dpyod tshig-gi lta-ba); подобное воззрение ошибочно.

Не доверяя воззрению, опирающемуся на прямое восприятие и уверовав в воззрение, связанное с внешним, рассудочным мышлением, человек думает, что ему не к чему стремиться, и что свобода от крайностей есть бездействие. Тогда своими поступками он извращает понятия добра и зла. Полагая, что нет ни хорошего, ни дурного, что добродетель не вознаграждается, что грех не несет зла, что все едино, человек находит удовлетворение в обыденном (tha-mal nyid). Это называется «воззрение, играющее с дьяволом»; в нем корень всех лжевоззрений. Пусть Матибхадрашри действует, соединяя истинное воззрение, опирающееся на природную ясность недвойственного прямого постижения пустоты с законом причины и следствия.

Теперь о том, как избежать ошибки в выборе места: тот, кто постиг временное, преходящее (интеллектуальное) воззрение (gne-skabs-kyi lta-ba), для того, чтобы достичь сферы окончательного воззрения (mthar-thug-gi lta-ba), должен отправиться в чистое и уединенное место, подобное хижине отшельника. Даже имея временное воззрение, ты должен углублять его в строгом затворничестве. Дурные места искажают воззрения. Скажи об этом Матибхадрашри! Временное воззрение следует развивать в затворничестве.

Теперь о том, как не ошибиться в выборе друзей: постигший временное воззрение должен иметь друзей, согласных с Дхармой и не усугубляющих омрачения. Имея дурных друзей, невозможно не заразиться от скверных деяний. Подобные друзья увлекают в (хлопоты) этой жизни и не оставляют места для углубления воззрений. Кармаваджра и Матибхад­рашри! Если вы не хотите совершить эту ошибку, отсеките все привязанности к дурным друзьям и живите в уединении.

В-четвертых, расскажу об ошибке от омрачений: если человек, постиг­ший временное воззрение, не стремится преодолеть возникающих омра­чений, любые внешние обстоятельства приведут его к омрачениям. В силу даже мгновенного (негативного) кармического действия он будет затем долгое время совершать поступки, утяжеляющие карму. Негативная карма будет накапливаться в результате действия пяти ядов в шести сферах чувственного восприятия. Плоды (таких действий) проявятся как во временном, так и в абсолютном смысле, поэтому, как только возникнут омрачения, немедленно сдержи их силой памятования (dran-pa) и, смягчив свой ум (shes-pa), успокой его: медитируй на любовь и сострадание ко всем живым существам, находящимся во власти подобных скверн, молись о даровании им благословений, благодаря которым они смогут вступить на путь преодоления этих скверн.

В особенности, призови Гуру из глубины своего сердца. Очисти семя омрачений (nyon-mongs-pa'i sa-bon) с помощью мантр и считай наиважнейшей медитацию на божество. После, обретя успокоение в самой сути воззрения, вознеси длительные молитвы посвящения заслуг. На этом пути ты обретешь добродетели как в относительном, так и в абсолютном смысле. Уклоняясь от подобного пу­ти, ты погрязнешь в трясине омрачений, и не достигнешь сферы (истинного) воззрения. В этом великий корень всех ошибок. Кармаваджра и Матибхадрашри! Если вы хотите избежать этой ошибки, примените противоядия от всех возникающих омрачений. Пользуйтесь противоядиями!

В-пятых, расскажу об ошибочных пристрастиях (phyogs mthun): люди, обладающие лишь временным (интеллектуальным) воззрением, ошибочно принимают прибежище в Священных Писаниях, (придерживаясь) только постулатов, изложенных в трактатах их собственной школы, разделяя все на «я» и «другие», «высшие» и «низшие» школы, «хорошие» и «дурные» учения. Тем самым они превращают великое и свободное от крайностей воззрение Будды в предмет привязанностей и досужих домыслов (обычных) людей. Вот в чем корень ошибок. Кармаваджра и Ма­тибхадрашри! Если вы хотите избежать этой ошибки, вы должны постичь великую безграничную пустоту (stong-yangschen-po), что и является свободным от крайностей воззрением!
Разместил: Lotos | 7 ноября 2015 | Просмотров: 1370 | Комментариев: 1

 (всего голосов: 2)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Гертруда
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 580
Гертруда (Участник  0 | 580)  ·  8 ноября 2015, 21:47  
Вот зануда.
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Каковы главные ошибки, которые совершают люди в мире?
Прежде чем перечислить их, следует вспомнить концепцию, переданную в Торе: Бог создал человека, для того чтобы он привёл этот мир к полному совершенству, раскрыл в нём всевозможное благо. И когда люди исправляют свои ошибки - тогда и мир приближается к временам, когда его можно будет назвать более...

Возможно ли достижение просветления небуддистами?
Если под буддистами подразумевать тех, кто считает себя последователем учения Будды Шакьямуни, то ответ положительный. В палийских суттах говорится, что Будда Шакьямуни – четвертый из будд нашей эпохи, согласно Лонгченпе и другим ньингмапинским источникам Будда Шакьямуни – двенадцатый и т.д....

Кхенпо Чёдраг «Бодхисаттвы»
Существует два вида бодхисаттв: "обычные" и "благородные". Обычных бодхисаттв можно подразделить на две группы: бодхисаттвы на "пути накопления" и бодхисаттвы на "пути связывания". "Начинающий бодхисаттва", такой, как мы, начинает с того, что развивает просветляющий настрой ума и образ жизни...

Ошибочность ошибок
Что же такое эта самая Ошибка? Толковый словарь предлагает такое значение, ошибка это - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. То есть получается, что человек, перед каким-то поступком четко планирует свои действия и если от них отклоняется, значит делает...

Что такое ошибка?
Поймала себя на мысли-воспоминании о том, как я часто оставалась недовольной чем-то, говорила себе: ну, вот, я так старалась, но всё равно допустила ошибку. Давая такую оценку, я просто следовала своей привычке – быть недовольной собой, и основывалась на мнении других обо мне. А ошибка ли это была?...

Что такое неоадвайта?
Иногда под неоадвайтой понимают легкомысленное и поверхностное мировоззрение, которое формируется как модное течение среди продвинутой молодежи, у которой нет времени и особого желания на глубокое изучение положений Адвайты. Подобный менталитет правильнее было бы назвать не нео-адвайтой, а чем-либо...

Цели буддизма
«Цели буддизма» означают понимание направления буддизма. То, что мы называем буддизом — это учение Будды Шакьямуни. Буддизм — это не религия откровений; он полностью основан только на том, чему учил Будда в результате своего великого просветления. Поэтому буддизм основан не на какой-нибудь идее...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100