|
Александр Ом «О нашей осознанности или синдром «включенного утюга»Идея написания этой статьи появилась в результате дискуссии о плюсах и минусах так называемого «измененного состояния сознания» (ИСС).
Вообще-то, «измененное состояние сознания» говорит само за себя – оно несколько искаженно воспринимает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем следует учесть, что сознание даже у психически здорового человека не всегда адекватно отражает реальность, а если оно еще и искажено под воздействием каких-то факторов, то понятно, что трудно говорить о высокой степени осознанности. В данном же вопросе нас интересует именно последнее. Приверженцы ИСС обычно говорят, что иногда стоит изменить обычное восприятие реальности, чтобы потом острей ее почувствовать. Что ж, каждому свое и поэтому я не буду оценивать ИСС критически. Скажу лишь одно – лично я все же сторонник прямого «пути к вершине» и по наиболее «пологому склону», без опасных отклонений. Если в этом процессе осознанность выше, то и меньше опасности сбиться с Пути. Вместе с тем дискуссия с приверженцами Изменного Состояния Сознания напомнила мне один реальный случай из моей жизни: как-то давным-давно, еще в 80-е, я возвращался ночью домой в полнолуние и переходил по мостовому пешеходному переходу над железнодорожными путями. Ночь была безоблачная. Луна светила ярко. Тень от прутьев перил отчетливо была видна на темных ступеньках. Поднявшись на мост я увидел, как в нескольких метрах от ступенек уже на горизонтальной поверхности моста вцепился в перила пьяный мужик и пытается осторожно ступать между полосками теней от прутьев перил. Подойдя ближе, я услышал: «Когда уже закончится эта чертовая лестница?!». Вот такое бывает восприятие мира в состоянии алкогольного опьянения – тоже ведь «измененном» состоянии сознания. А вообще следует сказать, что ИСС может быть не только результатом воздействия алкоголя, наркотических средств, галюциногенов, психотропов и т.п. Волнение, переживание страха, состояние стресса или, наоборот, ощущение любви, радости, эйфории, тоже влияет на наше состояние сознания и в какой-то мере изменяет его, а значит изменяет и восприятие реальной действительности. Нас же интересует не просто осознанность того, что с нами происходит (ведь будучи даже под воздействием алкоголя, мы в какой-то мере отдаем себе отчет в том, что это происходит с нами, если, конечно, мы не допились до потери сознания), а высший ее уровень. Но в чем заключается высшая степень осознанности? Чтобы была более понятна основная мысль того, что имеется в виду, предлагаю анекдот: одна женщина дома постоянно оставляла включенный утюг и часто вынуждена была возвращаться, чтобы его выключить. Коллеги по работе над ней посмеивались. Однажды ее подруга предложила пойти к одному знакомому психологу, который специализируется в проблемах с памятью и который якобы может ее вылечить от хронической забывчивости. Та пошла на прием, а на следующий день коллеги с интересом спрашивают ее о том, насколько удался визит и не забыла ли она опять выключить утюг. Та отвечает, что выключила его и полностью в этом уверена. «На все сто?», – спрашивают коллеги. «Да, на все сто», – отвечает та. «А откуда такая уверенность? Докажи!», – не унимаются они. Женщина вздыхает, берет сумку и достает оттуда утюг. «Вот вам доказательство!». Вообще-то, утюг это лишь один из примеров. А таких примеров забывчивости масса. Вспомните себя и свою жизнь. Сколько раз приходилось сомневаться, а иногда даже возвращаться домой, чтобы удостовериться в том, что закрыта входная дверь или выключена кухонная плита; или возвращаться на паркинг, чтобы проверить, что машина закрыта, поскольку мы не помнили момента нажатия на кнопку ключа и не были уверены, сработал ли центральный замок. Многие мои знакомые подтверждают факт того, что раз или два в году (а иногда и чаще) им случается вернуться, чтобы проверить, все ли выключено, закрыта ли дверь на замок, окна и так далее. А шариковые ручки в офисе? Это вообще притча во языцех. Сколько бы их не было, через какое-то время они все куда-то пропадают. При том никто из нас обычно не знает, где мы их оставляем и забываем. Приходит момент, когда мы вновь пишем все той же старой ручкой, которую еще давно отложили в ящик и которая вообще уже почти никак не выглядит и не пишет. Иначе говоря, многие повторяющиеся действия мы выполняем автоматически за счет определенных выработанных навыков. «А сознание?», – спросите вы. А оно при этом занято совсем другими делами – переживает, размышляет, реагирует, придумывает, пытается решить насущные проблемы жизни и т.д., а при этом руки заняты своим. Если кому-то приходилось работать на фабрике на конвейере, то поймет то, что я имею в виду. Пока учишься определенной операции – достать, вложить, нажать, вытащить, отложить и снова достать, вложить, нажать и т.д., то внимание сосредоточено на том, что делаешь. Но как только вырабатывается соответствующий навык, а за ним автоматизм в движениях, то сознание может уже «освободить» внимание сосредоточенное на движениях рук и переключиться на что-то другое, занимаясь совсем другим – разговором с коллегой на соседнем рабочем месте, размышлениями о жизни, о семейных и мировых проблемах, и вообще массой других вещей, а в это время руки делают свое. Конечно, сознание время от времени возвращается к работе, чтобы что-то скорректировать, особенно если вдруг этот процесс из-за чего-то прервался (например, заготовки закончились) или что-то пошло не так – заело, застряло и т.п. Пока все идет нормально, то сознание уже не сосредоточено на движениях рук так, как это было во время усвоения навыка движений. А вообще, что там конвейер? Один мой знакомый директор как-то в разговоре признался, что когда в его компании в связи с кризисом были тяжелые времена и связанные с этим кадровые перестановки, то он сам настолько переживал за свое место, которое естественно было связано с определенным стабильным заработком (а это кредитоспособность, благополучие семьи и т.п., то есть какая-то уверенность в завтрашнем дне), то в эти тяжелые стрессовые дни он заметил, что несколько раз, приехав на работу, не помнил, какой дорогой ехал – старой с пробками или объездной с меньшим количеством машин. Настолько его голова была занята размышлениями и переживаниями. Самое главное это то, что его сознание ведь было включено, но оно занималось совершенно другими вещами, а ехал он за счет чего-то другого. Если вы понаблюдаете за собой, то наверняка обратите внимание на то, что и в вашем поведении тоже очень много различных навыков и автоматизмов, которые выполняются как бы сами. О них даже не нужно думать. Взять хотя бы процесс управления машиной. Заметьте, что даже если мы помним, как и куда едем, то управляя машиной, мы уже специально не задумываемся над тем, как мы это делаем. Все движения в этом процессе происходят спонтанно в зависимости от ситуации – нажатие газа или тормоза, переключение передач, включение поворота, вращение руля и т.д. Впрочем, в этом нет ничего плохого – на то и существует область бессознательного, которое освобождает сознание от постоянного контроля за тем, что можно уже не контролировать непосредственно и тем самым оно может спокойно воспринимать и работать с другой информацией, постоянно получаемой извне. Это «сотрудничество» сознания и бессознательного делает наше поведение очень гибким, позволяет нам реагировать на постоянно изменяющиеся обстоятельства и тем самым быть в полной мере функциональными. Одно без другого не будет работать как надо. На этот тандем обращал внимание еще З. Фрэйд. Говоря о степени осознанности, следует учесть одну особенность нашего сознания – оно по сути имеет векторный характер и за единицу времени способно сосредоточиться на чем-то одном, как луч прожектора в темноте. Иначе говоря, оно за единицу времени способно сконцентрировать наше внимание на одном предмете, явлении, событии и т.д., в то время, как все остальное в нашем поведением находится вне нашего непосредственного восприятия. Хотите проверить? Пожалуйста! Попробуйте сосредоточиться на собственной ладони, а потом переведите внимание на пару секунд на погоду за окном. А теперь попробуйте сконцентрироваться одновременно и на погоде за окном, и на ощущении ладони. Ну что? Не получается? Не расстраивайтесь! С вами все в порядке. Просто сознание обладает уникальной особенностью – очень быстро, чуть ли не мгновенно переключать внимание. Оно воспринимает различные предметы, явления, события последовательно одно за другим и не способно удерживать внимание на нескольких одновременно, но именно неимоверная быстрота переключения внимания создает эффект одновременности восприятия и его всеобъемлемости. Кроме того, этот процесс возможен лишь при участии бессознательного, а фактически подсознания, в котором постоянно накапливается и усваивается текущая информация, проходящая через осознавание. Подсознание является своеобразным фоном, удерживающим какое-то время в памяти определенную информацию, прошедшую через процесс осознавания. (Впрочем, определенная часть информации воспринимается нами и неосознанно – непосредственно на подсознательном уровне, и ее, например, в состоянии гипноза можно вытаскивать, но это отдельная тема). Скорость переключения внимания в процессе нашей повседневной мыследеятельности такова, что мы на сам этот процесс не обращаем внимания, поскольку он для нашего сознания совершенно естественен и тем самым он для нас совершенно незаметен! Поэтому издревле восточные мудрецы говорили, что нет ничего быстрее мысли – то есть можно сконцентрироваться на самом себе и тут же перенестись в прошлое, взглянуть на звезды на ночном небе и опять сосредоточиться на своих мыслях, потом вновь на воспоминаниях или ощущениях, потом на погоде за окном и т.д. Это восхитительное свойство нашего сознания имеет и другую особенность, которую давно заметили на востоке. Это его постоянная активность, а иначе говоря «непоседливость». Его трудно удержать на одном месте, поскольку оно постоянно сосредотачивается на раздражителях (в основном внешних, если, конечно, наш организм здоров и в нем ничего не болит). Почему так? Потому что все наши органы чувств – слух, обаняние, осязание, зрение, вкус – работают на восприятие информации извне. Они нам помогают выжить. Если бы они не выполняли своих функций как следует, нас бы как вида не существовало. Вместе с тем они, хоть и включены одновременно, но осознавание информации, поступающей через них, тут же осознается по мере ее поступления. То есть что-то стукнуло, потом сверкнуло, зачесалось, запахло чем-то и т.д., а наше сознание все это фиксирует в реальном времени. Оно привыкло настолько быстро реагировать и обрабатывать информацию о внешних раздражителях, что эта скорость для нас совершенно естественна. Вместе с тем сосредоточиться на каком-то одном раздражителе и постараться не реагировать на другие очень трудно. Для этого нам нужно специально приглушать соответствующие органы чувств, например, заткнуть уши, если мы пытаемся учиться в комнате, в которой кто-то с кем-то громко разговаривает. Вместе с тем, наше сознание-непоседа может нас не слушаться даже если мы находимся одни в комнате в полной тишине и нам никто не мешает. Допустим мы хотим сконцентрироваться на какой-то части своего тела, например, на стопах и попытаемся удержать на них свое внимание, то нам это долго не удасться. Мой собственный опыт, а также опыт других, с кем мне приходилось работать и общаться, показывает, что без особой тренировки это будет удаваться в течение 4–5 секунд. После этого внимание будет «убегать» из стоп и заниматься совсем другим – ощущениями в других частях тела, какими-то мыслями, восприятием внешних факторов, которые притягивают внимание нашего сознания. То есть приходится каждый раз возвращать сознание в стопы, а оно через пару секунд вновь ускользает оттуда и занимается совсем не тем, что нам нужно. Хотите попробовать? Тогда предлагаю сесть удобно с выпрямленной спиной, например, на стуле, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться, скажем, на стопах или на ладонях, и попытаться удержать там свое внимание, как можно дольше. Предлагаю сейчас отложить эту статью и посвятить хотя бы минуту на то, чтобы проверить то, о чем я говорю. Статья от Вас никуда не убежит! Зато Вам будет более понятно то, о чем пойдет речь ниже. Итак, встречаемся снова через минуту или две. * * * Ну и как? Сколько секунд удалось удержать свое сознание? Да уж, не очень много. Теперь, я надеюсь, вы со мной согласитесь, что достаточно трудно удержать внимание на одном пункте, который, кстати, является нашим собственным телом. Впрочем, это неважно – собственное или чужое. Сознанию, в общем-то, совершенно все равно, на чем концентрироваться. Почему трудно удержать внимание? Потому, что природой сознания является энергия, а поскольку энергия, как говорят мастера, «не любит постоянства» и находится в постоянном движении, то и наше сознание тоже любит движение. Его остановить практически невозможно. Его можно в какой-то мере успокоить, некоторым образом замедлить его активность, но остановить полностью невозможно. Во всяком случае, когда нам в процессе каких-то практик духовного развития, например во время медитации, предлагают убрать мысли или задержать работу сознания, то это практически невыполнимо. Тот, кто пытался это делать, поймет, о чем я говорю и подтвердит, что сознание все равно будет активно, даже если нам удалось его сконцентрировать на каком-то пункте и удерживать там более-менее продолжительное время (на точке на стене перед нами, на дыхании, на мантре или еще на чем-нибудь), поскольку мысль о том, чтобы остановить работу мысли, тоже является мыслью, а значит все той же активностью сознания. Поэтому в древности мудрые называли сознание «дикой обезъяной», прыгающей с ветки на ветку, и для того, кто хотел заниматься своим духовным развитием, одной из важных практик была «охота на обезъяну», то есть необходимо было «поймать» процесс осознавания и «посадить» его «в клетку». Когда процесс осознавания находится под контролем, тогда и степень осознанности не просто сохраняется, а она выше. (Сейчас, конечно, имеется в виду состояние бодрствования, а не сна. Сон и то, как на него реагирует сознание, вернее, где оно пребывает в это время, это отдельная тема). Почему это так важно? Потому, что, с одной стороны, благодаря увеличению нашей осознанности мы постепенно начинаем освобождаться от лишних навыков и автоматизмов, вредных привычек и т.п. – то есть мы начинаем очищаться от всего того, что нам мешало, но чего мы не осознавали, поскольку не обращали на это внимания, а, с другой стороны, если мы говорим о состоянии высшей осознанности, то все, что нами делается, должно контролироваться в высшей степени, а уж процесс духовного развития тем более, иначе мы даже не заметим, как он нас может завести не в ту сторону. Таким образом, мы постепенно становимся чуточку другими. Мы все так же выполняем какие-то необходимые ранее заученные движения, например, закрывание дверей на ключ, выключение кухонной плитки, выключение утюга, но все эти движения уже находятся под контролем так называемого Наблюдателя и он в полной мере осознает процесс осознавания всех этих действий! Это очень важный момент, поэтому я и выделил слово «Наблюдатель» заглавными буквами. Итак, поскольку степень осознанности становится выше, то нет необходимости очередной раз проверять того, что делалось нами, чтобы еще раз убедиться в том, что мы закрыли, щелкнули, не забыли, ну и конечно выключили этот пресловутый утюг. Но самое главное то, что в процессе расширенного осознавания мы начинаем обращать внимание на то, что ранее по ряду причин ускользало из поля нашего внимания, а значит не осознавалось в полной мере – т.е. наши стереотипы, привычные оценки своего собственного повседневного поведения и поведения других, наши мысли, реакции, поступки и т.п. В процессе такого пристального наблюдения за самим собой мы начинаем изменяться – шаг за шагом, день за днем. Изменяться, конечно, к лучшему. Многие из вас скажут: а зачем мне все это? Я и так хорош, а если я кому-то не нравлюсь, то это его проблема, а не моя или как пел Макаревич: «Пусть мир прогнется под нас!». Что ж, дело, как говорится, хозяйское, только необходимо учитывать, что мир никогда не прогибается под нас. Он движется вперед и никого не ждет. Это мы вынуждены постоянно достраиваться к нему. Чуть зазевался и ты уже попал если не «под колеса истории», то в тиски всевозможных жизненных обстоятельств, часто имеющих печальные последствия. Увы, таков уж этот мир! Вместе с тем, он – окружающий нас мир – постоянно нас предупреждает о них через всевозможные незначительные события и явления. Правда, мы на них обычно не обращаем внимания из-за низкой степени осознанности всего того, что происходит вокруг нас, да и с нами тоже. Итак, в процессе расширенного осознавания мы становимся уже намного более внимательны к тому, что предлагает нам окружающий мир. Мы словно дети вновь пересматриваем и заново открываем его для себя. Все, что было для нас обыденным, привычным и даже рутинным, начинает видеться уже с иной перспективы и наполняться более глубоким смыслом – реальным смыслом, а не тем, который нам казался раньше и который держал нас в рамках всевозможных заблуждений и иллюзий. При этом тот же самый мир становится для нас иным и уже не таким опасным, как прежде. Мало того, он становится более дружественным по отношению к нам и мы начинаем понимать, что он всегда был таков, просто раньше мы не хотели принимать его простых правил, стараясь делать все по-своему без учета обстоятельств и собственных реальных возможностей, что часто имело для нас негативные последствия. Мы становимся мудрей, поскольку начинаем видеть опасные «подводные камни» судьбы и учимся избегать их. И темп жизни перестает нас удручать, поскольку мы без труда постепенно достраиваемся к нему и становися с ним гармоничны. Каждое наше движение осознанно, продумано, своевременно и спонтанно. Недаром мудрые говорят, что если ты живешь в гармонии с Дао, то мир тебя хранит и предлагает самые лучшие решения – какие присущи именно тебе, а не кому-то другому. Итак, если ты пытаешься жить в соответствии с Дао, то тогда для тебя все укладывается наилучшим образом. Но чтобы увидеть то, как «движется» и чем «живет» Дао и тем самым заметить его подсказки, а значит своевременно суметь к ним достроиться, необходимо прежде всего обладать высокой степенью осознанности. Это одно из главных условий. А для этого должен «включиться» внутренний Наблюдатель и тогда, как сказал Лао, в какой-то момент «не выходя со двора, можно познать мир; не выглядывая из окна, можно увидеть естественное Дао; … не видя вещей, можно проникать в их сущность; не действуя, можно добиваться успеха». То есть высшая степень осознаности является залогом нашей успешной самореализации. Самореализации без усилий или как говорят даосы «деяния-в-недеянии», когда все в нашей жизни укладывается словно по мановению волшебной палочки спонтанно, без особого труда и без каких бы то ни было негативных последствий как для нас, так и для нашего окружения. Таким образом, мы не только начинаем жить в соответствии с Дао, но и все наши деяния становятся благотворны. Недаром Лао Цзы назвал свой трактат «Дао Дэ Цзин» – т.е. «Книга о Пути и Добродетели». Добродетели или иначе говоря «делании добра»! То есть быть совершенномудрым это значит быть исключительно благотворным. Но чтобы стать совершенномудрым, сначала необходимо достичь высокой степени осознанности, когда все, что мы думаем и делаем, пребывает уже под полным контролем Наблюдателя. В связи с этим обычно появляется вопрос: «А кто, собственно, является этим Наблюдателем и кто, сосредотачиваясь, например, на стопах, пытается контролировать процесс осознавания и направлять его, если сознание само по себе так непостоянно в собственных усилиях удержаться на одном месте подобно обезъяне, прыгающей с ветки на ветку?». Но это уже другая тема для разговора. Александр Ом Апрель 2013 Разместил: AlOm | 24 апреля 2013 | Просмотров: 7149 | Комментариев: 40
(всего голосов: 6) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Видя на нашей планете невероятное разнообразие живых форм от бактерий, растений, животных и до самого человека, а одновременно обозревая пустоту и безжизненность соседних планет, все-таки как-то трудно однозначно воспринять «одухотворенность Вселенной», о которой постоянно говорится в эзотерике. Это как-то не укладывается в голове. Подобное недоумение вполне понятно....
Читать далее >>> В эзотерической литературе часто можно встретить высказывание, что мысль это энергия. Хотелось бы обсудить эту тему и при этом обратить внимание на важную связь не только нашего сознания с энергией, но и на влияние этой связи на наше духовное, а также на то, почему это так важно. Но прежде чем мы обсудим данный вопрос, следует сделать некоторое отступление и сказать несколько слов о так...
Читать далее >>> Пресловутое «духовное совершенство» обычно связывают с «духовной реализацией». А вообще, что мы имеем ввиду, когда говорим о духовном совершенстве и реализации человека? Как это оценивать? Реализация на бытовом уровне – семья, дети, работа, бизнес, творчество и т.д. также имеют большое значение, поскольку являются своеобразным фоном, на котором действует и развивается личность, но в данном случае...
Читать далее >>> Жить в соответствии с Дао это значит быть благотворным или иначе говоря делать только добро. Если бы добродетель в процессе следования Пути не была так важна, то Лао Цзы назвал бы свой тракта просто «Книга о Пути», а он назвал его именно «Книга о Пути и Добродетели». Видишь, ты сосредоточился на самом лишь Дао – следовании Пути, а Лао Цзы призывает не просто следовать Пути, а быть еще и...
Читать далее >>> Гармония жизни – это гармония внимания. Баланс жизни – это баланс внимания. Сейчас поясню, что это значит. Что такое внимание? Это что-то вроде фокуса восприятия (как в фотоаппарате). Это как луч, высвечивающий разные объекты из темноты. Каждый человек в каждый момент времени на что-то обращает внимание (если он, конечно, находится в сознании). Внимание постоянно перемещается по пространству...
Читать далее >>> Человек, развивающий сознание, непрерывно совершенствует свое восприятие, стараясь находиться в состоянии повышенной внимательности как можно дольше. Удерживая внимание на различных внешних и внутренних впечатлениях, например на ощущениях своего тела, любой сможет значительно увеличить промежуток осознавания. Но существуют способы продлить и углубить осознанность с помощью намеренно создаваемых...
Читать далее >>> Люди недооценивают важность собственного тела. Парадокс, но, хотя мы представлены в этом мире только в форме нашего тела, мы практически не обращаем на него внимания. А ведь все, что в нас и для нас происходит, происходит именно в нем. В большинстве случаев мы обращаем внимание только на мысли. Причем воспринимаем их как нечто, мало связанное с телом. Забывая о том, что мозг – это вообще-то часть...
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|