Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Почему не стоит не медитировать

| Еще
Почему не стоит не медитироватьЧестно говоря, я был уверен, что длинный подробный текст о тайцзи канет последним камушком в тот бездонный колодец, куда - одна за другой - рушатся все попытки писать популярно о неописуемом.

Не тут-то было.

После долгой дискуссии с новыми учениками по поводу прежнего текста, они же - не отходя от кассы - запросили новый - на этот раз о медитации. Я, конечно, послал их в глубокий интернет, оттуда они вернулись - живы-здоровы - жалуясь на недостоверность, вялость и безалаберность обнаруженной информации.

В самом деле, в интернете можно найти о медитации всё. И это "всё" одним росчерком мыши легко превращается в "ничто" для человека, который сам никогда не пробовал и не представляет зачем этим занимаются другие. Информации предостаточно, но большая часть её бесполезна или почти бесполезна для "самых маленьких" - для тех, кто испытывает интерес, но не настолько острый, чтобы прямо теперь купить подушку для медитации.

Я сразу предупредил новичков, что не стану умножать без необходимости количество бесполезного интернет-хлама, пытаясь говорить о том, о чём, возможно, следует молчать: прежде всего, я и в самом деле не знаю как писать о нашей практике нэй-дань.

Её можно объяснять поэтапно. Тем, кто уже движется, можно объяснить (скорее - показать) следующий этап, поскольку у них есть внутреннее знание относительно этапа нынешнего. А вот как передать представление об этой - довольно сложной - системе человеку, который сам не занимается, я понятия не имею.

Конечно, есть книги, канонические описания и объяснения. Сутры. Палийский канон. Есть даже такой монолит-компедиум как "Энциклопедия Абхидхармы". Из этой литературы можно многое почерпнуть, но в отношении системы медитативных практик любое теоретическое знание имеет силу соломинки, пытающейся сдвинуть с места грузовик. Подробное описание имеет смысл для тех, кто уже хорошо знает о чём речь - из собственного опыта. Какую-то первую, начальную практику объяснить можно запросто и любому, но тогда люди будут думать, что это и есть вся практика, в то время как это - только её краюшек.

Налицо серьёзная проблема коммуникации, сходная с ситуацией, когда нам, скажем, понадобится объяснить человеку, не знакомому с элементарными математическими законами что такое интеграл.

"1+1=2" мы можем объяснить любому (ну, почти любому), но для того, чтобы понять "x = 4-y2^(4 - y) + 2^y" нужно пройти определённый путь, причём если в математике этот путь можно пройти в уме, то в медитации его нужно пройти телом, самим собой.

Для человека, который этот путь не прошёл, "x = 4-y2^(4 - y) + 2^y" может показаться чем-то божественным, сверхъестественным и т.п., но это просто - дорожный указатель, этап на пути к новым этапам.

Чем дальше мы уходим, тем меньше остаётся возможностей описать что конкретно мы делаем - для тех, кто ничего подобного не делает. На занятиях мы иногда говорим о нашей практике, но смысл разговора понятен только тем, для кого это - не просто разговор. Поскольку в своей речи мы опираемся на сходные состояния, которые каждый из нас знает из опыта (а не из описаний), разговор этот вообще становится возможен.

Поэтому вместо того, чтобы объяснять зачем нужно медитировать и что такое медитация, я попробую рассказать почему (с моей точки зрения) странно и довольно нелепо - не медитировать.

1. Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом?


Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.


(Кажется, имеет смысл начать с представления об элементарной психогигиене.)

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.


И зарплата, и жена, и судьба, и пироги. Всё сбежало и не спешит вернуться - потому что в доме плохо пахнет.

Я знаю, нехорошо так говорить.

Но раз уж я взялся объяснить этот сложный и неприятный момент, никуда не денешься.

Человек, который не занимается медитацией, проецирует на окружающих собственные фобии, депрессивные состояния, параноидальные идеи, сиюминутные страсти и неоформленные страдания.

Причём, никто из нас, включая отпетых злыдней, террористов и тиранов, не делает этого специально. Как верно заметил один умный человек: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю."

Так поступают все.

Прошу прощения, так поступают все, пока медитация не приведёт их туда, где такое поведение становится чем-то неестественным. То есть, если ты живёшь в мире, где люди то и дело опорожняют кишечник, нимало не заботясь о том, чтобы не забрызгать соседей, и при этом их ментальные способности не позволяют им видеть этого так же ясно, как и тебе, первое что происходит: ты учишься контролировать собственный сфинктер (ещё раз прошу прощения за натурализм).

В конце концов, к этому привыкаешь. С волками выть... В какой-то момент в этом начинаешь видеть определённую красоту. Стоит нам сменить угол зрения, послушать и посмотреть на людей чуть более внимательно, чем обычно, мы увидим, что люди, как правило, вообще не говорят друг с другом. Зачастую проекции их умов никакого отношения к реальным собеседникам не имеют вовсе. Это не значит, что проекции эти не обладают определённым шармом.

Конечно, если мы любим того или иного человека, примем его в любом виде, таким, каков он есть. Точно так же мать не брезгует менять ребёнку подгузники. Тем более, что помимо всплесков недовольства, раздражения, злобы, многие из нас склонны делиться радостью и удовольствием.

И всё же...

Разницу замечаешь, когда попадаешь в буддийский монастырь.

Как, люди и в самом деле могут быть ТАКИМИ?

Могут.

Мы способны перестать ежедневно вываливать на головы соседей, друзей и любимых тонны привычного человеческого мусора - если научимся "умываться" по утрам и "чистить зубы".

Медитация прежде всего избавляет человека от необходимости делать то, за что ему позже будет стыдно. Я сейчас не говорю о "просветлении", решении одним махом всех мировых проблем.

Я говорю о самом элементарном.

Медитация - это вода, очищающая наше сознание, позволяющая нам быть теми, кем мы сами хотим себя видеть. Короче говоря,

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!


Подобно тому как возникает изображение на фотобумаге - сперва в виде крупных пятен и отдельных участков цвета, после - во всех деталях и подробностях, ум являет себя, проясняется, становится познаваемым объектом исследования. Чёткое и ясное "видение" содержания сознания приводит к постепенному изменению этого содержания. Процесс трансформации, очищения во многом спонтанен, самоестественен: мы лишь мягко направляем его, но не форсируем, не пытаемся добиться своих целей во что бы то ни стало. Только тогда ум "выправляется" собственной силой, становится ясным и гибким за счёт внутренних, глубинных ресурсов.

Решение психологических проблем не является целью медитации, скорее это - закономерный эффект ежедневной практики.

Миф о том, что буддисты похожи на кланяющихся и улыбающихся китайских болванчиков легко развеять: для этого нужно просто познакомиться с нами поближе. Мы такие же, как прочие-остальные, разница в том, что помимо регулярных насущных дел мы упражняем и исследуем ум, эта привычка со временем становится такой же естественной и необходимой, какими для людей были и остаются - еда, сон, туалет... Я думаю, рано или поздно нечто подобное происходит с людьми, практикующими любую форму "внутреннего" делания - будь то христианская молитва или каббалистические упражнения. И говорю здесь прежде всего о буддийской практике просто потому, что ближе всего знаком именно с ней.

Способность контролировать позывы эмоционального ума имеет значение, если мы предпочитаем жить в социуме, не страдая от последствий собственного без-умия. Не менее важен второй аспект различия между медитирующими и не-медитирующими: восприятие времени.

2. Есть только миг, за него и держись


Большую часть жизни наш ум занят вариациями на темы прошлого и будущего. Думаю, сегодня всем и каждому известно (не знаю преподают ли это в школе, по идее - должны бы), что ни прошлого, ни будущего не существует: прошлое - всего лишь способ думать и говорить о прошлом, будущее - способ мечтать о лучшем будущем или остерегаться возможных неприятностей.

Что можно сказать о мире, который видят сквозь тусклое мерцание невозвратимого прошлого / неосуществлённого будущего? Назвать его "призрачным" или "бушующим" было бы слишком романтично.

Назову его дырявым.

Мир ветшает, когда мы забываем о его вещности, его здешности, его сейчасности.

Забавный эпизод одного из фильмов эпохи горбачевской Перестройки - запомнился он благодаря тому, что именно тогда, в те годы я начал понимать как это работает. Вкратце: молодой интеллигент неопределённого рода занятий получает приглашение от одноклассника, известного бизнесмена: встретимся, мол, выпьем, вспомним былое, и т.д. Спешит на встречу, прокручивая в уме возможные варианты развития событий. Поскольку сам он находится в шатком экономическом положении и страдает от этого, по мере приближения к точке встречи его фантазии становятся всё более бредовыми, ему кажется, что преуспевающий друг посмотрит на него свысока, станет донимать подачками и бесполезными советами, в конце концов бедолага приходит к выводу, что за проявление лояльности от него потребуют несоразмерную плату. "А ведь он, пожалуй, захочет, чтобы я и сапоги ему вылизал" - с ужасом думает герой фильма. В этот самый миг он встречает своего одноклассника, который, кажется, искренне рад этой встрече. "А вот не стану я лизать твои сапоги!" - выкрикивает наш герой, разворачивается и уходит, оставив старого друга в состоянии лёгкого шока.

Зрителю ясно в чём тут фокус: у него на глазах произошла подмена реального ожидаемым.

Собственно, эта подмена и есть - основной реквизит распознавания образов. Именно так мы переводим живой мир на языки ума.

В каждом предмете, в каждом человеке, в каждом природном явлении, в каждой эмоции или мысли - мы видим не то, чем они являются на самом деле, но только собственные ожидания или разочарования, несуществующее прошлое или неосуществлённое будущее.

Я не хочу сказать, что способность к лавинообразной рефлексии является чем-то ненужным или сугубо отрицательным. Напротив: не будь у нас этой способности, мы вряд ли сумели бы безопасно перейти дорогу и уж точно никогда не изобрели бы компьютер.

Я вовсе не утверждаю, что нам не нужна эта способность, что мы могли бы обойтись без неё.

Я утверждаю, что можно по своему желанию переключаться с одного режима "видения" на другой. И это именно то, что отличает человека, который занимается медитацией от человека, который медитацией не занимается.

Способность по собственному почину оставаться наедине с миром, в котором не существует воображаемого прошлого и неслучившегося будущего. С вот-этим-сейчас-миром. С постой-никуда-не-уходи-миром.

Время растяжимо. Я имею в виду не безликое "t" физических формул, а наше, субъективное время. Если задуматься, именно это время можно назвать "реальным". Часовой механизм не способен отличить мгновение рабочей скуки от мгновения оргазма или пытки.

Любой из нас знает из собственного опыта, что мгновения эти различны по протяжённости.

Если мы обладаем большим количеством энергии, мир как бы "уплотняется", становится выпуклым, зримым, вещественным. Время переживается более интенсивно. Его становится ощутимо больше (именно поэтому у меня - неадекватная реакция на жалобы по поводу "нехватки времени" для занятий медитацией. Я не знаю как описать тот океан, тот колоссальный объём времени, которое оказывается в полном нашем распоряжении в процессе практики). Время способно растягиваться - вплоть до окончательного истончения и исчезновения. Мы можем научиться в какой-то степени регулировать этот процесс и помимо медитации, и тогда даже повседневный рефлексивный ум становится острее. То ли астрономический промежуток времени становится шире, то ли ум становится сообразительнее в единицу времени, легче на поворотах, так сказать... (а может, нет никакой разницы).

Понятно, что способность эта развивается с годами практики, приходит постепенно, поэтапно, этапы развития этой способности не менее интересны, чем результат и представляют собой удивительное путешествие (я думаю - это и есть единственное настоящее Путешествие - образец, эталон, платоновская идея всех путешествий, описанных в литературе и служащих опорой любой мифологии).

Для того, чтобы решиться на это путешествие нужна всего лишь решимость.

Для того, чтобы сделать его своей жизнью, требуется нечто большее.

3. Эх, яб-лоч-ко


Удельный князь небольшой китайской провинции спросил Бодхидхарму:

- Зачем медитировать?

Бодхидхарма глубоко задумался, долго шевелил бровями, так и эдак складывал пальцы, в конце концов попросил на раздумье два дня.

Когда пришли за ответом, Бодхидхарма сказал:

- Медитировать - для того, чтобы было хорошо.

- И всё? - удивился князь.

- Всё... хотя... есть ещё одна уважительная причина: чтобы не было плохо.

- В таком случае медитация ничуть не лучше любого другого занятия, - заметил князь.

- Почему?

- Потому что все вокруг только этим и озабочены. Чем бы человек не тешился, он надеется, что это пойдёт ему впрок. Но сильные мира сего предпочитают короткие пути. Например, можно родиться князем...

- Чудненько, - ответил Бодхидхарма, - но ты должен иметь в виду, что есть короткие пути, а есть - наикратчайшие. Скажем, если ты станешь медитировать хотя бы раз в год, возможно, пару тысячелетий спустя тебе по-настоящему повезёт, и ты родишься мной.

В супермаркете и по сей день меня изумляет количество людей, покупающих абсолютно несъедобные с моей точки зрения продукты. Я внимательно наблюдаю за ними, понимая, что ещё совсем недавно был таким же точно: привычка таскать в рот всякую дрянь остаётся актуальной до глубоких седин - если на месте старой не вырастает новая привычка.

Или вот: семь или восемь назад я выкурил последнюю сигарету в перерыве между двумя сессиями медитации. Вторая сессия преподнесла сюрприз: несколько мгновений ослепительной ясности, и - кирдык многолетней привычке: садился в медитацию я курящим человеком, а по окончанию сессии был уже некурящим. Пятнадцать лет подряд я выкуривал по полторы пачки в день. С этого самого дня не выкурил ни одной. Физиологическая ломка была, конечно, но её я воспринимал как должное, поэтому период переориентации организма прошёл терпимо.

Дело не в том, чтобы не курить и не жрать всякую дрянь, а в том, чтобы у тебя был выбор - курить или нет, жрать или не жрать.

Беда в том, что выбора у нас, как правило, нет.

То есть, нам может показаться, что он есть.

Но его нет.

Казалось бы - нужно просто взять себя в руки и сесть на диету или - удалиться на месяц в пустыню, и - прощай, курение.

Нет.

Это не означает "избавиться от привычки", это означает "загнать привычку внутрь". Один мой приятель не может курить после второго инфаркта. Запрещено под страхом смерти - в прямом смысле слова. Каждую ночь ему снится, что он курит. Он завидует курильщикам, ходит туда, где курят и ворует чужой дым.

Ему стыдно, но он ничего не может с этим поделать.

Яблочко катится по тарелочке не потому, что "хочет" катиться или "такова его судьба", не потому, что "так проще" или "все катятся, и я с ними", а потому, что тарелка круглая и вращается.

Особенно забавно бывает наблюдать выражение лиц знатоков человеческих душ, то бишь - психологов, психиатров, когда в результате нехитрых экспериментов выясняется, что человек - существо гораздо менее разумное, чем принято полагать.

Эксперименты Зимбардо, Аша и Милгрэма подтвердили то, что многие и так хорошо знали после Второй мировой, а именно: бессмысленно осуждать нацистов, террористов, "блеющее большинство", толпу, класс, нацию.

Никто из нас не лучше нациста.

Скромный интеллигентный человек, воспитанный в хорошей семье, при определённых обстоятельствах легко превращается в тупого зверя, способного убить товарища за плохо начищенную бляху. Я сам видел это, своими собственными глазами.

Хорошо, но при чём тут медитация?

Медитация не просто влияет на приобретение новых привычек и разрушение старых, она трансформирует психику таким образом, что мы начинаем ясно видеть промежуток между побуждением и поступком.

Видеть - стало быть - участвовать.

Менять.

Меняться.

Яблочку только и нужно, что оказаться в центре тарелки, тогда ему не придётся больше нарезать бессмысленные круги.

4. Даром преподаватели


Помимо явных аспектов существует множество скрытых, имеющих отношение к физиологическим изменениям вегетативной и нервной систем, деятельности мозга.

Заинтересованных лиц я отсылаю к результатам научных исследований, которые в течении последних сорока лет проводились в лабораториях независимых исследовательских учреждений, таких как Гарвардский Медицинский Институт, Принстонский Университет, Стэнфордский Медицинский Институт, Университет Чикаго, Медицинское Отделение Мичиганского Университета, Калифорнийский Университет в Беркли, Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе, Университет Йорка в Канаде, Эдинбургский Университет в Шотландии, Лундский Университет в Швеции, Гронингенский Университет в Голландии, Университет Нового Южного Уэйлса в Австралии, Институт Де Ла Рошфуко во Франции, Национальный Институт Индустриального Здоровья в Японии и даже Московский Институт Исследования Мозга Академии Медицинских Наук России.

Материалы этих исследований можно найти как в интернете, так и на страницах таких известных и уважаемых изданий как Science», «Lancet», «Scientific American», «American Journal of Physiology», «International Journal of Neuroscience», «Experimental Neurology», «Electroencephalography and Clinical Neurophysiology», «Psychosomatic Medicine», «Canadian Medical Association Journal», «American Psychologist», «The Journal of Mind and Behavior», «Perceptual and Motor Skills» и т.д. и т.п.

Надеюсь, оба списка вам понравились (сам я обожаю все и всяческие списки, особенно в тех случаях, когда они требуются для подтверждения авторитетности того или иного мнения).

Я лишь хотел сказать, что любители "объективных научных данных" также имеют право наслаждаться медитацией, и современная наука ни в коей мере не отнимает у них эту возможность, а - ровно наоборот.

5. Утратив правый путь во тьме долины


И, наконец, нечто имеющее прямое отношение ко мне лично и, возможно, ко многим моим сверстникам.

Я думаю, что пресловутый "кризис среднего возраста" - явление природное, естественное. В 18 мы не нуждаемся в мотивации, чтобы действовать: природа помыкает нами, до поры до времени это не воспринимается как нечто отрицательное. Такое состояние дел длится до тех пор, пока мы не выполним некие первичные обязательства: дети, дом, семья и т.п. (вернее - пока не минет срок выполнения этих обязательств). Ближе к сорока (у кого-то - ближе к тридцати) оказывается, что мы больше не нужны миру в прежнем качестве, нам предлагается - на выбор: либо измениться, перерасти себя, либо подчиниться безжалостному механизму угасания, который поначалу проявляется в виде разочарования, острых и вроде бы беспричинных приступов тоски, хаотического поиска удовлетворения, которое не достижимо прежними средствами и т.д.

Есть люди, для которых этот слом, эта природная трансформация проходят относительно безболезненно, есть и другие, для которых это оборачивается настоящей катастрофой.

Регулярная практика приводит человека к состоянию, когда "кризис среднего возраста" становится неактуальным.

Это не означает, что мы, подчиняясь указаниям какого-нибудь "гуру", бездумно маршируем в светлое будущее или перестаём реагировать на происходящее, погружаясь в недра собственной психики, но лишь то, что жизнь человека, который занимается практикой, со временем приобретает яркий, насыщенный, богатый оттенками вкус.

Мир становится шире, приобретает объём, вещность.

И тенденция эта, способность видеть мир свежим и бесконечно разнообразным не заключена в самой медитации (как, впрочем, в любом другом методе внутренней работы). Это качество присуще всем нам без исключения, безотносительно мироощущения, способа практики, вероисповедания, стиля жизни, эта способность - наша изначально, нужно всего лишь извлечь её из пыльного шкафа и - без заззрения совести, без сомнений и колебаний - использовать по назначению.

Дмитрий Дейч
Разместил: Deitch | 20 июля 2011 | Просмотров: 14619 | Комментариев: 74

 (всего голосов: 4)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  25 июля 2011, 20:56  
Идея красивая , то что ничего вашего нет и вам дали попользоваться. Но где тогда место медитации в отсутствии выделенного субъекта ?
Ник: ...0123...0123...
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 27
...0123...0123... (Участник  0 | 27)  ·  25 июля 2011, 21:12  
что нет ничего МОЕГО winked
Что у вас с глазами? winked - что это? С гравитацией шутки плохи. smile
Дела у меня.
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  25 июля 2011, 23:55  
Идея красивая , то что ничего вашего нет


Это не идея. Это факт winked

Но где тогда место медитации в отсутствии выделенного субъекта ?


Ага, этот вопрос я уже где-то слышал wink (раз пятьсот, не меньше))) Ещё у буддистов часто спрашивают кто перерождается если нет субъекта перерождения.

Знаете, было время когда я любил поговорить о таких вещах. Гульнуть, так сказать, извилиной. bully В последнее время всё чаще понимаю, что никакой реальной пользы такие разговоры не приносят. Прежде всего потому, что ум по природе своей не способен ухватить идею отсутствия субъекта мышления. Потому что факт этого отсутствия без-умен. Эти слова имеют смысл только для того, кто способен снять ум как шляпу и повесить на вешалку (или положить на тумбочку - как угодно).

Как только вы это сделаете, сами всё увидите. До тех пор идея отсутствия субъекта будет звучать как забавный парадокс или как пугающая (как, у меня нет ничего?!! а как же мой пудель Гаврюшка?) выдумка дхармовиков-затейников.

...0123...0123...:

Дела у меня.


Экий шалун fellow
Ник: ...0123...0123...
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 27
...0123...0123... (Участник  0 | 27)  ·  26 июля 2011, 00:29  
-
Ник: ......
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 41
...... (Участник  0 | 41)  ·  26 июля 2011, 00:59  
-
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  26 июля 2011, 01:01  
Извините belay никого не хотел обидеть
Ник: ...0123...0123...
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 27
...0123...0123... (Участник  0 | 27)  ·  26 июля 2011, 01:09  
Так уж получилось...
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  26 июля 2011, 07:11  
А что с умом ? Что ему мешает ухватить идею перерождения ?
в теории автоматического управления объектами идея ненаблюдаемого наблюдателя описана конкретным мат аппаратом ( хоть и непростым ) и позволяет прогнозировать поведение объекта в ответ на воздействие.
Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  26 июля 2011, 09:30  
А что с умом ? Что ему мешает ухватить идею перерождения ?

Уму как раз таки ничего не мешает ухватить эту идею. Он тока этим и живет... Концепций и описаний на эту тему множество. Вопрос в том, в какую верить и сделать своей опорой ? А нужно ли вообще ? И что есть ум в Вашем представлении ? Это какая - то неизменная субстанция имеющая самобытие вне всяких условий и отношений ? Субстрат мысли ? Что это ? Как вы определяете его ? В чем его самотождественность ? На основании каких качеств и атрибутов вы выводите свой ум как субъект познания и отличаете его от других безличных процессов Вселенной, которые поддаются наблюдению ? И вообще, существует ли субъект познания отдельно от объекта ? Или же они возникают в паре ? В общем, во всем этом надо разбираться... А перерождение - это лишь способ говорить о безличных процессах Вселенной в состоянии омраченности и разделения, когда есть условное деление на субъект и объект... Вне этого нет никакого перерождения, т.к. нет того, кому нужно было бы перерождаться, а только лишь безличные взаимопорождаемые процессы... Проверить истинность этого утверждения позволяет медитация, как ее описал Дмитрий и Кришнамурти smile Начинайте наблюдать себя и свой ум, а не просто умствовать - и тогда придет понимание. Вопросы лишь порождают другие вопросы...
Идея красивая , то что ничего вашего нет и вам дали попользоваться. Но где тогда место медитации в отсутствии выделенного субъекта ?
А вы себя щас кем считаете, когда задаете этот вопрос ? :) Если вы выделенный субъект, то тогда для вас имеет место быть медитация, о чем вам Дмитрий и говорит. А если нет, то тогда нет смысла и в самом вопросе ...
Ник: Chernovol
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 11
Chernovol (Участник  0 | 11)  ·  26 июля 2011, 09:48  
Deitch

Извините belay никого не хотел обидеть


А вы вроде никого и не обидели.

Дхармакирти

Начинайте наблюдать себя и свой ум, а не просто умствовать - и тогда придет понимание.


Ну, с чего то же нужно начинать? Вот у меня вопрос с чего?
Ник: Медитирующий
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 3
Медитирующий (Участник  0 | 3)  ·  26 июля 2011, 10:30  
Так и есть. Играйте сами в эти игры.
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  26 июля 2011, 12:34  
наверно надо испугаться от такого количества нерешенных вопросов :)
вот только сложно представить при решении какой конкретной задаче они у вас все одновременно возникают ?
а по частям на все эти вопросы ответы (логически непротиворечивые ) уже есть , Мамардашвилли, Лакан, Жижек.
возможно их ответы вас чем то не устраивают ( вопрос чем более чем интересен !!!)
Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  26 июля 2011, 13:50  
возможно их ответы вас чем то не устраивают ( вопрос чем более чем интересен !!!)

Meshok050, меня в первую очередь не устраивают чужие ответы на мои вопросы, тем более что вариантов ответов будет множество, сколько и различных мыслителей... Я же, стараюсь находить ответы сам, через практику. И эти ответы актуальны именно для меня, т.к. добыты мной через эмпирический опыт, в непосредственном переживании этого..., - чего не скажешь, об умствовании и заимствованном знании... Что толку если вам расскажут во всех подробностях про огонь ? Все описания и концепции, дающие вам рассудочное или опосредованное представление об огне не стоят даже одного раза, когда вы обожжетесь... Это и есть самый реальный ответ на вопрос : Что такое огонь ? После такого опыта у вас будет очень ясное понимание этого явления... Это просто пример... Но так во всем...
наверно надо испугаться от такого количества нерешенных вопросов :)

Попробуйте их решать а не бояться... :) Страх делу не поможет... Он тока вредит...
Ник: Chernovol
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 11
Chernovol (Участник  0 | 11)  ·  26 июля 2011, 14:03  
Я же, стараюсь находить ответы сам, через практику.


Вопрос в том как эту практику начать
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  26 июля 2011, 14:14  
Если мне раскажут во всех подробностях про огонь , то я смогу построить печь и выплавлять металл, или изготовить горелку и резать металл и мой эмпирический опыт обоженной руки никак мне в этом не поможет. Отсюда вопрос способны ли вы в молчаливом диалоге с Огнем спроектировать турбину самолета ?
Опять же электричество , которым вы пользуетесь , но вряд ли осознаете природу этого явления .Что можно узнать получив удар электрическим током ?

Главный вопрос !!!
откуда берутся ваши вопросы ?
Как вы знаете что они Ваши ??
Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  26 июля 2011, 15:50  
Отсюда вопрос способны ли вы в молчаливом диалоге с Огнем спроектировать турбину самолета ?

Вопрос задан неверно... На самом деле Ваш вопрос в том, актуально ли это для меня и нужно ли мне это ?

Главный вопрос !!!
откуда берутся ваши вопросы ?
Как вы знаете что они Ваши ??

В настоящий момент у меня нет никаких вопросов... :)))
Ник: ......
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 41
...... (Участник  0 | 41)  ·  26 июля 2011, 16:37  
Indendo, Дхармакирти и все остальные. Спасибо за то, что вы есть. Но мне бы хотелось, чтобы вы правильно поняли меня и самих себя. Мусорники продаються в супермаркетах.
Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  26 июля 2011, 19:14  
Спасибо, уважаемый.......... ! Как это прекрасно, что ты тоже есть ! :)
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  26 июля 2011, 19:43  
ответы (логически непротиворечивые ) уже есть, Мамардашвилли, Лакан, Жижек


Кажется, уважаемый Meshok050, вы читаете хорошие книжки. Я тоже люблю Мамардашвили (ещё при жизни его успел застать лекции). К Лакану отношусь хорошо, хотя, признаюсь, одолел далеко не все тома его "Семинаров". Жижека я не люблю, но понимаю почему его читают.

Конечно, всё это не имеет ни малейшего отношения к теме нашего разговора. Вот у Пятигорского, который дружил с Мамардашвили и писал с ним в соавторстве, есть кое-что по теме, но даже и у Пятигорского, который сам был буддистом и много писал о буддизме, речь идёт о философии, а не о практике.

Вообще, нужно с самого начала понять, что не только ответов, но даже и верных вопросов о практике нет и не может быть в текстах.

Вопрос в том как эту практику начать


Дорогой Chernovol, я вижу, что вы всерьёз намерены исследовать этот вопрос, и это у меня лично вызывает уважение. Начать стоит по-моему с выбора традиции. Я не стану, однако, рекомендовать вам ту или иную разновидность практики. По моему мнению, разным людям подходят разные традиции, разные виды практики. Единственное что я бы вам посоветовал: каким бы путём вы ни шли к вашей практике, постарайтесь до неё непременно добраться. Даже если в какой-то момент вам покажется, что ваше желание, ваш импульс был блажью, чем-то не слишком серьёзным, ищите - пока не найдёте то, что станет для вас домом. Овчинка стоит выделки. Я в этом уверен.

способны ли вы в молчаливом диалоге с Огнем спроектировать турбину самолета ?


Когда мы станем проектировать турбину, воспользуемся необходимыми знаниями, цифрами, чертежами, мы будем использовать всю мощь инженерной науки, а так же физику, математику, науку о сопротивлении материалов и аэронавтику.

Когда мы станем смотреть на огонь, мы будем просто смотреть на огонь.
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  26 июля 2011, 21:04  
Могли бы вы более развернуто ответить , чем в вашем понимании отличается Практика к которой вы призываете и философия ( которая по моим понятием - есть практика корректного размышления), я не скажу за весь буддизм , но тот что видел в Азии предполагает обязательное изучение определенной космогонической концепции.
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  26 июля 2011, 23:53  
Могли бы вы более развернуто ответить , чем в вашем понимании отличается Практика к которой вы призываете и философия


Об этом столько всего сказано, сделано и показано, что мне, ей-богу, стыдно открывать рот. В двух словах: интеллект - бородавка на теле разума. То, что мы принимаем за ум - лишь разновидность ума. Исторически так сложилось, что человек осознанно пользуется только внешней, проявленной поверхностью ума (это там, где философия, и там, где, например, вещи, которыми можно манипулировать, там, где концепции, иерархии, плохо-хорошо, любит-нелюбит, богатый-бедный, умный-глупый и т.п.).

Другая сторона ума - это то, что мы вообще не считаем умом. Например, то, что дышит. Оно ведь осознанно дышит. Оно знает сколько кислорода нужно, и если кислорода не хватает, оно вынуждает нас зевать. Или, скажем, печень. Ум печени - почище фауста гёте. Для того, чтобы делать то, что делает печень каждое мгновение нашей жизни, нужно обладать не только умом, но чувствами и даже эмоциями.

Недавно мы говорили об этом с начинающими учениками. Один из них пожаловался на то, что как только он начинает следить за дыханием, оно учащается "и вообще сбивается" (обычная история, кстати, для начинающих). Я спросил: кто дышит? Он подумал и сказал: ну... как-то само..

А кто дышит в самом деле?

Кто выбирает когда сделать вдох и когда выдох?

Ладно, кто всасывает питательные вещества, когда пища переварена? Кто гоняет кровь по венам?

Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  27 июля 2011, 00:00  
Мы могли бы назвать это "телесный ум". Может показаться, что он работает в автономном режиме, но это не так. Для него ваш интеллект (тот, что деньги и философия) тоже работает в автономном режиме. Такой тупой квартирант, который то ужрётся вусмерть и всю ночь головой в стену лупит (это вы Дерриду читаете), то вдруг всю еду втихомолку сожрёт, и заставляет хозяина побираться на улицах (это вы телевизор смотрите).

При этом этот самый телесный ум знает о вашем существовании и постоянно наталкивается на продукты вашего неразумия, а вы делаете вид, что его тут нет, что вы - просто говорящая голова.

Вобщем, странное соседство belay

Практика (наша) начинается с того, что вы поворачиваетесь к нему (к себе, то бишь) лицом. Конечно, философия тут совершенно ни при чём, это вы можете сделать только самим собой, своим телом и своим умом. Книжку при этом придётся закрыть и поставить на полку.

В какой-то момент два этих ума становятся одним. На самом деле, они с самого начала были одним умом, просто одна его часть решила поиграть в прятки. Первая, самая простая часть нашей практики заключается в том, что вы, наконец, находите себя в себе.

Но это не всё. Это только начало.

Теперь ведь понятно почему философия к такой практике не имеет прямого отношения?
Ник: ramzes101
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 95
ramzes101 (Участник  0 | 95)  ·  27 июля 2011, 02:14  
"В двух словах: интеллект - бородавка на теле разума." (Deitch)
Уважаемый мой Deitch больно слушать такое, и тем более удивительнее, что сам этот вывод сделан исключительно посредством интеллекта ( -Как же здесь отвратительно кормят! -О да! И такими маленькими порциями.) Похоже буддизм конкретно подзасрал (извиняюсь за слово) людям головы. А ведь Шанкара давным давно разнес буддизм в пух и прах,но такое ощущение будто его вовсе и не было или же его основательно опровергли в незапамятные времена (чего естественно нет).Надеюсь это банальная неэрудированность, и все же весьма очевиден факт падения интереса к философии и чистому мышлению в наш век Кали-Юги :~/
Ник: ......
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 41
...... (Участник  0 | 41)  ·  27 июля 2011, 08:57  
ramzes101.
Вы мне всё еще нравитесь... Какое ваше любимое блюдо?
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  27 июля 2011, 10:07  
написано красиво ( с учетом психологии) :)
Вот только откуда взялась аксиома , что внутри у вас порядок и благодать , а не страх ,похоть и лень ?
и обращение во внутрь только усугубит проблематику ?
я конечно нахожусь под влиянием христианской идеологии ( как никак в россии живем)
но немножко изучал махаяну :)
Ник: Indendo
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1129
Indendo (Участник  0 | 1129)  ·  27 июля 2011, 12:32  
написано красиво ( с учетом психологии) :)

А как бы вы предпочли? (можно учесть)
Вот только откуда взялась аксиома , что внутри у вас порядок и благодать , а не страх ,похоть и лень ?

Она лучше вашей подходит младенцам.
Ник: Игрушка
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 4
Игрушка (Участник  0 | 4)  ·  27 июля 2011, 16:56  
-
Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  27 июля 2011, 20:37  
- - - - - - - - - - - - -
я конечно нахожусь под влиянием христианской идеологии ( как никак в россии живем)

Это не аргумент, т.к. не все живут только лишь в России, - здесь есть еще и те, кто одновременно с этим живет в просторах Вселенной... ( И я таких знаю ... :)
Ник: ......
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 41
...... (Участник  0 | 41)  ·  27 июля 2011, 20:43  
Людей так много на земле и разных судеб...
Жду продолжения, что скажешь...

Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  27 июля 2011, 21:55  
.......эй ! ( прости, просто не знаю, как к тебе обращаться ) За все время тебе реально хоть кто нибудь ответил ?

Смотрите также:

Никакой медитации не требуется. Если вы знаете, кем вы являетесь, жизнь становится медитацией. Вы говорите – и вы в покое, вы любите – и вы в покое, вы едите или делаете все что угодно – и вы в покое. Это и есть медитация. Это никогда не начинается и никогда не заканчивается. Для другого рода медитации вы крадете какой-то промежуток времени, и тогда медитируете....
Читать далее >>>
Видение того, кто вы на самом деле - разновидность медитации. Ее девиз — УВИДЬТЕ, КТО ЗДЕСЬ. Вот отличительные черты этой медитации, которые вам предлагается опробовать на собственном опыте: Она доступна. Первоначальное видение дает вам способность возобновлять его. В отличие от идей и чувств, это простое видение вы можете иметь, когда более всего в нем нуждаетесь, например, когда вы раздражены...
Читать далее >>>
«Практика впечатлений» не бывает ежедневной и стабильной – по причине прозаической: если каждый день взвинчивать психику до состояния поросячьего визга, какое-то время спустя вы гарантированно окажетесь в больнице. «Практика изменений» не может быть дискретной: вы не можете заниматься тайзцицюань раз в месяц. Такая практика поначалу требует постоянно возобновляемого внимания: каждый день –...
Читать далее >>>
Канадские ученые установили, что люди, практикующие дзен-медитацию, менее чувствительны к боли, нежели те, кто не занимается медитацией вовсе. В эксперименте участвовали 13 человек, имевших опыт не менее 1 000 часов медитативной практики, а также 13 человек, которые никогда не занимались медитацией....
Читать далее >>>
Слово медитация в последнее время прочно вошло в нашу разговорную речь. И даже если не все могут ответить, что это такое и не всем медитация интересна, то слышали о ней большинство людей. Вместе с тем сейчас в слово "медитация" разными людьми вкладывается абсолютно разный смысл и часто эти трактовки могут различаться с точностью до противоположного. Поэтому я хочу описать свое представление о...
Читать далее >>>
Существует мнение, что о будущем думать вовсе не надо, потому что оно еще не наступило, что нужно жить «здесь и сейчас». Однако же, это мнение является чрезвычайно наивным. Знать будущее, разумеется, нельзя, а вот предполагать его – можно. И даже нужно. Иначе становится непонятно, как следует действовать. Надо сказать, что способность хотя бы минимально просчитывать будущее существует у всех...
Читать далее >>>
Существуют разные способы медитировать, и так как медитация это очень личное упражнение, этих способов наверняка больше, чем нам когда-либо станет известно. Паре из них наука уделяет особое внимание. Один из них называется методом Концентрации Внимания (Медитации Памятования). Этот метод заключается в том, что вы целиком сосредотачиваетесь на чем-то одном. Цель такой медитации — направить все...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100