|
Музыка: восприятие и осознание. Часть 31Ранее приводились воспоминания о песне «The Beatles», как примере группы способной самостоятельно пробить слои замутнённости восприятия в душе меломана и добраться до самых глубин, произведя необратимые изменения, даже у неопытного слушателя. Таких песен, отрывших слушателю новый неизвестный мир, найдётся немало, по душе каждого отдельного слушателя. Эффект такой, как мне кажется, состоит в сочетании простоты мелодии и тонкости и точности деталей композиции. Мелодия привлекает внимание, слушатель быстро вовлекается в песню и следует её путём. При этом легкая атмосфера обещает приятную и, что немаловажно, знакомую дорогу. А потом, неожиданно, оказывается, что предлагаемый авторами путь гораздо интереснее, необычнее, чем путь привычный для слушателя. Правильные сочетания деталей композиции, гармонии партий и приёмов, показывают слушателю такие нюансы, о которых он прочно забыл, дают ощущения детского непосредственного восприятия, сбивают коросту с души, нанесённую повседневностью. Это сравнимо с любовью, когда человек начинает видеть мир по-иному, как не видел ещё вчера. Достижение такого состояния далеко не редкость. Многие из слушателей бывали захвачены внезапным чувством, многие прикоснулись к новым, более полным для себя ощущениям, многие обрели более полное восприятие. И это стало очень важным шагом на пути духовной жизни. Это важнейший момент. Можно сказать, что другого такого может и не быть. Это новое, духовное рождение человека, когда обретаются недостижимые ранее способности очувствования, когда открывается новая картина мира, когда рушатся прежние иллюзорные представления. Тут многие и останавливаются. Останавливаются на умении достигать такого состояния, когда чувства слушателя попадают в резонанс с содержанием произведения искусства, когда захватывает дух и по телу бегут «мурашки». Это говорит о способности человека почувствовать родное ему выражение чужих чувств. О возможности услышать выбор своего сердца. Многим такое умение представляется достаточным для духовного развития. Мне это кажется сравнимым с умением постоянно влюбляться, но не уметь любить. Да, конечно, такой человек воспринимает мир гораздо полнее и красочнее, чем не испытавший подобного восхождения духа, воспринимает принципиально по-другому, можно сказать становится иным человеком. Но при этом не происходит какой-либо значимой работы с душой, а только повторение одного и того же состояния. Так среди тех, кто ощутил суть чужого творчества, есть, как только воспринимающие — до резонанса и «мурашек», и есть воспринимающие и осознающие, способные назвать, что они ощутили, и что с ними произошло. 2аОсознание на третьем уровне обратно написанию музыки, по крайней мере, её основного замысла: требуется не подобрать звуки, выражающие состояние автора, а наоборот — исследователь должен настроить восприятие в унисон с произведением, подобрать состояние, соответствующее услышанной музыке. И для обретения какой-либо точки опоры в этом процессе нам, в первую очередь, понадобятся темп, ритм, мелодия и саунд. Проще и, думаю, правильнее сначала прочувствовать темп произведения, он во многом определяет его характер: так один и тот же быстрый темп может означать как радость, так и тревогу, но, в любом случае, не покой и не печаль, за это отвечает медленный темп. Средний темп нейтрален и подходит композициям разного характера. Сам темп определяется чаще всего по скорости, с которой звучит инструмент, отбивающий такт, пульс произведения: обычно это делает ударный инструмент. Пульс является самой яркой частью ритма, который представляется в виде чередования нот, образующих ритмический рисунок. Этот рисунок даёт нам понимание о жанре композиции. Так равномерный ритм (все ноты равной длительности) создает ощущение беспрепятственного движения. Чередование кратких и протяжённых звуков придает музыке динамику, напор. Есть особый приём — синкопа — неожиданное смещение пульса, что сообщает музыке дополнительную упругость, ощущение свободы. Когда нам уже несколько понятны энергия и манера движения в замысле композиции почувствуем мелодию. Сама по себе мелодия определяется как последовательность связанных между собой звуков, но её роль гораздо выше, чем то, как она определена. Мелодия в музыке - это та основа, без которой пропадает индивидуальность композиции, это то главное, что придает музыке смысл. Она отвечает за чувство, заложенное в музыке. Печальная мелодия, радостная, тревожная, умиротворённая – это легко воспринимается на слух. Именно мелодия является наиболее питательной для души частью композиции, именно на неё обращается внимание, именно она западает в душу как наиболее глубоко проникающий элемент и вызывающий наибольшее воздействие. Поэтому правы и те, кто определяет мелодию как неделимое целое, сконцентрировавшее смысл и образы композиции. Кроме того, на восприятие влияет саунд – окраска звука инструмента, манера звукоизвлечения. Саунд может задать и атмосферу композиции. Вот прекрасный пример: AC/DC – «Hell's Bell's», где, фактически, студийный эффект, использованный как ритмический инструмент, сразу создаёт нужную атмосферу. И вообще одну и ту же мелодию можно подать и перегруженной гитарой и акустическим инструментом, что довольно сильно меняет расцветку заложенного ритмом и мелодией характера и чувства. Metallica – «One» Apocalyptica - «One» Довольно часто саунд служит как знак, определяющий музыку по определению близкую слушателю. Слушатель автоматически выбирает близкий ему саунд, дающий необходимую окраску, выбирает как цвет одежды, независимо от покроя. Надо отметить, что часто изменение саунда означает переход в другой музыкальный стиль, и требует переделки самой музыки - аранжировки. Аранжировка - это любое переосмысление или переоформление музыкального материала - но в пределах узнаваемости оригинала. Может, как полностью изменить и раскрыть содержание и окраску настроения, так и никак не повлиять на изменения. Вот, допустим, изначальный замысел адаптируется под нового исполнителя. Joan Baez – «Diamonds And Rust» Judas Priest – «Diamonds And Rust» И чем сильнее адаптация. Чем больше изменений вносится в исходную аранжировку, тем дальше разброс настроений и нюансов. Depeche Mode — «Stripped» Rammstein — «Stripped» Изменения в аранжировке могут заходить так далеко, что приводят, чуть ли ни к новой песне. Bob Dylan — «All Along The Watchtower» Jimi Hendrix — «All Along The Watchtower» Таким образом, аранжировка является важнейшим компонентом музыки. Её особая роль ещё и в том, что она может выступать и как первичная (грубая) и как последующая (тонкая) настройка на композицию. Но в этом она не одинока, есть ещё один элемент композиции, который может выступать таким образом – человеческий голос – вокал. Если отбросить природные особенности голоса вокалиста (тембр, силу, диапазон), что, несомненно, влияет на передачу идеи, но присутствует в любой песне независимо от её замысла, то остаётся приобретённое умение вокалиста подать свою партию — фразировка. Вот здесь каждый человек, выросший в человеческом обществе определяет настроение песни по акцентам, интонациям, усилению или ослаблению голоса, по тончайшим деталям настроения, переданного вместе с мелодией. Понимает так, как не понимает подобного же плана нюансы музыкальных инструментов – сказывается опыт нахождения в человеческом обществе, умение понимать по интонациям, даже неосознанно. Мало того, это звуки первичной сигнальной системы (интонации и акценты) и глубоко сидят в подсознании человека. Говоря о вокале, надо ещё отметить, что здесь проходит сильный водораздел между меломанами любителями инструментальной музыки и меломанами, у которых есть затруднения в понимании (именно понимании) музыки без вокала. Но зачастую инструменты заменяют человеческий голос. Вот пример исполнения одной и той же песни, разница в вокале: Yoko Ono – «Every Man Has A Woman Who Loves Him» John Lennon - «Every Man Has A Woman Who Loves Him» И ещё один пример, где классическая фолковая песня с мелодией, прекрасной самой по себе, может быть просто убита неправильной подачей. Folque - «Harpa» — мелодия даёт нам только общее, хотя и очень выразительное, настроение, жанр сообщает нам, что речь пойдёт о каком-то классическом действии, повторяющемся из века в век и потому всегда актуальном. Но внутренняя динамика, развитие сюжета, его драматичность, индивидуальность держится именно на вокале. На оттенках подачи. Рефрен то жёстко рубится, то жалобно стонет, то распевно тянется и, мы понимаем, что сюжет развивается и, даже можно догадаться, что развитие это не несёт героям ничего хорошего. А убить эту песню проще простого, отдать её филармоническому официальному хору и пусть он пропоёт каждый куплет одинаково, как под копирку и песне конец. Таким образом, из грубой настройки на композицию, которую мы осуществляем по темпу, ритму, мелодии и саунду мы понимаем основное чувство, заложенное в произведении, его окраску по настроению, темперамент, динамику. Вокал же и аранжировка, кроме того, даёт и более тонкую настройку на тему, индивидуализируют её и служат, таким образом, переходным мостиком к тонкой, межличностной настройке на композицию. Окончательно мы определяем заложенное содержание в композиции по всей совокупности факторов. Для незамысловатой песни, композиции основанной на простом ритме и мелодии, этого может быть достаточно, зачастую этим её содержание и исчерпывается. Значительная часть современной эстрады раскроется на этом этапе. Даже очень хорошо, если вообще есть что раскрывать. Зачастую мастера эстрады лепят в одну композицию несочетающиеся или противоречащие друг другу элементы. Можно отравиться, приняв на душу такую музыку. Нет смысла искать в произведении то, чего там нет, и не может быть. Да и не только эстрада: разбавленным, а то и пустым содержанием может грешить и произведение серьёзного жанра. Но для понимания более сложного и глубокого по замыслу произведения (в любом жанре) требуется более тонкая настройка на композицию. Также понимание инструментала может не быть достигнуто из-за отсутствия вокала и, понять заложенную мысль придётся опять таки, прибегая к тонкой настройке на композицию. Тонкая настройка - это уже задача для исследователя с опытом прослушивания, с «настроенным слухом». 2бВ рамках определившегося в первичной настройке характера и настроения композиции предстоит определить глубину раскрытия темы, точность передачи чувств, широту кругозора автора рассматривающего эту проблему. Необходимо увидеть описанную картину через личность автора, понять его чувства в момент творения. Так в печальной, радостной, тревожной или серьёзной песне должны проступить оттенок печали или радости, причины и обстоятельства происходящего, динамика поступков героя и их последствия. Кроме того, на полное раскрытие исследователем заложенной в музыке идеи влияет целый рад факторов. Личный талант композитора: ну не может он раскрыть тему, не хватает тонкости и глубины души, акценты выставлены слабо и т.д. Личный талант исследователя: не хватает души и разума для понимания, не хватает опыта. Исследователь, в идеале, должен быть равновелик автору или превосходить его талантом. Влияют метод и средство воплощения замысла: звуки должны быть явлены так, как задумано автором. Влияют метод и средство воспроизведения: оценивать композицию на бегу через один наушник МП3-плейра — гарантированно упустить нюансы. Каждое из этих условий влияет на полное воплощение картины как яркость, контрастность, насыщенность цветом и резкость влияют на изображение на экране телевизора. Избыток одного фактора не компенсирует слабости другого. Что входит в тонкую настройку на композицию? Входят уже упоминавшиеся нами вокал и аранжировка, но только в своём наиболее полноценном виде, как носители черт, раскрывающих индивидуальные личностные нюансы содержания композиции. Мелодика отдельных партий инструментов, особенно тех, что могут составить конкуренцию вокалу (саксофон, гитара) и вообще любой инструмент, которому по силам передать человеческие интонации, может быть помощью в настройке на композицию. Ритмический рисунок (работа ударника и ритмический рисунок басиста, риффы ритм-гитары), аранжировки клавишных инструментов, аранжировки духовых, все эти звуки воплощают более жёстко привязанные, чем к солирующим основным инструментам, тонкости настроения. И позволяют скорректировать более точно характер определённой ранее эмоции произведения. Но главное, что рассматривается на этом этапе, это структура композиции и гармония: самое сложное в тонкой настройке. Гармония – не механическое усложнение простой песни. Когда звучат две мелодии, это полифония. Эти две мелодии могут быть гармонически увязаны, но настоящая гармония, когда одновременно звучат несколько нот, образующих созвучие, но не прямо буквально вырванных из мелодии, а оттеняющих её. Именно набор разных нот, соединенных в условное целое (созвучие, аккорд), даёт глубины, оттенки и богатство заложенной мысли. Без гармонизации мелодия одноцветна и двумерна. Овладение же структурой позволяет соединить в одном произведении разножанровые блоки не вызывая при этом эстетического отторжения. «Buckethead» - «Soothsayer (Dedicated to Aunt Suzie)» Сочетание разных жанров позволяет автору описать любое состояние, действие, ситуацию с любым желаемым эффектом и широтой замысла. Один и тот же сюжет можно рассказать бесконечным числом способов и даже один и тот же человек может рассказать одну и ту же историю бесконечным числом способов. Дело в сочетании элементов входящих в эту историю. За их сочетание и отвечают структура и гармония. Вот, я считаю, песни близнецы по содержащимся в них переживаниям и смыслу. «Led Zeppelin» - «Since I've Been Loving You» «Big Brother & The Holding Company» – «Ball And Chain» Есть опасность для искушённого слушателя (а тем более музыканта), что вместо чувств, изложенных в аранжировочных и ритмических партиях, он будет видеть приёмы игры и не сможет перестроиться на восприятие, будет оценивать технику и богатство приёмов. Это уже издержки профессии. Дальше... дальше момент профпригодности. Композицию надо прожить. Композиция, которая проживается, захватывает целиком. На этот момент аналитика отключается или уходит на дальний план. Это, момент истины для меломана, его олимпийское достижение. Меломан или чувствует чувства автора — или нет. Этот момент, как неоднократно говорилось ранее, у многих происходит спонтанно. Человек попадает в музыку достаточно полно, если она в основных категоричных точках выражает его жизненный ритм, его темперамент, стиль мышления, гамму чувств, а главное – совпадает с его собственными нюансами поведения в сходных с передаваемыми музыкой ситуациях. И даже здесь разделение. Большинство меломанов чувствуют третий уровень. В их высказываниях произносятся такие слова как «моя музыка», «родное», на этом уровне живут те самые «мурашки» - особенные существа меломанской вселенной. Но дальше этого уровня сложно пройти тем кто: 1. выбрал (неосознанно, душой выбрал! но выбрал) один стиль, жанр, группу. И не в силах сменить угол восприятия. Всегда сложно понять отличный от своего угол зрения на предмет, причём понять его надо не в диспуте - логически, а образно - через творчество. В этом случае часто помогают дополнительные сведения о предмете изучения: текст песни, история написания и непосредственный повод создания композиции, биография автора, комментарии других исследователей. Но все полученные сведения должны быть пропущены через призму душевного восприятия творчества изучаемого автора, а не механически вырваны из контекста и вставлены в первый подвернувшийся пример. 2. те, у кого есть восприятие, но нет осознания. У кого «мурашки» — высшая точка музыкального развития (что, может, и верно, но всё же так мало для саморазвития). И ещё. Мало почувствовать третий уровень, надо быть человеком способным полноценно принять прочувствованное, но это зависит от души самого меломана – часть не вместит целого. После того, как исследователь настроился на композицию и прожил её, он может описать охватившие его чувства, максимально точно показать открывшийся ему замысел, представившиеся ему картины, измерить глубину раскрытия замысла, художественно выразить охватившие его в процессе прослушивания чувства. Проще говоря, исследователь должен добровольно, искренне, написать сочинение на тему «Что это было?» Прекрасный пример может дать рассказ Карела Чапека «Рассказы из другого кармана (№9) - История дирижера Калины». В этом небольшом рассказе присутствуют все элементы восприятия меломана третьего уровня: и повседневное восприятие окружающего мира как музыки, и восприятие оттенков человеческого голоса, как нюансов исполнения музыкального инструмента и глубокая эмоциональная вовлечённость в воспринимаемый и осознаваемый процесс. Можно, кроме того, отметить, что герой произведения обладает и глубоко развитым восприятием и не менее развитым осознанием, что позволяет ему не сомневаться в своей оценке услышанного. Черпая материал и вдохновение из свой души, пережитого опыта и опыта полученного ранее исследователь составляет своё резюме об услышанном. Здесь, как и в любом художественном произведении много зависит от литературного таланта исследователя. Он может изложить текст так, что будет понятно лишь ему одному, а может увлечь многих читателей. Это очень важная часть процесса, но касается лишь тех, кто решил рассказывать о своих ощущениях окружающим. Многие меломаны довольствуются именно достижением состояния третьего уровня, сохраняя свои ощущения в душе, может быть, внутреннее оценивая потерю или приобретение своей душевной чуткости, своей человечности. На этом этапе снова имеет место фраза: «Я слушаю (мне нравится) всякую музыку», и это правильно. Потому что стили музыки становятся формой, одеждой, обёрткой и состоявшийся слушатель может видеть одну тему в разных формах: U2 – «Drowning Man» John Lennon\Plastic Ono Band – «Working Class Hero» AC/DC – «The Furor» Genesis – «Dancing With the Moonlit Knight» Queen – «We Are the Champions» Peter Green – «Bandit» 3На третьем уровне слушателя поджидает проблема, представленная в разных формах, но корень, у которых один — потеря чувствительности в восприятии. Так достижения высокого духовного уровня сделанные на внезапном порыве, подъёме, в момент катарсиса, духовного перерождения нередки. В эти моменты человек обретает большие способности, часто неожиданные для себя. Но немногим удаётся удержаться пусть даже не на той высоте, но в той атмосфере. Многие быстро «сыплются» на так называемый «бытовой» уровень, когда повседневная текучка отвлекает и от прочувствования и от осознания. Постепенно теряется внезапно обретённая острота ощущений. Для многих, действительно, и раньше небо было синее и трава зеленее. Многие ловят себя на том, что прежнее занятие, образ жизни не приносят больше радости. Большому количеству людей хватает проницательности отследить такие изменения. Получается высокое осознание при низком восприятии. Замечали ли вы, как меняется восприятие в течение дня? Как музыка, что ещё вчера звенела и переливалась как ручеёк, зазвучала тускло, глухо? Многие говорят про падение напряжения в сети, смену погоды, артериальное давление. Некоторые говорят, что надоело занятие, что виновата привычка, что переросли, что надо менять дело, которым занимаются, и прочее, но причина, зачастую, в ином. Это, как старые батарейки, «села» душа. Термин условный, и не совсем верный, но пока подойдёт и он. Почему «садится» душа? Потеря чувствительности — признак серьезных изменений в духовной жизни. Как Лангольеры Стивена Кинга, догоняющие застрявших во вчерашнем дне, эти перемены настигают тех, кто перестаёт жить полноценной жизнью: процесс, внятное описание которого найти мне так и не удалось (по крайней мере, я не встретил удовлетворяющего описания), несмотря на многочисленные попытки. Более частый и лёгкий случай «усадки» души – смена настроения. Мы постоянно употребляем это выражение не задумываясь, а на что, собственно, мы настраиваемся. Более серьёзный случай, это так называемая «продажа души» и можно даже понять, за что и за сколько её продали. Один из самых частых и сложных моментов состоит в том, когда музыка доходит до сердца слушателя, вызывает в нём необратимые изменения, а человек сознательно отказывается от принятия этих изменений. Возникает сильнейший диссонанс между разумом и чувствами, явление широко распространённое. Как пример приведу ситуацию, когда человек ходит на нелюбимую работу только ради денег. Человек мучается, всё ему не по душе, но старательно убеждает себя, что всё правильно, надо перетерпеть, у всех так, что такая работа - это необходимое зло, и, случается… убеждает себя в этом. Он то уверен, что всё заканчивается 8-ю часами мучений в день, а потом можно посвятить себя жизни полной удовольствий и радости. А вот и нет. Упорствование в заблуждениях «сажает» душу с быстрой скоростью. Можно обмануть свой мозг, но не душу. Через какое-то время человек ловит себя на том, что прежние радости ему в тягость, в чувствах он равнодушен, в дружбе и любви охладел; еда стала невкусной, солнце тусклым, музыка бесчувственной. Человеку уже ничего не нужно и неинтересно. Это «продажа души», и можно даже подсчитать её цену, прикинув, в чём была корысть. Но человек редко готов отказаться от того, что он выменял на душу. В некоторых произведениях проводится мысль, что объект, на который меняется душа, некачественный, что тот, кто покупает душу, в обмен подсовывает некачественный товар или возможность. Но в жизни видно, что это не так. Товар и возможность настоящие. Просто не оговаривается всего один момент — радоваться приобретению, можно только имея душу. Без неё всё теряет вкус, цвет и радость, как в анекдоте про «фальшивые ёлочные игрушки», которые такие же, как настоящие, только радости от них никакой. «Познай себя», говорили древние, познать мир как себя через его проявления — вот законченная задача. Но когда человек чувствует одно, думает другое, говорит третье, а делает четвёртое, когда он достигает вершин мастерства самообмана, то, уже не может ничего понять в таком достаточно простом предмете как свои собственные переживания и желания. Что же тогда говорить о способности понять переживания человека, отделённого от тебя временем, расстоянием и культурой. Есть специалисты по песчинкам в чужом глазу, но бревно в своём мешает им адекватно воспринять полную картину и по глубине замысла и по широте кругозора, а главное по естественности в окружающем мире. Максимум, что могут такие специалисты, довольно точно, даже невероятно точно, подобрать музыку по своему состоянию: такую же выкрученную, наполненную самообманом и тьмой. Для компенсации потери чувствительности человек прибегает к всевозможным способам самообмана и психологических хитростей. 1. Аудиофилия Аудиофилия поражает на третьем уровне куда страшнее, чем на втором. Дело в том, что усовершенствование качества звучания призвано не столько донести до ушей слушателя детали записи, сколько компенсировать потерю чувствительности, вернуть свежесть восприятия, радость понимания творчества. И потому предаются этому занятию фанатичнее и долговременней и выражено оно тяжелее. В итоге, я наблюдал людей, которые месяцами не знакомились ни с одним новым музыкальным проектом, а только улучшали, улучшали, усовершенствовали качество воспроизведения одного и того же альбома. Слушаем «Pink Floyd» «Dark Side of the Moon» на кассете и магнитофоне, «Pink Floyd» «Dark Side of the Moon» на лицензии и блочной аппаратуре за 300 долларов за блок, «Pink Floyd» «Dark Side of the Moon» на фирменном компакт-диске на аппаратуре 1000 долларов за блок, «Pink Floyd» «Dark Side of the Moon» на SACD на аппаратуре по 4000 долларов за блок со всеми внешними компонентами и кабелями. Затем акустический потолок, замена проводов, отдельная линия питания, чистое электропитание, акустическое покрытие комнаты, отдельная комната для прослушивания... Каждая новая доза становится всё дороже и приносит всё меньше удовольствия на все более короткий срок. Самая большая ирония в том, что за это время душа «усаживается» ещё и все эти прибамбасы не компенсируют потери чувствительности души. Человек же свято стремится вернуть эти ощущения, ведь технические усовершенствования так похожи на желаемое усиление чувств, они действительно позволяют услышать элементы, ранее неслышанные, но радости от них никакой... вернее не та. И опять можно себя обмануть, мол, устал, мешают работа-семья-соседи, но душу не обманешь. Кроме того, к аудиофилии примыкает фетишизм, когда чувствительность катализируется приобретением вещей непосредственно имеющих отношение к кумиру, а так же есть и некоторое религиозное чувство, требующее определённых жертвоприношений (потраченное время или деньги). 2. Недоработанный второй уровень С постижением базисного тех минимума на втором уровне меломан считает дальнейшее его прохождение бессмысленным, так как он знает сладости слаще. Зачем – говорит он – нагружать мозг, когда самое главное - чувствовать сердцем? И вот, такой любитель музыки слышит только поверхностные, яркие, эффектные мотивы, без нюансов. Путает оттенки. Восприятие его восторженное и бездумное. Такой меломан имеет непосредственное восприятие ребёнка, что довольно близко к истинному чувствованию, но промахивается по оттенкам в точности и являет собой ноль по осознанию. Их открытия и восторженные радости молниеносны и всеобъемлющи, но скоротечны и преходящи как гроза в жару. Самое главное — слушанье без понимания не приводит к душевной работе. Только аханье затрагивает даже не чувства - эмоции. Такое состояние выполняет таки одну важную задачу – сохраняет непосредственное детское восприятие, но слишком детское, даже инфантильное. Если осмысления не происходит, не происходит и работы – слушатель может бесконечно восторгаться одной и той же песней, словно слышит ей в первый раз. Это довольно забавный момент, но становится не смешно, когда посмотришь на процесс в перспективе: я видел довольно много людей, которые так и «тащатся» годами от одной и той же песни и делают это на один и тот же манер. 3. Чрезмерный второй уровень Слишком сильный ум не даёт почувствовать замысел произведения: сразу возникают аналогии, корреляции, параллели, делаются предположения и оценки. Отмечаются сочетания инструментов, называется заложенная тема и то, как она решена. Проводятся параллели с другими сходными темами. Так ботаник называет род и вид цветка, его свойства и особенности, забывая им любоваться. Здесь, может быть, ключевую роль играет страх. Страх неизвестного, того, что сильное чувство, заложенное в композиции, поколеблет уже сложившийся устойчивый внутренний мир, подвигнет к новым душевным поискам, лишит покоя, ввергнет в состояние «беременности мыслями», которое обязательно надо будет закончить. Разум мгновенно хватается за знакомую информацию: аккорд, тональность, приёмы игры и душа остаётся в спасительном неведении, уютном покое. В особой опасности тут музыканты. Они по профессии склонны видеть аккорды и приёмы в воспринимаемой музыке. 4. Уход в виртуальный мир Уход в виртуальный мир — это серьёзная опасность для меломана. Так как мир образов произвёл необратимое изменение, которое не смог произвести обычный мир, возникает большой соблазн в этом мире образов и остаться. Т.е. только слушать музыку, минимализировать все дела «реального» мира, уйти с головой в мир, где ты живёшь полнее, ярче, где легче понимаешь его законы. Я уверен, что именно этот процесс передан в композиции Led Zeppelin «Stairway to Heaven». Слушателя такой уход приведёт к постепенному искажению восприятия, со временем спектр настроения любимых команд будет мутировать к более сложным сочетаниям. Композиции станут всё более изощрёнными, гротескными, абсурдными или наоборот, монотонно тяжёлыми, но в любом случае узкими по спектру описываемых чувств. Полностью запустив или сведя до минимума социальную жизнь в реальном мире, слушатель потеряет способность воспринимать и музыку, описывающую такие радости жизни. В конечном итоге социальная и духовная жизни такого слушателя сведутся к единому целому, сойдутся в одной ужасной точке единения реальности и ада. Таким образом, оба мира встретятся снова и, что будет дальше — зависит от самого слушателя. Одно из самых плохих и частых, гораздо более частых последствий, чем вышеописанное, заключается в том, что слушатель, пожив какое-то время в виртуальном мире и столкнувшись с негативными процессами, возникающими в ходе такого разорванного существования, разочаровывается в своём мире образов, отрекается от того, во что верил, как от нежизненного, становится циником, т.е. «ломается». Слушатель «перерастает», становится «взрослым», социальным, прагматичным. Больше не интересуется искусством. Теперь его привлекают настоящие, «взрослые» ценности. 5. Усиления восприятия с помощью средств Со времён шаманских мухоморов по наши дни существует простой и доступный способ проникновения на третий уровень восприятия. Неоднократно описано воздействие музыки при приёме веществ изменяющих сознание. Ну, конечно, великий блокиратор чувств – рассудок, отключается, и человек в минуты обретает состояние, которого иные пытаются годами достичь путём самоконтроля и самосовершенствования. Раскрепощённые чувства обретают свободу, и восприятие смысла идёт без фильтров разума. Да ещё полноцветно и образно. Вот оно то! То, да не то. Нигде не говорится, что это именно тот смысл, который закладывал автор. С таким же успехом искусственно изменяющий сознание может слушать работающий дизель. И в любом случае слушает только самого себя. Но главная опасность даже не в этом, а в том, что душа на этом пути не только не «заряжается», а даже трансформируются естественные взаимосвязи человека с духовным миром. Показательна сцена, описанная Пелевиным в «Чапаеве и Пустоте», где духовно переродившийся Володин, который уже сам не может попасть на нужный ему уровень, въезжает на двух ограниченных интеллектуально, но ещё имеющих естественные каналы помощниках в более высокий для них план реальности. Интересно, что для осуществляющих такой прорыв, их деяние представляется, чуть ли не духовным подвигом, тогда как на обитателей того плана реальности, в который подобные слушатели прорываются, их вгрыз производит самое мерзкое и тягостное впечатление. 6. Усиление восприятия через специализацию Эта ситуация схожа с уходом в виртуальный мир, но меломан при этом остаётся и в социальном мире, где реализуется, зачастую, успешно и легко. Такой слушатель воспринимает трезво и точно, но узко. Многие вещи помимо главного интереса теряют для него смысл. Это человек-фанат, увлеченный чудак, всю информацию, приходящую к нему он рассматривает через линзы своих самостоятельно созданных очков. Углублённый специалист, виденье которого ограниченно им же самим прочерченными рамками и широта кругозора сужена специализацией. Так творчество любой группы или исполнителя будет восприниматься им через творчество одной (или нескольких) полюбившихся групп с автоматическим определением по принципу «свой-чужой». Не прошедшие отбор группы будут заклеймены как неталантливые, не выразившие заявленный в композиции смысл, просто не имеющие какого-либо духовного содержания. Всё это приводит к костному восприятию, закреплению у человека одного единственного угла зрения на творчество, а потом и на окружающий мир. Понять что-либо иное, сменить угол зрения на отличный от собственного он уже будет не в состоянии. Вместе с тем, в рамках своего взгляда такой меломан может совершенствоваться бесконечно. Открывая в произведениях любимых авторов всё новые глубины смысла, причём, как действительного, так и кажущегося. Собирая мельчайшие детали, проливающие свет на мотивы создания композиций, оттачивая формулировки выводов, помогающие понять творчество избранного им автора, такой слушатель действительно тонко чувствует некоторые особенности творчества, близкие ему самому. Фактически — выражающие его самого. Правда, зачастую, такой поклонник увлекается внешней стороной творчества и его когда-то искренняя любовь толкает слушателя к созданию обширнейших каталогов, где зафиксированы мельчайшие детали экономической, социальной, личной жизни исполнителей. Собраны цифры продаж альбомов, даты выступлений, биографии людей из близкого окружения. Таким образом, специалист, в конце концов, тонко чувствует избранное им творчество, но при этом не видит иного творчества вообще. 7. Жить чужой душой Очень изощрённый психологический приём представляет действие, когда опытный, но теряющий чувствительность любитель музыки вращается в компании молодых энергичных меломанов, чаще первого уровня, обладающих непосредственным живым восприятием. В процессе общения такой ветеран может настроиться на свежее, нешаблонное видение более молодых любителей музыки, возможно даже некоторое пробуждение собственной души при порывах чувств молодёжи, открывших для себя новых исполнителей. Конечно, разделить вспыхнувший огонь души с духовно близким тебе человеком, самим испытывающим духовный взлёт — это счастье. Совместная творческая деятельность чувствующих и осознающих людей, это огромный духовный опыт, умножающий их способности к совершенствованию. Но здесь, в лучшем случае, происходит взаимообмен: молодые зажигают в старом жизнь, старый показывает молодым пути постижения. И чаще эти пути постижения являются путями, заведшими старого в тупик, и многие опытные в таких ситуациях просто начинают гореть чужим огнём, питаться чужими чувствами, освежая утраченную чувствительность. Особо отмечу, что надо уметь разделять тех, кто только питается чужим огнём и тех, кто приобрёл способность зажигаться своими идеями в присутствии других горящих людей. В этом случае речь идёт всё же о собственном огне, пусть и для возгорания которого требуется конкретное внешнее воздействие. 4Обобщая всё вышесказанное можно сказать, что все выводы меломанов даже третьего уровня зачастую носят несовершенный характер. Все они содержат частицы истины, иногда искажённые и домысленные. Основной рабочий орган воспринимающего человека — душа. Для того чтобы осознавать, необходимо, чтобы было чем осознавать. Если чувствительность души потеряна, всё, что вы почувствуете — это равнодушие к творчеству, всё осознание будет заключаться во фразе «Мне всё равно». Вы скажете, что творчество вас не тронуло, хотя вполне возможно творчество в этом не виновато. Единственным настоящим способом возврата чувствительности является возвращение потерянной души или «подзарядка» «севшей». Возвращение чистого непосредственного глубокого восприятия и пребывание в этом состоянии. Но это тема для отдельного разговора. Разместил: Q-G J (Стас) | 22 ноября 2010 | Просмотров: 5873 | Комментариев: 3
(всего голосов: 2) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:С постижением начального технического минимума любители музыки, чувствующие духовный уровень произведения, снимают акцент с информационной интеллектуальной стороны постижения творчества, переходя непосредственно к восприятию душою сути произведения, считая именно такое восприятие исчерпывающим. Техническая сторона воспринимается ими как удобный, но необязательный элемент в процессе восприятия...
Читать далее >>> Для массы музыка не фактор, не отражение души - она фон. Составная часть общего звукового фона: пения птиц, звука моторов, неразборчивого гула человеческих голосов. Можно сказать, что она как часть воздуха, мы дышим как будто в фоновом режиме, иногда морщась, мол, спёртый воздух или довольно говоря, что свежий, то есть, замечаем только тогда, когда нарушается привычное для нас состояние....
Читать далее >>> Существующее музыкальное многообразие во многом исчерпало себя. На мой взгляд, нужно дать новое измерение в воспроизведении музыки. И тогда снова возникнет новый простор для искусства композиции и звучания. Предлагаемый вариант выхода из сложившегося тупика мне видится в современных технических средствах влияния на звук....
Читать далее >>> Влияние музыки на психологию человека. Какие эмоции способна вызвать музыка разных стилей и направлений, и каким образом? Человек не властен над своими предпочтениями. Кому-то нравится традиционная классическая музыка, кому-то рэп, а кому-то — хеви-метал. Что звучит в душе, то и притягивается снаружи. Диапазон — неограничен. Чуть ли не главным критерием выбора является ритм композиции, будь то...
Читать далее >>> Предложим некий неизвестный способ «игры» на фортепиано. Предположим, что все 90 тонов на фортепиано - звучат все одновременно, а мы «играя» на нём (тонами и их созвучиями) вычленяем те звуки, которые непосредственно нажимаем, как во время обычной игры....
Читать далее >>> Творчество... Разве что закоренелые прагматики не ощущали и не понимают этого восхитительного состояния, когда тобой создается нечто новое, доселе неизвестное – итог максимального напряжения духовных и физических сил. Никакие человеческие ощущения не могут идти в сравнение с тем беспредельным удовлетворением, которое дает счастье творчества. Попытаемся осмыслить его природу. Вначале позволю себе...
Читать далее >>> Как часто мы можем непосредственно слушать и слышать, чувствовать и видеть происходящее с нами или вокруг нас без ожиданий и воспоминаний, фантазий и мысленных конструктов и образов? Буддисты называют это состояние правильной осознанностью или осознанностью того, что возникает здесь и сейчас. Воспринимать непосредственно, отзеркаливая вещи и события в их истинном виде или значении - непросто, но...
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|