|
Личный опыт медитации сатипаттхана![]() Решился я на такую практику в силу двух причин: назревшего разрыва с женой и настоятельной потребности в просветлении и прекращении страданий. Сатипаттхана подходила для этого лучше всего. В то время работа позволяла мне сидеть дома (за исключением редких выездов на вызовы). Я объявил всем домашним, что у меня медитация на три недели, что я не буду ни с кем разговаривать (без крайней необходимости), не буду смотреть телевизор, и не буду ничего делать по дому, - как бы меня нет (хотя я и тут). А себе еще я запретил читать, писать (что было для меня самым трудным, т.к. я считал себя почти писателем и постоянно, что нибудь сочинял), играть на гитаре и петь, и еще отказался от употребления алкоголя (и пива тоже), курить я к тому времени уже прекратил. Друзей обо всем этом я тоже уведомил. И вот я вставал в шесть утра и начинал медленно ходить по комнате и коридору (если народ еще спал), потом завтракал и продолжал ходить по комнате. Режим был суровый, - полчаса ходить, полчаса сидеть, и так весь день, горизонтальное положение только с одиннадцати вечера до шести утра, есть только до полудня, а дальше можно только чай (и то не много) или воду, разрешалось так же съесть одно яблоко. Первое время было очень трудно, особенно, по вечерам, когда я сидел на диване по-турецки, или ходил, а дети или жена постоянно подбегали с разными вопросами. Дети потом привыкли и оставили меня в покое, но не жена (она отличается сильным упрямством). По комнате ходить было можно только очень медленно (с проговором: “вверх, вперед, вниз” для каждой ноги), потому как длина комнаты всего три метра. Зато днем все уходили и я мог ходить по всей квартире. Вечерами время совсем замедлялось, потому что хотелось поскорее лечь спать, чтобы утром поесть. Зато иногда удавалось глубоко погружаться, но галлюцинаций не было. Уже на третьей неделе начались провалы в восприятии окружающего, это было не засыпание, а что-то похожее на саматхи – предмет концентрации покрывал все восприятие и укрупнялся до того, что сам пропадал. Во время сидения следить за движением передней стенки живота было всегда интересно, потому что постоянно находились новые ощущения и я все время был в растерянности, - как их называть, да и с ходьбой было интересно открывалось много нового и об изменчивости ощущений, и о возникновении и смене мыслей. Дни стали очень длинными, а ночи – короткими. На улицу я мало выходил, потому как, учитывая мою нынешнюю скорость передвижения (приблизительно четыреста метров в час), посылать меня можно было только за смертью, даже старушки меня обгоняли, и потом я не люблю, когда на меня все обращают внимание (потом это прошло). Конечно, иногда мне приходилось и быстро двигаться, когда я выезжал на работу, но я и тогда старался не терять осознавание, и удерживал, как мог, отслеживание ощущений. Я научился не бегать за автобусами и не носиться по эскалатору метро, не впрыгивать в закрывающиеся двери вагонов, и не читать в транспорте, все это заменило отслеживание ощущений. Я выяснил что у меня неисчислимое количество свободного времени. Оказалось, что можно было совсем легко не писать и не читать, и после окончания медитации. В результате практики я освободил себя от множества вещей, которые раньше ограничивали мою свободу. Выяснилось, что оказывается, я очень люблю говорить, и мое молчание во время практики превратилось в шквал мыслей, которые иногда заставляли меня просто бегать по квартире (вместо медленной ходьбы с отслеживанием). А когда закончились три недели практики, меня как прорвало, и никто не мог остановить мою болтовню целую неделю! В общем, просветления я так и не достиг, но узнал о себе очень много нового и многое во мне изменилось. Было очень много интересных состояний сознания, но они трудно передаваемы, да и практической пользы от них никакой. Другое дело личностные изменения, - тут сатипаттхана сработала эффективно. Изменив внешнее поведение, я изменил и внутреннюю шкалу ценностей, и точку зрения на мир и на мое место в нем, произошло перемещение из центра на периферию, - оказалось, что так удобнее наблюдать за происходящим (и за телом в том числе). Если выйти из центра мира в своем восприятии, то в центре окажется нечто другое и сразу изменяется видение вещей. Мир формируется в другую структуру и она, оказывается ближе к видению “как есть”, чем предшествующая. У меня изменились представления о дружбе, любви, об обязанностях в микро- и макро социуме, я перестал требовать от близких, чтобы они, непременно, следовали моим о них представлениям, и себе я разрешил быть таким, каков я есть. После первой сатипаттханы я думал, что никогда в жизни больше не возьмусь за эту практику! Но оказался не прав, - я еще пару раз проводил подобную практику один, но, уже не так строго придерживаясь исходной формы, и там уже были другие проблемы и, прежде всего это проблема депрессии, - в конце практики каждый раз все начинало казаться скучным, бессмысленным и бесперспективным. И только совсем недавно я узнал, что такие состояния у практикующих долго не редкость и длятся они иногда месяц, иногда меньше, и что проходят они только в результате продолжения практики. Но это не означает что, развивается зависимость от практики. Здесь важно, что если во время практики возникают депрессивные состояния, по разным причинам, то не следует прерывать практику, лучше дождаться улучшения состояния, даже если для этого потребуется месяц, и только потом можно сделать перерыв в практике, если он тогда понадобится. То есть желательно практиковать до победы. Возможные причины депрессии в практике осознанного поведения. Постепенное смещение баланса сил в сторону уменьшения собственных сил (расход превышает приход). Решение – правильная оценка и корректировка баланса. Однородность ряда восприятия. Кажущаяся повторяемость событий, как следствие, повторяющихся элементов поведения (например: сидеть, ходить, лежать) или замкнутости пространства. Решение – продолжать практику, позволить психике перестроиться. Уменьшение физической активности. Решение – поддержать физическую активность (зарядка, упражнения, любой физический труд). Эмоциональный голод. Решение - практика Дэ (Дэ /китайск./ – коротко говоря, правильно поведение в социуме, делать хорошо и себе и другому, иначе говоря, – два человека и одно сердце). В буддизме это любящие взаимоотношения с другими людьми, но не метта, а именно, сами отношения (например: помощь, или понимание, или любовь-открытость). Могут быть и другие причины. Это только то, с чем я столкнулся. Сейчас я вот уже во второй раз практикую с друзьями через интернет. Конечно, это уже все по-другому и совсем не строго, но и так практика осознанности вполне работоспособна, пусть не так прытко как в одиночку, но зато продвижение идет с меньшими усилиями. Внимание попадает в совсем иные области восприятия социума. Здесь большое значение имеет поддержка друзей, а также значительно большее место занимает практика Метта и др. Еще интересную роль играет практика отчетности, - здесь это практика открытости и честности. Правда, приходится, и писать, и читать не мало, но в итоге мы многое узнаем и о себе и о других. Сейчас, например, выяснилось, что не следует быть слишком строгим с собой и другими. Лучше прикладывать только оправданные усилия, иначе потеря сил приводит к срывам. Нужно делать только то, что делается как бы само собой, но при этом не плыть по течению (куда вывезет), а ясно видеть цель, и выбирать удобные течения. И на этот раз у меня есть режим, но он очень гибкий и еще меняется время от времени. Да и, собственно, практика стала менее формальной и более облегающей конкретные условия, она мне стала удобнее. Уже не важно, как это называется, Буддизм “Большой колесницы” или Дзен-Буддизм, значимо только то, что это подходит здесь и сейчас. Для тех, кто только собирается практиковать осознанное поведение, могу посоветовать следующее: лучше всего начинать с учителем и в группе, если без учителя, то хотя бы в группе. Не плохо побывать на выездном ритрите (я был на четырехдневном ритрите с Тит Нат Ханом и это оказало на меня сильное воздействие, сравнимое с инициацией). Не следует сразу читать много литературных источников, выберите один наиболее современный и привлекательный для вас. Не хватайтесь сразу за древние тексты, за первоисточники, - правильно понимать слова Будды можно только при наличии некоторого собственного опыта в практике осознанности. Потом вы доберетесь до всего, но всему свое время. Будьте терпеливы. Всегда делайте то, что можете сделать сейчас, не откладывайте главное на потом. Желаю всем практикующим осознанное поведение успехов в успокоении ума и просветления и всем удачи! Автор: Юрий Комаров Разместил: Lotos | 13 июля 2010 | Просмотров: 12674 | Комментариев: 27
(всего голосов: 0) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Практика медитации — это не «род психических упражнений», как говорит нам википедия. Такое определение убивает дух. Мне больше нравится взгляд на практику медитации Согьяла Ринпоче. Он говорит о том, что медитация — это промежуток между мыслью, которая ушла и мыслью, которая еще не появилась. Не важно, как было достигнуто это состояние. Сидели ли вы для этого в дза-дзен, пели ли мантру или просто...
Читать далее >>> «Практика впечатлений» не бывает ежедневной и стабильной – по причине прозаической: если каждый день взвинчивать психику до состояния поросячьего визга, какое-то время спустя вы гарантированно окажетесь в больнице. «Практика изменений» не может быть дискретной: вы не можете заниматься тайзцицюань раз в месяц. Такая практика поначалу требует постоянно возобновляемого внимания: каждый день –...
Читать далее >>> Основное правило — чем больше длительность занятия, тем больший эффект от занятия. При этом не обязательно заниматься каждый день. Очень хорошо, если у Вас есть, скажем, один день в неделю, когда Вы можете заниматься цигун 6-12 часов подряд. Это принесет гораздо больший эффект по сравнению с тем, когда вы будете каждый день заниматься 1-1,5 часа. 15-минутные занятия практически не дают...
Читать далее >>> Эзотерика, манящее слово. Многие когда то начинали развитие и каждый со своей стороны двигался к вершине. Мало кто делится опытом о том, что с ним происходит, что он испытывает и как меняется жизнь. Я хочу поведать, к чему я приблизилась за пять лет увлечения самосовершенствованием . Слова и термины я буду использовать как можно проще, ввиду того, что каждый вкладывает свой смысл в слова. Я...
Читать далее >>> Это упражнение трудно отнести к какой-либо традиции, однако описал мне его один знакомый китаец, поэтому будем считать его более менее китайским. Мне оно пришлось по душе сначала потому, что перекликается с некоторыми идеями К. Кастанеды, а потом потому, что оно прекрасно работает. Суть его в следующем. Вы берете платок, косынку или шарф, складываете его и завязываете глаза. Сразу оговорюсь -...
Читать далее >>> Осознанность — это фундаментальный навык полного ежемоментного присутствия во всём, что происходит с нами, вокруг и внутри, в теле, чувствах и уме. Чтобы лучше понять, что такое осознанность, давайте разберём вначале, что означает её отсутствие. Мы часто «отсутствуем» в своей жизни, не очень умеем замечать то хорошее, что у нас есть, не слишком умеем слышать сигналы тела, не умеем справляться с...
Читать далее >>> Недавно Россию посетила Франсуаз Баде (монашеское имя Шинкьо). Франсуаз — одна из самых старших учениц мастера Сандо Кайсена, учителя японской линии буддизма, школы сото-дзен. Он, в свою очередь, ученик выдающегося японского мастера Тайсена Дешимару, первым принёсшего практику дзен в Европу. Любопытно, что большинство приготовленных к интервью вопросов оказались не нужны. Разговор сам принял...
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос
![]() Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|