Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Чоки Нима Ринпоче «Лекция в Непале»

| Еще
26 февраля 2005. Боуднатх, Непал

У всех нас, наделенных умом, есть одно общее желание: мы хотим быть счастливыми и хотим избежать боли и страданий. Мы все согласны с тем, что счастье - это то, чего мы желаем, а боль - это то, чего мы не желаем. Однако наше понимание счастья, представления о нем могут сильно различаться. Существуют различные взгляды на счастье.

Неплохо было бы задуматься: что такое счастье? Где его найти? Здесь? Там? Где-то посередине? Мы должны это выяснить. Причем выяснить очень точно!

Нам следует изучать, размышлять и придти к большой ясности на этот счет. У нас есть сильная склонность думать, что счастье - где-то там, что оно заключено в вещах, которые можно увидеть, почувствовать, услышать, потрогать, попробовать на вкус. Часто нам кажется: "Если я испытываю много приятных переживаний, если у меня много замечательных вещей, когда я силен, влиятелен и всеми уважаем, - это очень хорошо". Вот что кажется нам счастьем. Мы считаем, что собрать вокруг себя хорошие, приятные вещи - это счастье. И также быть известным, уважаемым, влиятельным.

Если также подумать, что значит слава, то здесь, опять-таки, есть разные мнения. Один думает: "Хочу, чтобы меня знали как хорошего, доброго, великодушного человека". Другой думает: "Слава есть слава. Пусть я буду известен как подлый, несомненно, жестокий человек, всегда поступающий скверно". Бывает разное восприятие того, чем желательно, а чем нежелательно прославиться. Кто-то хочет быть известным за то, что всегда мило выглядит. Кто-то желает прославиться за прямо противоположное. Тоже самое касается влиятельности и богатства. Некоторые люди мечтают о богатстве, потому что считают его необходимым для того, чтобы приносить пользу всему миру. А другие используют его для совершенно других целей. Что касается влиятельности, кому-то она нужна, чтобы вести других в правильном направлении, в кто-то хочет таким образом заставить людей делать то, что ему нужно, даже если это идет вразрез с хорошими намерениями, - тогда он будет считать себя сильным и влиятельным.

У разных людей - разные мнения о том, что такое быть известным, влиятельным или богатым.

Люди думают, что для счастья им необходимо собрать какие-то вещи. Но чем больше вещей они приобретают, тем больше у них тревог и боли. Тоже самое применимо к славе. Чем более человек знаменит, тем более он обеспокоен возможностью потерять свою славу. Он думает: "Вдруг обо мне начнут говорить по-другому, не так, как раньше".
Аналогично, чем более влиятельными мы становимся, тем больше у нас страхов. Богатство тоже от начала и до конца сопряжено с мучениями. Сначала тяжело его накопить, далее, трудно его охранять, и, наконец, нелегко его приумножать. Тут много волнений и много труда. Сплошные страдания: накопить, сохранить, приумножить.

Если мы стали богатыми, знаменитыми, и люди хорошо говорят о нас, то наши деяния имеют большое значение. Если мы используем свои преимущества во благо, то можем многого добиться. Если используем во вред, то можем принести много страданий. Не так ли?

Деньги необходимы. Деньги - это яд. Деньги - это лекарство. То же самое со славой: правильно ее используем, - делаем много добра. Неправильно используем - причиняем много вреда. Что касается власти - даже одна подпись может обладать невероятной силой, если мы обличены властью. С ее помощью мы можем вредить и помогать. Все зависит от нашего отношения.

Важно хорошенько изучить, что является основанием истинного счастья. Когда мы (1) удовлетворены (2) ценим то, что имеем (3) сорадуемся - тогда мы счастливы.

Что нам нужно ценить? То, что есть у нас здесь и сейчас. Мы должны ценить свою нынешнюю ситуацию и думать, что она - восхитительна. Но обычно мы так не думаем, мы ценим то, что будет, а не то, что уже есть. Мы думаем, что будущее должно отличаться от нашей нынешней ситуации. Вот такое отношение нужно изменить. Если бы мы могли почувствовать, что наше настоящее, прямо сейчас, - восхитительно, если бы мы могли по достоинству оценить нынешнюю ситуацию, то были бы счастливы и полны радости. Есть так много вещей, которые стоит оценить по достоинству, как, например, вот этот прекрасный цветок. Мы можем восхищаться и наслаждаться им.

Как мы устроены? Уму нужна удовлетворенность, но всегда что-то идет не так, такова наша главная склонность. Что-то мешает нам радоваться тому, что есть: мы не хотим быть счастливыми, не хотим ценить, что имеем. Если же мы ценим и наслаждаемся тем, что есть - каким бы оно ни было - то вот оно, счастье.

Как Будда с позиции его всезнания и мудрости описывал наш ум? Будда увидел, что ум доверчив и инфантилен: "Явления обманчивы, и ум готов обманываться". Вот такое у нас состояние.

Чтобы перед нами ни проявлялось, с чем бы ни сталкивались наши чувства, все становится источником для многочисленных эмоций. Если какую-нибудь мелочь мы воспринимаем как желаемую, она становится источником привязанности и объектом устремлений, которые тут же нас уносят.
В другой момент мы видим что-то неприятное - и это может вызвать сильные реакции. Мы так сильно на этом концентрируемся, что неприятное скоро превращается в омерзительное. Из-за простой оценки явления как неприятного наши чувства к нему превращаются в отвращение, и мы хотим от него избавиться.

Чувственные впечатления управляют нашими решениями и творят эмоциональные отклики. Все это имеет мало отношения к тому, что происходит в действительности.

Если посмотреть на картину, то это - всего лишь холст и разноцветные краски. Но у всех у нас к этой картине будет разное отношение. Для одного она - очаровательная, для другого – такая страшная и ужасная, что даже смотреть невозможно. Внешние проявления управляют нашим умом, удерживают его в своей власти. Даже небольшие чувственные впечатления могут вызвать сильную реакцию. Проявления обманчивы, и ум готов одурачиваться.

Мы можем на примерах понять, что проявления обманчивы, а ум легко сбивается и обманывается. Подумайте о влиянии, которое на нас оказывает картина. Несколько изменений линий или цветов могут вызвать перемены в нашем уме.

Я говорил об этом уже несколько раз - много лет назад, когда я приехал из Тибета в Индию и Непал, тибетцы почти ничего не знали о кино. В Непале один тибетец пошел посмотреть кино. В то время в Непале кинотеатры были очень простые, там стояли самые обычные стулья. Итак, тибетец смотрел кино. На экране был положительный герой и отрицательный. Отрицательный был действительно плох, и все время делал что-нибудь возмутительное. Когда тибетец это увидел, то принял за чистую монету. Он так расстроился из-за этого злодея, что схватил свой стул и запустил им в экран! Вот какой властью над умом обладают проявления.

Предполагается, что люди, практикующие Дхарму - не такие. Один из критериев, по которым можно определить себя как практикующего Дхарму - не позволять всяким явлениям дурить себя. Как нам придти к этому? Во-первых, надо понять ситуацию: явления обманчивы. Как правило, с ними мы взаимодействуем следующим образом: они легко нас одурачивают, а мы не рациональны и готовы им поддаться. Нам нужно уменьшить эту свою готовность. Кто это может осуществить? Только я, я сам! Я сам должен взять на себя ответственность за ситуацию. Не так ли?

Как мне это сделать? Нам нравится находиться в мире с собой, нравится быть счастливыми и полными радости, нравится, когда в мире царит спокойствие. Мы все говорим об этом. Это наша общая цель. Глубоко в душе мы хотим, чтобы было так. Мир и счастье - хорошие явления, мы все с этим согласны. Мы все думаем, что в этом мире и моем сердце должны царить мир и счастье. Как нам это осуществить? Надо быть бдительными, внимательными, памятливыми. Это позволит нам осуществить перемены.

Мы должны приучать себя к определенным качествам ума, к таким его проявлениям, как сострадание, яркость, интеллект. Мы должны хорошенько ознакомиться с тем, как быть заботливыми и спокойными. Все, что способствует этому, все позитивные обстоятельства надо холить, лелеять и развивать. Вы согласны? Какие обстоятельства ведут нас в нужном направлении? Знать это - важный, ключевой момент: если нам нравится испытывать мир и счастье, то что нам не дает их испытывать? Мысль! Какой образ мысли? Негативное мышление! А позитивные мысли - наши помощники.

Как к этому придти? Подход должен быть практическим, конструктивным. Мы должны работать с нашей ситуацией. Мы должны как можно больше создавать обстоятельств и ситуаций, которые помогают нам чувствовать себя свободно и легко и помогают уму быть добрым и благожелательным. Это постепенный, практический путь. Вот так мы учимся. Если не выучить алфавит, то книгу написать невозможно. Сначала нужно запомнить буквы, а потом - писать. Это постепенный процесс.

Тоже самое применимо к духовной практике. Мы начинаем с того, что можем сделать в данной ситуации. Во-первых, сделайте все возможное, дабы чувствовать себя свободно и непринужденно. Во-вторых, развивайте благородные качества: доброту и благожелательность. Конечно, будучи практикующими, мы хотим достичь глубокого воззрения, глубокого поведения и глубоких реализаций. Естественно. Но, чтобы этого достичь, надо пройти через постепенный процесс. Если кто-то думает: "Хочу попасть наверх, минуя ступени", то это абсурдно!
Есть хорошая причина для продвижения по ступеням: на них можно положиться. Они приведут к совершенному воззрению, поведению, и реализации. И начинаем мы с проверки - можем ли мы расслабиться, отдыхая в свободном и непринужденном состоянии. Основываясь на этом состоянии, сострадание проявится легко, и в итоге это приведет к совершенным воззрению, поведению и реализации. Не так ли?

Учимся ли мы в шедре или сидим в ритрите, - какой бы ни была наша практика, мы должны всегда напоминать себе, что основа любого духовного развития - это способность ума отдыхать, покоится мирно и непринужденно. Если мы на это способны, если нам знакомо это состояние, то многие великие качества ума раскроются совершенно свободно и спонтанно.
Поэтому очень важно поддерживать мирное, спокойное, непринужденное состояние ума. Например, сострадание естественно возникнет в расслабленном уме, равно как и острота. Сострадание и острота автоматически возникнут, если мы можем сохранять мирный настрой во всех ситуациях. Ощущение открытости и расслабления позволят уму стать более сообразительным и интеллектуально развитым, и мы обретем более ясное понимание вещей.

Также мы будем приближаться к тому, что называется "знание совершенного воззрения, приносящее освобождение и полное просветление, свободу и совершенство". Благодаря мирному настрою ума мы будем становиться все более и более сострадательными и проницательными. Все это может произойти только благодаря постоянному процессу привыкания и развития этого качества. Это основано на уме, способном пребывать в спокойствии и непринужденности. Благодаря этому мы сможем пробудиться к глубокому воззрению.

Постоянно держите это в уме! Все зависит от того, позволяем ли мы этому поддерживаться беспрерывно или нет. Если мы обладаем добрыми и мирными взглядами, яркостью ума, то, через что бы мы ни проходили, все будет практикой, все духовные качества будут проявляться, и мы будем продвигаться к свершению независимо от того, занимаемся мы формальной практикой или нет.

Если этих трех качеств нам не хватает, то, даже если кажется, что мы серьезно занимаемся изучением и практикой, на глубинном уровне ничего не произойдет. Будучи практиками, мы знаем, что это - решающе важные качества. Практикуя, мы позволяем им проявляться и становиться все сильнее и сильнее.

Благодаря этим качествам, мы будем счастливы и успешны в этой жизни, смерть также пройдет гладко и принесет пользу, и в будущих жизнях мы также продолжим продвижение к полному развитию, пока не достигнем совершенного просветления.
Нужно ясно понимать этот процесс. Нам следует понять его и стараться его осуществлять. Необходимо и знать путь, и применять его, иначе он не имеет смысла!

Если мы знаем, как надо вкусно готовить, но ничего не готовим, то это - потеря нашего умения. Если у нас талант поэта, но мы не пишем стихов, то это - потеря таланта. Если мы знаем, как можно хорошо практиковать, но не практикуем, то это очень большая потеря!

Нам нужно знать, КАК быть практикующим. Нам следует знать, как практиковать. Мы можем думать, что Дхарма состоит из всех этих философских школ и колесниц, это такие обширные и глубокие темы, и надо так много времени на изучение, - долгие годы. Да, можно так сказать. Но нельзя сказать, что вы не знаете, что такое Дхарма. Наша проблема заключается не в том, что мы не знаем, что такое Дхарма, а в том, что не применяем ее на практике!

Потому что мы только что объяснили, что такое практика Дхармы: позволить хорошим качествам развиваться, и убеждаться, что все, что создает помехи росту этих благородных качеств, не становится препятствием.

Обратите внимание на собственные эмоции. Например, зависть. Она создает много боли и страданий для вас и других. Такова ее природа. Тот, кто завидует, сам чувствует неудобство, и с другими ему некомфортно. Зависть - это такая волна неспособности ценить счастье и успех других. Нам они кажутся неправильными, неприятными. Вот что такое зависть.

Вчера я встречался с группой русских. Они спросили меня, как быть с завистью. Я им сказал: "Когда почувствовали зависть - просто бросьте ее! Не следуйте за ней!" Некоторые из русских интересовались: "Наверное, это не все. Есть еще какие-нибудь методы?" Так что я сказал им, что когда возникает зависть, сорадуйтесь. Вместо того, чтобы завидовать и ревновать, радуйтесь счастью, успеху, славе, и не будет никаких проблем. Вот что нам нужно - нечто практическое, приносящее немедленную пользу. Благодаря внимательности, мы можем удостоверяться, что в нас лидируют позитивные качества.

Бывает, мы вместе работаем над чем-нибудь стоящим и имеющим смысл, но вдруг возникает спор. Ни одна из сторон не склонна его улаживать. Почему? Из-за гордости и высокомерия.
Нам несподручно сказать "прости". Если бы мы просто-напросто сказали "прости", то решили бы проблему и двинулись дальше. Так что важно уделять этому внимание и говорить "прости". Если мы уживчивы, то легко сможем работать с людьми. Нужно прощать друг друга. Вот почему очень важно иметь мирный ум. Если есть в мире один или два человека, с которыми мы не ладим, то мы - не хорошие практикующие.

Что я пытаюсь всем этим сказать: Дхарма - это простая и практическая вещь. Она заключается в том, чтобы осознавать, что творится в собственном уме в каждый момент. Позвольте своим позитивным качествам расти и расцветать.

Есть одна вещь, которая может помешать нам быть свободными и непринужденными, добрыми, а нашему уму становиться ярче и острее - это недостаток удовлетворенности. Кажется, это наша природа - с трудом видеть хорошее в любой ситуации. Но практикующий Дхарму должен находиться в состоянии полнейшего довольства, всегда с огромной счастливой улыбкой, по крайней мере - в сердце!

Но слишком много не улыбайтесь, а то морщины появятся. Я слишком много улыбался, так что у меня их много с младенчества. Иногда я даже не понимаю, почему улыбаюсь, но вот результат - морщинки появились, еще когда я был совсем маленьким. Когда мне было три-четыре года, у меня было много морщин, но с тех пор их не стало больше.

Итак, теперь мы это знаем, и это очень важно. Это и есть Дхарма. Почему тогда ничего не происходит? Что нас удерживает? Недостаток присутствия ума, осознанности! Мы не настолько внимательны, насколько следует. Мы недостаточно внимательны, недостаточно памятливы, недостаточно заботливы. Вот почему не получается практика. Если мы хотим быть уверенными, что практика укореняется, что наш ум - спокойный, добрый, интеллектуально развитый, то надо быть внимательными, сознательными и осторожными.

Вот этапы этого процесса: сперва мы позволяем уму расслабиться, мирно отдыхать. Потом, основываясь на этом, мы позволяем уму быть добрым и сострадательным. Благодаря этому возникают истинная острота, сообразительность, яркость ума. Они тоже проявятся.

Проходя через эти этапы, ум развивается. Его качества трансформируются, обогащаются. Ощущение спокойствия превращается в "Великое спокойствие", вселенское, глубокое спокойствие и полное расслабление. Сострадание и доброта будут не просто способом мышления, но превратятся в совершенное сострадание и доброту, затрагивающую всех, не важно, далеких или близких. Они превращаются в неделимый взгляд, охватывающий всех одинаково. Яркость и сообразительность ума могут превратиться в "недвойственную пробужденность".

По мере того, как мы продвигаемся в практике, эти качества становятся все более и более чистыми и глубокими. "Спокойствие ума", поддерживающее тренировки и продвижение, может превратиться в блаженство и "высшее неизменное великое блаженство". Это продвинутый уровень практики.

Проникновение в пустоту, наше понимание пустоты трансформируется в "пустоту, наделенную всеми высшими аспектами". Яркость и светоносность ума - центральные качества. На наивысшем этапе практики яркость и рассудочное мышление называются "всеохватывающая пробужденность и спокойствие". Все начинается с простого, начального уровня, а потом ум становится все более и более чистым, сильным и богатым.

Неправильно говорить, что мы не знаем, как практиковать Дхарму, и мы обязаны практиковать. Некоторые могут отвечать: "Ну да, я бы хотел практиковать, но у меня нет ни времени, ни ситуации, когда я мог бы сфокусироваться на практике". Это просто-напросто ложь, потому что время у нас есть. Если есть присутствие ума - это превосходная ситуация для практики. А хотим ли быть осознанными и обладать присутствием, зависит от наших наклонностей. То, что происходит - глубоко связано с тем, что мы заинтересованы видеть. Если у нас есть интерес к практике Дхармы и нам нравится видеть, что практика действительно осуществляется, то так оно и будет.

Я не говорю, что практика Дхармы - это лишь подношения, кора (круговой обход священных мест и предметов по часовой стрелке, - прим. пер.), простирания, визуализация божеств, повторение мантр и т.д. Я не говорю, что этим все ограничивается. Да, это весьма мощные средства, которые мы можем использовать. Это глубочайшие методы накопления заслуг и очищения омрачений. Это очень искусные методы. Но они не очистят ум ото всех его изъянов. Не все качества могут в совершенстве проявится благодаря этим методам. Когда мы говорим о практике Дхармы, то подразумеваем не только это.

Мне не нужно вам рассказывать, вы все прекрасно это знаете. Но, так как это очень важно, стоит повторить. Если что-то действительно важно, оно заслуживает того, чтобы на нем сделать особое ударение. Так что когда я неоднократно говорю об одном и том же, это полезно для слушающих, а, кроме того, полезно мне самому. Вот почем я упоминаю это снова и снова. То, как я применяю учения, очень мне помогает, так что, думаю, вам это тоже будет полезно. Если я сам повторяю, то я сам себя учу, не только вас, парни. Пункты, которые я повторяю, бьют в самое яблочко, они полезны и целебны. Пожалуйста, не скучайте. Вы можете подумать "Он опять это повторяет. Ну ладно". Но через какое-то время один из вас уедет, потом другой, и так все, по очереди, пока я не останусь один. Но ничего, буду учить себя. Тогда и переводчик не понадобится.

Спасибо, что пришли. Я опоздал сегодня. Ко мне наверх пришло много людей с важными вопросами, так что это отняло время. С одной стороны, хочу сказать "простите", а с другой стороны, нет. Я вас не просил приходить, и денег я не беру. Да и в любом случае, вы знаете, что я часто опаздываю. Я из тех парней, которые всегда опаздывают.

На следующей неделе, думаю, не будет лекции, потому что мне надо съездить в Таиланд проверить как там дело со статуями Будды, которые я возвожу. Если на следующей неделе вы придете, не обнаружите меня и расстроитесь, то это ничего. Но если вы разозлитесь, то это нехорошо. Вот почему я предупреждаю - чтобы вы не приходили, не расстраивались и не злились.

Источник:
Чоклинг Терсар в России
Разместил: Lotos | 15 сентября 2008 | Просмотров: 6878 | Комментариев: 2

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: кувшинка
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 184
кувшинка (Участник  1 | 184)  ·  20 сентября 2008, 10:01  
каждый уже в нирване каждый миг, но неведая о том начинает её искать в прошлом или будущем и обнаруживает себя в сансаре
Ник: DrLivsi
Всего публикаций: 10
Всего комментариев: 48
DrLivsi (Участник  10 | 48)  ·  8 декабря 2008, 16:54  
"Что я пытаюсь всем этим сказать: Дхарма - это простая и практическая вещь. Она заключается в том, чтобы осознавать, что творится в собственном уме в каждый момент. Позвольте своим позитивным качествам расти и расцветать."

Смотрите также:

Наша жизнь переполнена практичностью и продуктивностью. Мы уверены, что если такая цель не стоит, то и делать этого не стоит. На самом деле, иногда в жизни лучше не иметь целей. Мы тратим наше время на то, чего не хотим делать, чтобы в светлом (и неопределенном) будущем иметь свободу делать то, что нам нравится. Мы ищем счастья в вещах. Мы ищем счастье в принятии других, в обладании вещами и...
Читать далее >>>
Сразу хочу сказать, что ничто в этом мире само по себе не является хорошим или плохим. Вообще ничто. Это мы, люди, считаем в мире что-то хорошим или плохим. И мир никак не меняется от того, считаем ли мы его плохим или хорошим. Но от этого меняется кое-что другое – наше внутреннее состояние. Потому что если мы считаем всё плохим, мы начинаем страдать, а если мы считаем всё хорошим, мы становимся...
Читать далее >>>
У каждого из вас, вероятно, был подобный опыт, когда вы осознавали происходящее вокруг, но ваш ум это не трогало. Однако это состояние ума может возникнуть лишь случайно. Чтобы поддерживать такое состояние ума, нужно практиковать постоянно, и тогда возможно, что в этом состоянии объединённости человек испытает просветление. Если не изучать Буддадхарму, то это очень маловероятно, но если человек...
Читать далее >>>
Человек может думать, или, по крайней мере, пытаться думать, о двух категориях явлений. О тех явлениях, которые есть, и о тех явлениях, которых нет. Когда он думает о первых – его мышление работает, когда о вторых – не работает. В этой статье я расскажу, в чем между ними разница и для чего важно ее знать. Начну с элементарного примера. Вот, к примеру, перед вами есть компьютер (ноутбук, смартфон...
Читать далее >>>
Начав чтение этой статьи, читатель наверняка хочет открыть тайну своего будущего. Но что вы хотите увидеть там? «Что меня там хорошего и плохого ждёт – и по возможности хорошего больше»? Однако увидеть и понять это самое «хорошее» в своей судьбе, можно только научившись отличать хорошее от плохого – понять, что такое хорошо и что такое плохо. Как правило все проблемы как раз в отсутствии этого...
Читать далее >>>
Одна из моих любимых строк Сойо Року звучит так: «На высохшем дереве распустился цветок». Когда все, что человек старается удержать и на что надеется, заканчивается, приходят мудрость и сострадание. Это и есть состояние Будды. Лично я сомневаюсь, чтобы кто-то мог полностью достичь этого состояния. Или, может быть, за всю историю человечества это удалось сделать очень немногим. Но мы путаем людей,...
Читать далее >>>
"Хочешь быть счастливым – будь им". Для этого нужно, в основном, научиться управлять собой. Счастье – это состояние. Это не то, что вы держите в руках, не то, что вы видите, не то, что имеете, это даже не ваши знания, способности, не ваши личные качества. Счастье – это то, что вы чувствуете. Счастье – это состояние Души. Это настрой вашей Души, в котором вы живете....
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100