Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Матрица им. Кастанеды

| Еще

Рецензия на книгу:
Хорсли Д.
"Воин матрицы: Как стать избранным: Неофициальный справочник"
Пер. с англ. Е.Мариницыной; Предисл. А.Секацкого.
СПб.: Амфора, 2004 – 344 с. 5000 экз. (п)
ISBN 5-94278-468-Х


В мире всегда найдется спрос на возможность писать простые слова с заглавных букв – не на знание, а на Знание, не на силу, а на Силу. Когда-то вакуум Сокровенного заполняла Елена Блаватская. Когда-то – Николай Рерих. Когда-то в литературе его обслуживали и Карлос Кастанеда. Все они вбрасывали в топку общественного спроса особый род религии – доступный, как все круглое и продолговатое из Макдоналдса. Потом эстафетная палочка вывалилась из рук Кастанеды и, казалось, была навечно принята Пауло Коэльо

Однако оказалось, что дело Кастанеды не то чтобы живет и побеждает, но умерло все же не до конца. Сейчас, правда, сложно пропагандировать поедание кактусов, поэтому роль, прости господи, расширителя сознания в книге Джейка Хорсли передана фильму. «Матрица» – явление действительно системообразующее – наподобие «Звездных войн». Они-то сразу обросли товарной культурой – вроде продажи игрушечных светящихся мечей, дезодорантов в форме Дарт Вейдера и кукол лопоухого джедая Йоды.

Творение же братьев Вачовски пока вызвало спрос только на темные очки и долгополые плащи. Теперь наступила пора матричной философии. Джейк Хорсли и предлагает философию на основе «Матрицы». Он разделил персонажей на подключенных хуматонов, осознавших существование матрицы ее воинов, полностью отключенных волшебников матрицы, и полностью свободных просветленных. Выписал правила их поведения, снабдил рассуждения заголовками-призывами, развесил лозунги – точь-в-точь как в Ленинской комнате (если кто помнит, что это такое).

Вязкий текст его книги полон сентенций вроде: «Цена за то, чтобы быть Просветленным – это не проданная дьяволу душа, а данный нам матрицей ложный ум» .Всмотришься в рассуждения – придешь в ужас: «Для воинов матрицы, волшебников и потенциальных Просветленных жизнь – это разновидность искусства. Она в точности совпадает с тем, что они из нее делают. Но в этом случае этика превращается в эстетику. Игра в голограммы начинается тогда и только тогда, когда все, что существует, начиная и кончая собой, – всего лишь остаточная память о том, чего никогда не было (или о том, что еще не произошло)» .

Первое внимание, второе внимание, тональ-нагуаль, по страницам к тому же рассыпаны вполне хаббардианские диаграммы. И читатель чувствует себя так, будто попал на собрание каких-то унылых сектантов, что дурно и плохо применяют НЛП. Добавь кактусов – и вот тебе Карлос Кастанеда собственной персоной.

Беда не в этом.

Беда в том, что уж больно это скучно, уж больно унылым языком это изложено – просто святых выноси.

Что и кого может разочаровать в этой книге?

Во-первых, интересный интеллектуалу анализ архетипов «Матрицы», наподобие анализа Вадимом Рудневым сообщества плюшевых друзей Кристофера Робина, здесь отсутствует. Хотя, что показательно, в книге Хорсли пара страниц в конце посвящена «Винни-Пуху». Да только никакого научного анализа тут нет, есть только проповедь, жреческое толкование кинематографического откровения.

Во-вторых, потуги на юмор, что пытаются приблизить «Воина Матрицы» к описанию общества в духе Сирила Норкота Паркинсона и его законов, вторичны для человека, читавшего настоящего Паркинсона. Суконность такой проповеди обесценивает этот юмор, и он становится похож на казенные профсоюзные шутки.

В-третьих, поп-философия, модная в семидесятые и восьмидесятые, уже давно пережевана, проглочена и переварена. Сейчас трубить о ней – все равно что рекламировать эстетику хиппи: несколько неловко. Хорсли пишет для неискушенного человека, который не подозревает о сотнях библиотек, забитых миллионами книг по гносеологии (то есть, по тому вопросу, что все время обсуждается). Более того: он этого вовсе не стесняется – вот как он сам описывает своего потенциального читателя: «Большинство этих людей – до сих пор подростки, и когда они увидели этот фильм, круто изменивший их жизнь, им было всего лет десять – двенадцать. Многие из них наверняка курят слишком много марихуаны, играют в жестокие видеоигры, слишком много времени проводят в одиночестве и редко берут в руки книгу, если вообще ее берут» .

Неудивительно, что все рассуждения автора грамматически описываются иностранным словом «плюсквамперфект» – прошедшее, давно совершенное.

Итак, что в сухом остатке? Только светлый образ К.К. – певца Просветленных кактусов, Пророка Сакрального Знания, светящихся коконов и прочей лабуды.

Он и остается.

Вариант новый, ухудшенный.

Опоздавший к лету психоделики.


Владимир Березин

Старый вариант статьи с комментариями

Разместил: Lotos | 14 мая 2006 | Просмотров: 7373 | Комментариев: 0

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Умерла жена Кастанеды
Стало известно о смерти Маргарет Раньян Кастанеды (Margaret Runyan Castaneda). Она умерла 24 декабря 2011г. в городе Глендейл, штат Аризона, США, в возрасте 90 лет. О смерти Маргарет сообщил ее сын, Карлос Кастанеда-младший, известный под именем Адриан Вашон (Adrian Vashon). Муж Маргарет Карлос...

Мифы и реальность Диагностики кармы
Из материала этого текста следует вывод, что люди - это биоэнергетически программируемая хронально-матричная система, поддающаяся перепрограммированию. Хрональные матрицы работают в стабильно напряженном биополе. Один из ключей затормозить работу матрицы – сделать биополе менее напряженным в месте...

Бразильскому писателю Пауло Коэльо исполняется 60 лет
Сегодня, 24 августа, бразильскому писателю Пауло Коэльо исполняется 60 лет. У себя на родине он пользуется большой популярностью, его книги переведены на 66 языков, а их общий тираж уже превысил 92 миллиона экземпляров. Сами бразильцы писателя называют «магом». При этом ни в одной его книге нет...

Ошо о Кастанеде
Этот человек - Карлос, по настоящему искусный, очень способный. Изредка это случается, такая одаренность, потому что очень просто создать научную фантастику, не много воображения надо, но создать духовную фантастику - это очень, очень сложно; необходим великий артисцизм и нереальный ум. Потому что,...

Дон Кихот наизнанку
В издательстве «София» вышел «Дневник мага» Пауло Коэльо. Это первая книга автора, которая, как водится, доходит до русского читателя последней — после того, как писатель стал знаменит всеми последующими. Между прочим, в момент выхода «Дневник Мага» ждала та же неудача у читателей, как и следующего...

«София»: книги, продиктованные мудростью
Наши книги действительно очень меняют судьбы. У нас уже более полутора тысяч таких изданий. Если из 5000-ного тиража хотя бы три человека нашли свой путь, то это уже счастье. Но многие книги выходят большими тиражами. Это касается Ричарда Баха, Карлоса Кастанеды, Ошо и многих других. Я знаю, что...

Пауло Коэльо: «Я считался ненормальным, поэтому мог делать все что хотел»
В Москве проездом побывал гуру современной литературы Пауло Коэльо, чей роман «Дневник мага», написанный 20 лет назад, только что вышел на русском языке. Из столицы Коэльо отправился в Екатеринбург, оттуда — в Новосибирск, Иркутск, к озеру Байкал, во Владивосток... Однако он успел рассказать о...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100