Эзотера > Матрица им. Кастанеды
Матрица им. Кастанеды14 мая 2006. Разместил: Lotos |
Рецензия на книгу:
Однако оказалось, что дело Кастанеды не то чтобы живет и побеждает, но умерло все же не до конца. Сейчас, правда, сложно пропагандировать поедание кактусов, поэтому роль, прости господи, расширителя сознания в книге Джейка Хорсли передана фильму. «Матрица» – явление действительно системообразующее – наподобие «Звездных войн». Они-то сразу обросли товарной культурой – вроде продажи игрушечных светящихся мечей, дезодорантов в форме Дарт Вейдера и кукол лопоухого джедая Йоды. Творение же братьев Вачовски пока вызвало спрос только на темные очки и долгополые плащи. Теперь наступила пора матричной философии. Джейк Хорсли и предлагает философию на основе «Матрицы». Он разделил персонажей на подключенных хуматонов, осознавших существование матрицы ее воинов, полностью отключенных волшебников матрицы, и полностью свободных просветленных. Выписал правила их поведения, снабдил рассуждения заголовками-призывами, развесил лозунги – точь-в-точь как в Ленинской комнате (если кто помнит, что это такое). Вязкий текст его книги полон сентенций вроде: «Цена за то, чтобы быть Просветленным – это не проданная дьяволу душа, а данный нам матрицей ложный ум» .Всмотришься в рассуждения – придешь в ужас: «Для воинов матрицы, волшебников и потенциальных Просветленных жизнь – это разновидность искусства. Она в точности совпадает с тем, что они из нее делают. Но в этом случае этика превращается в эстетику. Игра в голограммы начинается тогда и только тогда, когда все, что существует, начиная и кончая собой, – всего лишь остаточная память о том, чего никогда не было (или о том, что еще не произошло)» . Первое внимание, второе внимание, тональ-нагуаль, по страницам к тому же рассыпаны вполне хаббардианские диаграммы. И читатель чувствует себя так, будто попал на собрание каких-то унылых сектантов, что дурно и плохо применяют НЛП. Добавь кактусов – и вот тебе Карлос Кастанеда собственной персоной. Беда не в этом. Беда в том, что уж больно это скучно, уж больно унылым языком это изложено – просто святых выноси. Что и кого может разочаровать в этой книге? Во-первых, интересный интеллектуалу анализ архетипов «Матрицы», наподобие анализа Вадимом Рудневым сообщества плюшевых друзей Кристофера Робина, здесь отсутствует. Хотя, что показательно, в книге Хорсли пара страниц в конце посвящена «Винни-Пуху». Да только никакого научного анализа тут нет, есть только проповедь, жреческое толкование кинематографического откровения. Во-вторых, потуги на юмор, что пытаются приблизить «Воина Матрицы» к описанию общества в духе Сирила Норкота Паркинсона и его законов, вторичны для человека, читавшего настоящего Паркинсона. Суконность такой проповеди обесценивает этот юмор, и он становится похож на казенные профсоюзные шутки. В-третьих, поп-философия, модная в семидесятые и восьмидесятые, уже давно пережевана, проглочена и переварена. Сейчас трубить о ней – все равно что рекламировать эстетику хиппи: несколько неловко. Хорсли пишет для неискушенного человека, который не подозревает о сотнях библиотек, забитых миллионами книг по гносеологии (то есть, по тому вопросу, что все время обсуждается). Более того: он этого вовсе не стесняется – вот как он сам описывает своего потенциального читателя: «Большинство этих людей – до сих пор подростки, и когда они увидели этот фильм, круто изменивший их жизнь, им было всего лет десять – двенадцать. Многие из них наверняка курят слишком много марихуаны, играют в жестокие видеоигры, слишком много времени проводят в одиночестве и редко берут в руки книгу, если вообще ее берут» . Неудивительно, что все рассуждения автора грамматически описываются иностранным словом «плюсквамперфект» – прошедшее, давно совершенное. Итак, что в сухом остатке? Только светлый образ К.К. – певца Просветленных кактусов, Пророка Сакрального Знания, светящихся коконов и прочей лабуды. Он и остается. Вариант новый, ухудшенный. Опоздавший к лету психоделики.
|