Эзотера > Матрица им. Кастанеды

Матрица им. Кастанеды


14 мая 2006. Разместил: Lotos

Рецензия на книгу:
Хорсли Д.
"Воин матрицы: Как стать избранным: Неофициальный справочник"
Пер. с англ. Е.Мариницыной; Предисл. А.Секацкого.
СПб.: Амфора, 2004 – 344 с. 5000 экз. (п)
ISBN 5-94278-468-Х


В мире всегда найдется спрос на возможность писать простые слова с заглавных букв – не на знание, а на Знание, не на силу, а на Силу. Когда-то вакуум Сокровенного заполняла Елена Блаватская. Когда-то – Николай Рерих. Когда-то в литературе его обслуживали и Карлос Кастанеда. Все они вбрасывали в топку общественного спроса особый род религии – доступный, как все круглое и продолговатое из Макдоналдса. Потом эстафетная палочка вывалилась из рук Кастанеды и, казалось, была навечно принята Пауло Коэльо

Однако оказалось, что дело Кастанеды не то чтобы живет и побеждает, но умерло все же не до конца. Сейчас, правда, сложно пропагандировать поедание кактусов, поэтому роль, прости господи, расширителя сознания в книге Джейка Хорсли передана фильму. «Матрица» – явление действительно системообразующее – наподобие «Звездных войн». Они-то сразу обросли товарной культурой – вроде продажи игрушечных светящихся мечей, дезодорантов в форме Дарт Вейдера и кукол лопоухого джедая Йоды.

Творение же братьев Вачовски пока вызвало спрос только на темные очки и долгополые плащи. Теперь наступила пора матричной философии. Джейк Хорсли и предлагает философию на основе «Матрицы». Он разделил персонажей на подключенных хуматонов, осознавших существование матрицы ее воинов, полностью отключенных волшебников матрицы, и полностью свободных просветленных. Выписал правила их поведения, снабдил рассуждения заголовками-призывами, развесил лозунги – точь-в-точь как в Ленинской комнате (если кто помнит, что это такое).

Вязкий текст его книги полон сентенций вроде: «Цена за то, чтобы быть Просветленным – это не проданная дьяволу душа, а данный нам матрицей ложный ум» .Всмотришься в рассуждения – придешь в ужас: «Для воинов матрицы, волшебников и потенциальных Просветленных жизнь – это разновидность искусства. Она в точности совпадает с тем, что они из нее делают. Но в этом случае этика превращается в эстетику. Игра в голограммы начинается тогда и только тогда, когда все, что существует, начиная и кончая собой, – всего лишь остаточная память о том, чего никогда не было (или о том, что еще не произошло)» .

Первое внимание, второе внимание, тональ-нагуаль, по страницам к тому же рассыпаны вполне хаббардианские диаграммы. И читатель чувствует себя так, будто попал на собрание каких-то унылых сектантов, что дурно и плохо применяют НЛП. Добавь кактусов – и вот тебе Карлос Кастанеда собственной персоной.

Беда не в этом.

Беда в том, что уж больно это скучно, уж больно унылым языком это изложено – просто святых выноси.

Что и кого может разочаровать в этой книге?

Во-первых, интересный интеллектуалу анализ архетипов «Матрицы», наподобие анализа Вадимом Рудневым сообщества плюшевых друзей Кристофера Робина, здесь отсутствует. Хотя, что показательно, в книге Хорсли пара страниц в конце посвящена «Винни-Пуху». Да только никакого научного анализа тут нет, есть только проповедь, жреческое толкование кинематографического откровения.

Во-вторых, потуги на юмор, что пытаются приблизить «Воина Матрицы» к описанию общества в духе Сирила Норкота Паркинсона и его законов, вторичны для человека, читавшего настоящего Паркинсона. Суконность такой проповеди обесценивает этот юмор, и он становится похож на казенные профсоюзные шутки.

В-третьих, поп-философия, модная в семидесятые и восьмидесятые, уже давно пережевана, проглочена и переварена. Сейчас трубить о ней – все равно что рекламировать эстетику хиппи: несколько неловко. Хорсли пишет для неискушенного человека, который не подозревает о сотнях библиотек, забитых миллионами книг по гносеологии (то есть, по тому вопросу, что все время обсуждается). Более того: он этого вовсе не стесняется – вот как он сам описывает своего потенциального читателя: «Большинство этих людей – до сих пор подростки, и когда они увидели этот фильм, круто изменивший их жизнь, им было всего лет десять – двенадцать. Многие из них наверняка курят слишком много марихуаны, играют в жестокие видеоигры, слишком много времени проводят в одиночестве и редко берут в руки книгу, если вообще ее берут» .

Неудивительно, что все рассуждения автора грамматически описываются иностранным словом «плюсквамперфект» – прошедшее, давно совершенное.

Итак, что в сухом остатке? Только светлый образ К.К. – певца Просветленных кактусов, Пророка Сакрального Знания, светящихся коконов и прочей лабуды.

Он и остается.

Вариант новый, ухудшенный.

Опоздавший к лету психоделики.


Владимир Березин

Старый вариант статьи с комментариями