Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Обучение в психонетической сети

| Еще
Обучение в психонетической сетиВ 2006 году – почти 10 лет назад – начался Большой психонетический проект – целенаправленное обучение психонетическим (ПН) практикам в разных городах России (Москва, Санкт-Петербург) и Украины (Киев). За это время менялись формы обучения, обогащался и дополнялся психонетический инструментарий, усовершенствовался методический подход к преподаванию. Однако основные принципы ПН-образовательного процесса во многом остаются неизменными.

В силу этого рассмотрение оснований обучения ПН-практикам представляется актуальным и необходимым. Значимость их понимания также связана с тем, что этот образовательный процесс может определить и некоторые черты педагогики будущего.

Новизна и интерес ПН-образовательного процесса базируются, прежде всего, на его содержании: происходит обучение практикам, направленным на активизацию Сознания и пробуждение волевого начала в человеке. Задача нетривиальная и неформальная.

В самом процессе обучения есть аспект неопределенности, так как сама работа с Сознанием (в психонетике рассматриваемым с позиции нелокальности и ограниченным в возможности рационально описать) напрямую – а именно такую задачу ставит перед собой психонетика – сложна и неопределенна. Однако при всей «рассыпчатости» темы во главу угла ставится технологический подход, т.е. возможность работать с тонкими объектами и процессами процедурно, пошагово. И здесь мы получаем следующую важную растяжку – сложное содержание процесса обучения и прозрачные способы работы с ним. Отсюда проистекают 3 основных принципа психонетики, которые в свою очередь разворачиваются (или стремятся к развертке) в процесс и в процессе обучения. Это: аутогенность (1), прозрачность (2) и эффективность (3).

Аутогенность отражает принципиальный отказ от суггестии со стороны инструкторов в процессе обучения и самостоятельность практикующих в освоении материала. Важно не то, что кто-то делает или сделает со мной в процессе обучения, практик, а что я сам смогу сделать в практиках. Именно я отвечаю за свой результат. Такая позиция не отрицает помощи инструктора и возможности передачи опыта, но обозначает приоритет самостоятельности в продвижении по пути практик. Инструктор не подменяет своей активностью активность обучающего, своим опытом – опыт практикующего. Марина Балюра в книге «Технологии свободы» об этом написала так: «В продвижении по дороге «психонетики» также очень важно, с кем. Это очень важно поначалу, – кто инструктор.

И не потому, что инструктор может «подсказать правильно» или «выполняет норматив»: важнее, если он не испортит мою дорогу, не превратит ее в маршрут...».

Прозрачность отражает технологичный подход к обучению. При всей сложности рассматриваемого материала (а что может быть сложнее, чем Сознание?) подача материала происходит без его «эзотеризации», осуществляется пошагово и понятно – настолько, насколько это возможно. Однако – и об этом также сообщается обучающимся – не все можно постичь через рациональное понимание, которое в ряде случаев (например, при смысловой работе), искажает опыт. Рекомендуется пробовать, практиковать, а затем – осмыслять и, насколько возможно, переводить на уровень слов.

В процессе обучения поощряется честный и конструктивный подход к изучению практик, без «сокрытия» «тайных» днищ.

Эффективность обучения связана с тем, что практикующийся стремится достичь определенных результатов в практике. Практика имеет цель и есть более эффективные способы ее достижения, есть – менее. Однако эффективность ПН-практик связана не только с умением ставить и достигать цели (порой четкость целей перестает быть достоинством), но и способностью быть в процессе, в моменте «здесь и сейчас», когда важно само делание или даже не-делание, без заданной устремленности куда-либо.

И здесь обнаруживается еще один важный принцип в обучении практикам – это баланс (растяжка), который по сути задает объемность самому процессу обучению.

Вот некоторые важные аспекты в этом принципе.

Баланс между открытостью новому опыту и пониманием предыдущего, преемственностью практик


Психонетика представляет собой путешествие в неизведанное, и в этом смысле ПН-практики открыты для нового опыта, рождения новых пониманий, упражнений и т.д. Иногда даже неточный ход при выполнении упражнения приводит к удивительным открытиям и тонкостям в понимании (чего стоит открытие «поворота АПЗ»). Однако для того, чтобы сохранялась технологичность подхода, чтобы разным поколениям слушателей был понятен язык ПН-практик, важно соблюдать преемственность практик, вводить новые понятия осмысленно, понимая, зачем они нужны. Новизна практик, открытия в трудноописуемой области (а область работы с Сознанием – трудноописуема, особенно когда мы работаем со смысловыми переживаниями) требуют внимательного и бережного отношения к понятиям, введению новых категорий. Небрежность в терминах, лихое порождение неологизмов не могут быть оправды. Зачем нарушать принцип бритвы Оккама и «порождать сущности без необходимости»?

Баланс между возможностью допускать ошибки и критичностью к ним


Так как психонетика имеет дело с областями мало изведанными и мало хожденными, то ПН-практики связаны с открытиями – новых подходов, упражнений и пониманий. Также в силу того, что мы имеем дело с тонкими переживаниями, погружениями вовнутрь, которые порой трудно выразить в языке, возникает тема согласования опыта: что есть что и как это описать? Все это наполняет процесс обучения ПН-практикам новыми возможностями и спокойным отношением к «ошибкам». Ведь порой то, что кажется «ошибкой», может приводить к новому опыту и открытиям. В то же время актуализируется вопрос о том, откуда и как эти ошибки совершаются, так как при всей лояльности к ним, важно оставаться в русле именно технологического подхода, который весьма требователен к четкости и повторяемости процедуры. Отсюда и возникает необходимость в понимании используемых терминов и их согласование хотя бы на уровне членов ПН-сообщества (прежде всего – инструкторского состава) и аккуратное отношение к введению новых понятий (в какой степени они нужны, точны и служат цели «разпомутнения», а не «запомутнения»).

Нужно понимать, что работа с ПН-практиками – это живой процесс, в котором многое возможно. И ярлыки «это не так», «у меня ничего не получается» и т.д. зачастую не служат повышению уровня освоения практик, а напротив, провоцируют к шаблонизации работы. Отсюда приходит понимание права на ошибку. Но опять же – возвращаясь к принципам психонетики – эта терпимость не должна входить в противоречием с принципом эффективности обучения.

Во многом констурктивно решать проблему ошибок можно не только на уровне ее понимания, но и за счет форм самого обучения.

Помимо классических форм обучения в ПН-образовательном процессе возможны такие, которые бы способствовали как экспериментальной деятельности слушателей, так и инструкторов. Кроме того, во взаимодействии инструкторов и курсантов необходимо со-творчество – особенно в новых отраслях (например, тема смысловых языков как зона поиска и со-творчества).

Баланс между гибкостью, изменчивостью форм обучения и возможностью передачи опыта


Новое содержание обучения требует часто и иных, новых форм обучения, которые должны отличаться гибкостью, чувствительностью к конкретным участникам обучения, изменчивостью – в зависимости от ситуации обучения. Остается открытым вопрос: как способствовать проявлению собственной активности участников программы «Активное сознание» уже во время обучения, от практик – в жизнь. В силу этого, помимо традиционных форм обучения, необходимо усиление блока работы, связанного с возможностью самостоятельных поисков слушателей.

При этом опять же – важно, чтобы было понимание терминологии, основных подходов между участниками ПН-проекта, была возможность передачи опыта, а не замена одних форм на другие – при этом не всегда эффективных.

Вариативность форм обучения обеспечивается также и установленным форматом в программе «Активное сознание»: сочетание ПН-практикума и сопровождающих, дополнительных курсов. ПН-практикум направлен на освоение основных психонетических процедур и методов и в силу этого отличается определенной устойчивостью, так как одна из целей практикума – передача опыта, овладение «психонетической азбукой».

Сопровождающие курсы обладают вариативностью, так как они более чувствительны к запросам конкретных групп и в число их задач входят:
- рассмотрение практических, прикладных аспектов ПН-практик в разных отраслях и областях жизни;
- помощь в освоении ПН-практик (например, работа с личностыми сопротивлениями и структурами в «Психологическом сопровождении ПН-процесса»);
- «вокультуривание» участников ПН-процесса (например, блок философско-методологических дисциплин).

Поэтому содержание сопровождающих курсов может меняться год от года, в зависимости от запроса и особенностей обучаемых групп, однако их необходимость в процессе обучения – очевидна.

Баланс между формами и смыслами


Когда мы имеем дело с новым знанием, то изначально его новый смысл сияет ярко. Это можно наблюдать не только в образовательных подходах, исследованиях, но и различных традициях. Однако со временем сияние изначальных смыслов схлопывается, происходит их подмена формами. Знание начинает детализироваться, разжевываться и превращаться из Живого Слова в некую окаменелость, ритуал.

Однако когда мы имеем дело с регулярным обучением, определенные формы необходимы, иначе сам процесс обучения может начать размываться и превращаться в некий фестиваль, теряя при этом качество образования. В силу этого баланс между формами и смыслами и в образовательном процессе необходим.

Таким образом, принцип баланса в ПН-обучении не менее важен, чем основные 3 принципа психонетики, так как его соблюдение, в том числе, дает возможность выстроить объемный и гармоничный образовательный процесс. Более того, при внимательном рассмотрении принцип баланса может раскрываться в самых разных аспектах ПН-обучения, о которых в этой статье сказано не было (например, баланс ментальных и телесных практик). Это указывает на объемность данного принципа и способность его к последующему развитию в образовательных системах.

Что еще важно указать об основных принципах обучения ПН-практиках – это отсутствие индоктринации обучающихся и при этом рефлексия онтологических оснований практикующих при этом. Здесь тоже присутствует принцип баланса. Работая с собственным сознанием, погружаясь в глубины своей личности, практикующий сталкивается с вопросами о том, как устроен мир, кто он, в чем смысл жизни для него лично и т.д. – т.е. по сути выходит на свои онтологические основания, осознавать которые бывает не всегда просто и легко. И в этой связи необходимость прояснения и работы с онтологическими основаниями в ПН-практиках – несомненна. Однако психонетика – это технологическая дисциплина, которая стремится к актуализации свободы и воли каждого участника ПН-проекта. В силу этого индоктринация участников ПН-движения невозможна и противоречит основным принципам психонетики. При этом на занятиях открыто обсуждаются онтологические основания самой психонетики, которые принимать слушателям вовсе не обязательно.

Таковы основные моменты, связанные с принципами ПН-обучения.

Теперь остановимся на таком вопросе, как и чем ПН-обучение может определять педагогику будущего.

Однако здесь стоит добавить следующее предварительное замечание.

Безусловно, говорить о педагогике будущего можно только гипотетически. Более того, любые гипотезы, с одной стороны, возможны, с другой стороны, в самом начале уже несут искажение – так как мы говорим о будущем, находясь в настоящем, и моделируем будущее, продлевая настоящее, а не порождая нечто, принципиально иное (вольное цитирование С. Дацюка).

Однако к этому вопросу можно подойти и так: а чем бы мы хотели наделить педагогику будущего, какие бы черты мы хотели в ней развернуть. Ведь когда мы рассуждаем о ней, то в определенной степени мы озвучиваем и свои надежды – на то, какими будут грядущие поколения.

Итак, какие же черты может проявлять ПН-обучение у человека с позиции педагогики будущего?

- Осознанность;
- Способность ориентироваться в неопределенных ситуациях и находить решение;
- Умение выделять процессы, а не только объекты и, соответственно, работать с ними; процессуально-ориентированное видение мира;
- Быстрое развитие необходимых навыков – в работе, учебе и т.д.;
- Стрессоустойчивость при сохранении гибкости реагирования;
- Управление своими состояниями, высокий уровень саморегуляции.

Это неполный список качеств, умений, навыков, которые могут быть развиты в системе ПН-обучения уже сейчас – если ставить соответствующие педагогические задачи.

Кроме этого, сами принципы ПН-обучения могут быть востребованы в образовательном процессе будущего.

Принцип аутогенности, по сути, возвращает обучающимся опору на себя, самостоятельность в процессе обучения и понимание того, что учатся они, овладевают знаниями, умениями и навыками – именно ради себя. К сожалению, при всем понимании необходимости самостоятельности, опоры на себя, в настоящее время в обучении экстернальный локус контроля превалирует над интернальным.

Принцип прозрачности в обучении тесно связан с принципом аутогенности. Он позволяет увидеть процесс обучения именно как технологию, как пошаговое движение – без произвола отдельных «учителей».

Принцип эффективности – вечная тема в педагогике. Для педагогики будущего важно определение четких и прозрачных критериев эффективности, так как конкретные технологии работы напрямую связаны с критериями качества. Что нужно достигнуть –определяет как это сделать.

Принцип баланса для педагогики будущего также очень важен, так как современное образование очень несбалансированно, оно отчасти рвано и прерывисто. Увлечение новыми тенденциями зачастую перечеркивает опыт прошлого, привлекательные формы порой «схлопывают» смысл содержания образования и т.д. Именно принцип баланса в конкретных своих аспектах является первоочередным для всей педагогики – не только будущего, но и настоящего, и завтра, и сегодня.

Так что даже из того, что намечено очень пунктирно, можно сделать вывод о том, что принципы ПН-обучения актуальны и важны не только для педагогики будущего, но и настоящего.

Образовательный процесс в психонетике – ресурсен и устремлен в будущее – в том числе.


Дарья Халаджиева
Апрель 2016 года.
Разместил: olesya.manchenko | 1 октября 2016 | Просмотров: 506 | Комментариев: 0

 (всего голосов: 0)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Как организовать эффективное обучение во сне?
Если Вы хотите увеличить эффективность обучения, будь то иностранные языки, науки или формулы, выполните данную технику… Данная методика позволит Вам, находясь в бессознательном состоянии, записывать информацию, непосредственно в подсознание… Исследования показали, что результат такого вида...

Личностный рост и тренинги личностного роста
Личностный рост и тренинги личностного роста – всем ли нужно пройти тренинг с такими методами обучения? Тренинг личностного роста является неким ключом к решению задач по большей части связанных с недоверием к себе и попытке, либо желанием переложить ответственность за собственную жизнь на...

Бессознательное, Подсознание и Сознание
По сути, бессознательное, это термин НЛПеров, хотя поговаривают, что он пошёл от Юнга, как в сущности и есть. Лично нам ближе термин «подсознание». Подумайте, вот, если исходить из семантического значения слов, что такое бессознательное? Это нечто БЕЗ сознания, находящееся чёрт знает где. Правда за...

Процесс успешной коммуникации
Почти все описываемые нами виды воздействий как с живой средой, так и нет, подпадают под слово коммуникация. Таким образом, здесь предложены техники успешной коммуникации и энергетический способ взаимодействия. По поводу коммуникации, необходимо отметить, что в той или иной степени, наши техники ...

Образовательный процесс в тибетских монастырях
Монастыри издревле являлись традиционными центрами образования и культуры у разных народов, в том числе и тибетского. Особенность тибетского монастырского образования состоит в длительности его истории (начиная с 7 века н.э.) и сохранении основных его форм в современных условиях. Первый курс...

Глубинное касание
В настоящее время существует эффективный комплекс глубинных телесно-ориентированных практик, помогающих сохранить душевную и физическую гармонию человека. К ним относятся: глубинная волна, глубинная гимнастика, глубинные звуки, глубинный жест и глубинное касание. Во время занятий у человека...

Релаксационное движение как инструмент психотерапии
Современная психотерапия имеет в своем арсенале широкий диапазон методик, и технологий, позволяющих успешно решать проблемы психической целостности личности. Нет смысла вдаваться в различные интерпретации понятия психотерапии, поскольку в конечном итоге мы приходим к общепринятому: «Психотерапия –...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100