Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Образовательный процесс в тибетских монастырях

| Еще
Монастыри издревле являлись традиционными центрами образования и культуры у разных народов, в том числе и тибетского. Особенность тибетского монастырского образования состоит в длительности его истории (начиная с 7 века н.э.) и сохранении основных его форм в современных условиях.

Как известно, тибетская монастырская система образования прошлого была многоступенчатой:
- Подготовительный этап: обучение грамоте, запоминание наизусть основных молитв и обрядов.
- Основной этап: обучение на богословско-философском факультете (mtshan-nyid).
- Заключительный этап: изучение "Алмазной колесницы" на тантрическом факультете.

Учебная программа философского факультета разделена на 5 курсов.

Первый курс называется "гносеология и логика". Основным текстом курса является "Толкование (к Компендиуму) достоверного познания". В нем представлена система логики и гносеологии индийского буддийского философа Дхармакирти.

Второй курс называется "совершенство понимания". Основным текстом этого курса является "Трактат, содержащий комментарии (к сутрам) совершенства понимания", называемый "Украшение из постижений". Автором его считается бодхисатва Майтрея.

Третий курс называется "срединное учение". Его основной текст -"Введение в мадхьямику" Чандракирти.

Четвертый курс - "знание о дхармах". Основной текст - "Энциклопедия Абхидхармы" Васубандху.

Последний, пятый курс - "монашеская дисциплина". Основной текст этого курса - "Сутра о монашеской дисциплине" Гунапрабхи.

Эти тексты, называемые коренными, изучают на философских факультетах монастырей. Кроме них существует множество комментариев, где коренной текст излагается в более легкой и доступной форме. Такие толковательные тексты носят тибетское название игча (yig-cha). Причем у каждого крупного монастыря существуют свои игча на основные изучаемые коренные тексты.

Во время обучения на тантрическом факультете изучались такие высшие тантры как Калачакра, Чакрасамвара, Ямантака и др.

Для прохождения полного курса требовалось свыше 20 лет упорного и кропотливого труда. На первом этапе молодые послушники, зачастую, жили рядом со своими наставниками, исполняя обязанности прислуги. Позже из них формировали классы для дальнейшего развития знаний на философском факультете. Через 10 лет, в случае положительной сдачи экзамена, выпускнику присваивался почетный титул геше - доктора буддийской философии. Завершалось обучение 1 -2х годичными курсами изучения высшей Тантры в одном из крупнейших тантрических монастырей.

Со времени открытия тибетских монастырей на юге Индии (середина 20 века) система подготовки монахов претерпела некоторые изменения, хотя основа ее содержания сохранилась в полном объеме, т.е. коренные тексты и изучаемые предметы остались прежними. В дополнении - появились годовые письменные и устные экзамены (чего не было в Тибете) по 4-м предметам: диспут, философия буддизма, грамматика тибетского языка, сдача коренного текста наизусть. Курсовые периоды сократились. Так, курс "гносеология и логика"(tshad-ma) изучавшийся в монастырях Тибета 6 лет, в буддийских монастырях Индии проходят за 4,5 года.

Система образования в тибетских монастырях достаточно консервативна: изменения возможны лишь в очень редких случаях. В качестве исключительного примера можно привести реформаторство великого Дзонхавы. Эта система имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, которая мало изменилась с течением времени.

Обычный день монаха-студента начинается с общей утренней молитвы, проходит в философских дебатах и занятиях с учителями, причем жаркие споры иногда затягиваются до поздней ночи!

Традиционно во всех монастырях по одному разу в год проводятся диспуты между классами и большие дебаты между крупными монастырями. Эти словесные турниры - своеобразный и высоко эффективный тренинг по развитию памяти, логики, скорости мышления, красноречию и проверки знаний. Ход учебного процесса в монастырях проистекает достаточно необычно. В классах, где проходят занятия, как правило, отсутствуют столы и стулья. Студенты сидят на полу, покрытом циновкой. Учитель возвышается над ними, располагаясь на небольшом троне. Основной упор в обучении делается на устном объяснении учебного материала преподавателем. Необходимо заметить, что при этом коренной текст у него всегда находится под рукой. Учитель постоянно готов к дискуссии, он логически подводит своих учеников к правильному пониманию текста, попутно приводя множество примеров из жизненной практики.

После уверенного овладения учебной темой, пройденный материал закрепляется во время вечерних диспутов. Любопытно, что, дискутируя, один из оппонентов отстаивает заведомо неверную точку зрения. Другой же, выстраивая цепочку правильных доводов, принуждает первого к признанию своей неправоты. Так достигается более полное и прочное усвоение пройденного накануне материала.

По мере продвижения учащихся от курса к курсу, учебный материал значительно усложняется. При обучении на тантрическом факультете (конечная фаза обучения) монахи-студенты активно применяют различные медитативные практики для концентрации внимания и запоминания наизусть большого объема информации. Это в значительной степени повышает качество получаемых знаний. Надо заметить, что здесь мы имеем в виду учебный процесс в тибетских монастырях школы Гелук, который существенно отличается от системы обучения в монастырях других школ тибетского буддизма.

Монахи - калмыки, являясь приверженцами традиции Гелук, как правило, обучались в крупнейших монастырях "Страны снегов". Таких, как, например, Дрэпун Гоманг, Под Мед и др. Некоторые из них достигли выдающихся успехов в овладении буддийским учением, были наставниками Далай-лам, становились настоятелями крупных монастырей. В их числе Намкай Джамцо Зая Пандита, Найджи-тоин, Лхарамба Боован Бадма, Геше Вангъял, Геше Ямпель. В настоящее время представители нашей республики обучаются в буддийских монастырях Дрепун Гоманг, Гю То, Нам Гял (Индия).

Чагдыр Санджиев,
"Гегярлт" – научно-методический журнал лаборатории этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета, выходит под эгидой Российской Академии образования


Источник:
Буддизм Калмыкии, Сохраним Тибет!
Разместил: Lotos | 3 июня 2008 | Просмотров: 11301 | Комментариев: 5

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: 
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
(Гость  0 | 0)  ·  5 июня 2008, 12:17  
Геше Джампа родился 4 июля 1970 года в Хунсруе
...
Он вступил в монастырь в 1976 г. и оставался под прямым руководством со стороны дост. геше Тэнпа Гьелцэна на протяжении четырёх лет. Затем он начал своё формальное образование с изучения теории сознания и познания в 1983 году, затем изучал один год — тагрик (теорию логики и дебатов), 7 лет — курсы по праджняпарамите (запредельной мудрости и другим запредельным деяниям героя пробуждения), 3 года — курсы по мадхьямаке (философии срединности), 4 года — курсы винаи (монашеской дисциплины) и абидармы (буддийской метафизики — теории элементов бытия, дхарм), а также курс праманы (теории правильного познания) — первую его часть параллельно с курсом праджняпарамиты, а вторую часть — параллельно с курсом мадьхьямаки. Затем он прошёл шестилетнюю программу Всегелугпинского экзаменационного совета, проводимую Гелугпинским университетом, которую завершил в 2001 г.
Ник: николай
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
николай (Гость  0 | 0)  ·  5 июня 2008, 12:22  
Эти словесные турниры - своеобразный и высоко эффективный тренинг по развитию памяти, логики, скорости мышления, красноречию и проверки знаний.

эти тоже
Ник: нето
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 143
нето (Участник  0 | 143)  ·  6 июня 2008, 15:01  
Ученье свет, а не ученых - тьма :)))
Ник: нето
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 143
нето (Участник  0 | 143)  ·  6 июня 2008, 15:02  
Монастыри обучают религиозности и политике, просветление остается за стенами монастырей. Его оттуда давно выгнали, за дерзость и свободу воли.
Ник: Блудный Кот
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 40
Блудный Кот (Участник  2 | 40)  ·  7 июня 2008, 17:41  
Thanks, Lotos. Я на форуме под прежними никами многократно систему образования в тибетоэмигранских монастырях описывал -- дабы вразумить идиотов, видящих в тиибетском буддизме что-либо, помимо здоровой схоластики в форме софистического нигилизма и нездоровой политики.

Однако есть некий момент, который нельзя упускать из виду: российские монахи обучаются в монастыре Дрепунг (монг. Брайбун), отделение Гоман, печально про славившемся своими бытовыми условиями. О! Слышу голоса либерастов: "Опять вы за проповедь идеи о первичности экономики". Да не вполне про то: по крайней мере по состоянию на 2002 г. эти самые условия там были просто скотскими: вода такая, что употребление оной внутрь вызывало не только дезинтерию, но и язву желудка, среди монахов имели место многочисленные случаи туберкулеза, 12-летние были похожи на наших 8-летних. Такой вот там "рай Дхармы".

И второе: традиционная система образования представляется неприемлемой для современного мира, когда человек принимает монашество в зрелом возрасте. Лет так в 30 принял и ещё 23-25 учись до лхарамбы. Неплохо. Впрочем, сакьяпинцы и ньингмапинцы к данному моменту уже более-менее приспособили свою систему под индийскую: у первых через 7 лет дают что-то типа диплома бакалавра, а ещё через 2 -- магистра (раньше было 13). у вторых курс соотвествует формуле 6+3. Это уже по божески.

Смотрите также:

Уникальные ритуальные скульптуры из масла теперь можно будет увидеть не только в тибетских монастырях Индии и Непала, но и в Самаре. Монахи тибетского тантрического университета Гьюдмед передали в экспозицию самарского музея В.П.Алабина три масляных барельефа, созданных ими в рамках недавно проходивших в городе «Дней тибетской культуры»....
Читать далее >>>
На самом деле в Ладакхе большая проблема и Далай Лама ломает голову по поводу ее решение – резко сокращается количество монахов. В мае мы были во многих монастырях, в том числе очень древних, где осталось всего один – два монаха. Как пример – это монастырь Базго (Basgo), (бывшая резиденция королевской семьи Намгъял). Этому монастырю 800 лет, а в нем осталось лишь два монаха, причем, постоянно в...
Читать далее >>>
С 14 по 22 сентября в Красноярском музейном центре будут гостить монахи из индийского монастыря Дрепунг Гоман. Они запланировали для сибиряков несколько интересных мероприятий: фотовыставку, показ видеофильмов, костюмированное исполнение ритуальных тибетских танцев цам....
Читать далее >>>
Как сообщает Design Buzz, компания Nokia, возможно, рассматривала возможность выпуска телефона, предназначенного для буддийских монахов. Исследовательское подразделение Nokia с марта по сентябрь прошлого года проводило в Тибете специальный семинар, в рамках которого выясняла предпочтения монахов. В семинаре принимал участие дизайнер Шон Вонг, который создал концепт "идеального для тибетского...
Читать далее >>>
В главном буддийском храме Калмыкии "Золотая обитель Будды Шакьямуни" в субботу состоялся праздничный молебен по случаю буддийского праздника «Первый поворот Колеса Учения». Согласно буддийским трактатам, первым учением, которое Будда Шакьямуни даровал своим ученикам после достижения полного Просветления, стало учение о Четырех Благородных Истинах....
Читать далее >>>
В энциклопедии охвачен весь спектр символов и атрибутов тибетского буддизма, а материал, использованный автором при написании этой работы, имеет высочайшую культурологическую ценность, представляя из себя оригинальные изображения, обнаруженные и систематизированные им в ходе многолетнего исследования искусства Тибета. Книга задумана как увлекательное путешествие по различным уровням и категориям...
Читать далее >>>
Сторонники идеи происхождения дзогчен от чань опираются прежде всего на факты контактов тибетцев и учителей чань сычуаньской школы в 8 веке (к девятому веку основной тибетский корпус учений дзогчен был уже сформирован). В качестве дополнительных аргументов выдвигается сходство некоторых доктринальных (если это слово применимо к чань и к дзогчен) положений. Например, непостепенность,...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100