Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Дзогчен и чань

| Еще
Сторонники идеи происхождения дзогчен от чань опираются прежде всего на факты контактов тибетцев и учителей чань сычуаньской школы в 8 веке (к девятому веку основной тибетский корпус учений дзогчен был уже сформирован). В качестве дополнительных аргументов выдвигается сходство некоторых доктринальных (если это слово применимо к чань и к дзогчен) положений. Например, непостепенность, неконцептуальность, изначальная просветленность всего, единый просветленный ум - источник всей сансары и нирваны. В качестве подтверждения используется также отсутствие санскритских текстов дзогчен.

Теперь приведу контраргументы относительно вышесказанного.

1. Факт контактов сам по себе не доказывает факт влияния. Влияние может быть доказано только как появление в дзогчен положений чань, которых в дзогчен ранее не было. Таких доказательств до сих пор приведено не было.

2. а) непостепенность. Известно, что сычуаньская школа была ветвью т.н. северного направления чань, которое придерживалось идеи постепенного просветления, свойственной учителю Шэнь-сю, учениками которого и были важнейшие учителя чань в Тибете. Никаких сведений о контактов восьмого века между дзогчен и южной школой чань, исповедовавшей непостепенный метод, не приводится.

б) неконцептуальность и все прочие положения, в которых наблюдается сходство между дзогчен и чань, могут быть обнаружены в сутрах и тантрах, чьи тексты сохранились и на санскрите и в отношении которых абсурдно говорить о китайском влиянии. Поэтому, даже если предположить, что дзогчен заимствовал эти положения, нет никаких оснований утверждать, что это заимствование осуществлено из китайских, а не из индийских или среднеазиатских источников.

3. Отсутствие текстов дзогчен на санскрите может быть объяснено узостью распространения этого учения, которое было исключительно тайным и не изучалось в монастырях, поскольку доктринально противоречило такому фундаментальному положению буддизма, как учение о причине и следствии. Отдельные экземпляры текстов, находившихся в частном владении могли быть либо уничтожены мусульманским нашествием непосредственно после прихода дзогчен в Тибет, либо сохранились в тех или иных собраниях, но были идентифицированы как тексты индуистской традиции, поскольку практическая традиция дзогчен в Индии могла прекратиться.

Итак, из всего вышесказанного могу заключить, что аргументы, приведенные сторонниками идеи влияния сычуаньского чань на дзогчен, не могут служить сколько-нибудь серьезным обоснованием вышеупомянутой гипотезы.

Далее подытожу аргументы против гипотезы такого влияния.

1. Практические наставления первых патриархов чань и наставников северной чань не только не соответствуют воззрению дзогчен, которое изложено в коренной тантре Кунджед Гьялпо, но и прямо противоречат ей. В учении дзогчен подобные наставления по практике считаются ошибочным пониманием воззрения и метода дзогчен. На данную тему мною были проанализированы наставления патриархов Бодхидхармы и Хунжэня, а также важнейших учителей сычуаньской школы: Кима, У-чжу и Мо-хо-яня, действовавших в Китае. Все их наставления не выходят за рамки того, что в учении дзогчен называется "методом отречения" (spong lam), в то время как сам дзогчен основан на "методе [само]-освобождения (grol lam).

2. Текстуальный анализ показывает, что в основном тексте по воззрению дзогчен Кунджед Гьялпо (более 60000 слов) слово "праджня" встречается только в тантрическом контексте, слово "дхьяна" встречается один раз, причем существенно именно тибетское переложение этого термина, а слово "праджняпарамита" не встречается ни разу ни в самой коренной тантре, ни в комментирующей ее тантре До Чу (mDo bCu) (примерно такого же объема). Зато эти слова постоянно встречаются в наставлениях чаньских учителей всех направлений. Даже самоназвание данной школы происходит от слова "дхьяна".

3. В учении дзогчен есть уникальные доктрины, которых нет в чань. Например учение о трех видах проявления энергии изначального состояния (цал, ролпа, данг), учение об изначальном блаженстве, учение о самосовершенной сфере (тигле), подробное учение о формировании кармического видения в его чувственно воспринимаемом аспекте, учение о звуке как об основе материального проявления, подробное учение о тонкой структуре человеческого тела, учения о божествах-охранителях учения дзогчен и об их взаимодействии с последователями этого учения.

4. Основные методы дзогчен не имеют своих аналогов в чань. Это метод четырех йог раздела Сэмдэ, метод четырех символов раздела Лонгдэ, методы четырех "пребываний как есть" (чогжаг) раздела Мэннагдэ (Упадеша). В учении дзогчен существуют уникальные методы реализации т.н. радужного тела, такие как метод созерцания пространства Дордже Зампа из раздела Лонгдэ, метод созерцания света Тодгэл и метод пребывания в темноте Янтиг (оба раздел Мэннагдэ). В дзогчен также существуют непосредственно связанные с основными дополнительные методы: особые методы получения интенсивных телесных и психических переживаний с помощью контроля над энергией-праной посредством асан и пранаям янтра-йоги, методы объединения созерцания с состояниями сна и сна без сновидений, методы освобождения от зависимости от материальной пищи и необходимости в защите от холода, методы практики во время смерти.

Многие из методов дзогчен не имеют своих аналогов даже в системах высшей тантры. Существует множество дополнительных аргументах о различии между дзогчен и чань, приводить которые здесь нет ни возможности, ни необходимости.

На основании всего вышеизложенного мне представляются необоснованными утверждения о заимствованиях, сделанных учением дзогчен у учения чань, будь то на доктринальном или методическом уровне, но напротив можно сделать вывод о значительной и даже принципиальной разнице между этими учениями.

Источник:
Игорь Берхин
igorberkhin.org
Разместил: Lotos | 5 июля 2011 | Просмотров: 4802 | Комментариев: 1

 (всего голосов: 0)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  6 июля 2011, 11:48  
Интереснее было бы узнать, в чем суть методологии Дзогчен, а не то, произошла ли эта Школа от Чань. На самом деле, и Дзэна, как единого Учения не существует. Есть только Дзэн - Буддистские школы: Дзэн - Риндзая, Дзэн - Хакуина, Дзэн - Судзуки и т.п. Хороший сравнительный анализ этих школ дан в работе Дзэнского мастера Цзун - Ми : " О началах человека ". Дзэн - Буддистские школы даже внутри своей традиции иногда прямо противоположны в методологии познания и противоречат друг другу. Что уж говорить, о сходстве Дзэна с Дзогчен ? Может быть какие - то школы и имеют сходство, т.к. базис у всех один: Сутры Махаяны. Было ли влияние на Дзогчен или нет - не суть важно. Ведь сейчас это вполне самостоятельная школа. Ну а ее преимущество перед Чань - Буддистскими школами можно оценить только практически...

Смотрите также:

Коренная тантра Дзогчен «Кунджед Гьялпо»...
Читать далее >>>
Видео: Медитации шаматха и випашьяна в традиции дзогчен (2010)...
Читать далее >>>
Дзогчен. Йога туммо. Йога сновидений...
Читать далее >>>
Из текущего ретрита Намкая Норбу Ринпоче я вынес самое ценное для меня указание - ригпа не нуждается во внимании. "Если вы во внимании, то вы в уме, а не в его природе". Внимание - это направление, напряжение, концепт, действие. Ригпа свободно от внимания. Оно просто пребывает, без направления, а потому безмерно. Это указание очень углубляет для меня понимание, что значит "обнаружить естественное...
Читать далее >>>
Если под буддистами подразумевать тех, кто считает себя последователем учения Будды Шакьямуни, то ответ положительный. В палийских суттах говорится, что Будда Шакьямуни – четвертый из будд нашей эпохи, согласно Лонгченпе и другим ньингмапинским источникам Будда Шакьямуни – двенадцатый и т.д. Очевидно, что будды предшествовавшие Будде Шакьямуни, не были его последователями....
Читать далее >>>
Беседа: Китайский чань-буддизм V–VII веков...
Читать далее >>>
Фильм: 100 лет чань-буддийского Мастера Сюй Юня (2007)...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100