Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Системные расстановки по «Бхагаватам»

| Еще
«Обсуждение «Шримад-Бхагаватам» в обществе святых, услаждает слух и радует сердце.
Посвящая этому своё время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению,
а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее.
Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение».
«Шримад-Бхагаватам»

Историческая справка


Системные расстановки по «Бхагаватам»Системные расстановки – это весьма популярная сейчас техника психологической помощи. Обычно её авторство приписывают Берту Хеллингеру, однако принципы системных расстановок ещё задолго до Хеллингера были озвучены в Ведах – кладези неподвластной времени безупречной мудрости, охватывающей все сферы человеческого знания.

Да, Хеллингер внёс свой уникальный вклад в адаптацию системных расстановок к нуждам современного человека, и его нововведения показывают свою эффективность в некоторых частных случаях психотерапии. Тем не менее, классические принципы системных расстановок, изложенные в Ведах – в частности в «Шримад-Бхагаватам», который является основным ведическим трактатом наших дней (см. статью «Поиски самого авторитетного ведического источника»), – по-прежнему заслуживают нашего внимания, поскольку обладают большей универсальностью, нежели принципы Берта Хеллингера.

Главный принцип расстановок по «Бхагаватам» – это понимание того, что 1) я – душа, 2) я – слуга Бога, 3) моё счастье находится в прямой зависимости оттого, насколько я осознаю себя слугой Бога и насколько последовательно я действую в соответствии с этим самосознанием; 4) все мои проблемы – из-за утраченной связи с Богом. Суть расстановки по «Бхагаватам» – в том, чтобы построить свою жизнь таким образом, чтобы каждое мгновение быть «преданным слугой Господа»:

«Опытный преданный Господа способен организовать свою жизнь таким образом, чтобы, исполняя различные обязанности по отношению к своей нынешней или будущей жизни, он мог постоянно помнить имя, славу, качества Господа и всё, что связано с Ним… Любую деятельность следует совершать только во имя Господа. Господь должен занимать место властелина во всех сферах жизни» («Шримад-Бхагаватам», 1.5.36к).

В связи с этим «Бхагаватам» повествует о 6 философских истинах: иша (Бог), джива (живое существо), пракрити (материальная природа), кала (вечное время), карма (закон причины и следствия) и бхакти (преданное служение Богу), – взаимодействие которых составляет целостную систему мироздания. Уже только одного понимания этих 6 истин и своего места в их взаимосвязи – достаточно для того, чтобы избавиться от большинства психологических и душевных проблем. Потому что, «человек может вынести любое как, если у него есть достойное зачем». Яркий пример тому – Виктор Франкл.

История Виктора Франкла


Виктор Франкл в своё время благодаря наличию достойного зачем с честью выдержал испытания, свалившиеся на него в «Лагере смерти Дахау». Франкл был евреем по национальности, и поэтому его бросили в этот концлагерь. Он видел, как один за другим люди сгорали в газовых печах; он прошёл через жуткие муки. И однажды в момент полного отчаяния, когда он сидел голый в одиночной камере, Виктор Франкл вдруг понял, что я могу быть счастливым прямо здесь и прямо сейчас. Он понял, что никто (!) мне вреда причинить не может. Они могут причинить вред моему телу, они могут так или иначе причинить мне боль, но они не могут причинить вреда (!) мне.

Виктор Франкл назвал этот урок, который он получил в «Лагере смерти», «уроком последней свободы», которая у нас всегда остаётся (или, по-другому он называл его «уроком духовного упрямства»). В этот момент, сидя там в лагере смерти, он стал представлять, как он даёт лекцию студентам, после того как он вышел из лагеря, и как он рассказывает студентам и как студенты слушают его и как студенты воодушевляются. И он вдруг почувствовал, что он очень счастлив, потому что он студентам это рассказывает.

Кто-то может возразить, что Франкл просто воображал себе, – но он не просто воображал себе. Он в этот момент сознательно выбирал свою реакцию на обстоятельства, в которых он оказался. И он сделал правильный выбор. Он выжил. И не просто выжил. Он в какой-то момент стал помогать тюремщикам. Не просто соседям по лагерю помогать – он стал помогать людям, которые были его мучителями. Они к нему за помощью обращались.

Виктор Франкл, вспоминая о своих лагерных днях, пишет: «В духовной установке человек был свободен. Заключив человека в лагерь, можно было отнять у него всё, – вплоть до очков и ремня. Но у него оставалась эта свобода. И она оставалась у него буквально до последнего мгновения. До последнего вздоха. Это была свобода настроиться на духовную установку – так или иначе». И это «так или иначе» существовало. Иначе говоря, у него была альтернатива. Он не обязан был даже в этих обстоятельствах быть несчастным.

Итак, на примере Виктора Франкла можно видеть, как правильная система ценностей, – а ведь именно с неё начинается «достойное зачем» – способна помочь человеку выдержать любые испытания, и кроме того, извлечь из них уроки. Такую систему ценностей Франкл называет «органом смысла». И в поисках смысла человека направляет совесть. Совесть – это орган смысла. Её можно определить как способность обнаружить тот единственный уникальный смысл, который кроется в любой ситуации. И в конце концов, этот орган смысла приводит к пониманию того, что я – частица Бога. Человек это частица – частица Бога, частица разума породившего нас, частица бесконечно прекрасного разума, по образу и подобию которого мы созданы. И цель части всегда – так или иначе войти в контакт с целым: вода всегда стремится к океану; огонь всегда идёт наверх к солнцу, к источнику огня. Часть всегда идёт к целому, и ведические писания всегда говорят об этом: «Есть изначальная причина всех причин». Как бы мы её не называли. Назовём её Богом или ещё как-то – есть изначальная причина всех причин, и человек ищет эту причину. И каждый человек может её найти. И в поисках этой причины человек обретает смысл бытия и счастье бытия. И в конце концов, это соединение части с целым называется любовью.

Уместность расстановок по Хеллингеру


Расстановки по Хеллингеру бывают более уместны, чем расстановки по Бхагаватам, потому как большинству современных людей чужды такие понятия как Бог, душа, любовь к Богу. Тогда как Веды, – и прежде всего, «Шримад-Бхагаватам», – оперируют именно этими понятиями. В расстановках по Хеллингеру фигурирует только один ключевой участник, другие же посетители просто берут на себя роли второстепенных заместителей; тогда как если все участники расстановки равное положение будут занимать, то это уже не расстановка будет, а просто лекция, – которая не сможет решить индивидуальных глубинных проблем.

В этом смысле «системные расстановки по Бхагаватам» выгодно отличаются от «расстановок по Хеллингеру», поскольку позволяют работать на самых глубинных уровнях человеческого сознания – независимо оттого, проводится ли расстановка в группе или же индивидуально; каждый присутствующий на расстановке человек, является полноценным её участником, и к каждому участнику «Бхагаватам» обращается индивидуально. Иначе говоря, «Шримад-Бхагаватам» одновременно обращается и ко всем сразу и к каждому лично.

Такое свойство «Шримад-Бхагаватам» связано с уникальной особенностью ведического санскрита – языка, на котором он написан. В некоторых случаях значение санскритского слова зависит от окончания этого слова, но иногда соответствующие окончания в словах преднамеренно убираются, – остаётся только голая форма без окончания, – и т.о. слово уже может означать всё что угодно. Вернее не «всё что угодно», а какое-то конкретное значение из широкого спектра заранее предопределённых значений. Данная особенность ведического санскрита чем-то напоминает математические уравнения со многими неизвестными, – в которые с одной стороны можно любые числа подставить, но вместе с тем в них и система определённая есть (отличная от хаотической).

Эта особенность ведического санскрита называется термином бахулам-чхандамси, – что значит «множественность или вариативность способов изложения какого-либо положения в грамматическом отношении». Более того, в ведическом санскрите не просто окончания могут отсутствовать, там даже их наличие нисколько не гарантирует привычное значение слов и их связь. Окончание или форма слова может указывать, что тут согласно правилам грамматики должно быть одно, а там, несмотря ни на какие правила, – совсем другое.

Данная особенность ведического санскрита связана с тем, что Веды – это древо желаний, призванное исполнить желания всех живых существ, и поэтому каждый понимает их по-своему. Для иллюстрации этой особенности ведического санскрита – небольшая история.

Брахма – самый первый расстановщик


Есть такая личность, которую зовут Брахма. Брахма – это самое первое живое существо, появившееся в материальной вселенной. Он, являясь уполномоченным представителем Бога, отвечает за творение материальной вселенной. Брахма – самый большой знаток во всех сферах духовного и материального знания. Само собой, что он очень опытен также и в проведении системных расстановок. Поэтому когда у «сильных мира сего» возникают проблемы, они обращаются за помощью именно к Брахме.

Однажды, когда во вселенной были очень большие проблемы, демоны, люди и полубоги пришли к Брахме, чтобы получить совет, как решить эти проблемы. Брахма посмотрел на них, всё понял и произнёс только одно слово: «Да». Все полубоги, люди и демоны сразу всё поняли, успокоились и разошлись. Так состоялась первая в истории мироздания системная расстановка.

И что же они поняли? Демоны поняли, что «да» значит дайа. Дайа значит «милость», – что мы должны быть милостивы к другим живым существам, не мучить их. Не пытаться взять то, что нам не принадлежит. Они поняли, что надо быть милостивым и пошли на своё место. Люди поняли что «да» значит дана. Дана, значит ягья, жертвоприношение (см. статьи раздела ягья), – что они должны совершать ягью, ради того, чтобы все были счастливы. И полубоги поняли, что «да» значит дама. Дама значит контроль чувств, – что хватит наслаждаться, пора уже достигнуть совершенства. Итак, одно слово просто, и все поняли его по-своему. Все поняли правильным образом, – в соответствии со своей природой.

Может показаться, что это какая-то отвлечённая теория, представляющая интерес только для философов, однако «множественность понимания» находит своё применение в самых разнообразных практических областях. В частности, 5000 лет назад, перед грандиозной битвой на поле Курукшетра, – где за 18 дней погибло 640 млн. человек – царь Дурйодхана использовал соответствующий приём для достижения своих дипломатических целей. С одной стороны, ему надо было вдохновить на сражение своего военачальника, Бхишму, а с другой – всё остальное войско. С одной стороны, ему надо было сказать Бхишме, что ты самый великий войн, и только от тебя зависит победа, – но услышав такие слова, всё остальное войско приуныло бы. С другой стороны, ему надо было сказать войску, что Бхишма конечно ещё на коне, но он стар, и поэтому всем нужно быть начеку, – но услышав такие слова, Бхишма бы обиделся. И Дурйодхана смог найти соответствующие слова (см. «Бхагавад-гита», 1.10), которые были услышаны Бхишмой и остальным войском – по-разному.

Подобно этому, «Шримад-Бхагаватам» написан в расчёте на самых разнообразны живых существ, которые в соответствии со своей природой испытывают самые разнообразные потребности. Поэтому суть «системных расстановок по Бхагаватам» сводится к тому, чтобы прислушаться к тем «да», которые адресует нам «Шримад-Бхагаватам», и сделать соответствующие выводы.

Чего хочет от нас «Бхагаватам»


Расстановки по Бхагаватам – предлагают сосредотачиваться не на проблеме, а на том, чего хотим достичь. Т.о. основное внимание уделяется мотиву и тому, к чему мы хотим в итоге прийти. Остальные же факторы, хотя и имеют значение, – играют второстепенную роль.

«Шримад-Бхагаватам» – это сборник исторических хроник, героями которых являются личности, достигшие грандиозного успеха в самых разных областях. На их примере «разыгрываются» разные ситуации. Читая об этих ситуациях и внимательно погружаясь в них, человек легко отождествляет себя с ними, и в результате находит конкретный выход из своей конкретной проблемы. «Шримад-Бхагаватам» идеальным образом решает абсолютно все проблемы, с которыми мы только можем столкнуться, поэтому он начинается словами: «О искушённые и вдумчивые люди, вкусите „Шримад-Бхагаватам“ – зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошёл из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал ещё вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая и освобождённые души» (1.1.3)

Ещё одно преимущество расстановок по Бхагаватам в том, что расстановки по Хеллингеру работают только на уровне тела и ума. «Бхагаватам» же, помимо всего прочего также затрагивает уровень интеллекта и души. Поэтому «системные расстановки по Бхагаватам» способны решать проблемы на более глубинном уровне, нежели «расстановки по Хеллингеру». Основная идея «расстановки по Бхагаватам» заключается в том, чтобы восстановить свою связь с Богом, или Абсолютной Истиной. Эта связь – основа нашего духовного стержня, нашего «органа смысла», имея который мы становимся способными действовать более эффективно и больше радости от своей деятельности испытывать – жить более насыщенную жизнь (см. стих 11.2.37).

Сюжет «Шримад-Бхагаватам»


Завязка «Шримад-Бхагаватам» разворачивается вокруг научно-практической конференции, состоявшейся около 5000 лет назад в лесу Наймишаранья. На этой конференции собрался весь свет учёных современности, – глубоко осведомлённых, как в материальных, так и в духовных вопросах. Целью конференции был поиск универсального рецепта счастья. К общему мнению учёным прийти не удалось, поэтому они обратились к Суте Госвами, которого единогласно принимали высшим авторитетом. Они задали Суте Госвами 6 вопросов, которые сводятся именно к этому: как стать счастливым. «Потому, о благословленный долгой жизнью, объясни в легкодоступной форме, что, в соответствии с твоими познаниями, является абсолютным и высшим благом для всех людей» (1.1.9). И Сута Госвами дал ответ: «Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным» (1.2.6).

Дальнейшее повествование «Бхагаватам» сосредоточено на более детальном раскрытии этого вопроса и на приведении различных примеров того как самые разные люди, находящиеся в самых разных ситуациях, достигали того, к чему стремились. Все выкладки этой научно-практической конференции были записаны Вьясадевой (автором «Шримад-Бхагаватам»), которого можно по праву назвать автором «системных расстановок по Бхагаватам».

Принцип действия «Бхагаватам»


Вкратце суть «системных расстановок по Бхагаватам» сводится к тому, чтобы читать святые книги, общаться со святыми и служить святым. Зачем это нужно, как работает и к чему приводит написано в самом «Шримад-Бхагаватам»:

Руководствуясь материальным разумом, живое существо отождествляет себя с материальным телом. Под влиянием материального сознания «я» и «моё», оно начинает наслаждаться и страдать с помощью материальных органов чувств. Так живое существо запутывается в сетях материального существования. Так называемый разум, которым обладают живые существа в материальном мире, есть не что иное, как невежество. Очищенное состояние разума называется буддхи-йогой. Иными словами, когда разум используется для того, чтобы исполнить желания Кришны, это называется буддхи-йогой, или бхакти-йогой. Вот почему в «Бхагавад-гите» (10.10) Кришна говорит: «Тех, кто неустанно служит Мне и поклоняется Мне с любовью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне». Истинный разум подразумевает связь с Верховной Личностью Бога. В этом случае Верховный Господь, находящийся в сердце, даёт живому существу разум, который помогает ему вернуться домой, к Богу. Разум, которым живое существо обладает в материальном мире, называется прамадой, потому что живое существо, ведущее материалистический образ жизни, предъявляет необоснованные претензии на обладание тем, что его окружает. Оно думает: «Я властелин всего, что вижу вокруг». Так проявляется его невежество. В действительности ему ничего не принадлежит. Ему не принадлежат даже тело и органы чувств, поскольку оно получило их по милости Господа, чтобы с помощью материальной энергии удовлетворить свои желания. На самом деле живому существу ничего не принадлежит, но, как одержимое, оно хочет обладать всем и твердит: «Это моё. Это моё. Это моё». Джанасйа мохо ’йам ахам мамети. Это называется иллюзией. Ничем, в сущности, не владея, живое существо объявляет себя собственником всего. Господь Чайтанья Махапрабху советует нам очистить материальный разум (чето-дарпана-марджанам). Когда зеркало разума очищается, живое существо становится способным заниматься своей настоящей деятельностью. Это значит, что у того, кто обрёл сознание Кришны, начинает действовать истинный разум. Такой человек сознаёт, что всё принадлежит Кришне, а ему самому не принадлежит ничего. Тот, кто считает, что весь мир принадлежит ему, обладает материальным сознанием, а тот, кто до конца осознал, что всё принадлежит Кришне, находится в сознании Кришны. (4.29.5к)

«Склонность к трансцендентному любовному служению Верховному Господу естественна для любого живого существа. Эта естественная склонность дремлет в каждом, но, из-за соприкосновения с материальной природой, гуны страсти и невежества с незапамятных времён скрывают его. Если по милости Господа и великодушных преданных Господа живому существу настолько повезёт, что оно повстречается с чистыми преданными Господа и получит возможность услышать от них о чистой славе Господа, – его преданное служение наверняка забьёт в нём подобно ключу и потечёт, как поток воды в реке. Как река несёт свои воды, пока они не достигнут моря, так и чистое преданное служение благодаря общению с чистыми преданными течёт, пока не достигает конечной цели – трансцендентной любви к Богу. И ничто не может остановить этот поток преданного служения, который становится всё сильнее и сильнее, не зная пределов. Он так могуч, что даже посторонний человек, увидев его, освобождается от влияния гун страсти и невежества. Таким образом устраняются эти два качества природы, и живое существо освобождается, возвращаясь в своё изначальное положение». (1.5.28к) Т.о. живое существо встаёт на путь бхакти-йоги, йоги чистого бескорыстного преданного служения Кришне.

И достичь этого состояния можно, – читая святые книги, общаясь со святыми и служа святым. Главная святая книга современности – это «Шримад-Бхагаватам», главное служение святым – слушание «Шримад-Бхагаватам». Т.о. участвуя в «системной расстановке по Бхагаватам», мы не просто решаем свои проблемы, а одновременно с этим ещё читаем святую книгу и служим святым. Более того, если нам удастся отстраниться от своих проблем, – а «Шримад-Бхагаватам» очень быстро помогает сделать это, – и посторонних мотивов, и слушать «Шримад-Бхагаватам» не для решения своих проблем, а просто ради самого процесса слушания, то это будет нашим совершенством.

Такое слушание постепенно помогает понять, что 1) я – душа, 2) я – слуга Бога, 3) моё счастье находится в прямой зависимости оттого, насколько я осознаю себя слугой Бога и насколько последовательно я действую в соответствии с этим самосознанием; 4) все мои проблемы – из-за утраченной связи с Богом. В чём и заключается суть «расстановки по Бхагаватам». Однако естественно, что в ведической культуре нет такого понятия, как «системные расстановки по Бхагаватам» – там есть другое понятие: садху-санга, общение со святыми. Поэтому название статьи и название метода – это лишь маркетинговая дань модным тенденциям современности. Но если уйти от названий и сосредоточиться на сути, то можно с уверенностью сказать, что «расстановки Бхагаватам» намного более эффективны, чем «расстановки Хлленгера».


Источник:
Центр ведического коучинга
Разместил: Серохвостов Антон | 7 мая 2015 | Просмотров: 3883 | Комментариев: 85

 (всего голосов: 3)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  7 мая 2015, 16:13  
2) я – слуга Бога, 3) моё счастье находится в прямой зависимости оттого, насколько я осознаю себя слугой Бога[

Вобще до середины 17 века, в православии не было формулировки "Я-раб божий", была формулировка "отрак божий". Т.е потомок Бога.
Потом Никоновские реформы внесли изменения , ответом на которые возникло старообрядчество.
Может стоит подумать о исходной модели?)
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  8 мая 2015, 18:23  
Противоречия везде найти можно, и говорить можно много и интересно. Однако, чтобы достичь успеха на духовном пути, первостепенно важно – найти человека, который возьмёт на себя ответственность в духовной помощи тебе (гуру). Таких людей мало, но они есть. Желаю, вам встретить такого человека.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  8 мая 2015, 19:44  
Противоречия везде найти можно, и говорить можно много и интересно.

Несомненно можно говорить о разных Вещах , ведь для того что Вещь разогнуть , надо её прежде согнуть.
Понимающих мало , но они есть. И вам желаю )
Ник: sfurman
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1217
sfurman (Участник  0 | 1217)  ·  8 мая 2015, 20:23  
Цитата: Серохвостов Антон
Однако, чтобы достичь успеха на духовном пути, первостепенно важно – найти человека, который возьмёт на себя ответственность в духовной помощи тебе (гуру).
Никакого успеха ни на каком "духовном пути" достичь невозможно по определению, а "гуру" который готов вам "помочь", в лучшем случае сам честно заблуждается, а обычно просто нагло врёт параллельно разводя вас на деньги, что ещё на самый плохой вариант, ведь кроме денег ещё и приличный кусок жизни можно туда же выкинуть. Не поймите меня неверно, искатели будут искать вне зависимости от того что им скажут всякие-разные форумные пердуны типа меня, и раньше или позже они во всём разберутся, так что завсегда нужны будут люди кормящие искателей увлекательными историями и разными рассказками про духовный путь, просветление, нирванну, освобождение и т.д., и т.п... это как с Дедом Морозом, до поры до времени ребёнку можно верить что он существует и если слушаться родителей и хорошо себя вести то он принесёт подарок, что кстати подтверждается эмпирически первого Января присутствием подарка под ёлочкой, но в данном случае я обращаюсь к вам конкретно - пожалуйста не морочите людям яйца, вы не начинающий искатель, вам верить в деда Мороза уже не надо, так что вам лично я говорю правду - нет Деда Мороза и нет никакого духовного пути, не говоря уже о достижении на нём "успеха". Welcome to reality (т.е. добро пожаловать в реальность). Так вот примерно.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  8 мая 2015, 22:52  
Не, sfurman, Дед Мороз против Кришны слабый аргумент wink
Тут ландшафтный дизайн, т.е.системные расстановки множества Дедов Морозов, божеств.
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  9 мая 2015, 02:03  
Цитата: sfurman
а "гуру" который готов вам "помочь", в лучшем случае сам честно заблуждается, а обычно просто нагло врёт параллельно разводя вас на деньги

Сейчас, говоря эти слова, вы пытаетесь выступать в роли гуру? Тогда я последую вашему наставлению, относительно вас.
Ник: sfurman
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1217
sfurman (Участник  0 | 1217)  ·  9 мая 2015, 03:34  
Цитата: Серохвостов Антон
Сейчас, говоря эти слова, вы пытаетесь выступать в роли гуру? Тогда я последую вашему наставлению, относительно вас.
Если бы я пытался выступать в роли гуру я бы наплёл вам кучу всякой умнозвучащей фуйни, рассказал бы как здорово просветлился благодаря уникальной методике медитативных приседаний передававшейся из уст-в-уста в полной тайне от самого Адама через Моисея к Будде и Лао Цзы, а потом пригласил бы на семинар, сатсанг, поход по местам силы, или ещё какое интересное мероприятие на котором вы и сами смогли бы приобщиться к этой древней секретной традиции. Возможно я бы не брал с вас денег, а просто тащился бы от чувства собственной афигительности. А может быть и брал бы. Я же вместо этого, конкретно лично вам, Серохвостову Антону, вот прямо сейчас говорю чистую правду - никакие действия не приведут вас к "успеху на духовном пути". Ни-ка-ки-е. Более того, я прекрассно знаю что верить мне у вас никаких причин нет, и сразу же предупреждаю что делать этого не нужно... да вы уже и не верите, и не поверите. Ну и правильно. Нда. А наставлений я никаких не даю потому как ни разу никаким гуру не являюсь и что делать не знаю. И чего не делать, кстати, тоже.

smile

Цитата: Big Cat
Не, sfurman, Дед Мороз против Кришны слабый аргумент wink
Ну это смотря какой Дед Мороз...
http://yum-ha.ru/wp-content/uploads/2013/12/zloy-ded-moroz.jpg
lol
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  9 мая 2015, 04:20  
Цитата: sfurman
А наставлений я никаких не даю потому как ни разу никаким гуру не являюсь и что делать не знаю. И чего не делать, кстати, тоже.

Т.о. вы занимаетесь пустой болтовнёй, даже не зная, принесёт ли она пользу или вред. Вам или другим. Может стоит задуматься о том, чтобы найти более достойное применение для самого бесценного ресурса - ВРЕМЕНИ?

Критика – это обязанность гуру. Не право, а именно – обязанность. Ему не нравится критиковать ученика, но он понимает, что для его исправления – это необходимо. Всем остальным критиковать кого-либо – нет необходимости.
Ник: sfurman
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1217
sfurman (Участник  0 | 1217)  ·  9 мая 2015, 07:08  
Цитата: Серохвостов Антон
Т.о. вы занимаетесь пустой болтовнёй, даже не зная, принесёт ли она пользу или вред.
Мы все занимаемся пустой болтовнёй, вы тоже. Относительно вашего вопроса, а как вы определяете что приносит пользу, а что вред? В смысле, польза или вред относительно чего? Если кто-то хочет накачать мышцу, а я ему: "сиди не двигайся", то видимо это ему не поможет прийти к поставленой цели т.е. для него и относительно его цели, мой совет во вред. А когда вы говорите о пользе или вреде... вы о чём и о ком?

Цитата: Серохвостов Антон
Может стоит задуматься о том, чтобы найти более достойное применение для самого бесценного ресурса - ВРЕМЕНИ?
С точки зрения физики т.е. обьективно, время не существует, так что и терять тут нечего. Субьективно, т.е. с моей точки зрения, я ничего не теряю, я делаю ровно то что хочу делать в даный конкретный момент.

Цитата: Серохвостов Антон
Критика – это обязанность гуру. Не право, а именно – обязанность. Ему не нравится критиковать ученика, но он понимает, что для его исправления – это необходимо. Всем остальным критиковать кого-либо – нет необходимости.
Я не гуру, но покритиковать конкретно вас могу, правда пока не хочу, и соответственно не критикую. Я вам прямо и честно говорю то что для меня является самоочевидной обыденностью - между вашими действиями по достижению "успеха на духовном пути" и просветлением (вы же это имеете в виду под успехом, так?) нет причинно-следственной связи. Это просто факт. Что с этим делать решать вам... вернее, проработка иллюзии принятия решения остается за вами, так будет чуть правильней.
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  9 мая 2015, 08:22  
Цитата: sfurman
Мы все занимаемся пустой болтовнёй, вы тоже...

В конце концов всё оценивается по плодам.
Ник: sfurman
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1217
sfurman (Участник  0 | 1217)  ·  9 мая 2015, 08:42  
Цитата: Серохвостов Антон
В конце концов всё оценивается по плодам.
Возможно. И что же вы плодите?
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  9 мая 2015, 12:27  
sfurman, следите за моими статьями.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  9 мая 2015, 23:54  
В конце концов всё оценивается по плодам.


Серохвостов Антон, какие плоды у кришнаитов , кроме песен и приплясов ?
Темнокожий Кришна , пастух с дудочкой , вечно танцующий . Отсюда и плод его прост и незатейлив , жизнь как танец и игра . Юмор и отсутствие психологических проблем .
В своей изначальной форме он близок к адвайте, о чём кстати sfurman пишет.

В неокришнаитстве , адаптированном для эвропейцэв варианте , сектанизм с одержимостью , да ещё с системными расстановками.

smile
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  10 мая 2015, 01:35  
Big Cat, глаза ослеплённые завистью плодов не увидят. Однако, я могу заблуждаться насчёт вашей зависти. Поэтому, приведите критерии, по которым вы оцениваете плоды, и примеры, что для вас может плодом являться. И я вам приведу такой пример из деятельности кришнаитов, который вам и не снился.

"Неокрешнаизм" - не смешите меня. "Гита" "кришнаитскя" является самым авторитетным переводом на английский язык. Множество лестных отзывов ведущих университетов мира и перевод на 90 языков - тому красноречивое подтверждение. Её даже президент Индии очень ценит.

Адвайта-веданта? Джива Госвами и Мадхавачарья в своё время доказали её несостоятельность. Если хотите, можем повторить. В этом случае, давайте научно к вопросу подойдём и подискутируем насчёт «Бхагавад-гиты». Вы же, как адвайтист, принимаете её, надеюсь? Какова с вашей позиции её анубандха-чатуштая? Раскройте с позиции вашего учения содержание адхикары, вишаи, самбандхи, праманы, прайоджаны и абхидхеи. Если конечно вам известны эти термины.
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  10 мая 2015, 18:40  
Цитата: wp2
думаю, они не компетентны в этих вопросах.

А кто же тогда компетентен? Форумные школьники?

Цитата: wp2
Давайте конкретно, что не так у Махарши и Махараджа. Это будет интереснее разговор.

Много спекуляций ходит вокруг Вед. Вы озвучьте анубандха-чатуштаю (согласующуюся с Бхагавад-гитой) той ветки, которой придерживайтесь, и от этого оттолкнёмся. Тогда действительно серьёзный разговор будет. А просто шашкой махать в воздухе, что одни плохие, другие хорошие - это школьные развлечения, в которых участвовать смысла нет.
Ник: Гертруда
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 580
Гертруда (Участник  0 | 580)  ·  10 мая 2015, 19:59  
Хотя я уже высказалась, что над Серохвостовым смеяться грешно, всё-таки беру свои слова обратно.
Потому что очень смешно.
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  10 мая 2015, 21:22  
глаза ослеплённые завистью плодов не увидят

да уш куда там ,Серохвостов Антон.
БОльшие попрошайки, чем кришнаиты, мне в жизни не встречались wink
Плоды оцениваются только в спелости их. На Кришну и указываю . Спелый фрукт , танцующь и беззаботен в своей беспечности.
"Неокрешнаизм" - не смешите меня

Мне тоже смешно , он попыток втиснуть кришнаизм в другие Проекты ).
Адвайта-веданта? Джива Госвами и Мадхавачарья в своё время доказали её несостоятельность,Вы же, как адвайтист, .

Нет , не авайтист. Доказать можно лишь свою Несостоятельность , Несущественность. Где нынче эти свами и чарьи?
Да и слова повторенные многократно превращаются лишь в свою противоположность , ещё Гегель заметил.
Поэтому разбираться в бижутерии терминов , мне совсем не интересно. Хотя даже визуально , кришнаиты любят бижутерию wink
Прасад готовят вкусный , это да. Остальное чудачество и игра на публику.
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  11 мая 2015, 01:22  
Вы ошибаетесь в одном - в безосновательной критике. К серьёзному ведическому дискусу вы абсолютно не готовы. На что указывает ваше игнорирование моего вам предложения - начать сначала: озвучить анубандха-чатуштаю вашей позиции. Я каждое своё слово могу подкрепить авторитетом «Бхагавад-гиты». Для серьёзных ведантистов, - в том числе кришнаитов, - это Аргумент. Для остальных же ведантистов, которые «чураются» этого, к какому-либо консенсусу прийти в принципе невозможно, да и ведантистами таких людей называть нельзя (а своим игнорированием моего предложения перевести разговор в конструктивное русло - вы как раз себя к категории "остальных" и причисляете).

Ваши приёмы софистики с попытками уйти от этого начала красноречиво указывает на то, что вы не компетентны в данной области, и потому не вижу смысла продолжать этот разговор.
Ник: sfurman
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1217
sfurman (Участник  0 | 1217)  ·  11 мая 2015, 02:37  
Цитата: Серохвостов Антон
приведите критерии, по которым вы оцениваете плоды, и примеры, что для вас может плодом являться
Так не честно. Когда я вам задал этот же вопрос: "по каким критериям вы определяете пользу или вред?", вы мой вопрос проигнорировали...
Ник: Big Cat
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 880
Big Cat (Участник  0 | 880)  ·  11 мая 2015, 09:43  
Вы ошибаетесь в одном - в безосновательной критике. К серьёзному ведическому дискусу вы абсолютно не готовы

дискус является аквариумной рыбкой.К дискусам относится несколько представителей рода Symphysodon, широко распространённых в бассейне реки Амазонки. Для них характерно округлое, сплющенное с боков тело, в окраске присутствует рисунок из девяти вертикальных полос. Взрослые рыбы достигают 20 см длины. Половой диморфизм не выражен.
Если у вас возникли недоразумения в этой сфере , лучше использовать форумы аквариумоводов, с конкретным руслом lol Сомневаюсь в существовании "ведических дискусов" , что вряд ли является ошибкой.
. Я каждое своё слово могу подкрепить авторитетом «Бхагавад-гиты».

Вы хотите быть источником Бхагавад-гиты? Не получится , потому как вы являетесь источником только самого себя а не чего то ещё. )
Ник: Гертруда
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 580
Гертруда (Участник  0 | 580)  ·  11 мая 2015, 09:52  
Ум преданных Кришны очищается посредством маха-мантры. К сожалению, освободившееся место многие заполняют словесными излишествами Прабхупады. В итоге некоторые преданные оставляют впечатление не очень умных людей.
Такие, как Серохвостов, напоминают мне участников гей-парадов. Зачем пытаться всех заставить думать как ты, вернее даже не ты, а твой болтливый гуру?
Кришна трансцендентен, о нем невозможно рассказать, его можно только почувствовать. Не надо за него переживать, он сам выбирает, кого сделать своим преданным.
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  11 мая 2015, 14:10  
Цитата: wp2
Тут людей интересует опыт (желательно, лично ваш). Всё остальное - философии и болтовня.

Похоже, мы с вами руководствуемся разными критериями "практичности опыта", потому как в моем понимании приходить в раздел библиотеки и критиковать авторов, – не имея при этом элементарной осведомленности в матчасти (на что указывает красноречиво побег в кусты при моем предложении вести взрослый дискус) – за то, что они пишут научно-популярные статьи - это не практично.

Вы действительно верите, что отметившиеся здесь оппоненты моей статьи – практичные люди?! Я искренне надеюсь, что такие люди здесь на сайте есть – для них и пишу – но они вряд ли будут писать невразумительные комментарии критического содержания. Естественно, практичные люди могут делать критические замечания, но при этом они держат ответ за свои слова...

Я скорее всего в этом своем суждении излишне требователен к оппонентам, которые, весьма вероятно подготовят внятный ответ в духе взрослого дискуса. Однако пока ситуация разворачивается так, что мне не остается ничего другого, кроме как считать их – случайно зашедшими на сайт лотоса школьниками.

Гертруда,Бенгальская пословица гласит, что, сколько бы
стервятник ни проклинал корову на смерть, она от этого не умрет
Ник: Гертруда
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 580
Гертруда (Участник  0 | 580)  ·  11 мая 2015, 19:36  
Не знала, что стервятники занимаются проклинанием.
Ник: sfurman
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1217
sfurman (Участник  0 | 1217)  ·  11 мая 2015, 21:27  
Антон, тут вот какая проблема - если если вы говорите о "плодах", "успехе на пути" или "достижении" чего-либо, то надо определить:
1. что это за цель такая
2. по каким критериям мы оцениваем своё к ней приближение или отдаление
3. как мы знаем что цель уже достигнута
Другими словами, мы принимаем за аксиому что есть некая цель к которой можно прийти!, соответственно мы определяем процесс перехода из начального состояния: "иду к цели", в конечное состояние: "цель достигнута" и начинаем этот процесс отрабатывать. Это один из возможных подходов. Другой подход заключается в том что за аксиому принимается отсутствие какой-либо достижимой цели, т.е. есть "путь" (он же - просто жизнь), возможно он куда-то и ведёт, но никакой достижимой "цели" нет и достигать тут нечего - "Жизнь путешествие, а не пункт назначения". В этом случае, т.к. нету "цели", нет и никаких критериев по которым можно было бы решить чем одно действие полезнее или вреднее другого.

Таким образом вопрос сводится исключительно к одному: На каком основании вы предпочитаете один подход другому?
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  12 мая 2015, 02:12  
Цитата: sfurman
Таким образом вопрос сводится исключительно к одному: На каком основании вы предпочитаете один подход другому?

Так это к вам вопрос. Вы же критикой занимаетесь, - а значит не следуете сами той идее, которую озвучиваете. Иначе говоря, ваши мысли слова и поступки - расходятся. В медицине данное обстоятельство называется одним очень интересным термином - шизофрения.

Почитайте статью о толерантности... (http://saranagati.ru/essays/7-allnotes/279-2009-08-30-08-09-10.html) Если вы думающий человек, вам она должна дать пищу к размышлениям. Вот отрывок из неё.

В наше время под толерантностью чаще всего понимают равнодушие к Истине. Основанное на релятивистких представлениях материалистическое мировоззрение в принципе отрицает существование Абсолютной Истины. А толерантность в понимании людей, исповедующих это мировоззрение, суть простое признание этого "факта".

Девизом людей, исповедующих такую, с позволения сказать, толерантность, является заезженный слоган: "Я никого не трогаю, и вы не лезьте ко мне в душу". Это, в лучшем случае, негативная концепция толерантности, потому что такая толерантность не подразумевает подлинного уважения не то что к взглядам и воззрениям других людей, но даже уважения к собственным взглядам. Ибо уважение немыслимо без признания истинности того, что мы уважаем. Как правило, под тонкой глянцевитой оболочкой такой "толерантности" скрывается хищная нетерпимость по отношению ко всем, кто осмелится покушаться на наше право жить, как мы хотим. Релятивизм, доведенный до абсурда, признает чужие взгляды не целиком, не в категориях их собственной правоты, а лишь с тем условием, что они не будут задевать самый священный его постулат: "Абсолютной Истины в принципе не существует". Любой, кто осмелиться поставить под сомнение этот постулат, очень быстро обнаружит границу, за которой кончается толерантность и начинается примитивное насаждение абсолютного релятивизма.
Ник: sfurman
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1217
sfurman (Участник  0 | 1217)  ·  12 мая 2015, 03:48  
Цитата: Серохвостов Антон
Так это к вам вопрос...
Идея которую я озвучиваю проста как картофелина: между действиями по достижению "успеха на духовном пути" (т.е. просветлением, вы же это имеете в виду под "успехом"?) и самим просветлением нет причинно-следственной связи. Для меня это такой же обыденный факт как и то что я осознан. Исходя из этого я и говорю что никакого такого специального "пути" к просветлению нет и никто к нему не идёт. Есть процесс жизни, ну так он сам по себе и протекает, может это обьективный процесс, может он существует только внутри моего восприятия, не важно, вот весь этот процесс и есть "путь". Может он куда-то ведёт, может он круговой, изнутри процесса будучи одним из его элементов, этого не понять, а какие-либо утверждения об этом процессе "снаружи" на веру принимать нельзя - вы же не принимаете моё о том что у этого процесса для элементов данного процесса*, цели нет. Не принимаете, и правильно делаете.

*Другими словами, цель каждого элемента быть этим самым элементом, каковым он уже и является. Попытка элемента прийти к просветлению, т.е. осознать "цель" (если таковая есть) всего процесса как единого целого даже не то чтобы обречена на провал, она просто бесмысслена - даже этот поиск уже есть часть функционирования элемента как части целого. Часть не может "стать" целым, целое всегда остаётся целым, оно может "сузиться" до самоосознания/самоощущения себя частью, но это всё равно не значит что часть вдруг приобрела независимое существование, часть никогда не имеет независимого существования, соответственно и просветление это не то к чему часть может прийти и даже не то что происходит с частью, просветление/просыпание это то что происходит на уровне целого - что заснуло то и просыпается, то чего нет не может стать (просыпается не герой сна, а сам спящий).

"Абсолютной Истины в принципе не существует"... зависит с какой точки посмотреть. Истина одна, она не нуждается в определителях, другой вопрос что под Истиной понимается... и если в дело замешано "понимание" то речь уже не об Истине.

В общем неважно всё это. Как и говорил уже, всегда будут искатели и они всегда найдут того кто им укажет на "путь" духовного развития. Они не будут слушать форумных говорилок типа меня, им надо сначала самим хорошенечко набегаться. Я же обращался не к ним, а к вам лично. Вам лично уже не надо верить в сказки о "духовном продвижении"... но если ещё хочется, то конечно продолжайте.
smile
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  12 мая 2015, 04:09  
Цитата: sfurman
Я же обращался не к ним, а к вам лично. Вам лично уже не надо верить в сказки о "духовном продвижении"... но если ещё хочется, то конечно продолжайте.

Я уже тоже вам раньше говорил, что последую вашему совету - относительно вас же. Поэтому, действительно, вашим сказкам я не вижу смысла верить. Но ваши извинения приняты.

Что касается просветления - да, для меня это критерий успеха на духовном пути. Но оно это слово может по-разному нами пониматься, поэтому лучше на примере это увидеть. Вот здесь история человека, который с самого дна жизни - на самый верх поднялся: http://krishna.ru/news/286-blogs/4314-q-q-.html. И это далеко не единственная история. Это также - к вопросу о плодах.
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  12 мая 2015, 09:10  
wp2, странно, у меня открывается. Наберите в поиске "Хрюшон-Капюшон" - не промажете.
Однако, вы весьма вероятно ссылку в браузер вместе с точкой вставили - из-за этого и проблема.
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  12 мая 2015, 12:02  
Цитата: sfurman
Есть процесс жизни, ну так он сам по себе и протекает,

Для постороннего наблюдателя жизнь "просто" протекает, а для активного участника
процесса она протекает не сама по себе.
Первый обычно не понимает сути и смысла активности участника, а для последнего все очень мотивировано и обусловлено.
Первый обычно говорит, что то, что делает последний, бессмысленно, а тот ему: "Как сказать" и делает свое.
Если кто-то не понимает смысла в чем-то, это еще не значит, что его нет.

Цитата: sfurman
Истина одна, она не нуждается в определителях, другой вопрос что под Истиной понимается... и если в дело замешано "понимание" то речь уже не об Истине.


Это смотря о какой Истине мы рассуждаем - об Абсолютной или об относительной.
Обычно многие под Абсолютной подразумевают относительную и удивляются тому, что не могут ее понять и отрицают ее существование.
А она есть и она одна, как одна Вселенная для нас, как одна Земля, как единично тело каждого из нас.
А относительных истин столько, сколько живых существ в космосе.
fellow

с самого дна жизни - на самый верх поднялся

А что значит "верх жизни"? Какие предлагаются критерии "реализованности" - духовной и материальной?
Ник: Серохвостов Антон
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 54
Серохвостов Антон (Участник  16 | 54)  ·  12 мая 2015, 12:35  
Цитата: AlOm
А что значит "верх жизни"? Какие предлагаются критерии "реализованности" - духовной и материальной?

Ответ - та ссылка, которую я привёл. Вот это для меня критерий того, что духовность работает. Всё просто в этом рассказе. Низ жизни - то кем человек был вначале. Верх жизни - то, кем он стал. И если какое-то духовное течение способно хотя бы одного человека так возвысить - для меня это критерий того, что оно практично.

Смотрите также:

Бхагавата-дхарма свободна от противоречий. В ней отсутствуют понятия «моя религия» и «твоя религия». Следовать бхагавата-дхарме – значит следовать наставлениям Верховного Господа, Бхагавана, изложенным в «Бхагавад-гите»: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Бог един, Бог один для всех, поэтому все должны предаться Богу. Это и есть религия в ее чистой форме. Религия состоит из...
Читать далее >>>
Две коренные проблемы любого человека – это блуждание ума и дурной характер; эти проблемы – закономерное следствие телесных представлений о жизни: когда мы отождествляем себя либо с грубым телом, либо с тонкоматериальным умом. С астрологической точки зрения эти проблемы выражаются в том, что в нашем гороскопе слабые солнце и луна; причём, данное обстоятельство напрямую связано с нашими...
Читать далее >>>
Современные психологи убеждены, что абсолютно все телесные болезни – это результат психологических проблем. Веды в этом вопросе идут ещё дальше, указывая на то, что все психологические проблемы проистекают из отсутствия у человека цели или миссии жизни, из-за его непонимания кто он есть, почему он страдает, и что ему делать. Похожей идеи придерживался Виктор Франкл, который опровергая Фрейда и...
Читать далее >>>
Мы живём в уникальное время. В другие эпохи (Сатья-, Трета- и Двапара-юга) существовали методики исполнения желаний, гарантирующие результат – независимо оттого, пойдёт это человеку на пользу или нет. В наше же время (Кали-юга) эти методики работают только в том случае, если желания человека входят в гармонию с его природой, – если они способны принести ему пользу. Тогда как желания, исполнение...
Читать далее >>>
Генеалогический раздел Вед содержит международные летописи (на промежутке 2000+ лет), собранные по заданию правительств ведущих мировых держав. В них собраны подробные родословные, досье, биографические сведения и социальный вклад – самых выдающихся личностей прошлого, настоящего и будущего. До недавнего времени эти летописи хранились в секрете и были доступны только высокопоставленным...
Читать далее >>>
Ведическая культура в последнее время среди жителей запада приобретает всё большую популярность. Знакомясь с ней, мало кто обходит своим вниманием такой уникальный её элемент, как ритуал ягья. Сама по себе ягья, в общем смысле этого слова, существует с незапамятных времён, – она возникла на заре творения. Тем не менее, сталкиваясь с ягьей в контексте знакомства с ведической культурой, человек...
Читать далее >>>
3 мая 2015-го года в Непале произошло страшное землетрясение, в результате которого ушли из жизни более 7200 человек. Причина этого ужасного землетрясения – в «церемонии» произошедшей незадолго до землетрясения. В процессе этой церемонии за 2 дня было убито около 5000 коров. Эта церемония проводится для того, чтобы верующие индуисты получили удачу (для этого нужно убить 300 000 коров). Но что они...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100