Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Путь ищущего и откровение нашедшего: Будда

| Еще
Путь ищущего и откровение нашедшего: БуддаЧто является предпосылкой для глубокой трансформации личности? Это ряд бытийных вопросов: Кто Я? Зачем Я? Откуда пришел? И куда уйду? И когда человека перестают удовлетворять варианты ответов, которые заранее подготовлены институтами власти, идеологии, образования и религии, он умирает как существо профаническое, и, надевая на себя «одежды ищущего», пускается в Путь…

Тема духовного кризиса имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных традициях. На наш взгляд, как теоретическое осмысление, так и практическое психотехническое творчество, невозможно без соприкосновения с пространством духовного наследия человечества. Многие выдающиеся фигуры в духовной истории человечества от шаманов до святых, мудрецов и основателей великих религий (Будда, Иисус, Мухаммед, Рамакришна, Бодхидхарма, Фома Аквинский, Ефросиния Полоцкая, Иосиф Флавий, Иоанн Богослов, Сергий Радонежский, Тереза Авильская, Хасан аль-Басри и др.) пережили духовный кризис, который инициировал их духовное развитие и становление.

В культурах всех времен к состояниям, которые вызывал духовный кризис, проявлялся глубокий интерес и благоговейная осторожность, граничащая со страхом перед интенсивностью и неуправляемостью самим процессом. Происходило осмысление сущности духовного кризиса, описание его этапов, возможных «стоянок» (суфизм) и опасностей духовного путешествия, были разработаны групповые и индивидуальные способы работы с подобными состояниями.

В начале Нового времени накопленная тысячелетиями мудрость была по-юношески отвергнута. Ее заменили модели психики, основанные на строго материалистической философии природы. Психиатрия, наложив свои трафареты на духовные переживания человека, отнесла мистические состояния и деятельность мировых религий и духовных течений в область психопатологии.

На протяжении первой половины двадцатого века академическая психиатрия находилась под влиянием трех основных концепций: биологической школы, бихевиоризма, психоанализа. Все они сводили сложную душевную организацию психики человека к органическим процессам мозга, простым биологическим рефлексам и примитивным инстинктивным влечениям. Ни одна из этих систем не оставляла места для духовности и связанным с ней переживанием духовного кризиса (по Грофу).

Развитие науки во второй половине 20в. характеризовалось стремлением каким-то образом вернуть чувство «духовного». Об этом свидетельствует возвращение интереса к вопросам «вечной философии» (Р.Бекк, Э.Андерхилл, А.Лавджой, О.Хаксли), появление экзистенциально-гуманистического направления в психологии, альтернативного бихевиоризму и психоанализу (Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, В.Франкл), возникновение антипсихиатрии Р.Лэйнга и Д.Купера с их радикально новым пониманием безумия и новой стратегией лечения душевнобольных. С этого момента личность как уникальная целостная система с присущей ей возможностью самоактуализации стала предметом изучения гуманистической психологии.

Уже К.Г. Юнг отмечал близость приемов западной психотерапии к буддистской психопрактике (во многом и получивших ее «через вторые руки»» непрямых культурных заимствований), признавая, что его путь «постижения мира буддийской мысли лежал не в направлении изучения истории религии или философии. К знакомству с взглядами и методами Будды, этого великого учителя человечества, побуждаемого чувством сострадания к людям, обреченным на старость, болезни и смерть, привел меня профессиональный интерес врача, долг которого – облегчить страдания человека».

В VI в. до н.э. практически каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной из трех философских теорий:
1. Ортодоксальным индуизмом, беспрекословно признающим авторитет касты браминов, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний.
2. Аскетической практикой и медитацией, которую проповедовали независимые духовные учителя (отшельники-шраманы), которые не признавали авторитета Вед и поэтому находились в оппозиции к традиционным учениям.
3. Материалистической и гедонистической философией школы локаята, объявившей основной целью жизни получение удовольствия.

Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города, и как следствие, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Современная действительность несравнима с той эпохой по достижениям научного и технологического прогресса, но все остальные параметры (девальвация привычных ценностей, нестабильность общественных структур, изменение социального окружения, потеря привычных перспектив развития, ослабление традиционных духовных основ) схожи по своему внутреннему содержанию. Возрождение интереса к вопросам духовности, попытка их осмысления на новом интеллектуальном уровне с последующей перспективой насыщения профанической жизни духовными смыслами – естественна как на уровне отдельной личности, так и общества в целом. Именно такая ситуация способствует инициации массового духовного кризиса.

В этой статье мы можем определить духовный кризис как состояние глубокой временной и пространственной трансценденции личности (понимаемый в трансперсональной психологии как «бытие за пределами Эго в оболочке из кожи») в результате полной девальвации привычных ценностей индивидуума в материальном, социальном и духовном. В эмоциональном отношении оно характеризуется переживанием различных форм страха (в т.ч. страха смерти и безумия), глубокой тоски, чувства тотального одиночества, сопровождается признаками депрессии, тенденцией к изолирующему поведению, субъективному переживанию состояния безумия и символической смерти.

Представление о личности «как о совокупности общественных отношений», «системного образования», «целостного образа себя» не является чем-то новым. Личность как совокупность отношений, впервые определили не классики диалектического материализма. Эта идея, как на уровне концептуальном, так и на уровне психотехническом, глубоко разработана в классическом буддизме.

Именно Будда Шакьямуни разворачивал, изменял, трансформировал личность через осознание того, что она является совокупностью отношений. Понятие «упаданы» в буддийской психологии показывает, как личность сканируется через определенные отношения, и любое отношение проявляет состояние, структуру, динамику личности. Любой внешний акт выявляет внутреннюю структуру личности: отношение к себе, отношение к своему телу, отношение к другим людям, отношение к тому, что происходит…

Отметим, что Будда – это не имя собственное и не титул. Будда (санскр.) – «Достигший Прозрения», «Просветленный высшим знанием», «Осененный истиной», «Тот, кому открыты все законы мироздания», «Достигший Нирваны». Нирвана (санскр.) - угасать, как светильник или как солнце на закате. Нирвана трактуется как конечное освобождение, особое состояние духа, преодоление земных страстей и желаний, полный покой вне бытия и вне времени. В тексте «Абхидхармы» Васубандху Нирвана определяется как «состояние абсолютного уничтожения» (всего, связанного с материей или физическим миром) Таким образом, природа Будды – это присущий каждому живому существу потенциал полного Просветления, возможность достичь Нирваны.

Что является предпосылкой для трансценденции личности и девальвации ценностных ориентаций? Это ряд бытийных вопросов: Кто Я? Зачем Я? Откуда пришел? И куда уйду? И когда человека перестают удовлетворять варианты ответов, которые заранее подготовлены институтами власти, идеологии, образования и религии, он умирает как существо профаническое, и, надевая на себя «одежды ищущего», пускается в Путь.

Именно этот акт материального и социального самоуничтожения произвел принц Сидхартха (563-483гг. до н.э.) в возрасте 29 лет, будучи максимально реализованным в обоих планах. Будда, выросший в условиях райского благополучия, изобилия и красоты, получивший великолепное образование и воспитание воина, муж и уже даже отец, имел в своем распоряжении все возможности для дальнейшей блестящей реализации в материальном и социальном. Но именно такая организация его жизни, сформированная по приказу его отца, царя Шуддходхана из Капилавасту, в итоге стала роковой ошибкой, т.к. спровоцировала слишком мощное разрушение иллюзии гармоничной жизни принца в сравнении с окружающей действительности.

Столкновение Сидхартхи с Четырьмя знамениями: нищетой, болезнью, старостью и смертью, потрясло сознание принца, но более всего – понимание, что это неизбежный удел всех людей. И после встречи со спокойным нищим аскетом Сидхартха принял решение: «Я сделаю то, что сделал этот человек. Я откажусь от всех богатств и последую своим путем. Покинув мир с его удовольствиями, я обрету спокойствие и познаю истину, с помощью которой научу людей преодолевать страдания земной жизни».

У каждого из нас есть ощущение своего места. Мы не о том месте, которое дано нам по праву рождения, характеру воспитания и дальнейшей социализации. Это «место» не опредмечено и топологически не обнаружено. Его сущностная форма скорее напоминает неуловимый аромат, которым пропитан каждый момент нашего настоящего. Потребность в этом неуловимом «аромате» требует отречения от обжитого и комфортного места, т.е. привычной самоидентификации, жаждет самостоятельного поиска, одиночного вопрошания, безутешного отчаяния и личного озарения.

У некоторых поиск этого «места» начинается с момента сознательного выбора, с отречения от всего того, чем был до этого момента обусловлен и предопределен жизненный путь. Других инициируют в этот поиск трагические обстоятельства жизни, лишая привычных форм эго-существования. Но вне зависимости от способа подобные искания в итоге приводят нас к более ясному пониманию своей истинной природы, изменчивости мира в целом и нас самих, как его частностей. Сидхартха скажет об этом: «И вот покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира».

Любая попытка овеществить духовное содержание существования в предмете, символе, ритуале, слове демонстрирует желание схватить и удержать мимолетное ощущение смыслонасыщенности человеческой жизни. И одновременно доказывает бессилие, пусть даже претендующей на совершенство, формы или теории дать человеку в готовой форме конструкты в виде «вопрос-ответ», «запрос-ритуал», «этап-инициация». После изучения всех существующих тогда философских систем Гаутама понял, что они не дадут ответа на мучивший его вопрос. Каждый раз, изучая учение и превосходя учителя в глубине понимания, он уходил, не вовлекаясь в возможные игры «духовного Эго».

В конце концов, он обратился к практикующим йогам, а затем уединился в джунглях для ведения аскетического образа жизни. Доведя себя до предела истощения, он понял, что должен существовать другой путь. Не понимая, о каком пути говорит Будда, соратники покинули его. Оставшись в уединении, Сидхартха просидел под деревом бодхи всю ночь. Его борьба той ночью описана в виде хроники в сутрах пали. Он боролся против сил, которые вызывало его сознание для отвлечения от цели его размышлений. Он боролся с силами страха, страстного желания и разрушения, с тягой к прошлому. Но он был непоколебим в своем желании понять. И на рассвете он вдруг все понял. Он был просветлен.

Будда является для нас, прежде всего, образцом человека, предельно честного и целеустремленного в своем желании найти ответ на коан своей жизни. Несомненная заслуга Будды в том, что он показал возможность постижения истины благодаря самостоятельным усилиям человека. В связи с тем, что его цель была огромна и предельна чиста, он избежал двух опасностей духовного искателя: опасности духовного нарциссизма и неспособности интегрировать духовный опыт в повседневную жизнь.

Будда – образец дерзости и вызова представлениям мира о значимости материальной и социальной реализации. Спокойная простота, с которой он бросал этот вызов, достойна восхищения. Подобное возможно лишь при глубокой внутренней устремленности, когда внешнее не является преградой, т.к. воспринимается по своим масштабам в сотни раз меньше поставленной задачи.

Гаутама - образец внимательного и дисциплинированного ученика, который впитывал учения того времени, максимально отдаваясь предлагаемым текстам и практикам. Его уважение к учителям и одновременно безучастность к авторитетам позволило проложить свой Путь, не омраченный предательством или обидами.

В истории религии Будда был единственным, кто не провозглашал себя богом или богочеловеком, не был пророком или боговдохновенным учителем. Он задал вопрос Бытию будучи человеком, вырвал этот ответ у Бытия оставаясь человеком, говорил о возможном Пути не-страдания для каждого как человек и умер человеком. Что может быть большим доказательством его проникновения в пространство четырех драгоценных состояний сознания: Равностности, Радостности, Сострадания и Любви – как не этот факт полного принятия своей «человечности» без попытки «улучшить качество природы» или хотя бы «возвысить положение»?!

С точки зрения буддизма, духовный кризис – это способ обнажения первоначальной самости человека, снятие защитного механизма под названием «личность» или «Я». В связи с тем, что даже наше рождение является актом страдания, а к моменту зрелости наше я – это мощный защитный механизм от боли, рождающейся в процессе жизнедеятельности, духовный кризис является естественным процессом разотождествления с этим механизмом и прояснением истинной природы реальности как постоянно меняющихся форм нашего восприятия.

В случае с Буддой мы видим, как духовный кризис явился катализатором нового видения и максимального раскрытия потенциала личности. Он стал ключом для проникновения в пространство духовной реализации. Да, безусловно, психология западного обывателя воспротивится именно такому пути – бескомпромиссному и отчуждающему все личное. Но именно этот факт является одной их характеристик духовного кризиса - состояние глубокой временной и пространственной трансценденции индивидуального сознания человека.

Духовный кризис для Будды явился одновременно зовом и вызовом. Он спровоцировал активность личности для поиска ответа на вопрос вечности. Что примечательно, это был пример индивидуального поиска в полной изоляции с выходом в позитивную психическую интеграцию на новом качественном уровне проживания бытия. Нам также представляется важным, что этот выход произошел через кристаллизацию прожитого опыта Шакьямуни в творческий акт мирового значения – создание учения о пути не-страдания. По сути, он предложил индивидуальную стратегию работы с духовным кризисом.

Как? Именно Будда говорил о том, что теория и практика должны идти вместе рука об руку. Что толку в философствовании, если жизнь не наполняется светом мудрости, сострадания, доброты и осознанности? Каждый человек в состоянии приблизиться к пониманию себя, максимально раскрыть свой творческий и духовный потенциал, если сделает первый шаг. На практике.

Автор статьи:
Качанова Наталья Анатольевна.
Книги автора в Библиотеке Лотоса
Разместил: daoserg | 15 июля 2011 | Просмотров: 9059 | Комментариев: 10

 (всего голосов: 1)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: st
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 44
st (Участник  0 | 44)  ·  15 июля 2011, 16:04  
Замечательная статья,
спасибо!
Ник: конструктор
Всего публикаций: 5
Всего комментариев: 52
конструктор (Участник  5 | 52)  ·  16 июля 2011, 17:06  
Для себя лично я ко всему прочему, перечисленному, определяю состояние нирваны как некие пески забвения. Представим, человек всю жизнь ходит, ищет, постигает мудрость. Вот однажды подходит к пустыне. Ему говорят, что там ничего нет, но он пытается преодолеть эти пески. День идёт, месяц, многие годы, а ответа, как нет конца этим пескам.Постепенно приходит мысль, что действительно это конец и там ничего нет. И это даёт, состояние покоя, умиротворения и гармонии. Состояние затягивает и может даже создастся впечатление, что всё -- ты вершина мира. Но смыл в том , что развитие души не ведает покоя, оно в движении. Значит, ищущий что то не познал в себе и он останавливается, считая что достиг края мира, достиг всего. Это начало конца в определённом смысле слова, ибо пройдут века, тысячелетия и последователи уже не те.Вместо того,чтобы продолжать дорогу и развивать её, они превращают дорогу в культ. Создаётся болото застоя, начинается упадок и деградация, подмена и разменивание по мелочам. Но это не значит что Путь неверен. Просто его нужно постоянно развивать и приумножать.Представьте, что родники и другие источники, питающие озеро, иссякнут или будут забиты. То озеро некогда чистое, постепенно превратится в болото Вывод один: любой путь нужно содержать в чистоте и развивать его до бесконечности.

Но в целом можно сказать, если людей волнуют подобные вопросы и они в поиске, то значит дорога будет найдена.
Ник: психософ
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 6
психософ (Участник  0 | 6)  ·  16 июля 2011, 20:44  
Кто Я? - Никто.

Зачем Я? - Ни зачем.

Откуда пришел? - Ниоткуда.

Куда уйду? - Никуда.

Счастье - это покой, а не радость или горе.
Меня нет, не было и не будет.

Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  16 июля 2011, 23:11  
belay
Ник: REKLOSTER
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 206
REKLOSTER (Участник  0 | 206)  ·  16 июля 2011, 23:32  
Будда НАШЕ ВСЕ!
Будда жил! Будда жив! Будда будет жить!
Ник: конструктор
Всего публикаций: 5
Всего комментариев: 52
конструктор (Участник  5 | 52)  ·  17 июля 2011, 14:32  
Я никого не хочу обижать, прошу прощения. Просто, если считаешь себя принадлежащим пути, пройди его и продолжи. По моему это справедливо. Каждый учитель будет горд учеником.
Ник: koshmaric
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 24
koshmaric (Участник  0 | 24)  ·  18 июля 2011, 11:57  
Что является предпосылкой для глубокой трансформации личности?
Во что может трансформироваться "виртуальный прах"?
Ник: Indendo
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1129
Indendo (Участник  0 | 1129)  ·  18 июля 2011, 12:31  
Во что может трансформироваться "виртуальный прах"?

koshmaric, вы не поняли, с гаутамами так резко нельзя.
А в целом статья хорошая, Наталья Анатольевна исправляется. :)
Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  19 июля 2011, 23:18  
Наталья Анатольевна, просто очаровательна !
Ник: bxati
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 27
bxati (Участник  0 | 27)  ·  18 августа 2011, 21:39  
понравилась статья. winked

Смотрите также:

«Цели буддизма» означают понимание направления буддизма. То, что мы называем буддизом — это учение Будды Шакьямуни. Буддизм — это не религия откровений; он полностью основан только на том, чему учил Будда в результате своего великого просветления. Поэтому буддизм основан не на какой-нибудь идее божественного, а на опыте просветления Будды Шакьямуни — центральном событии буддистской истории. В...
Читать далее >>>
В главном буддийском храме Калмыкии "Золотая обитель Будды Шакьямуни" в субботу состоялся праздничный молебен по случаю буддийского праздника «Первый поворот Колеса Учения». Согласно буддийским трактатам, первым учением, которое Будда Шакьямуни даровал своим ученикам после достижения полного Просветления, стало учение о Четырех Благородных Истинах....
Читать далее >>>
Будда без просветления — это не Будда, и буддизм, не базирующийся на «совершенном просветлении Будды», — не буддизм. Просветление, которого достиг Будда, явилось величайшим событием в его жизни, вследствие которого, как известно, позже возникла целая религия — буддизм. Все аспекты буддизма так или иначе связаны с духовным опытом Будды, и если мы сталкиваемся с каким-либо трудностями в изучении и...
Читать далее >>>
Праздник рождения, просветления и ухода в нирвану Будды – один из самых главных буддистских праздников – выпадает в этом году на 11 июня. Считается, что эти самые главные события в жизни Будды Шакьямуни произошли в один и тот же календарный день, поэтому и празднование этих событий сливается в единую дату....
Читать далее >>>
Личностным кризисом в психологии называют этап перехода количества в качество, наступающий после накопления критичного уровня изменений личности. Каждый из нас изменяется ежесекундно: каждое принятое решение, и каждое изменение мира внешнего - отражается на мире внутреннем. Поэтому личностные кризисы - нормальные, неминуемые этапы развития. Смена устаревшего редактора реальности....
Читать далее >>>
Духовный поиск и развитие издревле были и остаются уделом ничтожно малого количества людей. Это происходит не потому, что большая часть населения планеты, по сути, двуногие животные или, как любят говорить некоторые последователи радикальных духовных течений, «космический мусор». Основная причина низкой популярности духовного поиска состоит в том, что инстинкт выживания человека подсказывает ему,...
Читать далее >>>
Данная заметка призвана помочь людям разобраться в понимании того, что такое духовный учитель и почему это словосочетание вызывает столько споров и разногласий. Духовный учитель – это то, благодаря чему вы делаете скачок на духовном пути, невозможный или труднопреодолимый без духовного учителя. Духовный учитель может быть человеком, мужчиной или женщиной, но самое важное то, что вы не должны...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100