|
Скотт Пек «Непроторенная дорога» 2008 год Купить книгу: на Озоне | в OmStore
Уже первые страницы поражают своей откровенностью и проникновенностью авторской интонации. Его слова воспринимаются не как текст, а как длинный и яркий монолог: редкая книга воздействует на читателя не только рациональностью, но и создает тончайший эмоционально-позитивный купол вокруг себя. Пек не прибегает к разного рода приемам художественно-изобразительной речи – все-таки он не литератор, а известный практикующий психотерапевт, может, в этом и кроется причина того неописуемого чувства простоты, которое с каждой минутой становится все отчетливее. Невозможно объяснить, каким образом это происходит, но, тем не менее, сила книги не в профессионализме автора, не во множестве характернейших примеров из жизни его клиентов, не в широчайших культурологических познаниях и не в убедительности аргументов (хотя все перечисленное, несомненно, присутствует в тексте), а в простоте с большой буквы. Когда читатель осознает, насколько прозрачны и понятны законы душевного роста человека, то, несомненно, удивится. Но вот как он поведет себя дальше – еще вопрос. На этом моменте заостряет внимание Скотт Пек, объясняя, что жизнь состоит из цепи проблем, но если это понять, трудность жизни больше не властна над нами. И продолжает: но никто из нас так поступать не будет, ибо здесь требуется слишком много усилий. Это возможно, но трудно. А в жизни, какой бы он ни была, мы менять ничего не хотим. Примерно то же заявила Пеку его клиентка: «Вы хотите, чтобы я каждую секунду думала?! Но я же хочу радоваться жизни, а не страдать». Как ни странно, людям проще страдать – жаловаться на судьбу, взваливать на себя бремя трудностей и со стоном тащить его. Но такое противостояние не менее болезненный процесс, чем подчинение внутренней дисциплине. Автор понимает под ней важный инструмент, сущность которого вкратце такова: реалистичное восприятие жизни позволит нам не избегать проблем, а сразу решать их, то есть относиться к любым сложностям не как к трагедии, о которой нужно забыть, а как к данности – рядовому событию. Тогда последствия будут не такими значительными. Оттягивая же решение проблемы, мы уходим от нее, выстраивая вокруг себя несуществующую, а удобную нам действительность. И если человек в какой-то момент начинает игнорировать реальность, он рискует. Автор приводит слова Юнга: «Всякий невроз – это замещение законного страдания». Неврозы влекут за собой не только тяжелые психологические последствия, но и физиологические. Так что нужно опасаться не ответственности за решение проблемы, а того, что будет, если уклониться от него. В развитии навыка дисциплины и его инструментов играет существенную роль семья. Этому социальному институту он посвящает большую главу: воля и самоанализ родителей, мудрость должны сопровождать процесс воспитания, ведь ребенок до определенного возраста (причем совсем недетского) – объект воздействия, но никак не субъект: он несамостоятелен по многим причинам и не может защититься от окружающего мира, в частности, от отношения к нему родителей. Проявления «беззащитности» многообразны: дети то страдают от сознания вины, поскольку привыкли приписывать чужую ответственность себе, то отрицают собственную ответственность, потому что к этому приучили его родители. Вот и получается, что с первых лет жизни маленький человек неуклонно движется по пути, предложенному матерью и отцом (а тем, вероятно, их родителями). Куда поведет его проторенная дорога: будет ли она легкой, или извилистой, оборвется ли она, или оставит человека на перепутье, предугадать нельзя. Однако Пек прежде всего врач, поэтому оперирует терминами психиатрии. Он четко показывает зависимость диагноза от личности родителей. Ради собственного комфорта родители не просто сами строят вокруг себя иллюзии, но и заставляют жить в придуманном мире малышей: «Вы меня в гроб загоните!..», «Из-за тебя мама заболела», «Вместо того чтобы делать карьеру, я сижу с тобой!». И дети часто навсегда принимают эту вину на себя, со временем переставая замечать ее, но она оказывает разрушительное влияние на их душу, так как не справедлива. В описанной ситуации родитель – характеропат, ребенок – невропат. Бывает и наоборот, но последствия такой диспозиции тоже наносят урон психике ребенка. «Говорят, что невротики делают несчастными себя, характеропаты – всех других», – рассказывает Пек. Общепринято мнение, что человека воспитывает любовь. И здесь для нас станет откровением мысль автора о том, что часто мы заблуждаемся, идентифицируя самые разные чувства как любовь. Весь комплекс переживаний, который мы привычно относим к этому понятию, Пек называет расширением границ эго. Но процесс этот протекает у каждого по-своему. Например, мать его пациентки страдала нарциссизмом, и границы ее эго переходили на дочь. Выходит, она любила не ребенка, а себя в дочери, категорично отвергая в ней какие-либо нерелевантные качества. Девочка подвергалась нападкам, так как не просто не хотела, но и объективно не могла быть вторым Я матери. Пек утверждает, что это не проявление любви, а катексиса, концентрации на объекте. Когда мы постоянно думаем о чем-то, то внедряем в свое сознание определенное представление об объекте. И когда он проявляет несоответствия (а это неизбежно), страдаем и пытаемся насильно переделать его. «Любящие родители должны дотошно проэкзаменовать себя и свои ценности, прежде чем решить, что они знают, что именно лучше всего для их ребенка… Если мы хотим любить, то должны приспособить наше сообщение к возможностям любимого». Но всегда почему-то все делают наоборот. Конечно, эти утверждения справедливы для любых отношений, например, супружеских. В книге приведена интересная история: многие военные, служившие за границей, были счастливы в семейной жизни, пока их жены не выучивали английский. «Браки распадались, потому что мужья уже не могли проецировать на жен свои мысли, желания и цели и испытывать к ним такое же чувство близости, как к домашним животным». Они столкнулись с другой личностью, о которой мало знали, и этот образ противоречил воображаемому, идиллическому. Еще одна сторона многогранника «влюбленности» (в противовес любви по Пеку) – зависимость, которая формируется вследствие потребности в любви. Пассивно зависимые люди так стараются быть любимыми, что у них не остается сил, чтобы любить. Из такой неполноты, боязни одиночества они бросаются в брак, не подкрепленный мало-мальски искренностью, и всю семейную жизнь играют тяжелую роль объекта любви. «Для них не имеет значения, от кого зависеть, лишь бы зависеть», – говорит автор. Точно так же патологично стремление к самопожертвованию: терпимость на грани мазохизма – источник такого отношения сама «жертва», и самое удивительное – она убеждена, что это не так. «Истории болезни» можно было бы разбирать еще долго, но лучше обратиться за ними к книге – там каждый найдет то, что интересует его: Пек очень подробен и разносторонен в своих практических изысканиях. Кстати, здесь же вы обнаружите его любопытнейшие наблюдения снов, их трактовку и ряд рекомендаций к толкованию. Уникален также его анализ взаимоотношения души и религии, хотя нужно отметить, что для россиян религия пока не так актуальна, как для Америки, и выводы автора пригодятся скорее в познавательном смысле, чем в практическом. В целом же духовный рост у Пека – это определяющая здоровья, если упрощенно – процесс, который поддерживает баланс отношений между сознательным (тем, что можно контролировать) и бессознательным (константой, неподвластной изменениям). Два Я живут в нас мирно до поры, и нужно понимать, что провоцирует конфликт между ними, самостоятельно либо при помощи специалиста – психотерапевта. Кстати, книга развеет сомнения многих скептиков по поводу необходимости стороннего вмешательства в тайные механизмы души. Профессионализм и опытность автора очевидны, так что считайте, что перед вами «инструкция по эксплуатации» личности, даже если проблемы вокруг не достигли критической массы и вы справляетесь с ними сами. Как говорится, предупрежден, значит, вооружен. Разместил: Lotos | 21 июля 2008 | Просмотров: 7582 | Комментариев: 3
(всего голосов: ) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Частая картина из жизни: мама, папа, а между ними ребенок, который становится способом манипулирования в семье. В таком случае страдает ребенок, так как он не получает внимание от родителей, а только является “мнимым” стабилизатором отношений взрослых. Есть еще один вариант: мама, папа, а ребенок живет как бы с ними, но сам по себе. Родители каждый сам по себе, соответственно ребенок в таком...
Читать далее >>> Некоторые родители не могут оценить роль психолога в школе. Им кажется, что школьники находятся под постоянным присмотром учителей, которые смогут решить все проблемы. Однако не всегда учителя школы могут найти правильный подход к ребенку. Поэтому психолог в любой школе нужен. Психолог в школе решает все психологические задачи. Эти задачи могут касаться учеников и коллектива учителей,...
Читать далее >>> Почему дети наследуют привычки родителей, их болезни,- это понятно, вопрос в генетике и воспитании, но почему дети зачастую повторяют и судьбу родителей? Как унаследовать дом или сахарный диабет – понятно, но почему они унаследуют от нас наши ошибки и жизненные передряги, в которые мы попадали? Эта очень животрепещущая тема для тех, кто желает осознать механизм этого странного воспроизведения...
Читать далее >>> Для женщины самое важное — создать гармоничные отношения. Когда женщина счастлива, тогда в ее жизни все начинает происходить — и карьера складывается, и появляются силы и желание развиваться и заниматься собой, и время заниматься детьми. А когда женщина несчастна в отношениях, то ни о чем другом она не может думать и ни на что другое не остается сил....
Читать далее >>> Для ребенка его мать – символ взрослого человека и материнства. Физическое присутствие матери и ее эмоциональные установки по отношению к ребенку и его телу интегрируются ребенком с опытом, а также посредством сознательных и бессознательных фантазий. Для дочери внутренний образ матери, созданный таким путем, является пожизненным образцом, с которым она стремится идентифицироваться и от которого...
Читать далее >>> От чего зависит будущее Вашего ребенка? В данной статье описаны механизмы воздействия, которые влияют на формирование характера и поведения ребенка в будущем. Устойчивый образ себя человек формирует в течение первых 10 лет жизни. Очень важная составляющая самооценки закладывается в детстве нашими родителями. В семьях, где ребёнок ощущает любовь, уважение и поддержку, он вырастет с чувством...
Читать далее >>> Как-то по радио я слушала дискуссию на тему «От чего бы вы хотели уберечь своих детей». Звучала тема наркомании, алкоголизма, телевидения, компьютерных игр и прочего. А я ехала в машине и думала, что я хочу уберечь своих детей от жизни в долговой яме. В смысле, от жизни под лозунгом «Я должен». У нас ведь в обществе как - ребенок еще только родился, а к нему уже предъявляют целый список на всю...
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|