Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Игорь Саторин «Цель медитации»

| Еще
Изначально в практике (медитации) объективно может быть лишь одна цель — избавление от страданий (хотя субъективно цели самые разные). И даже жажда пробуждения здесь является источником неудовлетворенности, которая проходит по достижению пробуждения.

Страдания происходят из-за того, что мы считаем себя объектами, когда на самом деле мы все это просто «наблюдаем»: тела, мысли и др. ощущения. Мысли являются основой любого отождествления и порождения иллюзии, т.к. именно они заменяют нам реальность. Мысли — это своего рода платформа, которая нас удерживает в данном состоянии, не позволяя скатиться ниже (сужение сознания), или пойти выше (расширение сознания). Это пласт реальности, связанный с особой структурирующей энергией, которая, отражая и окрашивая происходящее, подменяет его в нашем сознании. В итоге сознание теряет связь с чистой реальностью, погружаясь в иллюзию, разделенную на части колоссальной массой мыслей.

По сути, абсолютно всё, что нам кажется знакомым, привычным — это всего лишь мысли об этом. Существование, или отсутствие существования чего-либо — это тоже просто мысли. То, что Вы тот самый человек… и это лишь мысль. Реальность за пределами мыслей абсолютно необъяснима. Человеку ставшему на путь, не стоит пытаться что-либо понять. Любое понимание, мнение, или оценка — это шаг назад от реальности к сфере ума. Может показаться, что этот момент спорный и текст не понять, если не пытаться. Но, само по себе понимание чего-либо на уровне мыслей — это бесконечно малая, не устойчивая, подвижная и преходящая энергия.

Не стоит также путать существование вне мыслей с животным существованием, т.к. оно ниже частоты вибрации мыслей. Алкоголь, сужая сознание, на время вводит человека в состояние ниже порога мыслей и человек ощущает некоторое освобождение от привычных беспокойств. Медитация — напротив выводит сознание на частоту выше порога обыденных мыслей, приближая к уровню божественного осознания.

По мере продвижения практики, мыслей становится все меньше, но сами мысли меняют качество, становятся более глубокими и уместными, ментальный хаос упорядочивается и все лишнее уходит.

Если медитация проникает в повседневность, иллюзия привычной картины мира, сотканной из связанных ассоциациями мыслей, постепенно разрушается. Человек воспринимает удивительный хаос, теряет уверенность абсолютно во всем, т.к. начинает осознавать, что все привычное — иллюзорно, это был просто набор мыслей. Страх безопорного состояния со временем проходит, привнося в жизнь удивительный покой, гибкость и ясность.

Постепенно проходит иллюзия времени, т.к. наступает четкое осознание, что будущее и прошлое — это просто мысли, а реально существует только момент сейчас. Стремиться не к чему, и на самом деле даже не кому. Ничто не имеет конечного смысла и цели, вся деятельность превращается в удивительную игру. Невозможно достичь момента сейчас, т.к. он уже и так здесь и сейчас. Мы всегда были здесь и сейчас. Разочарование в текущей жизни, которое по началу может настичь от таких озарений, также бессмысленно и иллюзорно и со временем проходит.

Если практикующий уже растождествлен с ощущениями, и распознал себя как пустотное бытие, то все происходит легко, как бы само собой. Нет ни уверенности, ни не уверенности, ни боли, ни страха, ни счастья, ни несчастья, нет даже намека на скуку. Есть лишь покой чистого бытия.

Найти «Я», или зафиксировать его вниманием невозможно, но возможно убедиться в том, что ни тело, ни ум не являются «Я». В Адвайта Веданте — учении о недвойственности очень популярны вопросы в духе — если Вы ищите, фиксируетесь, или думаете, то кто этот ищущий, фиксирующийся, или думающий? Или высказывание на подобии — если Вы способны ощущать тело, мысли, либо свое «я», значит, Вы отдельны от всего этого. Кто этот «воспринимающий» тело, ум и «я»? Вы есть То, что ощущает объекты, но сами объектом не являетесь.

Если есть ощущение, что Вы наблюдаете ум, или что-то ещё, скорей всего Вы просто думаете о теле, или об уме. Реально, высшее «Я» всегда здесь и сейчас, его невозможно найти, как и момент сейчас, оно не является ни одним из ощущений, оно есть То, в чем происходят все ощущения — само существование.

Некоторые медитации утончают восприятие, повышая чувствительность, заставляя воспринимать все более и более тонкое. Считается, что за пределами тончайшего, медитирующий сталкивается с самим собой. Кажется, что подобное невозможно, но это невозможно с точки зрения ума, в реале же утончение восприятия происходит как бы само собой, естественно, нас просто притягивает как полюс магнита к источнику, к самим себе.

Многие «практикующие», особенно приверженцы различных эзотерических учений часто задаются таким вопросом как: «зачем садиться медитировать, если я и так в медитации? Я и так хожу и осознаю!» Если человек не может медитировать, сохранять постоянную бдительность, когда глаза прикрыты, тело расслаблено и его ничто не отвлекает, то об осознанности в быту вообще не может быть и речи.

Повседневная осознанность вещь далеко не простая и становится реально доступной лишь единицам, очень усердным практикам. Можно пробовать начинать с осознанности, как советеут Ошо, или Гурджиев, но в первые годы, как правило, случаются лишь относительно удачные попытки осознанности, или мысли о ней, а ещё чаще пустые разговоры. Тем не менее, пробовать осознавать себя непрерывно необходимо уже с самого начала пути.

В медитации человек постепенно «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности, тогда она случается и в повседневности.

Внимание непрерывно, это важно понять и взять за аксиому, вопрос лишь в его объекте. Притупление и рассеивание внимания как такового — вещь условная, т.к. на самом деле внимание неизменно, целостно. Меняется лишь объект внимания, тогда кажется, что изменяется само внимание. Почему так происходит? Грубо говоря, существует подсознательный слой наблюдаемых нами объектов, которые мы не можем различить в нашем обыденном дневном сознании. Эти подсознательные объекты, являются своего рода пеленой, сквозь которую мы воспринимаем.

На начальном этапе мы не ощущаем причину, источник колебаний в сознании, поэтому принимаем все как должное, неизбежное. Все мысли кажутся нашими, т.к. мы не видим откуда они исходят.

Существует определенный вид тончайшей «энергии» — это «энергия сознания» (саттва). Чем больше этой «энергии» в том, что мы воспринимаем, тем яснее само ощущение, но и сама саттва является «наблюдаемой». Зрение, слух и др. чувства это не мы сами, это все ещё лишь то, что мы «наблюдаем» своим непрерывным вниманием, то, что происходит в нас. Слой подсознания, в котором находятся причины, и источники колебаний сознания не ощущается нами, т.к. в нем ещё не достаточно энергии сознания, от чего в медитации он может восприниматься как беспорядочный, хаотичный набор бессмысленных ощущений. Энергия сознания привлекается туда, где наше внимание, и если внимание проникает в слои подсознания, оно постепенно, слой за слоем становится осознаваемым и упорядочивается.

Мы живем в мире парадоксов. Необходимо научиться принимать и осознавать то, что есть — необъяснимое, чистое существование, продолжая играть в телах, изображая нормальность. Лишь созидание имеет смысл.

Источник:
Развитие личности и самопознание
Разместил: Informer | 31 мая 2009 | Просмотров: 12706 | Комментариев: 6

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Критик
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Критик (Гость  0 | 0)  ·  6 июня 2010, 01:10  
Хорошая статья. С чем не согласен:
"Считается, что за пределами тончайшего, медитирующий сталкивается с самим собой" - только там медитирующий сталкивается с реальностью. Это нельзя описать как "мир" или "я", "все" или "ничего". Как и лишена смысла попытка описать это словами.
"зачем садиться медитировать, если я и так в медитации" - критическим фактором медитации является скорость работы ума. В движении, даже самом малом, или в напряжении органов чувств, ум вынужден быть сосредоточен на внешних факторах. Если так, то о глубокой медитации и отключении объекта не может быть и речи.
"В медитации человек постепенно «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности, тогда она случается и в повседневности." - широко известное мнение, но оно ошибочно сформировано эзотерической попсой всех времен. Слово "бдительность" это противоположность тому, к чему человек "приучает" (хотя я бы выбрал термин меняет) своей внимание. А правильно слово я Вам не скажу :) Чтобы гламурчики не стали гавкать его на каждом углу, вещая о своей сверхнатуре.

А вообще статья супер. Спасибо Игорь Саторин.
Ник: Sanna
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 17
Sanna (Участник  0 | 17)  ·  14 августа 2010, 16:25  
Как то нет у меня разногласий с Критиком.
Из всего что я здесь читала это лучшее.
Ник: Arturjan
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1
Arturjan (Участник  0 | 1)  ·  17 августа 2010, 17:26  
Автору респект, спасибо очень интерестно!
Ник: loki
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 9
loki (Участник  0 | 9)  ·  6 октября 2010, 17:20  
у медитации нету цели и быть не может)
Ник: zahar.42
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 2
zahar.42 (Участник  0 | 2)  ·  13 февраля 2011, 11:42  
Интересно очень, как может быть наблюдаемой энергия сознания??? Это, по моему, уже что-то из параллельного мира, може там энергию сознания могут наблюдать? И почему лишь созидание имеет смысл? Есть кое что, имеющее смысл и помимо сизидания. Почему все так обеднять!? Надо просто внимательнее читать ОШО и Гурджиева, у них все сказано и о медитации ( у ОШО) и о (самоприпоминании) у Гурджиева. Зачем объяснять то, что давно объяснено и притом гораздо более компетентными авторами??? Создается невольное впечатление, что автор сам еще слабо понимает то, о чем он пишет. Пусть он извинит меня, это не для критики или обиды, а для его собственного понимания.
Ник: RomanX
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 16
RomanX (Участник  0 | 16)  ·  22 мая 2011, 03:17  
Разве медитация придумана для освобождения от страданий? Тогда такое понимание медитации не отличается от медикаментозного способа снятия боли. Таблетку съел- и прошло.

Смотрите также:

В этой статье несколько сумбурно очерчена практика расслабления. Почему я называю эту практику высшей? Потому, что источник любого страдания по своей сути является тонким напряжением в сознании. Очевидно и просто — напряжение устраняется расслаблением. Прямой путь к просветлению — принять настоящий момент. Чтобы его принять, необходимо расслабиться. Можно сказать, что все проблемы человека по...
Читать далее >>>
Объект медитации вторичен, самое главное во время медитации — это непрерывное, однонаправленное внимание, бодрствование, которое приносит удивительное переживание вашей собственной природы, как ясного сознания, а не этого твердого тела, которое на самом деле является лишь инструментом сознания, с целью обретения необходимого для души опыта переживания физической реальности....
Читать далее >>>
Кто это пишет? Кто читает? Это – величайший парадокс, потому, что объективная реальность не существует. У меня есть для этого четкие доказательства, которые сможет понять любой здравомыслящий человек. До этого я уже писал две статьи об иллюзии реальности, однако там шла речь о существовании реальности, как проекции сознания человека. Здесь же я докажу Вам, что ни человека, ни реальности, ни чего...
Читать далее >>>
Это то, что позволяет вам сейчас говорить, это то, что создало этот вопрос в вашем собственном уме. Ваш вопрос является мыслью, пришедшей из того же источника. Ответ на этот вопрос приходит оттуда же. Есть сила, которая позволяет вам быть, действовать, думать. Вопрос в том, может ли кто-то или что-то обладать отдельным, независимым существованием, может ли кто-то делать что-нибудь вовне отдельно...
Читать далее >>>
Механичность - это восприятие спонтанности через призму ее причины. И эта причина делает спонтанность чем-то фатальным, неизбежным. Поэтому многим теория об иллюзорности свободы выбора может откровенно не понравиться. В таком ключе стоит акцентировать свое внимание именно на спонтанности, вне причин и следствий. Просветление, о котором повествуют духовные учения - это осознание тотальной...
Читать далее >>>
Люди недооценивают важность собственного тела. Парадокс, но, хотя мы представлены в этом мире только в форме нашего тела, мы практически не обращаем на него внимания. А ведь все, что в нас и для нас происходит, происходит именно в нем. В большинстве случаев мы обращаем внимание только на мысли. Причем воспринимаем их как нечто, мало связанное с телом. Забывая о том, что мозг – это вообще-то часть...
Читать далее >>>
Проекция в классическом психоанализе - это приписывание своих собственных переживаний внешней реальности. Однако этот термин пришел ко мне на ум еще до того, как я начал учиться на психолога. Изучая собственное сознание, ко мне пришло понимание, что происходящая со мной жизнь - иллюзорна. И сущность этой иллюзии заключается в том, что все мои мысли и ощущения - это всего лишь мои мысли и...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100