Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

О воздействии музыки на человека

| Еще
Прежде всего, уточним наше понимание человека. Человек — не биосоциальное существо, каким его обычно считают, а био-социо-космическое. Иначе говоря, природу человека образуют три компонента: биологический, социальный и космический, в разные эпохи именуемые по-разному: телесный-душевный-духовный (Аристотель), животный-человеческий-божественный (Пико делла Мирандола) и т.д.

Согласно современным научным представлениям, первые два компонента человека - смертны, третий - бессмертен, т.е. именно третий компонент обеспечивает бессмертие человека (по всей видимости, впервые это отчетливо показал Н. О. Лосский в своем сочинении «Мир как органическое целое»).

Человеческая психика представлена тремя отделами, соответственно «ведущими» тремя вышеуказанными ипостасями (природными компонентами) человека: подсознанием, сознанием и сверхсознанием. Музыкальное искусство воздействует (при этом - последовательно) на подсознание, сознание и сверхсознание личности.

Воздействие музыки на подсознание обусловлено соответствием ее организации системе биологических процессов. Как отмечает Г. В. Воронин «в современной музыкальной системе многовековой слуховой отбор, направленный мелодико-гармоническим инстинктом человечества, обеспечил высокую степень ее соответствия какой-то системе внутренних биологических (психофизиологических) процессов», «музыка как-то изначально заложена, скрыта внутри нас, но этого мы не осознаем».

На сознание музыка воздействует благодаря своему важнейшему структурно-организационному элементу-интонации, представляющей собой умопостигаемое начало. По словам Б. В. Асафьева, «музыка - искусство интонируемого смысла». Поскольку таким образом содержанием интонационного строя музыки является смысл, первичное «биологическое» восприятие музыкального искусства стимулирует «работу» сознания человека по «расшифровке» этого смысла и потому, безусловно, способствует его развитию.

Наконец, на сверхсознание музыка воздействует вследствие природы самого умопостигаемого начала интонации: оно, в силу своей многозначности, имеет предельно обобщенный характер и потому требует для своей «расшифровки» «творческого озарения» интуиции человека. Интуиция же, как утверждает Е. Л. Файнберг, «есть синтетическое суждение, основывающееся на мобилизации (большей частью происходящей несознательно) огромного круга чувственных, образных и интеллектуальных ассоциаций, охватываемых единой идеей» («образом», переживанием, которое не может быть адекватно выражено дискурсивно, «разумными» словами)», т.е. проявление интуиции и есть деятельность сверхсознания. Таким образом, последовательно воздействуя на подсознание и сознание, музыка стимулирует проявление интуиции человека, а значит и развивает его сверхсознание.

Возможность музыки воздействовать на подсознание, сознание и сверхсознание, «управляющих» тремя природными компонентами чело века: биологическим социальным и космическим, обусловливает биосоциокосмическое воздействие музыки на человека, а вместе с тем, через воздействие на духовный-космический уровень последнего, и бессмертие человека.

Бесспорно, исключительной возможностью в этом плане обладает музыка таких гениальных композиторов, как Бах, Гендель, Глюк, Моцарт, особенно, Моцарт. В этой связи завершим наши рассуждения цитатой из повести Г. Гессе «Степной волк» - яркой художественной иллюстрацией ухода с помощью Моцарта (как мы полагаем, персонификации музыкальных творений композитора) в мир бессмертия: «Я схватил Моцарта за косу, он взлетел, коса все растягивалась и растягивалась, как хвост кометы, а я, повиснув как бы на его конце, несся через вселенную. Черт возьми, до чего же холодно было в этом мире! Эти бессмертные любили ужасно разреженный ледяной воздух. Но он веселил, этот ледяной воздух, это я еще почувствовал в тот короткий миг, после которого потерял сознание. Меня проникло острейшей, сверкающей, как сталь, ледяной радостью, желаньем залиться таким же звонким, неистовым неземным смехом, каким заливался Моцарт».

Источник:
Клюев А.С.
Антропология

Смотри также:
Музыка для практики и развития в mp3
Разместил: Lotos | 20 марта 2008 | Просмотров: 15393 | Комментариев: 0

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Видео: влияние музыки на человека
Психологические исследования доказали действенность музыкальной терапии, которая была известна в разных культурах с самых древних времен. Передача рассказывает о причинах целительного действия музыки и о значении ритма для психики человека. Как и когда слушать музыку? Возможности барабанных ритмов....

«Дырочная» музыка
Предложим некий неизвестный способ «игры» на фортепиано. Предположим, что все 90 тонов на фортепиано - звучат все одновременно, а мы «играя» на нём (тонами и их созвучиями) вычленяем те звуки, которые непосредственно нажимаем, как во время обычной игры....

Некоторые виды медитативной организации музыки
Многим, наверное, известно как случайные и неожиданные звуки действуют на человека. Приведу пример из Дзен-Буддизма: достаточно долго практикующий в медитации монах пошел, как- то умываться и машинально поставил сиппей (палку) к стене около умывальника, и занялся гигиеной, но вдруг палка случайно...

Психология и музыка: диапазон звучания души
Влияние музыки на психологию человека. Какие эмоции способна вызвать музыка разных стилей и направлений, и каким образом? Человек не властен над своими предпочтениями. Кому-то нравится традиционная классическая музыка, кому-то рэп, а кому-то — хеви-метал. Что звучит в душе, то и притягивается...

Аудиобиблиотека эзотерической музыки
Особая, специальная музыка в духовных практиках — это как дополнительная беговая дорожка для духа, еще один «трек» для сознания, камертон, который позволяет настроиться на нужный спектр вибраций. Эта колоссальная «аудиобиблиотека» эзотерической музыки, включающая в себя практически весь накопленный...

Cверхъестественный голос тибетской певицы Янгчен Лхамо
12-й Всемирный фестиваль духовной музыки открылся в марокканском городе Фес. В фестивале участвуют музыканты из Сирии, Ирана, Индии, Японии, Тибета, Азербайджана и других стран. Тема фестиваля в этом году - гармония. На открытии прозвучали произведения Моцарта и Рамо в исполнении одного из самых...

25 июля 2015
Переосмысляя: Воздействие музыки на живые организмы...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100