|
Наука и вера: об одном исследовании действия молитвыМой перевод англоязычной обзорной статьи, посвященной недавнему исследованию эффективности молитвы. Оригинал статьи опубликован в онлайновом журнале Slate, автор Уильям Салетэн (William Saletan). Самое тщательное и крупномасштабное исследование эффективности молитвы должно было показать, что молитвы далеких незнакомцев могут помочь пациентам, восстанавливающим силы после операции на сердце. Вопреки ожиданиям, молитва не принесла пациентам пользы и в отдельных случаях даже причинила вред. Автор рассматривает возражения и интерпретации со стороны научного сообщества и религиозых деятелей, делая вывод, что наука и вера - две вещи несовместные.
Дошли ли до тебя плохие новости, о брат мой?Все ждали «благой вести», по образу и подобию библейской. Самое тщательное и крупномасштабное исследование эффективности молитвы (длившееся 3 года, стоившее 2.4 млн долларов, и включившее в себя 1.7 млн молитв) должно было показать, что молитвы далеких незнакомцев могут помочь пациентам, восстанавливающим силы после операции на сердце. Однако все случилось не так, как было наказано. Пациенты, знавшие, что за них молятся, испытали больше послеоперационных осложнений, чем те, кто не был об этом осведомлен. И те, за кого молились, чувствовали себя не лучше тех, за кого не молились. Более того, пациенты, знавшие, что за них молятся, в среднем получили более серьезные осложнения, чем те, за которых никто не молился. Если бы научные данные указали на противоположный вывод, то религиозные деятели трубили бы о могуществе молитвы на каждом углу. Вместо этого, авторы исследования и средства массовой информации стараются отмахнуться от результатов. Иследование «не способно адресовать многие вопросы, связанные с религией: существует ли Бог, отвечает ли он на молитвы за кого-то или за что-то, а также то, отличаются ли молитвы от одной религиозной группы по сравнению с молитвами, которые посылают другие группы,» - пожимают плечами авторы. Фигня. Если бы эти результаты относились к какому-либо другому виду терапии, врачи бы набросали гипотез о механизмах его действия и о том, почему этот метод лечения не сработал или даже причинил вред. И именно этим занимаются ученые и теологи, пытаясь представить полученные данные как что-то, не имеющее значения. Они подспудно набрасывают свои соображения о том, как именно выглядит Бог, который мог бы объяснить полученные результаты. Вот какой получаетя список: 1) Бога нет. Это – самое простое объяснение, которое предпочитают атеисты. Ты молишmся, но «там» никого нет, так что ничего не происходит. 2) Бог не вмешивается в наши дела. Этого взгляда придерживаются теоретики самоограничивающего божества и Комитет по Научным Исследованиям Паранормальных Явлений. Бог, может и есть там наверху, но здесь Он ничего не делает. 3) Бог строг в своем отборе. Позитивный эффект на участников исследования «мог быть меньше, чем 10%; наше исследование было в состоянии оценить различие этого порядка,» -- предполагают авторы. Возможно, Бог внимает молитвам, но не достаточному их количеству для достижения статистической значимости. 4) Бог игнорирует стандартные обращения. Согласно протоколу исследования, если человек распределили молиться за пациентов, единственной информацией о них, которую он получал, для него был ежедневный факс с их именами и инициалаи фамилий. Стандартным текстом молитвы было «за успешную операцию, с успешным послеоперационным периодом, быстрым выздоравлением и без осложнений». Этот подход под копирку мог «повлиять на качество молитвы», согласно редакторскому предисловию, сопровождавшему статью в научном журнале. Стандартные письма не производят впечатления на Конгресс; почему же они должны произвести впечатление на Бога? 5) Бог требует личной рекомендации. «Молитва за кого-то или за что-то имеет гораздо боьше смысла в сообществе, в семье, где мы искренне заботимся о здоровье и самочувствии друг друга,» -- утверждает один из авторов исследования в телеконференции, посвященной его результатам. Конгрессмена может интересовать, знает ли его Ваш лоббист, но Бога интересует, знает ли Вас тот, кто за Вас просит. 6) Богу наплевать на мощь Вашего лобби. Авторы с сожалением говорят о контаминации исследования «фоновой молитвой», как будто это какая-то радиация. Они предупреждают, что пациенты «могли быть подвергнуты действию большого количества молитвы, не относящегося к исследованию», исходяшей от родственников и друзей, что, возможно, покрыло «эффект молитв со стороны участников исследования». Похоже, что те тысячи молитв, которые незнакомцы произнесли за здоровье пациента, не добавили налюдаемого эффекта к тем молитвам, которые Бог уже выслушал от знакомых с пациентом людей. 7) Бог игнорирует посредников. Почему Бог должен следовать тому, что за Вас будет просить незнакомый человек, следуя факсу, полученного от другого незнакомца? Уж если Бог кого и послушает, так лично Вас – а Вы, возможно, хотите облегчения или спасения души больше, чем жизни. Как говорит один из авторов, «то, что мы желаем другому, может очень отличаться от того, что он желает сам себе». 8) Бог работает медленно. Возмжно, судьбы пациентов не прослеживались достаточно долго, предполагают авторы: «30-дневный срок наблюдения инцидентов послеоперационных осложнений мог не соответствовать и не относиться к эффектам молитвы за пациента». Мораль: Когда заказываете с Небес, имейте в виду, что срок доставки может превысить один месяц. 9) У Бога очередь. Согласно протоколу, имена пациентов были отправлены молящимся за них «вечером, предшествующим назначенной операции». Может, это было слишком поздно? 10) Бог игнорирует тех, кто недостаточно истово молится. «Может быть, это люди просто плохо молились,» скаал один католический священник в интервью газете St. Petersburg Times. 11) Бог игнорирует грешников. В ответ на результаты исследования, Баптистский пастор цитирует Библию: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16). Нет праведности, нет и эффекта от молитвы. 12) На Бога надейся, а сам не плошай. «Многие, если не все замечательный больницы в этой стране были построены молитвами и усилиями религиозных сообществ разных деноминаций,» -- поделился своим наблюдением во время конференции один из членов исследовательской груммы. «Их молитва была действием, а не словом». Добрые дела, а не мольбы о помощи, спасают человеческие жизни. 13) Бог не слышит молитв христиан. Согласно протоколу, за пациентов молились члены монастыря бенедиктинцев, сообщество монашек-кармелиток, и протестантский молитвенный центр. «Мы не смогли найти другие христианские, иудейские или другие религиозные группы, которые могли бы гарантировано получать ежедневный список молитв, необходимый для этого многоуровневого исследования. Н-да, пресловутый Джерри Фалвелл, считающий, что только молитвы христиан достигают ушей Бога, возможно, все перепутал. 14) Бог выбирает свои собственные выходные критерии. Исследование измеряло эффект молитвы на «послеоперационные осложнения, согласно критериям Общества Торакальных Хирургов». Но, как замечает редакторское предисловие к статье, «многие молитвы за больных подразумевают также пожелание о более безболезненном исходе души из тела; это результат молитвы, по определению Общества Торакальных Хирургов, констатировался бы как смерть». Если Бог не прошел Ваш тест, возможно, вы просто используете неверный тест. 15) Бог не участвует в научных исследованиях. Авторы указали, что 1 493 человека отказались участвовать в исследовании, потому что были заняты или «не интересовались клиническими исследованиями». Почему тогда Бог, у которого гораздо больше дел и который не узнает ничего нового из этого исследования, должен реагировать по-другому? «Не думаю, что Он кооперирует с условиями теста,» -- высказал свое мнение баптистсикй теолог. 16) Бог не любит, когда ему указывают, что делать. Несколько священнослужителкй высказали мнение, что тип молитвы, используовавшийся в исследовании, «манипулирует ... божественным действием» и совершает грех, подходя к богу «как к нашему инструменту». В редакторском предисловии к исследованию было подмечено, что на долю тех пациентоа, за кого молились, выпали «худшие абсолютные проценты осложнений» по сравнению с теми пациентами, за которых не молились; и был задан резонный вопрос о том, «могла ли собственно молитва быть опасной для их здоровья». Могут ли результаты этого исследование, как множество инцидентов из Библии, быть знаком божьего гнева? «Исследователи должны бдительно задаваться вопросом о том, что сердечная молитва, произнесенная с благими намерениями, может нечаянно нанести вред ранимому пациенту, или предоставить угрозу его жизни», -- заключает редакторское предисловие. 17) Бог недоброжелателен. У пациентов, за которых молились, был незначительно больший шанс осложнений (52.5 % против 50.9%), и значительно больший шанс серьезных проблем (18.0% против 13.4%), по сравнению с пациентами, за которых никто не молился. Последние данный нельзя объяснить психологическими причинами: обе группы знали, что за них могут молиться. Во время телеконференции,один из авторов попытался спустить наблюдаемый эффект на тормозах: «Мы не чувствуем статистической уверенности в том, что эти различия находятся на уровни значимости едва-едва прилижающимся к реальному,» -- что бы это ни значило. Но другой назвал его «возможной горячей точкой»; редакторское предисловие также предупреждает, что в клинических исследованиях «предположение о том, что Бог доброжедателен ... может только считаться наивным с научной точки зрения», поскольку «в истории медицины еще не было лекарственного средства которое было ьы дейстивтельно эффективно и в то же время свободно от побочных или токсических эффектов». Так что Минздрав вполне может выпустить предупреждение, что молитва опасна для Вашего здоровья. Вот что может случиться, когда вера решает доказывать свое могущество посредством науки. Уильям Салетэн (William Saletan) Онлайновый журнал Slate Перевод: freetrinity Разместил: freetrinity | 24 декабря 2006 | Просмотров: 13421 | Комментариев: 5
(всего голосов: ) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Существует два подхода к практике молитвы. Один настаивает на обязательном повторении какого-то количества обращений к Господу в течение дня – будь то молитва перед приёмом пищи или, как в Исламе, строго прописанная, пятикратная, фиксированная по времени суток молитва. В этом подходе есть свои плюсы – строгость предписанных обрядов служит постоянным напоминанием верующему о той цели, к которой он...
Читать далее >>> Молитва – это признание живой связи с Высшим. Мы признаем Господа и направляем ему нашу молитву. Насколько слышит Он наш зов к Нему? Чтобы молитва была услышана, недостаточно просто шептать сухие слова. Лишь немногие могут молиться сердцем. Только 3% людей, идущих в храм, приходят поблагодарить Бога, за все, что они имеют. Именно в искренней благодарности за все, что посылает Бог (и за радости, и...
Читать далее >>> Практика медитации, вот уже много веков практикуется на востоке, и является непременным атрибутом в таких религиях как Буддизм и Индуизм, присутствует не только там. А есть она и в Христианстве. В Христианстве медитация имеет форму молитвы, но и молитвы бывают разными. Молитва в широком смысле это разговор с Богом. Самой распространенной христианской молитвой есть "Отче наш", "Верую" молитва к...
Читать далее >>> Несмотря на прошедшие с момента легализации религии в СССР 20 с лишним лет, процесс воцерковления жителей России продвигается черепашьим темпом. Большой процент опрошенных даже не верят в Бога или верят в некую высшую силу, при этом называя себя православными. Люди не прониклись религиозностью, в большинстве своем не знают даже основ вероучения. Таков общий вывод по результатам исследования...
Читать далее >>> "Есть ли нейрологическое основание у трансцендентного опыта молитвы?", "является ли нравственное поведение результатом эволюции человеческого мозга?" и "является ли Бог созданием или создателем человеческого мозга"?, – на такие вопросы стремится ответить научный Центр, который возглавляет доктор Эндрю Ньюберг....
Читать далее >>> О чем чаще всего просят немощные у Бога, когда ставят свечи перед образами? Пожить подольше. И оказалось, что Всевышний откликается. Даже смертельно больные, если искренно молятся и веруют, могут отложить свою смерть до какой-то определенной, важной для них даты. Это доказали исследования доктора Донна Юнга из университета Огайо. Ученый обратился к базе данных по смертности в своем штате,...
Читать далее >>> Аудио: Молитвы, мантры, медитации, сутры...
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|