Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Жизнь в полный голос

| Еще
Голосовые практики уходят корнями в глубокое прошлое. В давние времена пение зачастую приравнивалось к магии, а не редко даже отождествлялось с ней. С помощью голоса проводили посвящения, призывали силу стихий для урожая, нагоняли ужас на врагов..

Что такое наш голос, и что нам дает его освобождение
В голосе человека заключена огромная сила. Эта сила может разрушить, а может исцелить. Может вдохновить, воодушевить, а может разочаровать… Может вдохнуть надежду, а может посеять отчаяние. Кроме того, голос это то, что самым непосредственным образом выражает наш дух.

Мы ведь всегда больше верим тому, как говорит человек, какие чувства в нас вызывает звучание его голоса. И уже во вторую очередь мы обращаем внимание на слова. Официальная статистика говорит, что доля влияния звучания голоса на общее восприятие публичного выступления составляет минимум 40%.

Мы всегда чувствуем, насколько говорящий человек исполнен духом, только по звучанию его голоса. Когда человек поет звучание голоса и гармония самой мелодии имеет самое весомое значение. Мы слушаем прекрасные песни, порой абсолютно не понимая языка, на котором они написаны..

Легендарный Хазрат Инайят Хан в своей книге «Мистицизм звука» писал: «Голос является выражением духа. Если дух мягок, то голос мягок; если дух тверд, то голос тверд; если дух силен, то и голос имеет силу; если дух потерял свою силу, тогда и голос теряет ее».
Наш голос – это ключик к нашему духу.
А путь к силе духа – проходит через Сердце. Получается такая связь: освобождая голос, мы освобождаем свое сердце, и прикасаемся к духу.
Это не значит что мы с ним не в контакте. Это значит что этот контакт, может быть слаб, искажен, находится вне сферы нашего внимания, наконец.

Голос есть у всех
Некоторые говорят: «У меня не получится петь – у меня нет голоса». Это заблуждение – голос есть у всех. Голос может не работать – это другой вопрос. Голос, как и растяжку мышц можно разрабатывать, тренировать.
Но, сначала нужно пройти через определенные барьеры, которые формируются в нашей жизни довольно рано. Если сказать более точно – эти барьеры надо растворить. Барьеры эти – запреты на звучание, которые формируют соответствующие модели поведения. Барьеры возникают у многих людей со вполне здоровым от рождения голосовым аппаратом.

Давайте представим типичную ситуацию знакомую многим. Маленький ребенок громко кричит на улице, или в каком-либо другом общественном месте. Причин этому может быть много – от крошки в памперсе и боли в животе – до выражения крайнего восторга или удивления. Мама, в большинстве случаев, реагирует на это фразами от "нельзя кричать, дядя заберет", до "быстро замолчи", "закрой рот" или даже "я сейчас уйду если ты не перестанешь". Для маленького ребенка сообщение о том, что мама исчезнет или "дядя заберет" означают буквально "ты умрешь". Дело в том, что ребенок на ранних стадиях развития полностью зависит от матери в энергетическом, физическом и эмоциональном смысле. Мама для него – целый мир, через нее он контактирует со всем остальным миром.

Возможность исчезновения мамы для ребенка равносильна угрозе существования. При этом мама подкрепляет слова, демонстрируя всем своим видом реальность угроз. Таким образом, у ребенка формируется запрет на звучание, причем под страхом смерти, и это НЕ преувеличение. Тело ребенка, следуя инстинкту самосохранения, учится блокировать «нежелательные» и «опасные» импульсы. При этом в определенных участках тела создаются так называемые мышечные зажимы – зоны хронического напряжения.

Формируются они очень просто. Путем неоднократного повторения события: ребенок громко звучит в общественном месте – получает негативную реакцию. В какой-то момент тело срабатывает, создает напряжение – и ему удается блокировать импульс. Такое напряженное состояние мышц сохраняется. Несколько зажимов образует блоки. Они хранят память о психическом состоянии человека в момент своего образования. Встречается еще одна такая распространенная родительская установка: «перестань, на тебя уже все смотрят». Иллюстрацией действия такой установки может послужить ситуация когда вы выходите выступать перед аудиторией, возникает волнение и ваш голос звучит как-то скованно, по крайней мере в первые минуты. Потом, когда тело поймет, что опасности нет – зажим слабеет, и вы говорите более естественно.

Маленькое отступление в теорию ТОП
Основатель телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) Вильгельм Райх определил семь областей хронического напряжения в теле. Он назвал эти зоны – блоками. Тазовый, брюшной, диафрагменный, грудной, горловой, челюстной и глазной. Любой блок связан с запретом на выражение чувств, выражения своего отношения к реальности. В зависимости от ситуации и от периода развития наш негативный психический опыт может «отложится» в том или ином блоке. Все что связано с голосом, это в первую очередь горловая и грудная область.

Райх и его последователи отмечали, что работать через терапию с блоками нужно последовательно - сверху в низ, мягко и постепенно. Но есть одна особенность у горлового блока. Во-первых, с горловым блоком, можно работать только при помощи голоса и дыхания. Во вторых, горловой блок является как бы краеугольным камнем для всех остальных. Чуть позже практика многих телесных терапевтов показала – практикуя только работу с голосом и дыхание, можно избавиться почти от 90% всех наших зажимов!

Воистину - велика сила голоса!

Почему люди, решившиеся на развитие и работу над собой, не начинают именно с этого? Ведь работа с голосом может принести настоящую радость, не говоря уже о пользе..

Да это так. Однако есть некоторые факторы. С одной стороны у нас не очень много тех, кто ведет голосовые практики в контексте психологической работы. С другой стороны, многие люди просто не задумывались о значении своего голоса в таком аспекте. А кроме того, у каждого своя история, свои первоначальные причины. И потребность может быть в любом другом эффективном методе, коих сейчас довольно много.

С чего начать (практика)
Есть несколько разных подходов к работе с голосом. Классификация способов ни в коей мере не претендует на объективность и полноту. Она представлена только для удобства при ориентации в определении места метода практикуемого автором. Разница между подходами – в цели.
Европейский академический подход – профессиональная постановка голоса с целью выступления, профессиональной реализации.
Актерский подход – постановка голоса для речи, большой акцент на умении переживать чувства героя. Для этого необходимо быть в контакте с собственными чувствами.
Народный подход – пение для души. Самовыражение, эмоциональная разрядка, самовосстановление, воодушевление.
Шаманское пение – отношение к голосу как инструменту магии, исцеления, общения с силами природы.
Восточный подход (тибетская, индийская музыка и др.) - акцент на отношении к пению как духовной практике.
По мере практики и знакомства с разными традициями у автора сформировался свой подход в работе с голосом. Этот подход, в данный момент опирается на три основания.
Для нас очень важно входить в контакт с чувствами, здесь мы заимствуем кое что от театральной школы.
Для нас важна свобода в самовыражении – и этим мы похожи на «народников».
Работа с голосом пробуждает в нас дух – и здесь мы очень созвучны отношению к голосу в шаманской, тибетской, индийской музыке и им подобных.
Сформулировав основные принципы, мы можем перейти к нескольким простым упражнениям, которые можно делать самостоятельно. Перед тем как делать какие-либо упражнения связанные со звучанием найдите место в котором вас никто не услышит и не побеспокоит. Так вы максимально сможете раскрыться – получить наибольший эффект от упражнений.

Разминка.
Начинать всегда следует с того, чтобы немного размять свое тело. Выбирайте те упражнения, которые вы обычно делаете сами на утренней зарядке. Самое главное - размять шею, плечи, грудную клетку. Полезны будут различные махи руками, наклоны. Дозируйте нагрузку, она должна быть посильной. Постарайтесь не делать упражнений, которые собьют ваше дыхание.

Подготовка к звучанию
Идеально для подготовки к звучанию подходят различные упражнения на разминку позвоночника и растяжку сухожилий из йоги или цигун. Кроме этого предлагаю вам еще одно полезное упражнение. Хорошо потянитесь руками к небу, как будто они продолжают вытягиваться намного выше вашего роста. Подержите несколько секунд и потом, начиная с кистей отпускайте, пусть они свободно падают. Сначала кисти, потом предплечья и потом плечи. Сделайте так пять раз. На разминку вполне достаточно 15 минут.

Следующий шаг. Дыхание. Основа звучания – правильное дыхание. Позиция – ноги на ширине плеч. Позвоночник выпрямляем, копчик немного подаем вперед – «поджимаем хвост». Макушка смотрит в небо. Ноги «врастают» в землю. Сосредотачиваем внимание внизу живота – на два пальца ниже пупка. Дыхание немного замедляем и делаем чуть-чуть более глубоким. Можно прикрыть глаза. Представляем как живот наполняется мягкой белой энергией. Для удобства можно представлять себе разные образы – кому что ближе. Главное – чтобы для вас это работало. Постарайтесь удержать внимание и ритм дыхания в этом упражнении в течение пяти минут. Вдох и выдох желательно делать через нос. После этого мы начинаем делать выдох через рот.

Постепенно делаем его более шумным. Звук, который у вас будет получаться должен быть похож на «Хфу-ууу», на эдакое завывание не очень сильного ветра. Чувствуйте себя ветром, который дует в степи, то немного усиливаясь то стихая. Проделайте это упражнение 3-5 минут. Важно после каждого звука делать паузу и «вслушиваться» в пространство, а также продолжать звук про себя. Такой подход утончает ваш слух. Развитие слуха развивает нашу способность воспроизводить те или иные звуки, ибо то, что мы не можем услышать мы не сможем и воспроизвести.

Следующим шагом будет закрытый звук Точно повторяем предыдущую позицию тела, либо можно сесть, но важно позвоночник держать прямым. Полезно перед началом звучания сделать несколько более глубоких и медленных вдохов-выдохов, чем обычно. Это поможет настроить дыхание и собрать внимание на упражнении. Начинайте звучать неопределенным звуком, с сомкнутыми губами. Однако губы при этом, напрягать не нужно, они должны быть просто закрыты естественным образом.

Начинайте с самого низкого своего звука. Затем постепенно поднимайтесь вверх, до своего верхнего предела, но такого, где звучание еще не вызывает напряжения. Это относиться ко всем звукам. Постепенно вы сможете расширять границы своих пределов, расширяя диапазон звучания. Звучание закрытым звуком достаточно делать 2-5 минут. После – пауза и «вслушивание».

По такой же схеме мы пропеваем открытые звуки. Важно, чтобы артикуляционные мышцы напрягались только для формирования необходимого звука и не больше. Вибрация нижних звуков должна идти от нижней части грудной клетки. В ежедневную голосовую разминку можно включить пропевание всех гласных звуков: О, У, А, Э, И. В такой последовательности, обычно это делаю я. И помните – никакого напряжения! Звук должен литься легко и свободно. Пусть даже он будет долгое время не очень красивым - позвольте себе его, вы имеете право быть таким, какой вы есть.

По поводу барьеров
Выше мы говорили о том, что для освобождения голоса необходимо преодолеть определенные психологические барьеры. Более глубокая работа с барьерами возможна в группе или со специалистом индивидуально. В самостоятельной же практике вы будете сталкиваться с ними, когда вам нужно будет использовать голос в присутствии других людей. Потому как запреты эти включаются именно в присутствии людей рядом.

Единственный способ их преодолеть самостоятельно – просто пойти навстречу своему страху. И это – путь Силы. Многим барьер может казаться непреодолимым, шаг - невозможным. Но чаще всего мысли о непреодолимости – всего лишь мысли. Ваше сердце всегда вам подскажет верно – смело следуйте за ним.

Что дальше?
Когда вы более или мене «натренируетесь» в голосовой практике, можно идти дальше – петь мантры, просто импровизировать. Самое главное в практике работы с голосом – войти в контакт с чувствами. Есть такое крылатое выражение «Петь Сердцем». Чувства – часть нашей души. На востоке говорят, что освобождение духа происходит через освобождение души. Найти контакт с чувствами - значит приблизиться к духу. Освобождая чувства через голос, мы глубже понимаем себя, мы больше становимся собой настоящим. Полезно ли петь разнообразные песни, а не только мантры или импровизации? Конечно!

Песня – запечатленный автором участок жизни.

Настоящая песня – это то, что наши праотцы называли «живым словом». По смыслу фразы «живое слово» не просто вещает, оно передает напрямую часть жизни. А если вы сами исполняете, то фактически становитесь на место героя и можете реально пережить маленький кусочек его жизни. Через пение песен можно переосмысливать события, трансформировать отношение – «переплавлять», изменять восприятие, находить и активировать неизведанные качества самого себя. В отличие от импровизации, где можно повернуть в любую сторону, песня – это матрица какого-то качества или нескольких близких качеств.

Песня может настроить вас как бы на «определенную частоту». Она вдохнет силу и уверенность, несмотря на то, что минуту назад вы были в отчаянии. Когда вы пребываете в недовольстве, песня поможет открыть сердце и с улыбкой посмотреть на мир, радоваться простому факту жизни и спокойно принимать все как есть. Любая работа с голосом – это мощнейшая самотерапия, инструмент изменения.

Импровизация, тоннинг (песни без слов) – более тонкая практика. Здесь нужно научиться выходить на чувство, улавливать какую-то волну, не описанную вербально. Тоннинг - это полет души за пределами слов.

Говорить о голосе можно бесконечно и в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все возможные практики, раскрыть все его аспекты. Более того многое еще до конца не изучено и находится за пределами нашего понимания. Очень многое предстоит узнать уже на собственном опыте. Практикуйте. Это очень увлекательный и интересный путь. Путь через освобождение и развитие голоса. Уверен - мы обязательно встретимся на нем!

Олег Российский.
Голос - Волшебная Сила
Разместил: Alexey Samotey | 13 марта 2010 | Просмотров: 5296 | Комментариев: 5

 (всего голосов: 1)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Trismegist
Всего публикаций: 18
Всего комментариев: 706
Trismegist (Участник  18 | 706)  ·  13 марта 2010, 06:53  
Никто не возражает, что голос - волшебная сила, особенно сексуальная. :-) Есть лишь маленькое возражение по существу.

Лично я ни разу не видел человека, который под руководством "мудрого гуру эзотерики" развил голос лучше, чем после обучения у обычного учителя пения.

Бывал на выступлениях так называемых "орфиков", людей развивающих голос по эзотерическим методикам. Отвратительное зрелище. У "орфиков" голоса и в помине нет, а зрители и духовные наставники в зале почему-то плачут от умиления, словно под гипнозом, дескать, как выросли наши певцы! :-) Явный обман и самообман.

Когда хочешь чего-то конкретного - не надо выдумывать лишних теорий. Ставишь голос - просто учись пению. ИМХО.
Ник: Highlander
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Highlander (Гость  0 | 0)  ·  13 марта 2010, 16:28  
Trismegist
Все так, но можно "ставить голос", а можно просто вернуть его ибо ИМХО ставить там нечего. "Просто ставить голос" - уже не оригинально. Я знаю кучу народа которым "ставили голос" и потом они его потеряли. Не надо выдумывать лишних теорий - однозначно! Только почему Вы уверены что здесь (в теме голоса и звука) уже все известно, открыто и путь проторен? Неужто классическое обучение единственный верный путь? НЕТ. Выдумывать действительно не нужно. Только пробовать.)))
Про "орфиков" ничего не знаю. Но то что описано в статье далеко от эзотерики, не знаю где Вы там ее нашли?
Ник: Хороший Дядя
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Хороший Дядя (Гость  0 | 0)  ·  14 марта 2010, 06:17  
Бывал на выступлениях так называемых "орфиков", людей развивающих голос по эзотерическим методикам. Отвратительное зрелище. У "орфиков" голоса и в помине нет, а зрители и духовные наставники в зале почему-то плачут от умиления, словно под гипнозом, дескать, как выросли наши певцы! :-) Явный обман и самообман.

А "ставить" ничего не надо. Надо - снять блок. А уж как себя поведёт голос - останется тем же или изменится - дело десятое. Вообще... если кто хотя разок-другой приоткрывал обычно запертое и забытое внутри своего [полу]бессознательного - точно говорю Вам: приходил в ужас. Сначала от самого внутреннего своего содержания - видя и давая ему привычную лицемерную социально обусловленную оценку. Но это проходит постепенно. Главный ужас заключается в количестве страхов, зажимов, самопрограмм, самообещаний и неразрешённых противоречий внутри каждого из нас. Когда это становится более-менее отчётливо видно - тогда наступает ощущение полнейшей безысходности. И понимаешь, что надежда на "просветление" или духовный рост - лишь сказка для сокрытия этой очень горькой правды. Десятки зависимостей и сомнительного происхождения убеждений своими крючками держат наше существо взаперти. И высшая сила - не поможет серьёзно - просто эти "высшие силы", которыми мы вынуждены оперировать - они тоже часть "матрицы рабства".
Так что ребята... Надо с чего-то начинать и что-то делать. Это очень хорошая статья. И очень простая - практически "безобидная" практика. И если мы критикуем это - то что будет, когда жизнь заставит нас обратить внимание на не столь привычные категории..? Поверьте, есть такие вещи внутри абсолютно каждого из нас, которые, однажды обнаружив, принять - ой-ой..! Но жизнь заставляет - так часто бывает. "Как бы намекает нам".
Но можно бросить все подобные эксперименты к чёртовой бабушке и жить как все пока гром не грянет.
Ник: Trismegist
Всего публикаций: 18
Всего комментариев: 706
Trismegist (Участник  18 | 706)  ·  17 марта 2010, 12:26  
Ребята. Я обращался не к тем, кто учит пению, а к тем, кто учится. :-)

Те кто учат пению, не имея диплома, само собой, будут доказывать, будто дипломированные специалисты в этой теме - отстой. Альтернативные методики "раскрытия голоса" хороши тем, что у учителей даже документов не спрашивают. А еще, если результат нулевой, значит, сам виноват - карма плохая. Такова уж моя "лицемерная социально обусловленная оценка". :-) Видел тех, о ком говорю, извините.
Ник: Highlander
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Highlander (Гость  0 | 0)  ·  17 марта 2010, 15:55  
Trismegist
Вы похоже просто эту статью не читали... А выводы делаете похоже с одного случая..
Что ж можно и посамоутверждаться.. комментируя не читаемые лично статьи. почему бы и нет? )))) Ну и Бог с Вами, однако.
Ибо статья это НЕ про пение,... ну да ладно
Про документы. И таки про пение
Скажите ка милейший а если человек при обучении пению утратит свой голос, (такое бывает, даже если Вы с этим не сталкивались) то что, учреждение выдавшее "педагогу" документ возьмет на себя ответственность?
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Открытие сердца через звук. Шаманская практика
Эта коротенькая статья посвящена такому аспекту шаманизма и трансперсональной психологии как работа со звуком и голосом. Множественные запреты в детстве на звучание, - наверняка каждый из нас слышал как какая-нибудь мама говорит своему ребенку: "замолчи!", "не кричи!", "тише!", а то и "не ори" или...

Свами Адвайта «Скрытая сила голоса»
Случалось ли вам слушать звуки своего тела? Биение сердца, пульсацию крови, психоделическую музыку мозга? Случалось ли вам петь в одиночестве, часами напролет изливая свои чувства небу? Или в безветренный день в горах, случалось ли вам слышать звук тишины, омкар? Это покажется странным, но если вы...

Мишель Аверард: «Открой свой Голос – исцели себя!»
Наш голос есть выражение того, кто мы есть. Он является источником коммуникации и транспортным средством наших устремлений, потребностей и желаний. Он является формой проявления и соединения наших эмоций. Голос содержит в себе глубочайшие внутренние тайны и сокровенные мысли. Наш голос является...

Йога Голоса
Каждая серьезная эзотерическая школа практикует работу с голосом. Православные и католические песнопения, мантры, зикры, шаманское и тибетское горловое пение и так далее и так далее… Голос – мощный магический инструмент. Ведь цель любой эзотерической школы – получить мистическое переживание - на...

Мишель Аверард «Тонинг для здоровья»
Естественный тонинг начинается в очень раннем возрасте. Уже когда вы растете в утробе вашей матери, вы ощущаете вибрации ее голоса. Ребенком, вы начинаете булькать и смеяться, когда чувствуете удовольствие. Вы быстро запоминаете, что ваш крик немедленно привлекает внимание и помогает сбросить...

Иду на голос
Я искала логопеда-новатора для приятеля-заики. По цепочке рекомендаций оказалась на квартире у тренера-голосовика, где он занимался с парнями и девушками, нечетко говорящими, но отчего-то желающими стать диджеями. Ученики лежали в ряд на полу на расстеленных шерстяных одеялах и нестройно гудели...

С Новым Годом!
В ожидании Нового Года почти каждый ждёт начала и новой жизни. Мы надеемся на перемены к лучшему – в работе, в благосостоянии, в любви и отношениях. Мы как дети ожидаем подарков и радостных встреч. Мы хотим открыть дверь к Новому, Волшебному, к Настоящему. Только вот часто бывает так, что праздник...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100