Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Душевный и Духовный человек

| Еще
Различение Душевного и Духовного человека (в себе самом прежде всего) чрезвычайно важно на пути тотальной трансформации личности, то есть осуществления конечных, высших смыслов и целей. Это путь возвращения из отдельной формы жизни к Самой жизни.

Опишу характерные черты Душевного и Духовного человека, подчеркнув, что в чистом виде эти типы практически не встречаются, а реально существует смешанный тип с различной степенью преобладания Душевного либо Духовного начала. Важно также то, что Духовное начало, пребывая в недрах Душевного, либо развивается, культивируется и начинает преобладать над Душевным (при благоприятных внешних и внутренних обстоятельствах), либо, затухая и заглушаясь бытовой и практической жизнедеятельностью, превращается в значимое, но незаполненное место во внутреннем мире человека, дающее ощущение неполноценной, несостоявшейся жизни и явной нехватки чего-то главного.

Душевный человек в своих жизненных устремлениях всегда ориентирован на обратную связь. Он как бы закольцован, потому что сам является и началом своей деятельности, и – после обретения результата деятельности – её концом и смыслом. Однако Душевный человек не всегда осознаёт эту закольцовку. Так, заботясь о детях или близких людях, вкладывая в них средства, силы и душу, он часто не обращает внимания на свои стереотипы, ограниченные ценностные ориентиры и примесь корыстных намерений.

Различные уровни эгоцентризма – от вульгарной корысти, до желания обрести покой в душе, находиться в гармонии с миром, заниматься самосовершенствованием и тому подобное, в огромной степени имеют Душевную компоненту.

Личность Духовного человека разомкнута, раскрыта для вхождения и заполнения её Большим, чем всё, что присутствует в её наличном бытии. Такая устремлённость за пределы личностного существования – благородна и истинна по своей природе, если обращена к святому, высшему и милосердному началу, пребывающему как в запредельной к видимому и невидимому миру бытийности (трансцендентности), так и в глубине сердца, сердцевине живущих (сравни: евангельское горчичное зерно, санскритский термин «хридайям» – место пребывания Атмана в сердцевине человека). Со-вестником этого глубинного контакта живущего с дающим жизнь началом является Совесть как различительное свойство души, отличающее дозволенное от недозволенного, и развитое настолько, насколько ум принимает возрастающие ограничения, выдвигаемые совестливым началом.

Поэтому вся жизненная вовлечённость, которая для Душевного человека имеет безусловную ценность, такая как работа, семья, друзья, обеспеченность, комфорт, личная обустроенность, для Духовного человека безусловной ценностью не является.

Для Духовного человека безусловную значимость имеет лишь сохранение сакральной связи с Сущим и Истинно Живым и соответствие своей деятельности этому. Вначале для поддержания этого требуются значительные усилия, противодействующие отвлекающим факторам мира и социокультурной агрессивности. Здесь уместно вспомнить образ духовного воителя, воина, сражающегося за Небесную Отчизну, Божью правду – с правдой и силой мира сего.

По мере духовного возрастания и взросления в сердце возникает постоянное трансцендирующее дыхание Духа истины, а весь окружающий мир воспринимается живущим и дышащим тем же, только не внимающим этому таинству.

В результате духовного становления существенно изменяется внутренняя ось «Мы»-«Они». Для Душевного человека в зависимости от уровня культуры «Мы» изменяется от узкого круга – семья, друзья, родственники, сослуживцы, до страны и нации. Для Духовного человека границы «Мы» размываются: вначале к «Мы» причисляются духовно близкие люди, остальные – это «Они». А затем «Мы» (Я) включает всё человечество и вообще всё существование.

Радость же сопровождает Духовного человека, поскольку он посвящает свою деятельность неэгоцентричной жизненности, действуя бескорыстно, поступая по совести, помогая ближнему, честно исполняя свои обязанности. Высшим же благом является благо богообщения в алтаре своего сердца.

Реализация описанных здесь положений занимает годы и годы жизни под новыми ценностными ориентирами. В немалой степени возрастанию в Духовном человеке способствует верность первой встрече с Ним в пространстве своего внутреннего мира. Сказав духовному призыву внутри себя «да», важно ежедневно помнить об этом, оберегать в череде повседневных забот. Тогда процесс возрастания приобретает саморазвивающийся характер, а человек, живущий так, и не могущий жить по-другому, является дваждырождённым (рождённым свыше). Для такого человека жизненный центр внимания, усилий и забот перешёл в духовное измерение.

Такую жизнь можно уподобить росту и развитию цветка. Бережное внимательное памятование соответствует солнечному свету, а отличение дозволенного от недозволенного и следование этому – выпалыванию сорняков. Жизнелюбие и оптимизм (любовь и надежда) – есть удобрение и влага для ростка. Расцветёт же он в своё время.

Чебанов Игорь,
руководитель Центра "ИНТАКТ"
Разместил: Chebanov Igor | 2 марта 2010 | Просмотров: 7196 | Комментариев: 4

 (всего голосов: 1)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: 555
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
555 (Гость  0 | 0)  ·  3 марта 2010, 15:53  
Такую жизнь можно уподобить росту и развитию цветка. Бережное внимательное памятование соответствует солнечному свету, а отличение дозволенного от недозволенного и следование этому – выпалыванию сорняков. Жизнелюбие и оптимизм (любовь и надежда) – есть удобрение и влага для ростка. Расцветёт же он в своё время.


А сам цветок символизирует в человеке трансцедентальное сознание, делающее доступным восприятие эманаций Вечности Знания и Блаженства...
Ник: еее
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
еее (Гость  0 | 0)  ·  5 марта 2010, 21:55  
что за бред? проще надо изъясняться, товарищи
Ник: virgo
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 10
virgo (Участник  0 | 10)  ·  18 марта 2010, 21:23  
Че хотел сказать-то? И зачем? И для кого? Правда, что-то круто завернул, воспринимается как бред, согласна с еее.
Кто ясно мыслит, - тот ясно излагает.
Ник: natka22
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
natka22 (Гость  0 | 0)  ·  24 марта 2010, 16:53  
Очень важная для меня статья. Все стало на свои места. Спасибо автору.
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

О предназначении и душевном становлении
Во все времена находились люди, которые жили с намерением исполнить в этой жизни своё предназначение - ту задачу, с которой их душа воплотилась на Землю в этот раз. Для того чтобы решение этой сверхзадачи стало возможным, человеку необходимо пройти душевное становление. Душевное становление - это...

О предназначении и душевном становлении
Во все времена находились люди, которые жили с намерением исполнить в этой жизни своё предназначение - ту задачу, с которой их душа воплотилась на Землю в этот раз. Для того чтобы решение этой сверхзадачи стало возможным, человеку необходимо пройти душевное становление. Душевное становление - это...

Томленье духа
Что есть духовность, духовное рзвитие и предложение о конкретных делах на основе духовности. Постоянное желание людей обрести собственный путь духовного развития, стремление прикоснуться к высоким истинам обращает на себя внимание в современной жизни страны. Эти побуждения не носят видимого...

Томленье духа
Постоянное желание людей обрести собственный путь духовного развития, стремление прикоснуться к высоким истинам обращает на себя внимание в современной жизни страны. Эти побуждения не носят видимого массового характера, но определенную тенденцию уже возможно увидеть....

Духовное томленье
Духовность утверждается как явление более высокого порядка, чем религия или какое-либо вероучение, естественным продолжением такого взгляда на духовность должны стать практические дела для блага людей своей страны. Большинство не обрели для себя веру или учение, которые могли бы стать результатом...

Диагностика духовного потенциала в хирологии по линиям руки.
Прежде, чем рассмотреть основные ключи, позволяющие нам диагностировать духовный потенциал в человеке по линиям его руки, необходимо дать определение духовного потенциала человека, которое имеется в учении единой примордиальной Традиции. Согласно этому учению, духовный (или личностный) потенциал...

Чебанов Игорь «Сущностная и прикладная духовность»
Эта статья пишется для того, чтобы читатель со всей ясностью и определенностью уловил принципиальную разницу в подходах к духовности, мотивации продвижения по этому пути и конечных целях, уже сегодня вдохновляющих и структурирующих нашу жизнь. Здесь проходит своего рода «водораздел», который...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100