Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Джидду Кришнамурти «Наблюдающий и наблюдаемое»

| Еще
Джидду Кришнамурти «Наблюдающий и наблюдаемое»Пока существует пространство между вами и объектом, который вы наблюдаете, любви нет и любви не будет. Без любви, как бы вы ни старались преобразить мир, создать новый социальный порядок, и как бы много вы ни говорили об улучшениях, вы создадите только страдания. Итак, дело в вас. Не существует лидера, учителя, нет никого, кто бы сказал вам, что надо делать. Вы один в этом диком, жестоком мире.

Прошу вас, продолжим наши исследования дальше. Это может показаться довольно сложным и запутанным, но все же давайте продолжим. Итак, когда я создаю представление о вас или о чем-либо, я могу наблюдать за этим представлением. Так что существует представление и тот, кто наблюдает за представлением. К примеру, я вижу кого-то в красной рубашке, и моя мгновенная реакция показывает, нравится мне это или не нравится. Нравится или не нравится — это результат моей культуры, моего воспитания, моих ассоциаций, моих наклонностей, моих приобретенных или унаследованных свойств. Из этого центра я наблюдаю и составляю мнение; наблюдающий, таким образом, отделен от того, что он наблюдает. Наблюдающий сознает, что у него не одно представление, а значительно больше. Он создает тысячи представлений, но является ли наблюдающий чем-то отличным от этих представлений? Быть может, и он сам — лишь еще одно представление? Он все время что-то добавляет или отбрасывает; он — нечто живое, он все время взвешивает, сравнивает, оценивает, выносит суждения, модифицирует, изменяет под влиянием внешнего или внутреннего давления, он живет в сфере сознания, которое состоит из его собственного знания, разного рода влияний и бесчисленных соображений.

В то же время, когда вы смотрите на наблюдающего, которым являетесь вы сами, вы видите, что он состоит из воспоминаний, переживаний, событий, влияний, традиций, множества разных форм страдания и всего, что есть прошлое. Таким образом, наблюдающий есть и прошлое и настоящее. Ожидаемый завтрашний день также является его частью. Он наполовину жив, наполовину мертв. И он смотрит через все эти смерти на жизнь, и в этом состоянии ума, находящегося в сфере времени, вы (наблюдающий) смотрите на страх, на ревность, на войну, на свою семью, нечто уродливое, обособленное, именуемое семьей, и пытаетесь разрешить проблему того, что наблюдаете. Это является вызовом новому. Вы всегда переводите новое в термины старого, и поэтому вы всегда находитесь в непрестанном конфликте.

Одно представление, которым является наблюдающий, наблюдает за множеством других представлений вокруг себя и в самом себе. Наблюдающий говорит: «Это представление мне нравится, я его сохраню, а это представление мне неприятно, я хочу от него избавиться». Но сам он состоит из различных представлений, возникших как реакция на другие представления. Итак, мы дошли до того пункта, когда можем сказать, что наблюдающий — это тоже представление, только он отделил себя самого и наблюдает. Этот наблюдающий, возникший из различных других представлений, считает себя чем-то постоянным, неизменным, и между ним и созданными им представлениями существует разделенность, временной интервал. Это порождает конфликт между ним и представлениями, которые он считает причиной своих бед, поэтому он говорит: «Я должен избавиться от конфликта». Но само это желание избавиться от конфликта создает новое представление.

Осознание всего этого является истинной медитацией и показывает, что имеется центральное представление, сложившееся из всех других представлений, и это центральное представление, наблюдающий, является цензором, тем, кто переживает, оценивает, судит, кто хочет подчинить, овладеть остальными представлениями или полностью их уничтожить. Эти остальные представления — результат суждений, мнений и умозаключений того, кто наблюдает, а сам наблюдающий — результат всех других представлений. Таким образом, наблюдающий есть наблюдаемое.

Итак, осознание обнаружило различные состояния нашего ума, дало возможность увидеть различные представления и противоречия между ними, раскрыло возникающий из этого конфликт и отчаяние в связи с невозможностью что-либо с этим сделать, а также позволило увидеть разнообразные попытки ума спастись от конфликта бегством. Все это было открыто благодаря осторожному, колеблющемуся осознанию. Затем пришло понимание, что наблюдающий есть наблюдаемое. Не некая высшая сущность, не высшее «Я»; (высшая сущность, высшее «Я» — просто выдумка, дальнейшее представление), а само осознание открыло, что наблюдающий есть наблюдаемое.

Вы задаете себе вопрос, кто та сущность, которая собирается получить ответ, и кто та сущность, которая собирается задать вопрос? Если эта сущность — часть сознания, часть мышления, тогда она не способна исследовать, выяснять. Понимание может произойти только в состоянии осознания, но если в этом состоянии осознания все еще присутствует сущность, которая говорит: «Я должен быть осознающим, я должен практиковать осознание», — тогда это снова представление. Осознание того, что наблюдающий есть наблюдаемое, не является процессом отождествления с объектом наблюдения. Отождествлять себя с чем-то довольно легко. Большинство из нас отождествляет себя с чем-либо: со своей семьей, со своим мужем или женой, со своей нацией; и это ведет ко многим страданиям и ко многим войнам. Сейчас мы рассматриваем нечто совершенно иное, и мы должны понять это не на словесном уровне, но в самом сердце, в самой основе нашего существа.

В древнем Китае, прежде чем начать писать картину, например, дерево, художник сидел перед ним много дней, месяцев, лет, не имело значения, как долго, пока он не становился деревом. Он не отождествлял себя с деревом, но был им. Это означает, что нет пространства между ним и деревом, нет пространства между наблюдающим и наблюдаемым, нет того, кто переживает красоту движения тени, густоту листвы, особенность окраски; он был полностью деревом, и только в таком состоянии он мог писать.

Всякое утверждение со стороны наблюдающего, если он не осознал того, что он есть наблюдаемое, создает только новый ряд представлений, и он снова оказывается у них в плену. Но что происходит, когда наблюдающий осознает, что он есть наблюдаемое? Не торопитесь, двигайтесь очень медленно, т.к. то, к чему мы сейчас подходим, очень сложно. Что же происходит? Наблюдающий не действует вообще. Наблюдающий всегда говорит: «Я должен сделать что-то с этими представлениями, я должен преодолеть их или придать им иную форму», он всегда активен в отношении того, что он наблюдает, действуя и реагируя со страстью или более спокойно, и его действия, вытекающие из того, что ему нравится или не нравится, называются позитивным действием типа: «Это мне нравится, поэтому я должен этим владеть, то мне не нравится, поэтому я должен от него избавиться»; но когда наблюдающий поймет, что предмет, в отношении которого он действует, — это он сам, тогда между ним и предметом нет конфликта. Он есть это, он не является чем-то отделенным от этого. Пока он был отдельным, он делал или пытался делать что-то с этим, но когда он понял, что он есть предмет наблюдения, тогда нет никаких не нравится или нравится, и конфликт прекращается.

Так что же ему делать? Если это нечто есть он сам, вы сами, как вы можете действовать? Вы не можете восстать против этого, бежать от него или даже просто игнорировать; оно существует, поэтому всякое действие, которое вытекает из реакции типа «нравится — не нравится», прекращается.

Тогда вы убеждаетесь, что осознание стало удивительно живым. Оно не связано с какой-либо центральной установкой или каким-то представлением, и из этой силы осознания возникает иное качество внимания, поэтому ум, который есть это осознание, становится необычайно сенситивным и достигает высокой степени мудрости.

Источник:
Джидду Кришнамурти «Свобода от известного»
Разместил: Informer | 18 июля 2009 | Просмотров: 12035 | Комментариев: 9

 (всего голосов: 4)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Афиноген
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Афиноген (Гость  0 | 0)  ·  18 июля 2009, 13:16  
Бедный, как он жил-то, с такой философией ....
Ник: Иван
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Иван (Гость  0 | 0)  ·  21 июля 2009, 20:26  
Бедный? Посмотри на свою жизнь. Вокруг одни модели. Современная наука пришла к выводу , модель полностью будет отражать объект если станет этим объектом. Любая модель, урезана. Она необходима для того, чтобы дойти до дома (карта), создать самолет (чертежи) ... Но она абсолютно неприемлема для видения реальности. Этот человек, просто. далеко впереди от всей толпы, стада несмышленых овечек, трясущихся ночью под одеялом а днем сотрясающих мир своим визгом, пытающихся поразит мир своим разумом (моделью). Ты всю жизнь простоял с протянутой рукой перед такими как ты нищими, прося их похвалы и признания и готовый разорвать в клочья любую бездомную собаку, которая не вильнула тебе хвостом.
Ник: annas
Всего публикаций: 25
Всего комментариев: 35
annas (Автор  25 | 35)  ·  22 июля 2009, 12:02  
Очень жесткий комментарий, Иван... Понятно, что то, о чем написано в статье, доступно лишь людям,чье сознание готово принять данную информацию. Но это не значит, что всех, кто не дорос до этого уровня, нужно "давить"...
Ник: Иван
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Иван (Гость  0 | 0)  ·  22 июля 2009, 20:10  
.Давить не следует, а вот бить в лоб, необходимо. Слабость Кришнамурти по сравнению с дзень-буддизмом или Христом, заключается в том, что он опережает время и обращается к еще не существующей аудитории. Дзень буддизм понимает, что логически объяснить человеку невозможно, язык он без костей. На любой аргумент найдется контраргумент. Любого профессора философии заткнет за пояс бойкая баба из села. Достаточно посмотреть на наших правителей в дебатах. Все святые, а их оппоненты ..? Только удар судьбы как то доводит человеку простые истины. Дзен-буддисты все упростили до предела. Открыл рот, получи дубиной в лоб. Язык лжив, как только отходит от практических задач. "Не с миром я пришел, а смечом...", "...придет за мной и будет крестить огнем.." ", ".. убей неверного..", "..забросай камнями язычника..". Комментирую по памяти, могу ошибиться, но в сути уверен. Кришнамурти попытался убрать эти термины и по сути потерпел поражение. Во всяком случае, при своей жизни он не увидел больших успехов.
Ник: annas
Всего публикаций: 25
Всего комментариев: 35
annas (Автор  25 | 35)  ·  23 июля 2009, 09:05  
Люди,не имеющие духовного опыта, пытаются Духовную практику и Знания понять интеллектом, а это невозможно, так как возможности интеллекта очень ограничены . Не имея базы - внутреннего духовного опыта, понять что-то нереально. Реакция людей понятна - это обычная защита . Раз мне это непонятно (а я считаю себя умным человеком) , то значит это написано сумасшедшим и так далее..
Вы правы, человека к Пути подводит сама жизнь через болезни,страдания,обстоятельства,потерю интереса к самой жизни. Так действуют правила игры в нашей пятой программе. Но есть люди шестой расы, которые поняли эти правила игры и пытаются выйти из этой программы сами и другим помочь. Даже если они терпят неудачи, они хорошо понимают, что и зачем они делают, они видят Цель - и это делает их действительно счастливыми людьми.
Помогать другим необходимо, Знания для этого и даются. Поэтому не все так трагично :), даже если это так выглядит со стороны..
Ник: Diffio
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 2
Diffio (Участник  2 | 2)  ·  30 июля 2009, 21:30  
"Люди,не имеющего духовного опыта, пытаются Духовную практику и Знания понять интеллектом, а это невозможно, так как возможности интеллекта очень ограничены" - 100% - согласен с вами!
Ник: Иван
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Иван (Гость  0 | 0)  ·  1 августа 2009, 00:32  
"У бога есть много дверей.....", Существует 112 ( или около) методик медитации. Существует Раджа Йога, Йога знаний и т. д. Суть заключается в том, что все дороги ведут к богу. Проблема заключается в том, что мы бегаем с лопатой по полю, ковыряем то тут, то там и не можем вырыть колодца. Любой путь, в том числе и логический, если с него не соскакивать приведет к просветлению. Кришнамурти неоднократно повторял, что шаг первый является и последним. Этот шаг очень простой. Взять всю ответственность на себя. Наш мозг совершает такие удивительные круговерьти, чтобы уйти от этого шага.
Деление людей на касты, слои, вундеркиндов – это выдумка очередная. Мозг человека претерпел незначительные изменения за всю известную историю существования человека. Мозг Папуаса и Арийца мало отличаются. Вы будете удивлены, вероятно, узнав, что мозг овчарки значительно меньше мозга ее предка волка. Волк ближе к Папуасу. Я не удивлюсь, если выясниться, что наш мозг деградируется, общество движется по пути специализации и станнит высокоразвитым муравейником с примитивным мозгом индивида общества.
Ник: никто
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
никто (Гость  0 | 0)  ·  22 ноября 2010, 13:45  
Хорошая статья. У Шопенгауэра те же воззрения, но написнаны на большом количестве страниц, где ускальзывает суть.
К сожалению очень много больных людей которые свою шизофрению (раздвоение личности ) подменяют познанием того о чем пишет Кришнамурти, оскорбить Кришнамурти невозможно было при жизни и тем более сейчас.
Некоторые коментарии просто вызывают смех.
Ник: firesword
Всего публикаций: 9
Всего комментариев: 193
firesword (Участник  9 | 193)  ·  24 августа 2011, 14:00  
Кто не понимает Кришнамурти - его проблемы. Он пишет просто, без спецтерминов, без пыли в глаза о том КАК ОНО ЕСТЬ. Что еще надо?
Спасибо, зайка Кришнамурти, что ты был! Я чувствую как он махает мне в ответ!

Смотрите также:

Обычно мы воспринимаем красоту через сравнивание, или через предмет, созданный руками человека, то есть мы приписываем красоту какому-либо предмету. Я вижу нечто, что я считаю прекрасным творением, и эту красоту я оцениваю, исходя из моих познаний в архитектуре и сравнения с другими зданиями, которые я видел. Но сейчас я задаю себе вопрос, существует ли красота без объекта?...
Читать далее >>>
Одна из главных причин страха — наше нежелание видеть себя такими, как мы есть. Поэтому так же, как сами страхи, мы должны исследовать систему разных придуманных способов бегства, чтобы избавиться от них. Если ум, который обусловлен мозгом, старается преодолеть страх, подавить его, подчинить дисциплине, контролировать, толковать его в терминах чего-то иного, то возникает трение, конфликт, и в...
Читать далее >>>
Что такое эго, ложное я? Это чувство «я», представляющее собой отождествление с телом, умом, жизненными игровыми ролями, эмоциями, душой, духом и т.д., состоящее из набора убеждений о «себе», желаний, целей, расчетов, ожиданий. Эго, или ложное я, проявляется в неприятии того, что есть, что может выражаться желанием что-то изменить, переделать, чего-то избежать, чему-то противостоять, что-то...
Читать далее >>>
Увидеть что-либо целостно я могу только в том случае, если мысль не вмешивается. Только тогда я вижу факт моей зависимости, я вижу действительно то, что есть. Я смотрю на это без всякого «нравится» и «не нравится», я не стремлюсь избавиться от этой зависимости, быть свободным от ее причины. Я наблюдаю ее, и когда происходит такое наблюдение, я вижу всю картину в целом, а не отдельные ее...
Читать далее >>>
Мы думаем, что изменения в нас могут произойти с течением времени, что внутренний порядок в нас будет создаваться постепенно, день за днем. Но время не приносит ни порядка, ни мира, поэтому мы должны перестать мыслить в терминах постепенности. Это значит, что не существует для нас того завтра, когда мы обретем мир. Мы должны обрести мир, спокойствие немедленно, в настоящий момент....
Читать далее >>>
Религиозный ум — это по сути своей нечто совершенно отличное от ума, который исповедует религию. Вы можете не быть религиозным и оставаться индуистом, мусульманином, христианином, буддистом. Религиозный ум не ведет никаком поиска вообще, он не может экспериментировать с истиной. Это состояние ума, в котором нет страха и, следовательно, какого бы то ни было верования, в котором пребывает только...
Читать далее >>>
Осознавание, кроме всего прочего, - это развитие внутреннего метакоммуникатора (наблюдателя, наблюдающего эго). Метакоммуникатор - это та часть внутри вас, которая наблюдает за вашим способом общения и действий, и корректирует их. Легко себе представить, что есть и мета-метакоммуникатор: наблюдатель, наблюдающий наблюдателя. Подробно об этом вы можете прочесть в книгах Роберта Уилсона, у него...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100