Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Да здравствуют пираты!

| Еще
Каждый, кто ворует в магазине колбасу, оставляет магазин без колбасы. Каждый, кто ворует музыку у музыканта, бесплатно скачивая к себе его песни, не оставляет музыканта без его песен. Тогда почему это называют воровством?!

Иногда простые вещи при помощи крючкотворов и мошенников делаются своей противоположностью. Много веков ходил по пыльным дорогам уличный музыкант, пел свои и чужие песни, получал денежки за свою игру и пение. И все были довольны. Моцарт получал побольше, а раздолбай на расстроенной мандолине – поменьше.

Но в 1831 году американские композиторы получили право на копирайт. Нотные записи их произведений запрещено перепечатывать и продавать без разрешения. Затем в 1897 году сами произведения запретили исполнять без разрешения автора. А авторские права сначала держались 14 лет, в 1908 их продлили до срока жизни автора плюс (!!!) 50 лет. И это не предел. Сейчас в России и США они защищены 70 лет после смерти автора, а в США права компаний на творческий продукт продлены до 95 лет с момента публикации.

Отчасти это, конечно, смешно. Продление срока действия копирайта в Америке лоббировал Уолт Дисней, у которого заканчивались права на образ Микки-Мауса. При этом сам Дисней образ Микки-Мауса взял из народного фольклора, а для первого мультфильма «Пароходик Вилли» позаимствовал сюжет у великого комика Бастера Китона «Пароход Билл». Об этом одна из самых крупных кинокорпораций в мире предпочитает не вспоминать.

Разница между копирайтом и мошенничеством


Так для чего же придумали копирайт («право на воспроизведение»)? Этого монстра, пожирающего ныне самого себя, придумали в надежде заработать больше, чем стоит любой другой товар. Рабочий сделал колбасу, продал, и ее съели. Музыкант сделал песню, и продает ее каждый день до смерти и еще 70 лет после. Отлично задумано!

Если вы видели сияющие физиономии владельцев музыкальных лейблов, их особняки, вертолеты и пантагрюэлевские фуршеты-пьянки хотя бы по телевизору – то знайте, что за эту безалаберную роскошь заплатили вы, когда покупали CD по несусветной цене. Музыканту-звезде из этой суммы тоже немного досталось, но это уже объедки с барского стола. Остальные же – малоизвестные музыканты, дизайнеры, саунд-продюсеры – получили шиш с маслом по тарифу обычного трудяги. Но ведь это распределение явно несправедливо! Как же быть?

Вернемся к вопросу, который задан в самом начале этой колонки. Воровство или не воровство? Конечно, мы просто проверяем закон на здравый смысл. Ведь понятно, что плохой закон рано или поздно исчезнет. Так вот, когда человек идет в магазин и покупает колбасу, он имеет массу прав и возможностей. Колбасу можно посмотреть, понюхать, если она негодная – отказаться от покупки сразу или вернуть товар в магазин позже. А теперь попробуйте вернуть в магазин пластинку или книгу на том основании, что музыка оказалась никудышной или книга бездарной. Обворован-то оказывается покупатель. Однако если он перед походом в магазин скачает в Интернете песню для ознакомления, назовут вором именно его.

Я же говорил – мы имеем дело с мошенниками


Плохой закон, конечно, исчезнет. Но представлять себе нынешнюю картину всеобщего обмана все-таки надо. Как только появились средства распространения музыки, то есть пластинки, за счет понятия копирайта возникли империи, делающие деньги буквально из воздуха. Ведь система распространения дисков по магазинам хороша тем, что ее можно монополизировать. Невозможно представить себе монополиста по производству колбасы или шкафов. А вот названия всего нескольких мейджоров, монополизировавших 75% издаваемой в мире музыки, известны всем. За такие многомиллиардные прибыли стоит биться.

За целый ХХ век при помощи воровского копирайта были возведены музыкальные империи и отстроена система сливов доходов почти от любой издаваемой музыки в воровской по сути «общак». Задавить всех независимых производителей музыки не удалось только по политическим причинам. Зато было сделано буквально всё, чтобы честный независимый музыкант вообще оказался лишен аудитории, радио- и телеэфиров, места на магазинных полках, и даже имя его не появлялось на газетных страницах.

Логику копирайта понять невозможно потому, что ее просто нет. Копирование и ознакомление признается незаконным. Почему? Колбасу скопировать нельзя, а музыка копируется. Но разве культура не принадлежит всему человечеству? Не каждый может купить картину Пикассо, но каждый может ее увидеть в репродукции или музее. Поборники копирайта с хитрой ухмылкой требуют заплатить даже за просмотр. Понятно, что эти требования чудовищны, потому что безнравственны. Копирайт находится в противоречии с базисным нравственным понятием о воровстве, потому что при свободном распространении ничего у создателя музыки не пропадает. Его музыка, а также любовь зрителей, честь, авторство, достоинство остаются при нем. Произведение же пускается в свободное плавание.

Кому выгодно и кому невыгодна отмена копирайта


Это самое страшное для мошенников – свободное распространение искусства. Музыкант ведь ничего не теряет – он продолжает давать концерты, его имя становится при свободном распространении музыки всё более известным (если он талантлив), поклонники покупают его шикарные диски в магазинах. В проигрыше остается только тот нахлебник, который сидит в офисе и считает на калькуляторе прибыли от прав на перепродажу прав. Деньжищи тут такие, что можно перевернуть вверх дном и Госдуму РФ, и сенат США. Кстати, гимн США написан на мелодию английской застольной песни без всякого согласия автора, и копирайт лишил бы страну своего гимна. Но тогда, слава американской демократии, копирайта попросту не было.

Не все знают, что в Уголовном кодексе РФ нарушение авторских прав карается грознее, чем убийство и изнасилование. По статье 107 за убийство, совершенное в состоянии аффекта, дается до 2 лет, двух и более лиц – до 5 лет. А по статье 146 за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, дается до 2 лет, в особо крупном – до 6 лет. Это как же надо все извратить, чтобы человеческую жизнь и честь оценивали дешевле, чем перевозку чьих-то пластинок…

Кто дал музыке свободу


Все изменилось в конце прошлого века. Когда появился Интернет, очень быстро оказалось, что посредник между музыкантом и слушателем больше не нужен. Или нужен, но в микроскопических дозах – издать подарочный диск покрасивее или мишуру на магазинные полки навесить. Грозные и всесильные лейблы вдруг оказались не у дел. Словно переписчики книг с изобретением книгопечатания, или сапожники с появлением обувных фабрик. Музыкант выкладывает альбом на свой сайт, и уже через считанные минуты его песни слушают миллионы людей. Всё, можно ехать в тур и зарабатывать честные деньги.

Так и произошло. При помощи Интернета новые альбомы распространяются с невиданной скоростью. Фолк-певица с Островов Зеленого мыса, которую лейбл даже не думал продавать в России, становится звездой, и Сезария Эвора неожиданно получает множество денег за концерты в ранее неизвестной для нее северной стране. Малоизвестные ранее американские и английские поп-исполнители начинают каждый день приезжать в Россию за миллионы долларов гонорара, и с ужасом и удивлением узнают о том, что их узнали только по «пиратским» дискам и бесплатным интернет-скачиваниям. Один концерт в Москве дает им больше денег, чем они получили от своего лейбла за многие годы на легальных рынках. Более того, и в Америке за годы после появления массового Интернета гонорары ведущих музыкантов утроились. Каждый год артисты соревнуются – кто заработает самую головокружительную сумму на своем турне.

Скрипят зубами только крысы из небоскребов. Они же не сапожники! Они бегают по коридорам парламентов и министерств, подсовывают лукавые бумажки на подпись. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) погрязла в сутяжничестве. Она пытается засудить студентов за скачивание песен в файлообменниках, объединяет в одно дело не связанные между собой иски, что ведет к удорожанию юридической защиты ответчиков. Требует еще более ужесточить наказания за нарушения авторского права, придуманного другими мошенниками. Требует в судах несусветные суммы за скачивание и при этом даже не может посчитать сколько-нибудь реальный ущерб. Скажем, с Мари Линдор Universal Music Group потребовал от 750 до 150 тыс. долларов за каждую песню, выложенную в файлообменник. Когда суд потребовал объяснить, откуда взяли такие цифры, RIAA не смогла объяснить их природу. Потому что никакого ущерба не существует в природе.

Как-то один американский профессор ради интереса взялся подсчитать, на какую сумму он нарушает закон об авторских правах, ведя самый обычный образ жизни. Получилось 12,45 млн долларов ежедневно. Ежедневно! Татуировка с Микки-Маусом на плече подпадает под публичную демонстрацию несанкционированно скопированного изображения. Споешь на дне рождения Happy Birthday – это несанкционированное публичное воспроизведение защищенной авторским правом мелодии, и т.д. Несоответствие между законами о копирайте и элементарным здравым смыслом – невероятное. И сложности они создают самым простым людям, слушателям – нам с вами.

Музыканты страдают от копирайта


Копирайт закабаляет обычного человека в самых элементарных потребностях. Музыка – это стихия чувств, но закон разлагает человеческие эмоции на компоненты и ставит клеймо авторских прав на каждую эмоцию в отдельности. Я редко соглашаюсь в экспрессивных оценках со своими коллегами, музыкальными обозревателями, но не могу не привести слова Артемия Троицкого: «Распространение через Интернет – подчеркну: бесплатное! – на руку 99% музыкантов. 99 из 100 музыкантов в области поп- и особенно рок-музыки, электронной, альтернативной – не имеют ничего против того, чтобы люди по максимуму скачивали их продукцию. Те музыканты, интересы которых реально ущемляются, – это так называемые звезды. Вот по ним это бьет… У ребят типа Элтона Джона или Маккартни состояние уже зашкаливает за миллиард – думаю, им вполне хватило бы и сотни миллионов. Я не вижу трагедии в том, что «звезды» недосчитаются каких-то процентов. Голодать они от этого не станут…»

На буклете к обложке альбома Chumbawamba «Tubthumper» (1997) была подборка из множества кратких цитат из газетных статей. В США этот буклет пришлось опубликовать вообще без цитат, поскольку цитирование даже одной фразы необходимо письменно согласовывать. Мейджор Sony решил, что это невыгодно. Воры запутались в собственных воровских законах.

Конечно, пора менять эту устаревшую феодальную систему защиты авторских прав на новую. Несмотря на яростное сопротивление всяких мошенников и прихлебателей. И кое-что делается.

Наступление новой эпохи


В 2002 году группа из 17 выдающихся ученых современности обратилась в Верховный суд США, возражая против продления срока действия авторских прав. Среди протестующих были нобелевские лауреаты Р. Коуз, М. Фридман, К. Эрроу, Дж. Бьюкенен и Дж. Акерлоф. Верховный суд отказал им.

Совершенно очевидно, что отмена копирайта и направление всех средств напрямую в культурный ландшафт даст огромный оздоровительный эффект для цивилизации. Особенно учитывая экономию на администрировании и полицейских издержках от охраны копирайта.

В противовес копирайту появилось юридическое понятие копилефт (copyleft). Авторский материал можно бесплатно копировать, публиковать и даже видоизменять. Однако необходимо соблюсти условия распространения – указывать первоисточник и не приписывать авторства измененной копии себе. Программисты стали активно использовать лицензию открытого кода GNU GPL, и на его базе появилось множество превосходных свободно разрабатываемых веб-сервисов, браузеров, сайтов и энциклопедий.

Будущее – за свободной музыкой


Покупая шкаф, мы получаем утилитарную вещь. Покупая музыку, мы должны получить точно такую же утилитарную вещь – диск в красивой подарочной упаковке, с бонусами. Книгу на хорошей бумаге или плохой (для чтения в электричке). Художественный альбом с превосходным качеством полиграфии. Гипсовую копию любимой статуэтки на полку.

А удовольствие от искусства, которое мы испытываем при прослушивании музыки или рассматривании картины, должно быть бесплатным. Так по-честному.

И удовольствие от искусства будет бесплатным. Как бы невероятно сейчас это ни казалось.

Источник:
Вадим Пономарев
Взгляд
Разместил: Lotos | 7 августа 2008 | Просмотров: 7734 | Комментариев: 13

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Digraf
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 58
Digraf (Участник  2 | 58)  ·  7 августа 2008, 09:06  
всех копирайтеров и пиарщиков вздернуть на реи!
современное общество устроено таким образом, что в нем процентов десять работают и что-то производят, все остальные заняты в сфере управления, обслуживания и развлечения, другими словами паразиты.
и проблема не только в том, что эти паразиты монополизируют то, что они сами не создают, а еще и в том, что они убеждают потребителя в том, в чем он нуждается. чтобы сбыть товар сперва нужно убедить человека, что "ты этого достоин", "не дай себе засохнуть" и прочее промывание мозгов.
сейчас доступ к информационному товару практически свободный, так "зачем платить больше"?

ПОМНИ! ПОКУПАЯ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ТОВАР ТЫ КОРМИШЬ ПАРАЗИТОВ.
тысяча чертей...

Ник: pirate
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
pirate (Гость  0 | 0)  ·  7 августа 2008, 13:13  
YARRR!!!
Ник: BUG
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
BUG (Гость  0 | 0)  ·  7 августа 2008, 15:04  
Гори в аду RIAA и Черный флешер с другими долбоящерами!!!
Ник: Гайдук
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Гайдук (Гость  0 | 0)  ·  7 августа 2008, 15:06  
На ту же тему, из 2003-го:

http://ganja-jungle.livejournal.com/14101.html
Ник: АдинАдин
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
АдинАдин (Гость  0 | 0)  ·  7 августа 2008, 15:18  
ПыщьПыщьАдинАдин!!11 Согласен с автором.
Ник: я идиот!!!11
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
я идиот!!!11 (Гость  0 | 0)  ·  7 августа 2008, 22:41  
псот под защитой правительства
Ник: ОПОПНЬ!
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
ОПОПНЬ! (Гость  0 | 0)  ·  8 августа 2008, 02:57  
Только революция сможет повлиять на этот сраный мир. Уж если Верховный Суд США отказал - то выше что же за инстанции то? Инопланетян на них нет с лазерами и боевыми Пукалками. Гнать взашей!
Ник: Dima
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Dima (Гость  0 | 0)  ·  8 августа 2008, 08:19  
Давно уже сам хотел что-то подобное написать. Автору респект и уважуха! Если бы не пираты где бы я брал нормальную свежую умную музыку? В магазинах в основном быдловская попса продается, тех же самых "звезд", буэээ. Работал на радиостанции, так там, если бы не пираты так бы до сих пор и ставили Юрия Антонова и Валерия Леонтьева со старой Аллой Борисовной. God Bless Pirates!
Ник: первый
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 244
первый (Участник  1 | 244)  ·  8 августа 2008, 12:07  
"Афтарские права" у нас не действуют, беспокоицца неочем.
Ник: Gaff
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Gaff (Гость  0 | 0)  ·  9 августа 2008, 23:50  
Пора засудить Лотоса!!
Десятом миллионов с него легко поиметь; -))

Ник: первый
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 244
первый (Участник  1 | 244)  ·  10 августа 2008, 20:34  
Gaff | 9 августа 2008 23:50
Пора засудить Лотоса!!
Десятом миллионов с него легко поиметь; -))


У ты какой...)))
Ник: Tuomas Vetturi
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Tuomas Vetturi (Гость  0 | 0)  ·  12 августа 2008, 01:12  
Кому выгодно и кому невыгодно производство колбасы.
Ник: iv
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
iv (Гость  0 | 0)  ·  12 августа 2008, 01:14  
Прекрасная статья, спасибо.

Я бы добавил, что патентное и авторское право в том виде, в котором оно сейчас существует, наносит серьезный вред прежде всего развивающимся странам. Музыка - лишь небольшая надводная часть этой махины. Ущерб цивилизации в целом наносится не отсутствием бесплатной музыки, а невозможностью начать производить хоть сколь-нибудь конкурентоспособный товар в бедных странах.
И, как это ни странно, дело даже не в деньгах.

Ну вот, смотрите: намучившись с пятилетним сыном, придумал я подъемник для сиденья унитаза (не ржать! это реальная история) - ну, чтобы не обссывали неаккуратные юзеры, дети в первую очередь. И решил производить. Штука элементарная. Просто противовес. Нет бы пойти, отдать чертежи на завод, да сделать партию на пробу. Но не всё так просто. Вначале нужно выяснить, потратив денег на патентного поверенного, а не запатентовал ли кто, чтобы не нарваться на неприятности. И, разумеется, во франции это запатентовал некий перец.
В общем я бы и рад может быть купить у него права, да не тут-то было: дело само по себе копеешное и прибылей там в самом оптимистическом прогнозе - кот наплакал. А нужно найти переводчика, провести переписку, согласовать договор, показать его юристам и всё это задолго до начала хоть какого-то производства. И на любом этапе это может сорваться, и денег никто не вернет.
Самое интересное, что когда сам шел к патентному поверенному патентовать это дело, то мотив был не застолбить и затем торговать правами, а обезопаситься от того, что кто-то после запатентует и предъявит счет к оплате.
Ну это ладно... Я живу во вполне цивилизованной стране, знаю законы и проч. А теперь представим Эфиопию и как это бы выглядело там.
Еще ситуация: вы пробовали когда-нибудь покупать лицензионное ПО? Еще та история, скажу я вам. Во-первых американское ПО в России в полтора раза дороже чем в США. Во-вторых, сроки поставки такие, что за это время компания может упустить любые сроки производства своего проекта и, в итоге выйти не первым на рынок со своим продуктом. Что это значит вы все понимаете.
В-третьих, надеяться на тех поддержку - смешно. Что еще раз ставит нас в невыгодные условия. В-четвертых, документация на русском - запредельная фантастика для большинства программных продуктов.

Короче, куда ни кинь - всюду клин.

С другой стороны, есть изобретения, в которые вкладывается многолетний труд и/или значительные деньги. И я это понимаю. И без патентного и авторского права такие проекты осуществлять невозможно.
Но, в любом случае, ни авторское ни патентное право в том виде, в котором оно сейчас существует, не отражает реалий и, в большинстве случаев, просто мешает жить.

Еще раз спасибо за статью.
И да, копилефт iv.
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Краткая история копирайта
Потребность в авторском праве и защите интеллектуальной собственности появилась с развитием печатной техники в странах Европы. Сам спрос на печатную технику был вызван развитием торговли и выходом на историческую арену класса буржуазии с его потребностями. Печатная техника позволила копировать...

Бренд «папа римский»
Страшные сны главы католической церкви начинают сбываться – Ватикан решил защитить Папу Римского с помощью копирайта. Теперь бренд «папа римский» защищен авторскими правами, и использовать его можно крайне осторожно. Таким способом Ватикан решил поставить на место церковные (и не только)...

Борьба за свободу информации как классовое противостояние
Информация по своей сути стремится к тому, чтобы быть свободной. Её невозможно «закрыть» при помощи какого-либо юридического акта, как бы это не хотелось классу капиталистов, извлекающих прибыль с чужого труда. Основное отличие между информацией и материальным объектом как продуктами труда...

Cверхъестественный голос тибетской певицы Янгчен Лхамо
12-й Всемирный фестиваль духовной музыки открылся в марокканском городе Фес. В фестивале участвуют музыканты из Сирии, Ирана, Индии, Японии, Тибета, Азербайджана и других стран. Тема фестиваля в этом году - гармония. На открытии прозвучали произведения Моцарта и Рамо в исполнении одного из самых...

Аудиобиблиотека эзотерической музыки
Особая, специальная музыка в духовных практиках — это как дополнительная беговая дорожка для духа, еще один «трек» для сознания, камертон, который позволяет настроиться на нужный спектр вибраций. Эта колоссальная «аудиобиблиотека» эзотерической музыки, включающая в себя практически весь накопленный...

Видео: влияние музыки на человека
Психологические исследования доказали действенность музыкальной терапии, которая была известна в разных культурах с самых древних времен. Передача рассказывает о причинах целительного действия музыки и о значении ритма для психики человека. Как и когда слушать музыку? Возможности барабанных ритмов....

История одного оркестра и дирижёра, рассказанная им самим
Случилось так, что собрались вместе музыканты. Каждый – профессионал своего дела, хорошие музыканты. Им нравится играть, каждому на своём инструменте, но все одиночки. Не порепетировав, они собрали огромный зал, решив сыграть вместе. Начав играть, по реакции зала они понимают: что-то не ладится,...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100