Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие

| Еще
В статье «Клиническая смерть и ассимиляция наукой древних знаний» приведён конкретный анализ ассимиляции наукой древних знаний, древнекитайской акупунктуры или, в современной терминологии, рефлексотерапии. Если мы посмотрим на современную медицину как на индустрию, то увидим, что это в основном фармацевтика. В неё инвестируются немалые капиталы. Рефлексотерапия при таком положении вещей – далёкая периферия медицинской индустрии.

По телевидению фирма «Irvin naturals» активно рекламирует препараты «Линия супервитаминов доктора Лайнуса Полинга», обещая потребителям этих препаратов вторую молодость. В другом рекламном ролике о здоровом духе в здоровом теле рассказывает известный режиссёр Андрей Кончаловский. Очень наглядным, убедительным и всем понятным аргументом служит молодая жена и маленький ребенок уже далеко не молодого Кончаловского. Пусть будет здоров и счастлив и тот, кто рекламирует свои товары, и те, кто их покупает!

Некоторые наблюдатели полагают, что будущее науки связано с обслуживанием интересов золотого миллиарда. Не последним из этих интересов является личное бессмертие [1].

Заметим, что идея продолжения жизни уже давно сформулирована и технологически развивается в рамках современной медицины. Один из путей продолжения активной, полноценной, счастливой жизни нам предлагает рекламный Андрей Кончаловский. Это – фармацевтика плюс механические тренажеры плюс здоровый образ жизни. Это – науко- и капиталоёмкая, воспроизводимая технология человеческого счастья. Эти ценности золотого миллиарда являются гарантом занятости огромного количества людей, возможно, в него не входящих. Дополнением к этому направлению служат технологии замены внутренних органов.

Однако это не бессмертие, а только продление жизни. Бессмертие как таковое в рамках научного мировоззрения может быть только символическим. Пифагор достиг бессмертия в своей теореме, Гёте – в поэзии, Моцарт – в музыке и т.д. Научное бессмертие – это символическое бессмертие человеческой культуры, это бессмертие вдохновения её творцов, воплощённого в формах культуры. Другого бессмертия наука не знает.

Одной биологии, эмбриологии, генетики, даже представленных самыми современными технологиями, для достижения личного бессмертия недостаточно. Остаётся некая технологически не схватываемая тонкость, т.е. собственно человек. Душой же, сознанием, личностью человека в их продолжении за пределы существования данного тела занимались великие религиозные традиции с самого своего основания, древние традиции веры и знания. Как знание о человеке знание древних традиций так же универсально, как и научное знание. И от чьего бы имени ни соединялись сверхсовременные биотехнологии с продолжением личной жизни человека в другом человеческом теле, в этом процессе так или иначе используется знание о человеке. Сам человек может считать себя кем угодно: инопланетянином, пророком или мошенником, который угоден финансово и социально престижным группам, но его тело принадлежит виду homo sapiens, а тонкие планы его сознания соединяются с его телом всё в тех же биологически активных точках древних китайцев или в мармах аюрведистов (мармы – жизненные точки тела; аюрведа – дословно «знание о жизни», индийская система медицинских знаний – Прим. ред.). Деваться тут некуда. Поэтому интерес к личному бессмертию тесно связан с ассимиляцией наукой древних знаний.

В конце 1970-х годов в своей анархистской методологической критике науки П. Фейерабенд, обращая внимание на успех древнекитайской медицины, в то же самое время отмечал следующий парадокс в отношениях современной демократии с древними знаниями. Этот парадокс связан с тем, что наука, так сказать, тройственна: это не только совокупность знания, но и исторический тип человеческой деятельности и социальный институт [1]. Как социальный институт только наука пользуется мощнейшей и безраздельной поддержкой государства. Никакая другая традиция знания не делит это государственное ложе с наукой.

Как трагический парадокс современной демократии П. Фейерабенд оценивал положение дел, при котором декларации свободы совести и вероисповедания не означают принятия древних традиций веры и знания как серьёзных оппонентов современной науке или равнозначимых ей жизненных форм. Существование этого парадокса обусловлено тем, что современное общество воспринимает древние идеи или идеи, отличные от западноевропейского сциентизма, только в адаптированном, пригодном для информационного потребления виде. Когда же их пытаются возродить в первоначальном виде и сделать основой воспитания и общежития для их сторонников, и возникает трагический парадокс: демократические принципы оказываются несовместимы с полнокровной, неискалеченной жизнью обособленных культур. «Демократия готова терпеть эти культуры только в качестве вторичных образований той фундаментальной структуры, которая образуется в результате альянса науки и "рационализма"» [3]. Иными словами, большие жизненные формы давят малые в самом прямом смысле этого слова. Насколько оценка этого парадокса как трагического актуальна в отношениях такого альянса с экстремистскими проявлениями ненаучной, нетехногенной рациональности – говорить не приходится.

Итак, если использовать терминологию больших и малых жизненных форм, то древнее знание в такой его малой форме, как древнекитайская медицина, интересует современную медицину только как знание. Его освоение идёт в адаптированном виде, а его мировоззренческие аспекты и жизненные ценности выступают как некий музейный, архаичный довесок: врач, использующий методы рефлексотерапии в своей практике, не становится даосом по мировоззрению и образу жизни.

Перейдём же с уровня знания на уровень публичных проявлений больших жизненных форм, а одной из самых первичных и больших форм современного мира является наука. Можно ли себе представить ситуацию, когда такая сфера интересов золотого миллиарда, как личное бессмертие, сможет стать государственной научной программой? Может ли реализация этого интереса выйти за пределы малых жизненных форм, т.е., например, сект, предположительно вкладывающих деньги в бессмертие, или частных компаний? Весьма сомнительно. Ведь ни один серьёзный, государственно ангажированный учёный не будет заниматься этой проблемой, т.к. ему придется согласовывать эту ненаучную идею с основами научного мировоззрения. В коммерческих структурах этой проблемы не возникает. Кроме того, ни в одной стране, где пользуется авторитетом одна из других больших и первичных жизненных форм, мировая религия, никогда не произойдёт выхода этой тематики на первичный жизненный уровень, тем более что бессмертие – это дорогое удовольствие.

Попробуем теперь рассмотреть интерес личного бессмертия в перспективе великих духовных и религиозных традиций. Как чисто индивидуалистическая ценность он имеет аналог, например, в одном из классических путей буддизма. Известно, что Будда ведёт своих адептов к освобождению от страданий по трём основным путям: хинаяна (тхеравада), махаяна и ваджраяна. Адепт хинаяны занят только своим просветлением, адепт махаяны – также и просветлением других. Одно из своих высших проявлений сострадание к другим находит в идеале бодхисаттвы махаяны, который отказывается от достижения личного просветления до тех пор, пока не станет просветлённой «мельчайшая пылинка вселенной». Стремление к личному бессмертию аналогично первому пути буддизма. Представить себе человека, стремящегося к личному бессмертию средствами современной науки и отказывающегося от него во имя бессмертия всех других людей, – невозможно.

С другой стороны, традиция йоги знает в своей истории этапы, когда её ценности аналогичны личному бессмертию. Так, в комментариях к Бхагавадгите академик Б.Л. Смирнов отмечает, что на стадии деградации йоги для её адептов становится ценностью переход из своего тела в тело другого человека с тем, чтобы продолжать наслаждаться в нём всеми прелестями жизни. Кроме того, йоги полагают, что когда дух йога деградирует, опускается, то его интересы ограничиваются едой и сексом [2].

Итак, «сухой остаток» сказанного состоит в том, что процесс ассимиляции наукой древних знаний не находится на магистральном пути её развития, рассматриваемого с точки зрения технико-технологических перспектив, а также с внутридисциплинарных точек зрения тех или иных научных дисциплин. Вряд ли кто-нибудь возразит против того, что без учёта сознания современная научная картина мира не полна. И вряд ли мы ошибёмся, если добавим к этому «всего лишь», ведь без полноты мировоззрения можно вполне обойтись. Кроме того, отмеченный трагический парадокс показывает, что для процесса ассимиляции наукой древних знаний существенными являются не только знания, но также социальный и деятельностный аспект.

Литература


Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопросы философии. – М., 2001. – №12. – С. 77...86.
Бхагавадгита / Перевод и комментарии академика Б.Л. Смирнова // Легенды о Кришне: Жизнь и учение. – М., 1995.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Источник:
Юрий КАРПЕНКО
Наука и Техника
Разместил: Lotos | 24 мая 2008 | Просмотров: 6444 | Комментариев: 6

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: первый
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 244
первый (Участник  1 | 244)  ·  24 мая 2008, 17:28  
???
Ник: tetragor
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 9
tetragor (Участник  0 | 9)  ·  29 мая 2008, 00:46  
банальнейшее занудство ...
статьи в словаре и то интереснее читать.
Ник: tetragor
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 9
tetragor (Участник  0 | 9)  ·  29 мая 2008, 00:51  
этот КАРПЕНКО это точно человек, а не робот-автогенератор текстов по научно-эзотерической тематике?
прям какойто сергей дацюк (http://rosd.org.ru/)
Ник: нето
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 143
нето (Участник  0 | 143)  ·  6 июня 2008, 15:47  
Очередная утопия :)
Ник: аленка
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 2
аленка (Участник  0 | 2)  ·  17 апреля 2009, 07:51  
Ключ в увеличении продолжительности жизни лежит, прежде всего, в ментальной области, в том, как настроено сознание, а все остальные технологии хоть и являются важными, но все же вспомогательными. Они являются усилителями ментальных усилий человека в увеличении своей продолжительности жизни. И если личные усилия человека будут равны нулю, то и наличие усилителей будет малоэффективным или совершенно бесполезным. Подробнее можно узнать на сайте и в книге Гущина А. В. “Магия успеха, власти и долголетия”.
Ник: Путь к практическому бессмертию
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Путь к практическому бессмертию (Гость  0 | 0)  ·  18 августа 2009, 18:43  
Здравствуйте! Всем заинтересованным в Природном САМОРАЗВИТИИ и в личном восхождении на вершину духовного самосовершенствования, а также в освоении метода эффективного экологического самолечения и развития способности долгожительства(завоевывается через личную победу над кармической программой болезней и смертей), - предлагается следующая информация
Культура Сознания
http://rasumlubov.mirtesen.ru
http://vkontakte.ru/page2998907

Смотрите также:

Я не реаниматолог, но по ряду причин мне интересны некоторые аспекты феномена смерти, в том числе опыта клинической смерти и предшествующих ему стадий – терминальных состояний. Известно, что у специалистов нет единого мнения по вопросу о том, что «на самом деле» происходит с человеком во время клинической смерти. Не только с его клетками, мозгом, сердцем и другими внутренними органами, с его...
Читать далее >>>
Попы и экстрасенсы часто ссылаются на то, что жизнь без веры и надежды, дескать, пуста. Но я не могу сказать, что я ни во что не верю – отнюдь. Я верю в теорию относительности, в квантовую механику и квантовую электродинамику и в построенные на них теории твердого тела, жидкостей и газов. Еще я верю, что душа и мысли – это процессы в мозгу человека, и соответственно, они умирают вместе с мозгом....
Читать далее >>>
Что больше всего боится человек, пожалуй не только человек, а любое животное? И я не ошибусь если скажу - смерти. Если просмотреть всю историю развития нашей цивилизации, то на протяжении всего её существования человечество мечтало о бессмертии и искало эликсир бессмертия. В Библии и древних манускриптах говорится о том, что древние люди жили тысячи и даже десятки тысяч лет. Выдвигаются...
Читать далее >>>
Глеб Чёрный "Бессмертие и сексуальный синдром"...
Читать далее >>>
Ты – Человек, Великое Существо, целью которого является Просветление. После, на одной из его стадий, отыскав и применив сакральные Знания, накопленные мудрецами всех времен, зашифрованных в ДНК, словно Карма, в великих, крепких, древних ячейках памяти, Человек видит, что и для этих Знаний пришло Время, что времени нет, и что Он, Человек, со знаменем Бога в Душе, Светит, Исцеляет, Просвящяет…...
Читать далее >>>
Значения анха как знака в различных источниках довольно расплывчаты и спорны, однако обычно считается, что он символизирует жизнь, бессмертие, вечность, мудрость, являлся защитным знаком. Этот символ активно использовался древними египтянами. Он наносился на стены храмов, на всевозможные предметы, использовался в амулетах, многие египетские боги изображались с анхом в руке. Многие исследователи...
Читать далее >>>
Это название удивительного видео, которое совсем недавно появилось в интернете. Ведущая и два гостя — врач и священник — в простой доверительной беседе общаются на вечные темы о главном. Самое интересное, что кроме внешней интересной канвы беседы, большинство зрителей отмечают необычное внутреннее чувство, появляющееся при просмотре. Тепло, душевная радость, покой, умиротворение, прикосновение к...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100