Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

История веры ради пущей культуры

| Еще
Об учебном пособии «Религии мира: история, культура, вероучение»

(Под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006)

Итак, многострадальный учебник, по поводу которого велись споры, когда его только собирались писать, гремели баталии в период, пока он писался — надо признать, затянувшийся: предполагалось создать учебник за год, а получилось почти за три, — наконец готов. Коллектив авторов под руководством академика РАН и директора Института всеобщей истории Александра Чубарьяна выпустил в свет учебное пособие «Религии мира: история, культура, вероучение».

Правда, до сих пор нет четкого понимания — для каких целей. Собиравшийся во второй половине апреля Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ предложил ведомству отработать к ежегодному августовскому совещанию соглашение между религиозными и межрегиональными организациями по преподаванию "Религий мира".

А глава столичного департамента образования Любовь Кезина неделей позже на заседании уже московского правительства сообщила, что с 1 сентября 2007 г. в школах города будет введен по учебнику факультативный курс. Но вряд ли есть нужда «согласовывать» с религиозными и межрегиональными организациями факультативный курс?

Обратимся, однако, к самому учебнику, предназначающемуся, как указано в аннотации, для профильного (гуманитарного) обучения в 10-11 классах средних школ. Создатели отошли от первоначального замысла включить в него лишь сведения о верованиях, укоренившихся в России, — теперь это краткая история практически всех основных религиозных традиций мира.

Кажется, ничего не пропущено: и верования первобытного человека, у которого под рукой ничего, кроме скал; и уже более изощренные политеистические религиозные системы древних цивилизаций вроде Египта и Греции с сонмищами богов, с разнообразными культами и ритуалами; и благородная строгость китайцев, склонных соединять религию с государственной философией; и религии, оторвавшиеся от национальной почвы и завоевавшие мир — буддизм, христианство, ислам, если располагать их по времени возникновения; и иудаизм, первое монотеистическое вероучение и первая религия Откровения, утверждающая, что Бог открыл людям истину в Священном писании; и новые религиозные движения наших дней, и факторы, давшие толчок процессу секуляризации, и причины наблюдающегося в последнее время нового религиозного подъема — и еще многие важные, связанные с бытованием религии в обществе проблемы.

Главное опасение, которое высказывали религиозные лидеры, обсуждая намерение религиоведов взяться за написание учебника — что им не избежать атеистического негативизма, то есть, попросту говоря, что о вере по старой советской привычке будут говорить без должного уважения, как о «буржуазном пережитке», или хуже того — с насмешкой, можно отмести сразу. Учебник абсолютно корректен. Авторы пытаются рассмотреть феномен религии в целом, спокойно, в высшей степени доброжелательно, отдавая должное той огромной роли, которую верования сыграли в становлении обществ и цивилизаций — в иные моменты определяющей.

Им удалось избежать и другой крайности — правда, уже простительной, с точки зрения представителей Московской патриархии, склонных даже рассматривать эту крайность как достоинство: в книге нет попыток объяснить школьникам, что «свойственно», а что «несвойственно» тому или иному «народному сознанию». Пособие не миссионерский инструмент, а источник знаний.

Самый большой его раздел — 177 страниц из 400 — посвящен христианству, и самый большой внутри христианства — православию. По сути ничто не мешает использовать его для преподавания Основ православной культуры, подключив к учебному процессу необходимые источники и дополнительную литературу. Раздел содержит и основы православного вероучения, и особенности богослужебной практики, даже такие, казалось бы, совсем специальные вещи, как распорядок церковного дня.

Есть сведения о церковном календаре («старом» и «новом» стилях), подробный рассказ о праздновании Пасхи, других церковных праздниках, не говоря об истории Церкви в византийский период и непосредственно Русской поместной церкви в ее взаимоотношениях с государством.

Стремление авторов ничего не упустить, описать традицию во всей максимально возможной полноте (это касается не только православия) имеет как положительной, так и отрицательный результат: с одной стороны, пособие предстает необычайно объемным и доброкачественным, с другой — страдает некоторой сухостью и монотонностью изложения. Ведь школьный учебник не может быть непомерно толстым — он рассчитан на определенное количество уроко-часов, поэтому информационная насыщенность, очевидно, съела все то место, которое позволило бы сделать повествование чуть более красочным и доступным для детского восприятия (пожалуй, только исламскому разделу удалось справиться с этой задачей).

Впрочем, не исключена и другая причина: пособие создавалось разнородным коллективом авторов, историками, культурологами и даже одним кандидатом физико-математических наук; возможно, некоторая его сухость — результат жесткой редакторской правки, призванной хоть как-то унифицировать массу текстов, описывающих такие разные религиозные традиции.

Кроме того, некоторые важные вещи остаются плохо проговоренными. О синодальном периоде Русской православной церкви, например, сказано: «На рубеже веков все громче звучали голоса о ненормальном положении Церкви, о необходимости отказаться от синодальной формы государственно-церковных отношений». Однако в чем, собственно, состояли изъяны подобных отношений, к чему они приводили, об этом ни слова, как не разъяснена и позиция обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, отстаивавшего незыблемость синодальной системы. Вряд ли школьники способны самостоятельно воспроизвести картину происходившего.

Другой пример, уже из истории иудаизма: «В конце 40-х гг. советское правительство стало проводить репрессивную политику в отношении евреев: были закрыты многие учреждения еврейской культуры, арестованы выдающиеся деятели науки и культуры, многие из которых погибли», — говорится в 4-й главе. С чего вдруг, по какой причине сложилась такая ситуация — опять ни слова, понимай так, евреям к гонениям не привыкать.

Подобных мест немного, но они есть. Быть может, стоило пожертвовать информацией, скажем, о Маланкарской православной сирийской церкви или подробным описанием протестантских течений по всему миру, но более концептуально рассмотреть важные моменты отечественной истории. Хотя, не исключено, что как раз этого и старались избежать: учебник проходил рецензирование в религиозных организациях, в церковно-научном центре «Православная энциклопедия», в Совете муфтиев России, а у научного и религиозного сообщества порой совершенно разные взгляды на суть исторических событий. Так что, вполне возможно, что некоторая концептуальная стерильность пособия — итог нелегкого компромисса.

Но в целом попытку религиоведов следует признать удачной. Хотя у школьников вряд ли возникнет перед глазами живая повседневная жизнь верующих разных конфессий, у них наконец появилась возможность узнать, что общего и в чем разница между православием и католичеством (отличия перечислены четко по пунктам) — ведь даже многие взрослые люди в России убеждены в том, что католичество не принадлежит к христианству, как устроены протестантские церкви, к чему стремится библейская критика, когда и для чего родилось экуменическое движение, что такое либеральная теология и религиозный фундаментализм — учебник учитывает новейшие исследования в области религиоведения.

Пока непонятно, как решится судьба пособия — будут по нему действительно учиться в школах или нет, думаю, предстоит очередной виток борьбы между сторонниками общерелигиоведческого курса и поборниками Основ православной культуры. В любом случае, все интересующиеся религией получили как минимум добротный справочник, который поможет ориентироваться в предмете не только ученикам, но и преподавателям соответствующих дисциплин.

Источник:
Светлана Солодовник
Информационный центр БАБР.RU
Разместил: Kumade | 2 июня 2007 | Просмотров: 3956 | Комментариев: 0

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Фильм о влиянии религии на жизнь современного общества
Работа над фильмом телекомпания CBS начала два с половиной года назад. Творческая группа под руководством братьев Жюля и Гедеона Ноде, французских документалистов и авторов фильма "9/11", приступили к реализации своего замысла: показать влияние религии на жизнь современного общества через портреты...

Итоги первого Всемирного саммита религиозных лидеров
В Москве закончился первый Всемирный саммит религиозных лидеров, в котором приняли участие духовные лидеры из 40 стран. Сотрудничество мировых религий может повысить уровень морали человечества, - считают участники Всемирного саммита религиозных лидеров в Москве....

Религия и религиозность в России
Несмотря на прошедшие с момента легализации религии в СССР 20 с лишним лет, процесс воцерковления жителей России продвигается черепашьим темпом. Большой процент опрошенных даже не верят в Бога или верят в некую высшую силу, при этом называя себя православными. Люди не прониклись религиозностью, в...

Дефицит религиоведов
Последние годы характерны тем, что в различных субъектах Федерации стали вводить в школьную программу курс истории религии. В отрыве от реальности этот эксперимент выглядит красиво. Было бы прекрасно рассказать детям, что кроме православия в России есть еще множество других верований, что...

Инженеры человеческих душ
Прокуратура Тюменской области 26 августа возбудила уголовное дело по факту публичной лекции, прочитанной на курсах «Основы религиозных знаний» будущим преподавателям «Основ православной культуры» (ОПК) доцентом Тюменского государственного нефтегазового университета (ТГНГУ) Светланой Шестаковой 18...

Тающий мираж
Все уверения процерковно настроенных общественных деятелей, клерикальных кругов в неодолимом тяготении России к религии вообще и православию в частности, все заигрывания власти с церковью, создающие иллюзию повсеместного "возврата страны в лоно традиционной религии" – показывают свою...

Государственная религия
По данным Гарвардского Университета (Harvard University), в 2000 году в 72-х из 188-ми стран мира не существовало государственной религии. 75 государств считали ту или иную религию государственной. Остальные страны находились в «переходном» состоянии — например, в них были признаны «официальными»...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100