Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Китеж: эко-поселение в Калужской области

| Еще
В обширных просторах Калужской области затерялась небольшая полупокинутая деревенька Чумазово, рядом с которой растет град со звучным названием Китеж. Его население - 20 взрослых и 25 детей, причем более половины детей - принятые на воспитание сироты.

Китеж был создан в начале 1993 года группой энтузиастов, которую возглавил журналист, работавший ранее собкором радиостанции "Маяк" в Индии, кандидат исторических наук Дмитрий Морозов. Это были люди, готовые бросить свои комфортабельные квартиры, чтобы в неустроенной (но пока еще экологически чистой) русской глубинке выстроить простые деревянные дома и взять в свои семьи на воспитание детей-сирот. Калужские власти предоставили им в бессрочное пользование землю, позднее подвели электричество. Удалось подружиться и с районными властями. На относительно скромные средства, полученные с помощью радиостанции "Маяк", Лебединского горно-обогатительного комбината и других спонсоров, в Китеже выстроено более десятка небольших, аккуратных бревенчатых домиков.

Официально Китеж - некоммерческое партнерство семей с приемными детьми. Но разные гости видят в нем разное: духовную общину, экопоселение, детский дом. И все это по-своему верно. Китежская жизнь - это и осенняя слякоть, и коровник, и огород, и баня, и живопись, и часовня, и компьютеры, и видео. По будням завтрак, обед и ужин - вместе. Помимо этого по семьям принято пить чай, обычно с гостями из другого дома. Примерно половина продуктов выращена самими поселенцами, и очень большим подспорьем стала новая ферма - коровы, лошади, поросята, гуси. За фермой следят несколько общинников, работают там и дети. Сейчас китежане полностью обеспечивают себя молочными продуктами и яйцами.

Здесь построена школа, где учителя - все те же взрослые, являющиеся одновременно и приемными родителями, и воспитателями, и строителями, и фермерами, и работниками столовой. Несколько лет подряд в Китеже работает летняя школа, организованная педагогическим отрядом "Химера", которым руководит педагог-энтузиаст - кандидат химических наук, доцент Московского университета Вячеслав Загорский. В "Химере" проходят интенсивный курс обучения по десятку дисциплин китежские дети и победители московских олимпиад по химии и физике. Приезжают и другие педагоги и ученые - преподают в школе, читают лекции взрослым и просто общаются с поселенцами. Такое общение влияет на культурный уровень китежан не меньше, чем "мероприятия".

В Китеж попадали порой самые настоящие беспризорники, которые по 3-4 года жили на улице, ели жареных ворон и голубей, воровали, дрались со взрослыми мужиками. Образовательный уровень неофитов, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Например, Женя Чемиков и Саша Волков попали в Китеж примерно в одном возрасте - в 13 лет. Женя не умел ни читать, ни писать. Саша читать мог, но плохо, потому что несколько лет не ходил в школу. После двух лет пребывания в Китеже он наизусть по-английски читал сонеты Шекспира. Женя Шекспира наизусть не читает и по-английски практически не говорит, однако по крайней мере в родном языке он достиг нормального уровня грамотности.

И дети, и взрослые принимаются в общину только после длительного взаимного знакомства. Дети приезжают из детдомов во время каникул на "отдых": интенсивная учеба, спортивные игры и общение "до упаду". Если такая жизнь им нравится, они просятся в Китеж. И если находится семья, готовая взять еще одного (к уже имеющимся), начинаются переговоры с детдомом. Бывают и исключения: приезжает сотрудник милиции и ставит китежан перед выбором - или сорванец попадет в колонию, или к вам. Берут.

Взрослому в возрасте до 40 лет попасть в Китеж легче. Труднее остаться. Но приехать может каждый. Если есть свободная койка - живи, работай. Это статус волонтера. Работы распределяет совет общины. Готов выполнять, не конфликтуешь с другими общинниками - можно заявить о желании жить в Китеже и дальше. Так начинается испытательный срок - около полугода, но иногда и дольше, пока все китежане не убедятся, что могут положиться на "соискателя". Де-факто волонтеры участвуют во всех мероприятиях, но при редких голосованиях (обычно ищут согласия) решающим голосом обладают члены общины.

Постоянный член общины может взять в свою семью детей. Поэтому, как правило, им может стать человек с полной семьей.

Многие люди приезжают в Китеж без намерения остаться в нем на всю жизнь, но ставших членами статус общинника обязывает - это дополнительная ответственность. Впрочем, однажды общину покинула семья, принятая незадолго до того. Трения на почве строгого вегетарианства этой семьи переросли во взаимное напряжение. Китежане привыкли к поиску компромиссов, но тут этого не получилось, и семья предпочла уехать. Теперь иногда приезжают в гости.

Денег в Китеже не заработать. Нерегулярная зарплата учителя, пособия на детей и спонсорские деньги (иногда это скорее оплата интеллектуальной работы и творчества) концентрируются в общем фонде, на руки выдается несколько десятков рублей в месяц. Но общинники пользуются общественной инфраструктурой, транспортом, получают дополнительные средства при выезде за пределы поселения. И ездят они не только по России - благодаря международным связям Китежа и признанию важности его опыта родственными общинами китежские дети побывали уже в нескольких странах мира.

Дети - главный результат работы Китежа. Их улыбки, знания, умение общаться. Все, что с ними происходит в общине, на языке педагогики называется "реабилитация". Впрочем, результатом труда общинников можно считать и отменный мед, и роман "Дважды рожденные" по сюжету Махабхараты, который недавно опубликовал Д.Морозов. Внимательный читатель этой книги может многое понять о Китеже.

Не только педагогический процесс, но и вся система человеческих отношений в Китеже покоится на трех "китах", трех основных принципах. Первый - свобода личности, величайшее достижение западной цивилизации. Каждый общинник (неважно, взрослый это или ребенок) имеет право максимально самореализовываться в жизни. Если девочка хочет стать, например, портнихой и научиться шить красивую одежду, ее никто не заставит быть поваром. Если кто-то из детей грызет карандаш в попытке написать стихотворение (а китежане пишут стихи, и порой весьма неплохие), то в это время ни у кого из взрослых не поднимется рука отправить его убирать навоз на ферме, сколь необходимо бы это ни было. В Китеже пытаются создать все условия для того, чтобы человек имел возможность творить и развиваться как личность.

Принцип общинности - второй "кит", поскольку община - великий корень русского национального характера. Поступки китежан основаны не на собственных интересах, а на осознании общего блага, представляющего собой синтез личных интересов всех членов общины. Поэтому каждый должен сверять собственные интересы и свой путь самореализации с интересами окружающих. Благодаря этому Китеж живет и развивается как единый организм. Основные решения принимает собрание общинников, текущие - совет общины. Большую роль имеют мнение президента Китежа Д.Морозова, главы общины В.Терентьева и членов попечительского совета из Москвы. Но их позиция может быть оспорена, и часто их предложения "не проходили". Хотя, правду говоря, обычно потом оказывалось, что духовные лидеры были правы, а большинство - нет. Но Китеж готов идти на эти "издержки демократии".

Китежская община - не только источник взаимоподдержки и общения, но и носитель культурной традиции. Китеж славен своими празднествами, на которые съезжаются гости, и в такие дни его население почти удваивается. Это, кстати, еще один источник поддержки общины.

Третий принцип - признание ключевой роли Учителя в воспитании: стержнем общины являются носители духовной культуры. Откровенные беседы на духовные темы - отличительная черта китежской жизни, и по этому поводу общинники собираются несколько раз в неделю. В этом процессе ключевую роль играют Дмитрий Морозов, основатель поселения, Ирина Терентьева, мать шестерых детей (трое - приемные) и Марина Максимова, врач из Москвы. Но и остальные общинники, волонтеры и дети имеют собственное мнение по поводу основ бытия и их связи с повседневной жизнью. Они мыслят глобально, но действуют пока локально.

Что будет с ними? Выступая на конференции по устойчивому развитию в Финдхорне, Д.Морозов сказал: "Сейчас перед нами стоят две задачи - нормально пережить эту зиму и добиться преобразования всей системы работы с детьми в России". В каждой шутке есть доля шутки.

Для контактов:
249650, Калужская обл., Барятинский р-н, Китеж
Тел.: (08454) 23-224; (095) 487-0905
E-mail: kitezh@kaluga.ru

Источник:
Станислав ФУРТА
ridnazemlya.org.ua
Разместил: Lotos | 10 июля 2006 | Просмотров: 22359 | Комментариев: 0

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:

Смотрите также:

Эзотерические заметки. Служебная суета, смазанная мазью несправедливости – как ты её понимаешь (всякое утеснение тебя мнится несправедливостью; всякое – без попытки разобраться в его сути), надоевшие семейные дрязги; и ранние сумерки, в которых рождается тоска по свету, и надо в магазин за продуктами, и денег нет на новый компьютер сынишке......
Читать далее >>>
Данная статья посвящена подробному анализу школы-интерната М.П. Щетинина (ассоциированной ЮНЕСКО). В частности поговорим об уникальном подходе в обучении, – ориентированном на самореализацию, как личную, так и коллективную; подходе, который одновременно обеспечивает «разносторонность и глубину» (см. ниже). Но т.к. все остальные аспекты устройства Школы непосредственно связаны с этой...
Читать далее >>>
Если учесть, что феномен детей Индиго был открыт еще в 70х годах, то очень странно, что в основном все средства массовой информации говорят только о детях Индиго. Не надо быть гением в математике, чтобы вычислить, те Индиго, которые родились, пусть даже, в 80х годах сегодня должны быть уже взрослыми людьми. Поэтому пора говорить и о взрослых Индиго тоже. Но такой информации по-прежнему очень мало....
Читать далее >>>
Частая картина из жизни: мама, папа, а между ними ребенок, который становится способом манипулирования в семье. В таком случае страдает ребенок, так как он не получает внимание от родителей, а только является “мнимым” стабилизатором отношений взрослых. Есть еще один вариант: мама, папа, а ребенок живет как бы с ними, но сам по себе. Родители каждый сам по себе, соответственно ребенок в таком...
Читать далее >>>
«Община», или «комьюнити», – весьма широкий и расплывчатый термин, относящийся ко многим формам совместного проживания людей – от обычных соседей по дому и этнических групп до друзей, имеющих общее хозяйство, интересы и живущих рядом. В данной статье подробно рассматриваются именно такие, совместные поселения друзей. Для того чтобы любая община была самоподдерживающейся, необходимо, во-первых,...
Читать далее >>>
Социологи из Университета Луизианы (Louisiana State University) пришли к выводу, что наличие в той или иной местности мощных религиозных общин влияет на уровень смертности — как правило, в позитивную сторону. Анализ статистики показал, что люди живут дольше в тех районах США, где функционирует больше католических и протестантских церквей....
Читать далее >>>
Самая авторитетная методика преподавания йоги для детей – YogaKids – родилась, как ни странно, не в Индии, а в США. Американка Марша Вених, практикующая йогу более 20 лет, еще и мама двоих детей. Именно для них она когда-то начала разрабатывать детский комплекс. Асаны и дыхательные упражнения Марша разбавила музыкой, рисованием, чтением и еще много чем. Сейчас YogaKids преподают в 25 странах....
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100