Борис Гребенщиков: Я думаю, что у любого подростка некомфортность,
неудовлетворенность своей жизнью и в сто раз больше жизнью родителей и
окружающим миром есть всегда. Во мне это ощущение было заложено изначально,
и меня с такой степенью доставала жизнь окружающего мира, что, когда мне
было лет десять-двенадцать, я уже твердо знал, что настоящая жизнь должна
быть совсем не такой, как то, что мы привыкли считать жизнью. «Ребята,—
думал я, — на самом деле все не так, вы обманываете и себя, и меня». Выход
я нашел в «Битлз».
Когда я услышал их музыку — это было в 64-м году, — меня буквально пробило.
Из нее била ключом — даже не духовность, а реальная жизнь, настоящая энергия.
Тогда я понял, что такое, выражаясь привычной мне теперь буддийской терминологией,
чистая земля, то есть истинная жизнь, в отличие от достаточно
загрязненной массой условностей иллюзии, которую мы обычно принимаем
за жизнь. С тех пор у меня не было вопросов о том, что мне ближе всего,
и просто нужно было найти ключи к тому, что есть в музыке. Ведь дело не
в «Битлз», не в рок-н-ролле и нс в гитарах, а в том, что за этим лежит.
В том, что вызывает во мне ощущение искренности.
В. С: Сейчас вы уже достигли такой истинной жизни?
Б. Г.: Ни в коей степени, поскольку во мне еще достаточно
своей собственной грязи, которой, чтобы вывезти, хватит на много грузовиков.
Но при этом я очень твердо знаю, что настоящая часть меня, истинное «я»,
можно сказать, Будда или Христос во мне, — все время находится в правильном
соотношении с миром, и мне нужно только подтянуть иллюзорную часть.
Как известно, когда Будда достиг состояния просветления, первое, что он
сказал, было: «Господи, они же все Будды». У меня такое ощущение было
с детства. Я не мог ручаться за всех, но по поводу себя знал, что со мной
все в порядке. И всю оставшуюся жизнь через различные философские системы,
религии — все, что попадалось мне от духов до кельтов, — я просто искал
название и объяснение тому во мне, что «все в порядке».
В. С.: Почему все-таки в итоге вы пришли к буддизму?
Б. Г.: Я сразу сделаю оговорку, что слово «пришел» подразумевает,
что я все время куда-то шел, а я никуда не шел. Я как сидел, так и сижу.
Просто время от времени ко мне в руки попадает новый набор слов, который
еще более точно объясняет все по поводу меня самого.
Когда я только учился писать песни, мне, естественно, было интересно,
откуда они берутся. И то, что Харрисон со всей своей группой отправился
в Индию, как бы было знаком, где нужно искать. Мы с друзьями начали раскапывать
все, что было доступно: начиная с книг по индуизму, тогда еще на детском
уровне, а затем до более серьезных вещей, большинство из которых было
на английском языке (слава богу, читать я более или менее умел). Это был
неосознанный процесс — ведь в мире вообще большинство вещей неосознанны.
Половина песен, если не больше, у меня тоже неосознанна, но я как бы знал,
что так надо. Спустя пятнадцать лет я понял, почему мне так было надо,
и теперь получаю большое удовольствие от этого.
Например, когда в 78-м году мы делали обложку для нашего первого альбома
«Все Братья-Сестры», я где-то увидел статую Будды и решил, что она обязательно
должна быть в центре обложки. И мы сделали такую фотографию: два человеческих
силуэта, а посередине статуя Будды. Я про это совсем забыл, а недавно
увидел эту обложку и думаю: все нормально, все сложилось,
Реально первым для меня был дзэн-буддизм. Не могу сказать, что очень понимал
его, но сама идея была вроде совершенно ясна. Что касается дзэнской практики,
естественно, мне было до нес далеко, и вместо этого был рок-н-ролл, что
отчасти тоже дзэн-буддизм. Кстати, так было всегда: любую духовную практику
мне заменял рок-н-ролл до тех пор, пока мне не стало требоваться что-то
еще.
В. С.: Какое место в вашей жизни занимает православие и
почему вы от него ушли сейчас?
Б. Г.: Начиная приблизительно с 83-84-го года я серьезно
открыл для себя православие и на какое-то время задвинул в угол свои остальные
устремления. Я решил узнать, что это такое, а потом сравнивать. И был
увлечен и до сих пор увлечен фантастической красотой православия и гармоничностью
его в России.
Хотя, занимаясь православием, я не переставал изучать и другие вещи, в
частности много магических техник. Но выяснилось, что они меня просто
не интересуют. Прожив год в Нью-Йорке, год в Лондоне, я имел доступ к
огромному количеству книг и пропустил через себя очень многое. Кроме того,
у нас с женой есть очень близкая подруга — городская шаманка. Она познакомила
меня с философией североамериканских индейцев, — она стала гидом во множестве
важных для меня вещей, я даже от нее какие-то посвящения получал.
Я не могу назвать себя чисто православным человеком, потому что я не могу
позволить себе роскошь сказать, что я умный и правильный, а вы все ребята
— дураки. Это то, что всегда возмущало меня в православии. То, чего нет
ни в Новом За-вете, ни в Писаниях первых святых. Толь-ко в процессе долгого
врастания православия в жизнь, испытания его государствен-ностью появилось
то, чего никогда в нем не было:'«Мы правы — все остальные не правы». Я
могу подтвердить это сотней примеров из Евангелия, из деяний и писания
апостолов. А это, по-моему, оскорбление самого себя и других. И я, честно
говоря, всегда знал, что я больше рамок, в которые государственное православие
меня загоняет насильно.
Однако я не могу сказать, что я ушел от православия или перерос его. Я
думаю, что православие нельзя перерасти. Просто оно подходит для специфического
типа людей, к которым принадлежит, наверное, большая часть русского народа.
Получается так, что оно живет во мне, но мне нужно чуть более тонкое,
более острое, более действенное оружие. Христианство, по моим личным ощущениям,
— почему князь Владимир его и выбрал для России — устоялось потому, что
история России очень заполнена насилием от момента принятия христианства
до теперешнего времени. И в той форме, в какой мы его знаем, дает мощное
утешение всем. А также дает возможность работать с людьми, которые несчастны
и пострадали и которые самостоятельно делать ничего не будут. Им нужен
внешний бог — внешний утешитель, к которому они смогут прибегать в любую
минуту, чтобы он им реально помог. Православие дает этих утешителей, дает
реальную помощь, дает полное утешение и надежду на избавление от страданий.
Что касается святых, я не сомневаюсь, что то, в чем пребывал, скажем,
святой Сергий или Серафим Саровский, есть чистая земля. Она и описывается
так близко к ней, насколько возможно. Это лишь мои личные ощущения, подтвержденные
определенным мистическим опытом. И у меня нет сомнения, что все святые
наши потому и святые, что руководствовались этим. Я уверен, что вся эта
святость, мощи — не слова, а существуют на самом деле. И они живы, общаются,
помогают, дают все, что нужно в мире. Но путь отрешения от мира, путь
аскезы с двадцатилетним затвором в монастыре — точно не для меня. Я все
время входил в противоречие с этим. Мое существо требует каких-то вещей,
которые выходят за рамки предписанного православием. У меня слишком много
своих желаний, чтобы быть святым, слишком много вещей крайних, пограничных.
Поэтому в итоге меня мои православные основы привели за ручку к Ваджраяне
и передали с рук на руки, как ребенка. «Он хороший, но возьмите-ка его,
потому что похоже, что он ваш». Я продолжаю испытывать глубочайшую любовь
к православию, но знаю, что это не та система, которая может мне позволить
выразить себя целиком.
Мне недостаточно общего страдания.
В. С: Действительно, в буддизме основ-ное место занимает
концепция не страдания, а сострадания. В чем вы лично видите это сострадние
для себя?
Б. Г.: Я много думал по этому поводу. В русском языке страдание
и сострадание практически идентичные слова. Но в английском они совершенно
различны. Сострадание — это сочувствие, то есть когда ты понимаешь, что
у тебя природа такая же, как и у всех. И ты страдаешь, и они страдают,
но вы не страдаете вместе, а можете посочувствовать друг другу, поделиться
своим пониманием, любовью, чем-то таким еще. А в православии — культ страданий:
ты страдаешь, я страдаю, мы все страдаем и будем страдать вместе, потому
что тогда наша тяжелая доля приведет нас в конце концов в рай. И мы верим,
что Христос приведет нас туда, — он и в самом деле приведет, но что делать,
если меня не устраивает все время страдать. На самом деле я понимаю, что
за этим стоит, но у меня немножко другой склад натуры: мне хочется не
страдать, а работать. И сострадание в том, что у меня слишком много всего
и я могу отдавать без ущерба для себя, много могу отдавать.
В. С.: А что это, чего много?
Б. Г.: Ощущение радости, покоя, полноты жизни. И у вас
у всех, ребята, жизнь полная, только вот вы бы это поняли еще — вот как
вам было бы хорошо. Я для этого и песни пою, через них у меня передается
многое из того, что я хочу. Это то, что я могу. Все остальное у меня получается
меньше, может, потому, что и не очень надо.
Кстати, кроме прочего, у меня есть критерий любой религии, будь то даосизм,
каббала, — все, что угодно: «Судите дерево по плодам его». Иными словами,
если человек занимается чем-то и при этом способен быть и светльм, и добрым,
и энергичным, отчего всем вокруг него светло и хорошо, значит, эта практика
работает, как бы она ни называлась, — хоть «Вуду». А если человек практикует
то, что называется самыми светлыми именами, но при этом от него тяжело
и легче никому не становится, он давит и никого не очищает, — тогда, простите,
я буду искать что-то другое. Пока, судя по примеру Оле Нидала и других
лам, о которых я слышал, Ваджраяна в этом смысле — безотказная вещь. Я
не хочу никого обидеть, говоря, что одно плохо, другое хорошо. Любая практика
так или иначе работает, но для меня лично подходит то, что приносит самому
практикующему и всем, кто его окружает, чистую, ясную, позитивную энергию.
В. С.: Но ведь буддизм, как и православие, тоже религия
со своими нормами и рамками. Что же все-таки вас так привлекает сейчас
в нем?
Б. Г.: Буддизм — это система практик, которая исходит из
того, что каждый из нас абсолютно просветлен, каждый из нас Будда, в каждом
из нас есть все. Он не требует веры, он требует знания и работы с этим
знанием и дает невероятное количество техник по работе с каждым отдельным
аспектом своего собственного ума, сознанием других людей и сознанием всего
мира. Все это — то, что меня целиком устраивает, и я потратил бы с удовольствием
много тысяч жизней на овладение этим богатством. А пока я только кинулся
в дверь, которую приоткрыл для меня Оле Нидал, и начал рыться в этой сокровищнице.
Я говорю именно о Ваджраяне, поскольку мало знаком с другими ветвями буддизма.
Конечно, и помимо буддизма существует множество других практик по работе
с сознанием, которые нередко объединяют термином «нью эйдж». Но весь нью
эйдж, насколько я понял на своем опыте, привязан к личности человека,
а личность — как раз то, что меня больше всего достает в каждом человеке
и, главное, в самом себе. Я стараюсь сделать все, что я могу, чтобы со
своей личностью покончить. Личность — это та клетка, которую мы надеваем
на самого себя — на настоящего — для узнаваемости. Иными словами, со словом
«я» связан весь набор ограничений наших ограничений, а Будда по определению
не ограничен ничем. Поэтому, отождествляя себя с ним, а не со своим «я»,
можно мно-гое в себе преодолеть и изменить к лучшему. Хотя у меня идет
большая внутренняя борьба со всей, чисто восточной экзотикой буддизма,
и мне, естественно, трудно представить себя в виде Будды. Но при этом
я знаю, что эта система очень древняя, и как только я смогу преодолеть
внешние экзотические вещи, внутри там все будет точно.