Пессимистами или оптимистами не рождаются, ими становятся - под влиянием разных причин. Теория оптимизма Мартина Селигмана возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования "выученной беспомощности". По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Система образования и воспитания часто ориентируется на приемы "негативного подкрепления". Родители и учителя внимательно следят за ошибками, которые допускают дети, и при любом удобном случае эти ошибки отмечают.
Правое легкое не дышало из-за бронхоспазма: несколько слов сказанных вполголоса или шепотом вызывали отдышку. Я лежал и понимал, что мозгу кислорода явно не хватает. Начались сильные головные боли в левом полушарии, впоследствии оказалось, что 95% сосудов мозга работают с чудовищным нарушением ритма. Я поймал эту гадость в Красном море, когда был в Дахабе. Даже соленая вода почему-то ее не убивает. Это был реальный шанс уйти. Я лежал и пытался найти причины, которые служили бы серьезным поводом остаться здесь. Я их не нашел.