|
Рассуждая об индийской религиозно-философской традиции, многие из нас – «европейцев» подразумевают такое понятие как «индуизм». И это в корне не верно. Дело в том, что, во-первых, - данный термин появился лишь в начале XIX в. в английской критической литературе. Во-вторых, - ему сложно подыскать индийский синоним. И даже индийские авторы историко-философских трудов используют понятие «индуизм» как некую кальку, слово, которое они понимают именно в европейском его значении. Можно сказать, - для удобства. В-третьих, - индийской аутентичной концепции, которая бы отвечала понятию «индуизм», не существует априори. Впрочем, как и не существует в Индии понятия, которое бы четко отвечало европейским или западным представлениям о религии как таковой.
В данной статье рассмотрена ацтекская модель универсума. Можно сказать, что ацтекскую сакральную модель универсума создали тламатинимэ (те, кто знают вещи/те, кто знают небо и обитель мертвых), которым принадлежат ин тлили ин тлапалли – «черные и красные чернила» (т.е., письменность и знания). Речь идет о первых ученых и философах племени науа. В ацтекской мифологии высшая власть принадлежала Ометеотлю Мойокойатцину – Богу дуальности или Господину, который находит сам себя в омэйокани (метафизическое «место дуальности»).
О жизни, судьбе и смерти человека в месопотамской модели универсума. Создателями месопотамского универсума были шумерский Бог Энлиль, аккадский Бэл или вавилонский Мардук. Эти боги не существовали от сотворения времен, а были рождены в союзе старших богов – соответственно шумерского Бога Неба Анна с Богиней Земли Ки; аккадского Бога Неба Анну с супругой, или аккадско-вавилонского Бога пресной воды Эйа с супругой. Интересно, что для осуществления процесса сотворения отдельных частей универсума Боги-Творители выполняли определенные физические действия (в отличие, например, от древнеегипетских богов, порождавших для этого богов)...
|