Эзотера > Билет до станции «Пик эволюции»

Билет до станции «Пик эволюции»


11 апреля 2015. Разместил: rishiken
Билет до станции «Пик эволюции» Как известно, организм человека очень похож структурно и функционально на организмы других животных, особенно высших, а человеческий мозг, по большому счету, можно рассматривать как усовершенствованную версию мозга животного. Основным отличием мозга человека является наличие развитого неокортекса, проявляющегося во внутренней сфере человека высшей психической деятельностью. Древние же структуры мозга, такие как рептильный комплекс и лимбическая система, служат базой для рефлекторного поведения, обучения через системы подкрепления и прочих основных психических функций.

Эти «животные» отделы мозга сыграли важную роль в те времена, когда человек был еще не особо проницателен в вопросах развития и эволюционного движения в целом. Природа, дао, воплощающийся дух или что угодно по вашему выбору, должны были донести человеку, а до него и всем остальным животным, что важно в данный конкретный момент времени, причем без всяких там книжек или тренингов. Решением этого, надо признаться непростого, вопроса оказалось формирование рептильного, а затем и лимбического отделов головного мозга.

Это изобретение позволило природе встроить во внутреннюю сферу древнего человека простые логические функции. Они запускались через стимулы из окружающей действительности вроде еды, опасности или там купающихся под водопадом соплеменниц, вызывая переживания во внутренней сфере и тем самым мотивируя человека к тем или иным конкретным действиям.

Вдумайтесь как это круто! Вне зависимости от того в какой из бесконечного множества ситуаций оказался бы человек, природа моментально, без каких-либо слов доносила ему информацию о том как ему нужно поступить, исходя из самой глубокой перспективы эволюционного развития. Эволюция как бы говорит человеку прямо через его собственные внутренние переживания: «нет времени объяснять, тебе нужно срочно переспать вон с той красоткой». Это кстати в очередной раз показывает, что в реальности человек не отделен от мира, как ему иногда кажется, но един с ним, ведь иначе с какой стати через наши эмоции говорил бы голос эволюции?

Дальше больше...


Прошло какое-то время и мы видим, что человечество в целом успешно справилось с выживанием под открытым небом и расселением себе подобных по всей планете. Теперь пришло время для нового этапа развития. Современные человеки получили еще один апгрейд в виде неокортекса и теперь при помощи хитрых моделей пытаются разобраться куда их ведет эволюционное движение и что собственно во время этого движения происходит.

Некоторые индивидуумы в разные времена на своих собственных убедительных примерах показывали, что актуальный этап развития далеко не венец эволюции и что нам всем есть куда расти. После ухода этих выдающихся людей их последователи скрупулёзно документировали наставления своих мастеров. Что создало для нас возможность анализа и выявления общих паттернов дальнейшего развития.

Дело это не совсем простое, так как мастера жили в разные времена и принадлежали разным культурам, более того, каждый из них обладал собственным характером (да, да они тоже были, кроме всего прочего обычными людьми, если кто-то думает что Будда или Христос не ходили в кусты, справить нужду, то у меня для него плохие новости). Так что, для того чтобы достоверно разобраться чем именно мастера отличались от нас, нам придется для начала полагаться на какие-то базовые принципы а уж затем нажив собственный опыт углубляться в детали, ища подсказок у ныне живущих мастеров.

Так вот если взглянуть на любую серьезную систему развития вроде православия или буддизма, мы увидим что одним из основных принципов, присущей каждой из них является стремление уйти от базовых логических функций, унаследованных человеком от животных. Те самые гениальные нововведения, которые были актуальны всего пару сотен тысяч лет назад, оказываются сегодня уже вышли из моды.

Проблема только в том, что не все заметили свой новёхонький неокортекс и всё по прежнему продолжают действовать из импульсов лимбической системы и рептильного мозга. Как и было запланировано конструкций этих древних разделов мозга действия выполняются в автоматическом режиме. Стимул во внешней среде – внутренний мотивирующий отклик – требуемое действие – психологическая награда за выполнение.

Согласно мастерам такое поведение не совместимо с высшими ступенями развития, на которых человек, как говорил дедушка Гурджиев, является «хозяином самого себя». Это означает, что деятельность человека более или менее согласованна с его волей и он способен взаимодействовать со внешней реальностью так, как посчитает уместным в данный конкретный момент.

Заметьте, что мы пока не говорим о том, каким должно быть это поведение с точки зрения мастеров. Мы говорим о функциональной возможности произвольно управлять своим поведением в большинстве жизненных ситуаций. На начальном этапе этому моменту придается ключевое значение и одним из главных препятствий, как мы видим, являются автоматическое, инстинктивная природа человека, унаследованная им от братьев наших меньших.

В любой системе от йога-сутр Патанджали до суфизма существуют инструменты и методы для работы с некогда прогрессивными, но на данный момент устаревшими проявлениями человека. Архитекторы христианства подошли к проблеме творчески и даже олицетворили эти базовые животные механизмы в символе дьявола, изображаемого обычно со всеми атрибутами животного, вроде рогов, хвоста и копыт.

Три основных подхода


Самым дуболомным и в общем-то проверенным выходом из этой ситуации является строгий устав монастыря, ритрит-центра или той пещеры в которой поселился человек устремившийся к свету. Обустраивая окружающее пространство вокруг себя таким образом, чтобы по возможности исключить большинство стимулов активирующее животное начало, человек как бы усыпляет свои автоматические функции. Нет стимулов – нет автоматического поведения, а значит во внутренней сфере появляется вакуум, который можно заполнить чем-нибудь конструктивным вроде долбежки молитвы. Несколько десятков лет такой практики и вы трансформируетесь в объект молитвы. Некоторые так усердствуют, что у них даже стигматы проступают.

Более утончённым подходом к этой проблеме является формирование прочного волевого стержня. Гурджиев образно объяснял, что такой стержень выплавляется от жара трения между конфликтующими субличностями. Так к примеру во многих буддийских школах распространена практика простираний. Начиная каждый день с соточки простераний, практикующий монах через несколько лет становится способным без труда контролировать свое поведение. Ведь сила воли, как показывают последние нейробиологические исследования вполне поддается тренировке.

Самым эффективным, но и самым сложным способом является непрерывное осознавание себя. В этом случае человек видит как рождаются импульсы к тем или иным поступкам в своей внутренней сфере и просто наблюдает как животные интенции сворачиваются в зачаточном состоянии, так и не набрав силу. Они перестают быть естественными для человека, так как он понимает их природу, механизм действия и их цель. По своему желанию он может слиться с этими интенциями и переживать животную вовлеченность, но она кажется ему ограничивающей и тупиковой. Такие люди естественным образом становятся асексуальны и перестают панически боятся смерти.

Разумеется можно комбинировать эти три метода между собой, как в большинстве случаев это и происходит. Мне безумно интересно какими подходами пользуетесь вы. Буду очень рад если вы поделитесь ими в комментах.

К сожалению многие упускают этот важный, но не очень романтический аспект развития, пологая что 10 минут медитации в день на какую-нибудь светлую сущность, избавит их от реальности того, кем они являются в действительности. Не отворачивайтесь от самих себя и смотрите глубже, желаю вам всего самого доброго!

Подводя итоги:


  • В психику человека встроены автоматические функции, доставшиеся нам от животных.
  • Согласно любой серьезной системе развития бессознательный автоматизм этих функций является преградой для более тонких ступеней развития.
  • В зависимости от способностей практикующего естественным образом сформировались различные подходы по решению этой проблемы.
  • Комбинируя эти подходы можно найти приемлемое решения для каждого конкретного человека.

Источник:
Buddha lives on my street