Эзотера > Игорь Чебанов «Рождество Христово и космическое колесо сансары»
Игорь Чебанов «Рождество Христово и космическое колесо сансары»14 июня 2011. Разместил: Chebanov Igor |
Тезисы статьи:
1. Из космического колеса сансары выводит только одна духовная СТЕЗЯ. 2. Христос принес именно эту благую весть и именно эту стезю, но далеко не всегда учение Христа воспринимается на таком уровне. 3. В учениях востока – индуизме (см. Бхагаватгита), буддизме (Дхаммапада), исламе (суфизме) на высшем уровне прослеживается та же духовная стезя. 4. Многие способы саморазвития и самореализации являются внутрисансарными практиками, не имеющими трансцендентного исхода. Это всего лишь смена телесных и душевных одежд в круговороте тварного бытия. 5. Осознавание, к чему или к кому именно обращено наше целостное устремление, является определяющим в нашей духовной судьбе. 6. Любые формы ступенчатого восхождения являются следствием недо-разумения Божественной природы. Приход Иисуса Христа в плотный мир человеческого существования – вочеловечение, произошедшее более двух тысячелетий тому назад, привнесло в западный мир Благую весть и Новый Завет между Богом и людьми, принципиально изменившие качество жизни и уровень религиозности для тех, кто услышал и смог принять эту божественную милость. Это радикальнейшее обновление запечатлено в словах Иисуса Христа: «Ибо говорю вам, из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя, но меньший в Царствии Божьем больше его» (Лк.7:28). Новый Завет записывался не на каменных скрижалях, а в сердцах относительно небольшой группы достойных последователей, которые при содействии Святого Духа Истины распространили и продолжают распространять ТО, что приблизило Царствие Божье, последний в котором, выше самого высокого ветхозаветного пророка. Это, безусловно, чрезвычайно важное откровение, несущее в себе сакральный смысл наивысшего порядка. Наше внимание к этим словам, и усилия, приложенные к их принятию и разумению, самым прямым образом скажутся на нашей духовной судьбе, ибо: «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим» (Мк.4.24). Остановимся на вышеприведённых словах Господа и поразмышляем о них. Среди ветхозаветных пророков были такие как Моисей, Даниил, Исайя, Давид, Елисей, деяния, вера и Богоисполненность которых вызывают потрясение души, трепет и восхищение. Пророк же Илия удостоился живым, прямо в теле, быть взятым на небо. Следует помнить, что по словам Христа, Иоанн Креститель есть ни кто иной, как пришедший снова на землю Илия, которого люди не узнали. Было бы удивительно, если бы узнали: зная из Писания, что ему надлежит вернуться снова на землю перед приходом Мeссии, люди ожидали его приход совсем другим образом, нежели рождение ребенка-Иоанна. Кстати, это является и авторитетнейшим свидетельством (из уст самого Христа) о перевоплощении душ в различные тела. Во многом заложенные в Новом Завете смыслы и значения не были даже отмечены как таковые в христианской литературе прежних веков и актуализируются лишь теперь, в соприкосновении с мудростью востока. Отсутствие этих смыслов не мешало, однако, истинным подвижникам веры доходить до Богообщения и очищения своих душ в живом огне любви, веры и дел по вере. Ведь Бог смотрит прежде всего на устремления сердца, а не на смыслы, находящиеся в сознании. Но в современном мире, когда великие учения востока (да и не только великие) широко распространились в социокультурных пространствах традиционно христианских стран, восприятие новых смыслов, заложенных в Писании, делается весьма насущным и актуальным, ибо: «блажен кто не соблазниться обо Мне», и «никто не может быть выше Меня, довольно будете как Я» (таковы слова Спасителя). Однако, не вчитавшись в тексты Нового Завета – первоисточника христианской веры со времён ухода в мир иной живых свидетелей событий, многим кажется, на основе опосредованного впечатления об учении Иисуса Христа (церковь, священники, верующие, популярная христианская литература), что уровень восточной духовности намного выше, нежели христианской. Еще раз напомню слова Иисуса: «Блажен, кто не соблазниться обо Мне!» (Лк.7:23), которые призывают нас воспринять единосущную с трансцендентным Творцом вневременную природу Христа (см. христианский Символ веры). Вспомним замечательное Евангельское свидетельство о прибывших к новорожденному Младенцу мудрецах Востока, которые принесли в дар золото, смирну и ладан – всё необходимое для царского погребения (прозревая его земную миссию). Во сне же они получили от Бога указания не возвращаться к Ироду. То есть они имели Божье водительство и обрели мудрость и знание – о приходе Спасителя и о земном пути Иисуса – на Востоке (говоря современном языком, в одной из восточных духовных традиций). Про метафизический Восток, исполнившись Святого Духа говорил и отец Иоанна Крестителя – Захария: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме смертной, направить ноги наши на путь мира». Из этой фразы видно, что метафизический Восток («Восток свыше») посещает тьму человеческого неведения спасительным милосердием божьим, наставляя нас на путь мира. Вспомним также, что и алтари в православных храмах и католических костелах обращены на Восток. Таким образом, мы видим, что тема мистического Востока звучит в Библии высокой нотой, но: «Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется...» (Иоанна.10:9). Велика тайна сего спасения – вхождения в Царствие Божье через Христа. Подойти к этой тайне возможно в свете высшей заповеди Христа: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь ЕДИНЫЙ; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет. В ней весь закон и все пророки» (Мф.22:37-39. Мк.12:30-31 Лк.10:27). Здесь особое значение имеет слово ВСЕМ. Душа, сердце, разум и воля (крепость) составляют всё существо человека, и переплавлять в огне веры и любви все грани своей натуры, все затененные и спрятанные даже от своего я стороны себя, причём с милостью, а не жертвуя, – вот духовное делание на все случаи жизни. Да это и есть для богоустремленной души САМА ЖИЗНЬ, включающая и самопознание, и волю, и разум, и дела, и молитву, как доверительное общение любящей души со своим Создателем и Истинным Учителем. Перейдем к некоторым параллелям из древневосточных и новых восточных священных писаний и живых слов практически наших современников. Нижеприведенные цитаты из Бхагават Гиты (Древнеиндийский священный эпос – «Песнь господа») фокусируют мысли читающего на трансцендентном пути полной преданности и любви к Высшей Божественной Личности, выводящем из космического Колеса Сансары. Эти наставления дает сама Высшая Божественная личность – КРИШНА, представ в образе возничего колесницы, своему преданному ученику-войну Арджуне перед сражением двух армий на поле Курукшетра. 16. Есть четыре вида праведных, поклоняющихся мне, о Арджуна: страдающие, жаждущие мудрости, ищущие личных достижений и мудрые. 17. Их всех превосходит уравновешенный и беззаветно преданный мне мудрец; воистину Я дорог превыше всего для мудрого, и он дорог мне. 18. Все они благородны, но мудрого Я почитаю подобным себе; слившись со своим Высшим Я, он устремлен ко мне, на Верховный Путь. …………………………….. 5. И тот, кто сбрасывая с себя тело, в час кончины думает лишь обо Мне одном, тот несомненно вступает в Мое Существо. 6. К тому существу, о котором человек думает в час кончины, к нему он идет, как к сродному своей природе. 7. Поэтому помни обо Мне непрестанно и сражайся. Душой и Разумом пребывая во Мне, ты несомненно придешь ко Мне. ……………………………. 14. Кто постоянно думает обо Мне, не мысля ни о чем другом, тот уравновешенный йог, легко достигает Меня. 15. Придя ко Мне, эти Великие Души более не возвращаются к рождению в преходящие обители скорби; они достигли высочайшего совершенства. 16. Миры, начиная с мира Брахмы, являются и исчезают, о Арджуна; но тот, кто пришел ко мне, о сын Кунти, тот более не знает рождения. …………………………… 19. Это множество существ, снова и снова проявляющихся, исчезает при наступлении Ночи; с наступлением Дня они, согласно закону, неизбежно, являются вновь. 20. Воистину, превыше этого Непроявленного есть иное вечное Непроявленное, которое остается во время разрушения всех существ. 21. Это непроявленное именуется "Неразрушимое"; Оно называется Высшим Путем. Достигшие Его, более не возвращаются. Это моя высочайшая обитель. …………………………….. Из приведённых отрывков видно, что во множестве восходящих духовных потоков существует лишь один, выводящий из всеобъемлющего космического Колеса Сансары. Это поток беспримесной любви, преданности и исполнения воли лишь трансцендентной Верховной Божественной Личности (Бога Всевышнего). Всё остальное является лишь этапами подготовки к этой Стезе. А вот цитаты из высказываний Бабаджи – удивительного святого, неоднократно воплощающегося уже во взрослом теле и, пробыв определенное время в мире людей, уходящего из мира путем дематериализации, превращаясь, например, в огненный шар на глазах сотен, а то и тысяч людей. Последний раз Бабаджи пребывал на Земле с 1970 по 1984 годы в Индии. Суть Моих Законов – Любовь! Нужно превращать себя в Любовь! И требуются постоянные самоконтроль и самокоррекция! Пусть нигде в тебе не останется ничего, кроме Меня! Карма от прошлого тогда будет окончательно смыта! Бабаджи А это слова одного из самых почитаемых суфиев средневековья – Джалалладина Руми. Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас, Она бессмертна - а умрет лишь то, что видит глаз. Джалалладин Руми И наконец – высказывания нашего современника Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы (имя которого означает: Бхагаван – Бог, Шри – Благословенный, Сатья – истинный, Саи – мать, Баба – отец). С утра до вечера вы должны постоянно напоминать себе о том, что вы поистине являетесь Брахманом, а не просто человеческим существом, созданным из пяти элементов. Главное, что вы должны сделать, чтобы внушить вашему уму Реальность, – это повторять имя Бога и пребывать в Его славе день и ночь. Сатья Саи Баба Вышеприведенные цитаты из древних и новых восточных учений, и слов самих носителей истинной Божественности говорят о полноте Обожения человека через направленные к Всевышнему любовь, познание и дела. Вот высший путь человеческий жизни, выводящий из всех форм к самому Богу-Духу. Все носители Истинного, пребывая в разные эпохи и в различных телах говорили от Невоплощенного Единого Духа, и разумение этого снимает телесные ориентиры, акцентируя внимание на Духе, который дышит, где хочет. ∞∞∞∞∞∞ Еще один важнейший смысл, заложенный в тексте Библии состоит в том, что не следует как-то представлять, изображать или воображать Господа. «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хариве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину...» (Второзаконие 4:16-17). Иисус так же отводит сознание своих последователей от своей земной одежды (тела): во-первых, преображаясь на горе Фавор, являя избранным ученикам Свое светоносное тело; во-вторых, на Тайной вечере, говоря что хлеб есть тело мое, а вино есть кровь моя Нового завета; в-третьих, после своего воскресения Он несколько раз являлся в трудноузнаваемом теле. Слова Спасителя о том, что он был прежде Авраама и что ОН есть свет миру, и что никто не знает Сына кроме Отца, напоминают нам о внетелесной, предвечной духовной природе, на время вочеловечившегося Бога. Спаситель Христос – единый со Всевышним трансцендентным (безначальным) Отцом – предлагает для имеющих уши слышать путь спасения из любых тварных форм существования, причем не по закону, а по Благодати. Приведём следующие цитаты из Нового Завета: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6). «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12). «…да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» (2-е Фес. 1:12). Так пусть же Слава Божья взойдет над умами и сердцами услышавших Благую весть. Р.S. Хочу обратить внимание на существование в учениях эксплицитного и имплицитного (явного и подразумеваемого) слоёв информации. Так, внимание и усердие подразумевает то, что в других текстах обозначается как сосредоточенность. Понимание того, что Верховная Божественная Личность, конечно же совсем не личность в человеческом представлении, выстраивает учение как бы в безличностном ключе (буддизм), однако имплицитно в нём присутствует Верховная божественная личность: «Ведь свое я – господин себе. Кто же еще может быть господином? Полный смирения своего я человек находит господина, которого трудно найти» (Дхаммапада ст.160). Не дав своим ученикам ответов на 10 вопросов об устройстве мироздания, Будда сказал, что знание ответов на эти вопросы бесполезно для осуществления духовной святой жизни. Истинные знания во всей полноте обретутся после духовной трансформации (нирваны). Буддизм, зародившись в Индии с гигантским пантеоном богов и небожителей (подсансарных существ), дистанцировался от явного личностного статуса просветления, дабы не размыть и не снизить надкармический уровень нирваны. В неоиндуистском учении Брахма Кумарис существует понятие мирового цикла, мировой драмы, трансцендентного выхода из которой для индивидуальной души не существует. Это вовсе не противоречит возможности трансцендентного выхода из всех циклов, но только, конечно, не для души, ибо это уже недопустимый багаж к Я-есмь. Апофатическая (через отрицание) и катафатическая (через утверждение) теологии, дополняя друг друга, очищают душу последовательных и благоразумных адептов от всего её содержания, оставляя лишь полноту всеединяющей любви. Памятуя об этом, будем как пчела, собирающая мед с разных цветов, СОБИРАТЬ МЕД ИСТИНЫ, МУДРОСТИ И БЛАГОЧЕСТИЯ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ИМЕЯ В СЕБЕ САКРАЛЬНОЕ И НЕРУШИМОЕ Я ЕСТЬ, АЗ ЕСМЬ. Автор: Чебанов Игорь Викторович http://igor-chebanov.narod.ru |