Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Мистерия Цам — мост между миром просветленных существ и миром людей

| Еще
Впервые в новейшей истории России. Полная мистерия Цам в исполнении 32 тибетских монахов монастыря Дзонкар Чоде. 23 мая в главном буддийском храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Незадолго до трагических событий 1959 года желтый глаз огромной белоснежной маски яка, считавшейся одной из главных реликвий тибетского монастыря Дзонкар Чоде, внезапно выпал из глазницы. Старшие ламы нахмурились, усмотрев в этом знак грядущей и неотвратимой беды. В тот год в Тибете во многих монастырях защитные божества посылали свои предзнаменования ламам-хранителям учения Будды.

Для монастыря Дзонкар Чоде маска белоголового яка, что хранилась в погруженной в полумрак комнатке, примыкающей к главному залу молитвенных собраний, вместе со священными изображениями и статуями защитных божеств, была не просто маской дикого необузданного зверя. В образе яка явился первому настоятелю монастыря, Чопелу Сангпо, просветленный защитник Ямантака, которого он долго созерцал в медитации и к которому обращал свои пламенные молитвы о Просветлении. Пребывающий в глубоком сосредоточении настоятель видел, как одно за другим появлялись перед ним просветленные божества в сопровождении свиты грозных защитников в коронах, увенчанных черепами…

Божества исполняли причудливый танец, каждое движение которого каким-то неведомым образом отпечаталось в сердце Чопела Сангпо.

Вскоре он решил воссоздать явленную ему мистерию, обучив своих монахов нездешним танцам просветленных божеств. Он так отчетливо помнил каждое движение, лязг железного трезубца в руках богини Цамуди, безудержные прыжки скелетов, взмывающий ввысь треугольный флаг защитника Махаякши и трубы, заполняющие своими низкими голосами все пространство на много миль вперед…

Эти трубы затем на протяжении нескольких столетий звучали у тибетско-непальской границы, в горной долине Дзонка, давшей свое название монастырю. В 1959 году, после кровавых событий в Лхасе, монахи Дзонкар Чоде ушли в изгнание в Индию, забрав с собой драгоценные монастырские реликвии и древние маски, в которых танцуют и поныне.

Мистерия Чопела Сангпо, воссозданная великим ламой в мельчайших деталях, по сей день остается главным событием духовной жизни монастыря Дзонгкар Чоде. В Тибете этот вид ритуальных служб называют «Чамом», в России он больше известен в его монгольском произношении «Цам». В Дзонгкар Чоде эта чрезвычайно сложная многочасовая церемония исполняется один раз в году, на 29 лунный день последнего месяца уходящего года. По вечерам, когда спадает нестерпимая индийская жара, громогласные звуки длинных труб возвещают о том, что ламы начали готовиться к самому важному дню года, когда накануне новогодних празднований будут отсечены все трудности и преграды.

Дата предстоящего ритуала хорошо известна всем жителям прилежащих тибетских поселений. Для них Цам — живое соприкосновение с миром буддийских божеств, которые в остальное время года неподвижно взирают на них с живописных изображений и храмовых фресок. Являясь мостом между невидимым миром просветленных божеств и миром людей, Цам требует многочисленных и тщательных приготовлений.

Ламы, исполняющие роли главных персонажей, проходят длительное затворничество, созерцая то божество, которое затем будут представлять в танце. Обращаясь к нему с молитвами, начитывая его священные слоги-мантры, представляя себя в его образе, они стремятся впитать его энергию и духовную силу, чтобы затем, облачившись в старинную маску и костюм из золотой парчи, стать божеством, явив людям его благословение.

Остальные участники церемонии в эти дни оттачивают свое мастерство, вспоминая разученные ранее па. Всевозможные технические приготовления также занимают немало времени — часто монахам приходится заниматься ремонтом старых и изготовлением новых масок, восстанавливать поврежденные костюмы и украшения.

Поскольку церемония Цам — одна из основных духовных практик Дзонкар Чоде, традиция ритуального танца сохраняется здесь с особой бережностью. Сегодня в монастыре около двухсот монахов, большинство из них — ребятишки 8-10 лет, которые пока лишь внимательно следят за танцующими старшими ламами, чтобы затем, незаметно для остальных, повторять непростые движения.

Они прыгают и веселятся, глядя на то, как натягивают в монастырском дворе белый тент, под которым завтра будут священнодействовать те, кого они каждый день видят в простых монашеских одеяниях, — молодые парни, коротко подстриженные, коротающие дни в бесконечной учебе и мечтающие о возвращении в Тибет. Завтра они сойдут со ступенек храма совсем в другом обличии. Пружинистыми прыжками спустятся они к пестрой толпе, и малыши-монахи замрут, испуганные силой и мощью этого немыслимого представления.

Чам монастыря Дзонкар Чоде называют «Чамом яка», поскольку выход из храма на монастырский двор белоголового яка — один из самых зрелищных моментов церемонии. Он — такой огромный, что под его мохнатой черной шкурой скрываются одиннадцать монахов! Ими руководит монах-дирижер, который в нужный момент подает им короткие команды, и огромное животное слажено и изящно спускается вниз по ступенькам, поворачивает то вправо, то влево, величественно обходя монастырский двор.

Его царственного выхода ждут с нетерпением, а в известный всем жителям близлежащих тибетских поселений момент к нему обращаются за благословением, поднося белые церемониальные шарфы-хадаки. Первыми подходят к волшебному яку самые пожилые и уважаемые беженцы из Тибета, чья связь с монастырем Дзонкар Чоде исчисляется десятилетиями — многие из них до 1959 года жили Дзонке, где монастырь стоял до вторжения китайцев. Сегодня они не только поддерживают связь с монастырем, но и самым активным образом участвуют в Чаме, где все роли расписаны и выполняются с безукоризненной точностью. Они следят за танцорами, чтобы в нужный момент успеть поправить костюм, разносят напитки для лам и угощения для гостей, снимают с танцующих божеств шарфы-хадаки, которые во множестве возлагают на них собравшиеся зрители.

Монастырь Дзонкар Чоде принадлежит к школе Гелуг тибетского буддизма, поэтому центральным персонажем монастырского Чама здесь является Каларупа, главный защитник этой школы. Танец Каларупы и его супруги Цамуди, а также многочисленных божеств царственной свиты составляет костяк Чама, в повествовательную канву которого изящно вплетены появления и других героев — трехметровой Палден Лхамо (охранительницы Тибета и Далай-ламы), молниеносных снежных львов, скелетов-охранителей кладбищ и «черных шапок».

Танец черных шапок уходит корнями во времена небуддийского царя Ландармы, который благоволил последователям шаманской религии Бон и беспощадно разрушал буддийские монастыри и храмы. Он был убит буддийским монахом, которому удалось скрыться с места преступления целым и невредимым, используя простой трюк с переодеванием.

Вымазав сажей собственное лицо и свою белую лошадь, облачившись в черный плащ с белой подкладкой и черную шапку, спрятав в широких рукавах своих одежд лук и стрелы, он отправился ко двору. В таком облачении он скорее походил на злобного духа, нежели на служителя Дхармы. Представ перед дворцом, он принялся исполнять неистовый ритуальный танец бонского мага-колдуна. Когда же царь, заинтересовавшись, приблизился к нему на расстояние выстрела, то тот тотчас же поразил его стрелой, вскочил в седло и помчался к реке. Переплыв реку и смыв сажу с себя и коня, он вывернул плащ и шляпу белой изнанкой кверху — преследователи уже не могли обнаружить на другой стороне реки черного колдуна…

Эту историю тысячелетней давности хорошо знают в Тибете, ведь она — напоминание о том, что и прежде на долю страны Снегов выпадали тяжелые времена. После жестокого правления Ландармы в стране осталось только три буддийских монаха. По счастью, сегодня их несколько тысяч, и они сохранили для нас танцы и образы просветленных миров.

Монахи Дзокар Чоде также представят фрагменты мистерии Цам 30 мая в Элисте в рамках большого концерта фестиваля «Океан сострадания» и 2 июня в Москве.

Источник:
Сохраним Тибет!
Разместил: Informer | 6 мая 2009 | Просмотров: 4583 | Комментариев: 1

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Геддоний
Всего публикаций: 57
Всего комментариев: 189
Геддоний (Участник  57 | 189)  ·  2 сентября 2009, 15:33  
Описываемая в данной статье церемониальная мистерия буддистов никак не может служить мостом между просветленными существами (божествами) и миром профанов - невежественных людей. Приписывание эпатирующей пляске ряженых лам свойства - просветлять чудесным образом умы профанов- это выдача желаемого за действительное, чтобы привлечь любопытных туристов или халявщиков, ищущих просветления нахаляву. Никакими механическими вывертами тела не сделать ум плясуна и тем более ум зрителя проницательным в высокие слои вибрации, несущие высокие истины. Это вымысел невежества. Для того внутренний ум человека должен обладать по крайней мере 5-ю слоями вибрирующих "фосфенов", что есть еще неполная октава субстанции внутреннего ума. Полная октава внутреннего ума у человека должна иметь семь слоев вибрирующих "фосфенов". Обладатель такого ума считается полностью просветленным и способен вступать в контакт с существами верхней октавы, кого принимают за богов, или неферов. Только вибрирующие "фосфены" возбуждают своих физических двойников - ответные нейроны головного мозга и тогда строится "мост" между внутренним и внешним умом, или подсознанием и внешним сознанием человека. Таким образом пишется "Книга Внутри и Отвне" (См. Откр. ап. Иоанна). Кстати, "фосфены" сами начинают вибрировать только при воздействии на них когерентных торсионных волн - мыслеформ, излученных неким умом, в том числе Высшим Разумом. Потому контактеры Высшего Разума должны иметь не менее пяти слоев "фосфенов" в октаве внутреннего ума. Тогда у них автоматически начнут вибрировать ответные нейроны головного мозга. Слои тонких "фосфенов" СОЗИДАЮТСЯ настойчивой умственной работой ученика, тренирующегося на понимании слова мудрых, а не на кривлянии ряженых "демонов". С уважением Геддоний.

Смотрите также:

Тибетские монахи тантрического монастыря Гьюдмед, вернувшиеся в Калмыкию после почти трехмесячного пребывания в буддийской республике Тува, в эту пятницу приступают к возведению песочной мандалы Будды Медицины в приволжском поселке Цаган-Аман....
Читать далее >>>
Уникальные ритуальные скульптуры из масла теперь можно будет увидеть не только в тибетских монастырях Индии и Непала, но и в Самаре. Монахи тибетского тантрического университета Гьюдмед передали в экспозицию самарского музея В.П.Алабина три масляных барельефа, созданных ими в рамках недавно проходивших в городе «Дней тибетской культуры»....
Читать далее >>>
В храме "Золотая обитель Будды Шакьямуни" в Элисте (Калмыкия) в среду состоялась церемония освящения буддийских свитков, которые предназначены для закладки в 1 тыс. статуэток Будды. В церемонии, которую провел верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, приняли участие сотни прихожан, в большинстве своем студенты и школьники, находящиеся на каникулах....
Читать далее >>>
6 октября в московском Доме кино состоится благотворительный вечер в поддержку молебна о долголетии (пуджи долгой жизни) Его Святейшества Далай-ламы, который буддисты России и Монголии в этом году планируют провести в Дхарамсале (Индия). Гости благотворительного вечера, в котором примет участие инициатор проведения масштабного молебна верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, смогут послушать...
Читать далее >>>
Сегодня последователи тибетского буддизма отмечают день рождения Далай-ламы XIV, родившегося в 1935 году в простой крестьянской семье. День рождения Далай-ламы - это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю....
Читать далее >>>
В Элисте в честь 400-летнего юбилея вхождения Калмыкии в состав России впервые прошла знаменитая буддийская церемония цам. На калмыцкой земле свои силы в борьбе с темной энергией послушники тибетского монастыря пробуют впервые. Желающих посмотреть на это площадь перед хуралом явно не вмещает. С истинно буддийским смирением верующие рассаживаются кто куда — на лужайки, ступеньки, тротуары....
Читать далее >>>
Священнослужители духовного управления Камбы-ламы республики Тува и гостящие в Туве монахи тибетского тантрического монастыря Гьюдмед провели торжественную церемонию по случаю буддийского праздника «Первый поворот Колеса Учения». Церемония состоялась в субботу в нижне-чаданском буддийском храме «Алдыы-хурээ»....
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100