Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Виктор Пелевин: «Вампир в России больше чем вампир»

| Еще
Выход книги Пелевина в этом году предварялся скандалом: черновик романа о вампирах неизвестным образом попал в интернет, где его мог прочесть каждый желающий. О том, как в столице появились вампиры, почему миром правят дискурс и гламур и как черновая редакция "Empire V" оказалась в Сети, Виктор Пелевин рассказал в эксклюзивном интервью Наталье Кочетковой.

На кого работает фабрика денег


- Вы пустили разгуливать по современной Москве всякую нечисть. Почему вдруг вампиры?

- Это не я пустил всякую нечисть разгуливать по Москве. Если бы это был я, у меня был бы орден "За заслуги перед Отечеством", дом в Барвихе, охрана, личный повар и персональная пенсия. Я просто написал книгу про вампиров. Они меня давно интересовали. Интуитивно было понятно, что вампир в России больше чем вампир. А вот насколько больше, я и попытался выяснить.

- Ваши вампиры ломают традиционные представления об этих существах в мифах и литературе. Это не кровожадные чудовища, а высшее на Земле звено после Бога. Их деятельность похожа на "молочное животноводство" - они не убивают людей, а доят. Поиграть в Брэма Стокера со всякими ужасами соблазна не было?

- Мне кажется, мои вампиры гораздо страшнее. Ведь ужасы бывают разного рода. Есть такие, к которым нас приучили с детства, и мы их просто не замечаем. По-моему, трудно придумать что-нибудь страшнее современного города. Что такое город? Это место, где люди живут по той причине, что раньше их там много умерло. Еще это фабрика денег. Вот только на кого эта фабрика работает? Даниил Андреев согласился бы, что вряд ли на людей.

Люди даже смутно не понимают сил, которые управляют их жизнью. Они не понимают смысла своей эволюции. То, что называют "прогрессом", опустило человека гораздо ниже живущего на свободе животного. Образ жизни зверя - есть экологически чистую пищу, жить в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться и никогда ни о чем не волноваться - сегодня доступен только ушедшему на покой миллионеру. А обычный человек всю жизнь работает, высунув язык от усталости, а потом умирает от стресса, успев только кое-как расплатиться за норку в бетонном муравейнике. Единственное, что он может, - это запустить в то же колесо своих детей.

Город - это много-много таких историй, помноженных друг на друга. Когда давящая бессмысленность такой жизни перевешивает страх смерти, начинаются войны. Когда перевешивает страх смерти, наступает мир. Вот на этих качелях мы и живем, это наша повседневность. "Дракулу Брэма Стокера" мы смотрим только для того, чтобы чуть-чуть от нее отдохнуть и развеяться.

Политкорректность и гламур


- "Красная жидкость" вместо крови и прочие эвфемизмы - пародия на политкорректность. Как вы думаете, в каких случаях политкорректность и вытекающие из нее лингвистические химеры оправданны, а когда выглядят комично?

- Я думаю, что политкорректность оправданна, когда она позволяет сохранить человеческое достоинство. Когда из нее делают фетиш и национальный культ, это немного смешно.

Никому не нужна лингвистическая "He-or-shema", как в Америке, но любому обществу, где рядом живут разные нации, не помешает некоторый минимум политкорректных клише. Американцы ведь очень прагматичные люди. Они ввели политкорректность, потому что она мгновенно наводит формальный мост через эмоционально заряженную трясину. Назовите негра негром, и на вас повиснет доля ответственности за работорговлю. Назовите его афроамериканцем, и его можно спокойно увольнять с работы.

Политкорректность создает ясные правила, полагаясь на которые, можно избегать двусмысленности, хотя сама по себе политкорректность - очень двусмысленная вещь. Суть политкорректности - общественный договор в максимально сжатой форме. Это удобно, потому что экономит время и силы. Возможно, этому должны обучать в школе.

- Основные дисциплины, которые преподают молодым вампирам, - дискурс и гламур. Почему вы считаете их ключевыми понятиями современного общества?

- Потому что они таковыми являются. Гламур - это скрытая идеология общества, которое объявляет себя постидеологическим или нанимает технологов для разработки потемкинских идеологий. Роль агитпропа при гламурной идеологии выполняет реклама - я про это писал еще в "Generation P". А дискурс - это гламур духа, единственная форма гламура, доступная лицам с отложенной социальной реализацией.

Кстати сказать, слово "лузер" кажется мне неполиткорректным, лучше, по-моему, пользоваться аббревиатурой "ЛОСР" или "ЛСОСР". Вампиры по этому поводу говорят так: если гламур - это секс, выраженный через деньги, то дискурс - это секс, которого не хватает, выраженный через деньги, которых нет.

Можно сказать, что гламур и дискурс похожи на синус и косинус (от слова "sin", "грех") - кажется, что между ними есть разница, но это просто фазовый сдвиг. Естественно, что вампиры прилежно изучают эти два предмета. Им во всем надо быть на шаг впереди людей.

Мастер, Маргарита и Ночной дозор


- Язык вампира, переселяясь из одного носителя в другого и запоминая все, что происходило в "прошлой жизни", таким образом выполняет функцию культурной памяти. Получается, что культура - демоническая по своей сути?

- Я не думаю, что у культуры есть какая-то суть. Или, вернее, идея такой "сути" сама по себе является фрагментом некоторых культур - как, например, теория "культурных организмов" Шпенглера, "исторический материализм" Суслова и так далее. Я смотрю на жизнь проще, для меня культура - это просто калейдоскоп. Какая в калейдоскопе может быть "суть"? Она бывает только в глазах смотрящего. Вот эта проецируемая суть и будет придавать смысл и взаимную иерархичность всем возникающим узорам, делая их демоническими или какими-нибудь еще. При этом глядящему в калейдоскоп, естественно, будет казаться, что демоничен именно калейдоскоп.

- Как вы относитесь к "Мастеру и Маргарите" Булгакова? Кажется, читатели делятся на тех, кто считает книгу шедевром, и тех, кто называет бульварным романом.

- Я считаю "Мастера и Маргариту" одной из величайших книг двадцатого века. Для меня это самый важный текст из всего написанного в советское время. Я никогда не видел людей, которые называют эту книгу бульварным романом, таких титанов духа мне даже трудно себе представить. Иногда говорят, что "Мастер и Маргарита" - это квинтэссенция советского опыта и поэтому она не очень понятна тем, у кого его нет. Но эту книгу неплохо воспринимают на современном Западе - вот Бьорк ее хвалила, например. А у нее советский опыт отсутствует.

- А "Ночной дозор" Лукьяненко вы смотрели/читали? Во всяком случае, временами, мне кажется, вы его пародируете.

- Кино я смотрел. Это очень современный фильм - он состоит не из сцен, а из клипов. Совершенно другой тип операторской и режиссерской работы. Мы видим не просто грязный подъезд, стакан с кровью или лицо героя - мы видим рекламу грязного подъезда, рекламу стакана с кровью, потом рекламу лица героя и так далее - этот фильм как бы рекламирует все объекты, проплывающие мимо камеры. Это потрясающе. Очень талантливый режиссер. Если я не ошибаюсь, он раньше делал клипы "Всемирная история" банка "Империал" - про Суворова, про Великого инку. Жалко, что их больше не снимают. Это была очень запоминающаяся серия. Вот только кончилась она как-то неярко, не хватило завершающего клипа.

Я когда-то придумал такой вариант: бесконечная очередь хмурых людей с номерами на ладонях. Стоят в некий банк. Над очередью проносится шепот: "Открывают?" - "Нет, не открывают". - "Говорят, сегодня больше не откроют". - "И завтра тоже". - "Говорят, вообще никогда больше не откроют..." Снисходительный басок диктора: "Банк "Империал". Всемирная история, банк "Империал". Это если вы заказывали пародию.

Французский поцелуй на морозе


- Предки главного героя книги Ромы Шторкина - прибалтийские бароны фон Шторквинкель. Вы своей родословной когда-нибудь занимались? Мне рассказывали, что Пелевины до революции были владельцами сети мануфактурных фабрик.

- Нет, вряд ли я из этих Пелевиных. Если бы мои предки занимались мануфактурой, я бы скорее всего писал детективы.

- Просто не могу не спросить: пропажа рукописи романа - правда оплошность издательства? Просто это мог бы быть забавный PR-ход.

- Насколько я знаю, это не оплошность издательства, а случай так называемого воровства. Вам это кажется похожим на забавный пиар-ход, а мне напоминает принудительный французский поцелуй на морозе. Видите, какие разные ассоциации.

- А не было желания изменить что-то в книге, чтобы она отличалась от пиратской версии, как это сделал, например, в подобной ситуации Маркес?

- В Сеть попал черновик - сырая и незаконченная версия, которую лично мне не особо приятно читать. Хемингуэй говорил: "First drafts are shit". Я вношу во время верстки огромное количество исправлений, иногда меняю двадцать-тридцать процентов текста. Мне обидно, что на всеобщее обозрение выложили вариант, который может испортить впечатление о книге.

- Вы видели театральный проект Shlem.com по "Шлему ужаса" молодого прибалтийского режиссера Живиле Монтвилайте, сделанный как ActiveFictionShow - это когда театр, литература, видео, музыка, художественный перформанс и интерактивное шоу одновременно? Как вы относитесь к такого рода вещам?

- Я знаком с проектом по интернету - по-моему, он очень интересный. Мне приятно, что Живиле Монтвилайте обратилась к этому тексту.

- Вас не смущает, что Монтвилайте переделала финал, в результате сильно упростила идею книги?

- Нет. Тем более что у этой книги нет какой-то одной идеи. Там этих идей очень много. Суть взаимоотношений писателя и режиссера в том, что режиссер начинает работать там, где писатель заканчивает. Это как вторая ступень ракеты, и привести она может в самое неожиданное место. Писатель не должен пытаться управлять этим процессом. Лучше всего ему вообще ничего про это не знать.

- Сейчас все художественные произведения перестают быть собственно явлениями литературы и выходят в смежные области - появляются параллельные проекты в интернете, театре, кино. Например, в последнем романе Бориса Акунина "Ф.М." читателю предлагается самостоятельно разгадать ребус. Победителя ожидает золотой перстень. Вы не думали о чем-то подобном?

- Нет. Несмотря на все уважение к Борису Акунину, браться за разгадку этого ребуса я не планировал.

Восточные принципы с европейскими традициями


- А как относитесь к стихам на форуме вашего сайта? Есть очень забавные - например, стихотворение про писателей, написанное на жаргоне "падонков".

- Там есть много второстепенных поэтов, несколько недюжинных поэтов и два великих поэта - Минздрав и Монти Питон. Минздрава, я думаю, сразу зачислили бы в ОБЭРИУ.

- На форуме я нашла еще одну любопытную реплику: молодой человек хочет купить одежду для своей девушки. При этом за образец стильности взята лиса А Хули из "Священной книги оборотня". Вы задумывали героиню как современный секс-символ?

- Нет, я задумывал ее как свой личный секс-символ. И вообще мне непонятно, зачем молодой человек будет покупать одежду для своей девушки - если, конечно, эта девушка не резиновая. Нельзя относиться к женщине с таким презрительным недоверием. Некоторые вещи она вполне может сделать сама.

- На сентябрьскую книжную ярмарку в Москву приезжала молодая французская писательница китайского происхождения Шань Са. Ее дебютный роман "Врата небесного спокойствия" получил в свое время Гонкуровскую премию. Про свою манеру писать она говорит, что пытается сочетать принцип восточной живописи - контур без объема - с европейской традицией - объем без контура (масло). Учитывая, что вы много времени проводите на Востоке, можете сказать, что вам что-то подобное близко?

- Если мы попытаемся соединить контур без объема с объемом без контура, мы получим контур с объемом. Зачем ради такого простого эффекта соединять восточные принципы с европейскими традициями? Этими атрибутами и так обладает любой предмет. А у слов все равно никогда не будет ни контура, ни объема. Тем не менее все сказанное Шань Са очень мне близко. Я объясню почему.

Чуть раньше мы говорили о дискурсе как разновидности гламура. Вот это и есть классический пример того, как гламур и дискурс нежно перетекают друг в друга и сливаются в одно целое, образуя сочный, хрустящий и в меру калорийный культурный продукт.

Мифологические персоны


- Тимур Кибиров как-то сказал, что написал поэму "К.У. Черненко", потому что советский чиновник - абсолютный миф. О нем ничего не известно, а следовательно, автор свободен в конструировании художественного образа. Вы не появляетесь на литературных тусовках, отказываетесь общаться с журналистами, постоянно подчеркиваете, что проводите в Москве очень мало времени. Вы не боитесь стать мифологической персоной или даже персонажем чьей-нибудь книги?

- Вы знаете, таким абсолютным мифом является абсолютно все. Человеку неизвестно, что такое он сам, откуда он здесь взялся и куда потом пойдет. Поэтому Тимур Кибиров так же неисчерпаемо загадочен, как К.У. Черненко или мы с вами.

Единственное, в чем мы можем быть уверены на все сто, - это сегодняшний обменный курс Центробанка. Но даже здесь не все так просто - о чем я, собственно, и написал роман "Empire V".

А что касается моего образа жизни, то он для писателя является совершенно стандартным, даже банальным. Очень многие писатели избегают публичности. Это скорее правило, чем исключение. Теоретически писатель может быть еще и литературным тусовщиком, но мне кажется, что это будет неудачный гибрид. Знаете, как летающий экскаватор - в принципе можно построить такую машину, но вряд ли она будет хорошо копать и хорошо летать. С журналистами я не отказываюсь общаться, что доказывает наша беседа. Но я стараюсь свести эту почетную обязанность к минимуму.

А насчет персонажа книги... Я думаю, что могу стать персонажем только собственной книги. Что я и так делаю уже много лет. Если я стану персонажем чужой книги, то, как вы совершенно справедливо заметили, это будет книга о мифологической персоне. А мифологические персоны живут по своим законам. Повлиять на происходящее с ними мы все равно не можем.

Источник:
Наталья Кочеткова
Изветия.Ру
Разместил: DoG | 4 декабря 2006 | Просмотров: 13388 | Комментариев: 13

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Redan
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Redan (Гость  0 | 0)  ·  5 декабря 2006, 01:23  
Переписать Ночной Дозор и назвать по-другому. Гениально!
Ник: Разочарованный
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Разочарованный (Гость  0 | 0)  ·  5 декабря 2006, 12:53  
Redan, да ну? Надо ознакомиться! ;-)
Ник: буу
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
буу (Гость  0 | 0)  ·  5 декабря 2006, 19:13  
ознакомившимся!почитать про исхиазм и это http://ezotera.ariom.ru/2006/11/28/son.html
и это ezotera.ariom.ru/2006/11/06/meditation.html
Ник: stalker
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
stalker (Гость  0 | 0)  ·  6 декабря 2006, 00:25  
Я тоже почему-то сразу «Дозоры» вспомнил. Хотя только кино видел, книжку не читал.)
Ник: st
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
st (Гость  0 | 0)  ·  6 декабря 2006, 14:58  
никогда не путайте пелевина с лукьяненко!
Пелевин - это "просто" МАСТЕР...
и всё тут
:)
Ник: NestOfVipers
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
NestOfVipers (Гость  0 | 0)  ·  8 декабря 2006, 00:14  
st | 6 декабря 2006 14:58
никогда не путайте пелевина с лукьяненко!
Пелевин - это "просто" МАСТЕР...
и всё тут
:)


+1
Ник: я
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
я (Гость  0 | 0)  ·  12 декабря 2006, 20:39  
спасибо автору.
Ник: R00
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
R00 (Гость  0 | 0)  ·  20 декабря 2006, 08:39  
Ага сравнили Палец с Жо..
В детстве перечитал много фантастики, а когда решил попробовать Лукьяненко почитать по настоятельным утверждениям что книга лучше фильма.... От такого описательного языка желание читать совсем отпало. По этому и читаю современную прозу (Возьмите почитать того же Липскерова)
Ник: kostyazen
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
kostyazen (Гость  0 | 0)  ·  2 января 2007, 00:04  
Блин, как красиво Пелевин мысли формулирует! Про гламур и дискурс - в частности. Надо будет прочитать!
Ник: дом с привидениями
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
дом с привидениями (Гость  0 | 0)  ·  20 января 2007, 02:47  
пелевин пиши исчо

з.ы. в этом мире однозначно что-то не так
Ник: :)
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
:) (Гость  0 | 0)  ·  27 января 2007, 20:18  
чмоки вас -)))
Ник: dimitry
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
dimitry (Гость  0 | 0)  ·  25 мая 2007, 23:37  
супер
Ник: mousina
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
mousina (Гость  0 | 0)  ·  24 февраля 2008, 23:19  
Наивысшее удовольствие!
Пишу диплом по прозе Пелевина - лучшее, что есть в литературе :)

Смотрите также:

Зачем эту книгу стоит прочесть: — Движение на пике социальной актуальности; — Нетривиальные ходы: возможность взглянуть на «понятное» с неожиданной стороны; — Убойное взаимоупаковывание масс-культуры и тонких, глубоких тем;...
Читать далее >>>
Мера человека: ты даёшь ему немного денег, и он сразу начинает шевелиться. Человек не очень сообразителен: всё, что он хочет - это деньги, здоровье, карьера и красивые девушки. Ты думаешь, это что-то особенное - позволить себе какую-нибудь роскошь? Я не понимаю, почему все завидуют богатым. Я всегда высмеиваю людей, которые выпендриваются со своими деньгами. Поэтому они ничего из них не дают мне....
Читать далее >>>
Этой темы мы немного коснулись в статье о деньгах. Речь идет об обмене энергиями между людьми. Существует закон равноценного энергообмена, который действует независимо оттого, знаем ли мы о его существовании или нет. Вампиризм как метафора, возможно, прольет свет на тонкости этого природного процесса и раскроет ранее неизученные грани реальности....
Читать далее >>>
Совершенный текст предельно лаконичен и образен. Именно такой текст и должен был быть в книге, которую апостол Иоанн видел в руке у Сидящего на престоле. Однако Иоанну не дано было ни прочесть эту книгу, ни даже заглянуть в неё. Впрочем, можно смело утверждать, что даже если бы Иоанн и заглянул в книгу, он всё равно ничего бы не понял, потому что она была написана не буквами и словами на...
Читать далее >>>
Умер автор всемирно известного романа «Над пропастью во ржи», классик американской литературы Джером Дэвид Сэлинджер. 1 января ему исполнился 91 год. После смерти писателя можно ожидать выхода в свет его новых романов: большинство из созданного он завещал опубликовать только после своей смерти. Сэлинждер перестал печататься и общаться с внешним миром в 1965 году, на пике славы и популярности. К...
Читать далее >>>
В древнеиндийской литературе есть традиция, которая называется "шрути-пхала". Ее суть в том, что автор книги в конце обещает что-то тем, кто эту книгу прочитает. И исполнение этого пожелания, его эффективность зависит от духовной силы автора. До сих пор это действует. И еще как!...
Читать далее >>>
В Москве проездом побывал гуру современной литературы Пауло Коэльо, чей роман «Дневник мага», написанный 20 лет назад, только что вышел на русском языке. Из столицы Коэльо отправился в Екатеринбург, оттуда — в Новосибирск, Иркутск, к озеру Байкал, во Владивосток... Однако он успел рассказать о личном демоне и хипповской юности корреспонденту «Известий»....
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100