|
Дети Индиго. Почему малыш настаивает на своём— Вот этот будильник у вас старый? Вы помните, что в первые годы жизни дети решают вопрос доверия–недоверия. Началось это, когда младенец был беззащитен и полностью зависел от вас. Теперь же, встав на свои ножки, карапуз вдруг понял, что может не только ждать и просить, нет, теперь он почувствовал, что сам в состоянии кое-чем (о)владеть. Например, тем миром, который его окружает. А заодно изучить и проверить его на выносливость. Кто кого. На втором году жизни, исследуя этот мир, малыш учится проявлять свою волю. Вот он сосредоточенно выкладывает из мозаики то ли цветочек, то ли дерево, в общем, что-то жёлто-зелёное. Тут вы подходите и поправляете: цветочек, мол, делают не так, а травка вообще… Малыш кричит и швыряет коробку и… больше к мозаике не прикоснётся, как ни уговаривайте. Так и хочется поставить его на место: «Несвоевольничай, ишь, упрямый (вредный, настырный) какой!» Но — не торопитесь. Многие родители пугаются такого истового детского самоволия, своеволия и стараются ребёнка окоротить (на всякий случай, чтоб не избаловался). Но стоит всё-таки отделить зёрна от плевел. Разобраться. Если малыш, когда мы вмешиваемся в его деятельность, настаивает на своём, сердится, кричит, даже бросает занятие — это не простая вредность. Вы сможете (если захотите) понять, когда ребёнок упрямится «по делу», а когда потому, что его действительно избаловали. Обратите внимание: стычки и происходят-то чаще всего из-за нашего некорректного вмешательства. Капризы начинаются, когда вы вмешиваетесь в процесс его работы, пытаясь поруководить и переделать по-своему? Он возмущается не напрасно. Такой протест мы бы назвали «волеизъявлением». Так юный человек отстаивает своё право на автономию (независимость). Он учится без вас (самостоятельно!) исследовать мир и себя: ходить, кушать, брать и отбрасывать вещи, делать свой выбор и даже реализовать его (в меру своих возможностей). Не окорачивайте его, а радуйтесь: человек растёт. И не так это и просто: прорываться к новому и одновременно доказывать, что он может, хочет, способен кое-что сделать без вас — совершенно самостоятельно. Правда, родители запросто могут доказать маленькому человеку, что самостоятельности в нём — кот наплакал и ни на что он не годен — без них. Вот карапуз поднимается по лесенке (сам). Лесенка крутая, а вдруг упадёт? Как поступит умная мама? Она не станет кричать и удерживать, и даже поддерживать не станет, если малыш не желает того. Она просто подойдёт и станет рядом, и будет подстраховывать, но неназойливо, незаметно для него. Так, чтобы малыш, поднявшись и спустившись, почувствовал себя победителем. Он смог! Сам! Отсюда, из таких «мелочей», берёт начало вера в себя, инициатива, упорство, умение отстоять свою точку зрения. Те самые черты характера, которые делают человека успешным в жизни. Когда родители постоянно твердят «делай так», «учись у меня», они как бы показывают, что он, их малыш, ни на что не годен, что они ему не доверяют. И что в результате? Только одно: малыш тоже начнёт сомневаться в своих способностях. А тут и до безволия недалеко. Умение проявлять свою волю и самому что-то делать необходимо малышу, иначе он начнёт сомневаться в своих способностях. В возрасте примерно полутора лет малыш бросает вызов всякому внешнему родительскому контролю. А знак этого — коротенькое словечко «нет». Детское «неть!» — громкое заявление о своём праве стоять на собственных ногах, пользоваться собственными руками. Двух-трёхлетние дети так яростно борются за свою независимость, что услышать от них «да» так же необычно, как увидеть кота с зелёными усами. Протест, доходящий до абсурда. Арина читает вместе с мамой стихи («Мы едем, едем, едем в далёкие края…»). Мама начинает, дочка продолжает. Получается так: Сохраняйте разумный баланс— Раньше были агрызубые тигры. Конечно, ребёнок не может вечно протестовать, а мы — соглашаться. Мы живём в обществе, и никуда от этого не деться, и что «правильно», а что «не очень», человеку необходимо знать. В конце концов, ему жить среди людей и он должен научиться соблюдать правила поведения этого общежития, знать запреты и ограничения. Но те рамки, в которые мы ставим малыша, должны быть разумными. Мы должны учить ребёнка социальному поведению и при этом развивать его независимость. Как это можно сделать? Только проявляя уважение к воле малыша. Обратите внимание: не попустительствуя, а проявляя уважение. Когда он говорит «мама, я сам!» — надо дать ему делать самому. Когда он говорит «не щекоти» — надо перестать с ним возюкаться и сюсюкать. То есть, где он может справиться и решить без нас, самостоятельно, сам — позволить (и не вмешиваться без крайней нужды). Где ещё не может — делать за него и вместе с ним. Хваля и поощряя правильное поведение и не акцентируясь (не ругая, не высмеивая) на ошибках. Например, малыш забыл про горшок — и его штанишки опять мокрые. «Ты опять описался? Да сколько раз тебе говорить…» А нисколько. Напоминайте про «пис-пис», хвалите его всякий раз, когда он сумел добежать и сделать свои дела самостоятельно. Когда положил игрушку на место, когда сам (!) помыл ручки, когда аккуратно ест супчик — всегда, когда есть повод. Показывайте малышу, как это хорошо — быть хорошим: чистым, аккуратным, щедрым, добрым и весёлым. Очень важно во всех воспитательных мероприятиях сохранять разумный баланс между «можно» и «нельзя», между «умница» и «ай-ай-ай». Не просто остановить и погрозить пальцем (а то, увы, и дать подзатыльник), а показать, как можно сделать иначе, правильно, хорошо. Маленькие дети искренне считают себя совершенными существами, поэтому они так открыты и искренни. Поэтому они не боятся дурно (глупо, непрезентабельно) выглядеть в наших глазах. Но к трём годам они способны уже испытывать чувство стыда. Они ещё не прикидывают, подобно взрослым, «а как я буду выглядеть со стороны», но уже начинают подозревать, в ответ на нашу реакцию и отношение, нечто вроде Когда малыша часто поправляют, критикуют, стыдят — ему становится стыдно (он уже дорос до этой несимпатичной эмоции). И он начинает бояться делать сегодня то, что не получилось вчера. «И почему он не рисует?» — удивляется дедушка-художник и подсовывает внуку новую раскраску и великолепный набор фломастеров. А тот, даже не сказав «спасибо», забрасывает их куда подальше. Почему? Потому что стыдится, что раскрасит не то и не так, а любимый дедушка опять будет недоволен. Если ребёнка часто критикуют и поправляют, если старательно указывают на ошибки, забыв отмечать его успехи, ребёнок теряет уверенность в своих силах. Ещё не приступив к какому-то делу, он начнёт заранее бояться, что у него не получится, — и отказываться от него. Сколько неуверенных в себе школьников, которые до дрожи в коленках боятся отвечать у доски, сколько подростков, которые не рискуют взяться за ответственное новое дело… А истоки — там, в раннем детском опыте. На ошибки указывать надо и поправлять надо, когда в этом есть необходимость. Но — пореже и потактичней, помня о том, что любой (даже твой маленький неумейка) имеет право на проявление собственной воли и инициативы. Так он растёт и учится. Маленькие дети всегда (даже вопя бесконечное «нет») готовы сотрудничать с нами. А если они этого не делают, то лишь потому, что не знают, как делать это правильно. Очень здорово объясняют детям эти правила сотрудничества домашние животные, пожалуй, у них есть чему поучиться. Наша Ариша растёт в компании собак и кошек. Она — самая младшая, и все звери относятся к ней с добродушной снисходительностью. Но—на своём зверином языке—очень доходчиво объясняют ей, что такое «правильно» и «неправильно», и как надо себя вести и как не надо, и что будет, если… Кошечка Лата развлекает и смешит Арину; она азартно гоняется за верёвочками и бумажками, но, если малышка ненароком вцепится в её длиннющий хвост, ловко выскальзывает из детских лапок и, поставив этот хвост каким-то особым знаком вопроса, достойно удаляется на ближайшую гардину. И всё — никаких пряток и догонялок больше сегодня не будет. Кот Пуф объясняется с ребёнком по-мужски, языком жестов: сначала, когда детка потихоньку стучит по нему — так же потихоньку огрызнётся, а потом, если хулиганство не прекратится, может и цапнуть: получай, что заслужила! Собака Юта (сама многодетная мамаша) рычит и перегораживает дорогу, когда ребёнок пытается просочиться на кухню. При этом она запросто позволяет стучать по кудрявой спине и драть густую шерсть, но не пустит ни за что в место, потенциально опасное для маленького ребёнка. Эля, её старшая сестрица, взяла ребёнка под свою опеку. Она легко отдаёт Арише свои мячики, палочки, позволяет сунуть нос в миску с едой и готова облизать всю мордашку, когда детка с наслаждением ревёт. И (на всякий случай) вмешивается в любые кошачье-собачьи разборки, оттесняя и заслоняя собой девчушку. А пёс Гришка, как истинный джентльмен, охраняет её на прогулках: с кем общается, куда направляется и не слишком ли отвлекаются взрослые, сопровождающие малышку. И никогда не рассердится, что, наводя порядок, ему приходится отвлекаться от собственных (не менее важных) собачьих занятий. Поглядите на домашних животных, которые искренне любят вас и ваших детей, — они вам подскажут, когда надо вмешиваться, а когда оставить ребёнка в покое; понаблюдайте — и вы поймёте, что хороший воспитатель не надзиратель, он — страж и советник, бдительный, чуткий и ободряющий. Из случайного разговора: Замечания, выговоры, бесконечные упрёки и выкрики «как тебе не стыдно!» в адрес малыша не так безобидны, как кажутся. Проведите прямую линию. На одном конце её напишите «автономия», «независимость», на другом — «стыд», «сомнения». Если второе перевесит, юный человек окажется безвольным и зависимым существом. Что такое воля? Воля — это решимость осуществить свободный выбор плюс умение сдерживать, контролировать самого себя. Пока он активно осваивает первую часть: осуществить свой выбор. Контролировать себя он тоже будет учиться. На это уйдут годы, это — трудное дело, и вам придётся не раз проявить и тактичность, и терпение. Но зато именно сейчас малыш учится не делать того, чего не стоит делать. Сказать «нет» дурной компании, например. Это случится через годы, но начало этому — здесь, сейчас, в его страстном желании освободиться от вашей опеки и обрести независимость.
Разместил: Lotos | 14 июня 2006 | Просмотров: 7607 | Комментариев: 2
(всего голосов: ) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Игра — это, фактически, детский образ жизни. Вовлекая нас в свои игры, малыши дают нам удивительную возможность снова окунуться в детство. И даже если мы не хотим туда, они всё равно теребят нас и зовут за собой. Как знать, может быть, им хочется, чтобы мы снова почувствовали себя беспечными и юными? Играйте с детьми. Нет способа проще и легче разрешить сложные воспитательные проблемы....
Читать далее >>> Этот тест поможет вам узнать, насколько хорошо вы знаете потребности и нужды собственных детей; умеете ли вы увидеть ситуацию глазами собственного сына или дочери? Да попросту — всегда ли вы понимаете своего ребёнка. Выбирайте вариант ответа и попытайтесь обосновать свою тактику....
Читать далее >>> Этот тест поможет вам понять, какими мотивами вы на самом деле руководствуетесь, воспитывая своего ребёнка, на что вы его ориентируете и какими могут вырасти те дети, в которых родители закладывают подобные программы. Перед вами несколько ситуаций. Решите, как бы вы поступили, и выберите один из вариантов ответа......
Читать далее >>> Вина захлёстывает родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, что ваш любимый ученик схватил очередную двойку, что у дочки не складываются отношения с подружками, что сын связался не с той компанией, что… тысячи «что». Может быть, это и так. Но если вы погружаетесь в свою виноватость, становится очень трудно найти...
Читать далее >>> Если учитель жалуется, что ваш ребёнок стал «невнимателен на уроке», «не слышит, словно не ему говорю…», «смотрит в окно и о чём-то мечтает…», «умный, но не хочет заниматься как следует… ленится…», не торопитесь устраивать домашние разборки и обвинять ребёнка. Возможно, ваш ученик просто устал. А точнее, устал его мозг....
Читать далее >>> Частая картина из жизни: мама, папа, а между ними ребенок, который становится способом манипулирования в семье. В таком случае страдает ребенок, так как он не получает внимание от родителей, а только является “мнимым” стабилизатором отношений взрослых. Есть еще один вариант: мама, папа, а ребенок живет как бы с ними, но сам по себе. Родители каждый сам по себе, соответственно ребенок в таком...
Читать далее >>> Сегодня от многих людей можно услышать, что мы живем в непростое время – время перемен. И если раньше в советское время можно было просчитать будущее своих детей, то сегодня в эпоху реформ и грандиозных перемен многие семьи от страха за будущее своих детей и стараются воспитать их особенно. Каким образом? Давайте рассмотрим такой стиль воспитания, когда родители считают, что они и только они...
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|