Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

В поисках ламы

| Еще

25 апреля 1989 года в местечке Лхари, в Нагчу, к северу от Лхасы, в Тибете, родился Гедюн Чоки Ньима. Через шесть лет, 14 мая 1995 года, Далай-лама XIV официально провозгласил его перевоплощением Панчен-ламы X и Панчен-ламой XI Тибета. Через три дня мальчик и его родители исчезли. Где они, до сих пор не известно, хотя официальный Китай заявляет, что с ними все в порядке. Что же произошло?

Так Панчен-лама XI мог выглядеть в 11 лет (этот фоторобот сделан в 2000 году). Сейчас ему 16 лет.
Так Панчен-лама XI мог выглядеть в 11 лет
(этот фоторобот сделан в 2000 году). Сейчас ему 16 лет.

Традиция

В течение столетий Тибет оставался закрытым для иностранцев. До европейцев, равно как и до жителей других частей света, доходили лишь слухи и легенды об удивительной стране в Гималаях, где живут мудрые люди и сохраняются древние традиции.

Одна из таких традиций — преемственность в духовном водительстве. Начиная с XVI века духовным и светским владыкой Тибета является Далай-лама (титул Вачирдара Далай-лама переводится как «держащий ваджру океан-учитель»). С тех пор сменились 14 носителей этого титула, но считается, что все они являются реинкарнациями первого Далай-ламы. Более того, согласно учению ламаизма, Далай-лама — это земное воплощение бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, верховный наставник, защитник и покровитель всех верующих. После смерти Далай-ламы не раньше чем через 49 дней, но и не позже чем через два года должен быть найден его преемник. Обычно по особым приметам отбирают нескольких кандидатов и потом по указаниям оракула выбирают одного из них. Окончательно кандидатуру нового Далай-ламы утверждает действующий Панчен-лама.

Титул Панчен-ламы (от санскритского пандита — «ученый», тибетского чен — «великий» и лама — «учитель») тоже является наследственным. Процедура выбора наследника происходит аналогичным образом, но решающее слово после предсказаний оракула принадлежит уже Далай-ламе. Два Ламы, два Учителя неразрывно связаны друг с другом и должны выполнять великую миссию сохранения духовной традиции Тибета. Такие отношения между двумя высшими иерархами тибетского буддизма основаны на учении о духовной связи, существующей между учителем и учеником: Панчен-лама является наставником Далай-ламы потому, что он воплощение Будды Амитабхи, духовного отца бодхисаттвы Авалокитешвары. Принимающие человеческий облик принципы сострадания (Далай-лама) и духовного наставничества (Панчен-лама) из века в век вели и защищали тибетский народ. Так было до 1959 года.

Авалокитешвара
Авалокитешвара (тибетское Ченрези, Ченрезиг) — бодхисаттва вселенского сострадания. Когда-то в незапамятные времена он дал клятву Будде Амитабхе, что «ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из сансары, даже если придется пожертвовать собственным миром, покоем и радостью». И добавил, что если этого не случится, то его тело распадется на части. С этим чистым намерением он привел всех живых существ к самореализации. Но на земле появились новые живые существа, и Авалокитешвара был вынужден снова вести их к самореализации. Когда и эти существа достигли нирваны, история повторилась еще раз. После того как он в третий раз привел всех живых существ к самореализации и на земле появились новые живые существа, Авалокитешвара осознал, что не в состоянии сдержать свою клятву. Его скорбь была столь велика, что голова его раскололась на десять частей, а тело — на тысячу. Амитабха, узрев это, сказал своему духовному сыну: «Все причины и следствия взаимозависимы. Начальный момент — это намерение. Твое особое решение было проявлением желания всех Будд». Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани возродили тело бодхисаттвы Авалокитешвары, превратив тысячу частей в тысячу рук с глазом мудрости на каждой. Голов стало 11 — у десяти мирное выражение, а у одной гневное. Авалокитешвара смог видеть теперь во всех направлениях и донести свою безграничную любовь и сострадание до каждого существа.

Трагедия

17 ноября 1950 года после вступления в Тибет войск народно-освободительной армии Китая Далай-лама, которому исполнилось тогда всего 16 лет, был вынужден принять политические полномочия, стать главой государства и правительства. Но его попытки уладить конфликт мирным путем были сведены на нет жесткой политикой Мао Цзе-дуна. Девять лет боролся Далай-лама XIV за независимость Тибета от Китая, но в 1959 году, после подавления народного восстания, был вынужден эмигрировать в Индию, где находится до сих пор, возглавляя правительство Тибета в изгнании.

В Тибете остался беззаветно преданный своим соотечественникам Панчен-лама X. Несмотря на занимаемую им должность заместителя председателя Национального народного собрания, он постоянно находился под сильным давлением со стороны Китая. В 1962 году Панчен-лама X направил Мао Цзе-дуну петицию из 70 000 иероглифов, в которой критиковал политику китайского правительства вообще и в отношении Тибета в частности. В 1989 году он открыто выступил перед тибетцами с осуждением китайского правления в Тибете, сказав, что оно принесло значительно больше разрушений, чем пользы. Через четыре дня после этой речи Панчен-лама X умер. Таинственность и неожиданность его смерти породили множество слухов и домыслов. В 1991 году, на третий день года Железа-Овцы, гадание показало, что духовный наследник Панчен-ламы родился в Тибете.

Самый молодой в мире политзаключенный

Начиная с 1991 года Далай-лама несколько раз обращался к китайским властям с просьбой позволить ему принять участие в поиске нового Панчен-ламы, однако не получил согласия. В частности, он писал в письме к Цзян Цземиню: «На мне лежит ответственность за сбережение и поддержание уникальной исторической связи между Далай-ламами и Панчен-ламами. Например, в моем собственном случае я многим обязан Девятому Панчен-ламе, который проявил глубокий интерес и ответственность в поиске перевоплощения Тринадцатого Далай-ламы».

В 1994 году, на 10-й день первого месяца тибетского календаря, оракул Не-чунг провозгласил: «Учитель мой, Достойный почитания, продолжает искать перевоплощение. Если тибетцы с твердостью сохранят единство, скоро в Тибете будет найдено истинное перевоплощение». В тот же день это предсказание подтвердил оракул Цангпа. 30 марта 1994 года по запросу монастыря Таши-лумпо в Индии оракул Цангпа вновь предсказал: «Панчен-лама переродился в Тибете, и, поскольку Его Святейшество1 исследует вопрос, беспокоиться не о чем».

3 декабря 1994 года вновь провели гадание, чтобы выяснить, не наступило ли время определить перевоплощение. На этот раз ответ был утвердительным. В январе 1995 года Далай-лама начал процедуру определения перевоплощения Панчен-ламы. Гадание показало, что наиболее подходящим кандидатом является Гедюн Чоки Ньима.

В 1957 году Панчен-лама (справа) и Далай-лама (слева) на встрече с Мао Цзе-дуном пытались решить вопрос о будущем Тибета.
В 1957 году Панчен-лама (справа) и Далай-лама (слева)
на встрече с Мао Цзе-дуном пытались решить вопрос
о будущем Тибета.

Мальчик родился 25 апреля 1989 года. «Он умный и сообразительный, ведет себя собранно и серьезно, а говорит искренне и прямо», — писали очевидцы. Едва научившись говорить, он произнес: «Я Панчен, мой монастырь — Таши-лумпо2, я сижу на высоком троне». Через три дня после провозглашения его перерождением Панчен-ламы Гедюн и его семья были похищены китайскими властями. Несмотря на многократные просьбы правительства Тибета в изгнании разрешить найти Гедюна и дать ему образование в Таши-лумпо, китайские власти целый год отрицали сам факт его задержания. Лишь после продолжительного расследования, предпринятого Комитетом по правам ребенка при ООН, 28 мая 1996 года официальный Китай признал, что удерживает ребенка и его родителей. Постоянный представитель КНР при ООН в Женеве г-н By Цзянминь заявил, что мальчик якобы «...по просьбе родителей был принят под защиту правительства КНР».

В 1995 году коммунистический режим Китая совершил, по сути, подмену, избрав «своего» Панчен-ламу — мальчика по имени Гьялцен Норбу, родившегося 13 февраля 1990 года. Не так давно вместе с главой компартии и президентом Китая Ху Цзиньтао он появился на государственном телевидении накануне своего 15-летия и сказал, что внесет новый вклад в адаптацию тибетского буддизма в социалистическое общество. Однако тибетцы зовут Гьялцена Панчен-зума — «ненастоящий Панчен». «В прежние времена, когда Панчен-лама X был у власти, простой народ стекался в монастырь Таши-лумпо, чтобы почтить его, — говорит тибетец, хозяин магазина в Шигадзе. — Сейчас же, когда Панчен-лама XI приезжает в Таши-лумпо, людей заставляют идти в монастырь, иначе им грозит штраф со стороны правительства».

Время рассудит

Судьба Гедюна Чоки Ньимы сама по себе трагична, но есть еще одно очень важное обстоятельство. На первый взгляд, перед нами продолжение затянувшейся борьбы за политическое влияние в Тибете. Борьбы, случайной жертвой которой стал ребенок, уже окрещенный «самым юным политзаключенным в мире». Но это лишь видимая часть айсберга, а «под водой», незаметная для многих, остается попытка разрушить одну из самых древних традиций на земле. По сути дела, последнюю из живых традиций — тибетскую традицию духовной преемственности. Далай-лама и Панчен-лама издревле связаны духовными узами, гарантирующими подлинную преемственность. Физическое устранение (или отстранение) одного из них может иметь самые непредсказуемые последствия для Тибета — маленького, но все же островка духовности на нашей планете. Вправе ли политические деятели разрушать то, что не ими было создано?

Прекрасно понимая, что происходит, Далай-лама XIV уже назвал это «репетицией его собственной смерти» и заявил, что «следующий Далай-лама воплотится в свободной стране».

Использованы материалы с сайтов:
www.buddism.ru (тексты оракулов), www.savetibet.ru, sss.vn.ua

Источник:
Вадим Карелин
«Человек без границ»
www.manwb.ru

Разместил: Lotos | 25 апреля 2006 | Просмотров: 4598 | Комментариев: 1

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: LichinkaRu
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1
LichinkaRu (Участник  0 | 1)  ·  22 июля 2009, 14:42  
Добавил материал на сайт.. Поставил на Вас обратную ссылку!
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Буддисты отмечают день рождения Далай-ламы
Сегодня последователи тибетского буддизма отмечают день рождения Далай-ламы XIV, родившегося в 1935 году в простой крестьянской семье. День рождения Далай-ламы - это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю....

Китай займется патриотическим воспитанием буддийских монахов
Китай заявил о необходимости усилить воспитательную работу среди буддийских монахов в Тибете с целью добиться от них лояльности Пекину, сообщает агентство AP 5 апреля со ссылкой на газету Tibet Daily. Кампания будет направлена на пробуждение патриотических чувств среди молодых монахов и должна...

Далай-лама возглавляет германский список самых уважаемых мировых лидеров
Опрос общественного мнения в Германии показал, что среди международных лидеров наибольшее восхищение у немецкого народа вызывает Далай-лама....

Далай-лама в списке 100 самых влиятельных людей мира
Духовный лидер тибетского буддизма Его Святейшество Далай-лама занял первое место в категории «Лидеры и революционеры» в списке 100 самых влиятельных людей мира, составленном еженедельным журналом Times на 2008 год. В 2005 году Далай-лама уже фигурировал в списке самых влиятельных людей планеты, но...

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче о протестах в Тибете
От имени буддийского сообщества Калмыкии и России в целом я выражаю солидарность с протестующими монахами и монахинями Тибета, вышедшими с мирными демонстрациями протеста на улицы Лхасы, чтобы потребовать соблюдения свободы вероисповедания, свободы слова и возвращения на родину своего духовного...

Объявлена тема весенних учений Далай-ламы в Дхарамсале
Во время ежегодных весенних учений в Дхарамсале, которые в 2007 году состоятся с 4 по 14 марта, Его Святейшество Далай-лама даст наставления по двум основополагающим текстам буддизма Махаяны - «Бодхичарья-аватара» и «Ламрим»....

Его Святейшество Далай-лама в Монголии
Монголия находится в ожидании визита духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, который прибудет в Улан-Батор в понедельник 21 августа. В рамках пастырского визита в Монголию Далай-лама даст буддийские учения по тексту Ламы Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения», а...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100