Эзотера > Александр Ом «Дао и Дэ»

Александр Ом «Дао и Дэ»


29 марта 2014. Разместил: AlOm
Александр Ом «Дао и Дэ»– Дедушка, я тут недавно еще раз перечитывал «Дао Дэ Цзин» и вот что я заметил – прежде я обращал внимание на такое понятие как «дао» и с этим как мне кажется уже все ясно, а вот что имел в виду Лао Цзы с «дэ», я, честно говоря, не совсем понимаю. Что по–твоему имел в виду Лао Цзы, говоря о «дэ»?
– А как переводится «дэ»? – усмехнулся Дедушка.
– Как? Как «добродетель», – ответил я.
– Ну вот, тебе и ответ, – продолжал улыбаться Дедушка.
– Не понял, – смутился я.
– Что тут непонятного? «Добродетель» – это делание добра. Все просто. Что Лао Цзы имел в виду, то и сказал, - усмехнулся Дедушка.
– Хм! Но при чему тут добродетель, когда кто–то пытается следовать Пути? – все никак не унимался я.
– Как причем? Ведь это же в жизни самое главное! – невозмутимо продолжал Дедушка. – Жить в соответствии с Дао это значит быть благотворным или иначе говоря делать только добро. Если бы добродетель в процессе следования Пути не была так важна, то Лао Цзы назвал бы свой тракта просто «Книга о Пути», а он назвал его именно «Книга о Пути и Добродетели». Видишь, ты сосредоточился на самом лишь Дао – следовании Пути, а Лао Цзы призывает не просто следовать Пути, а быть еще и благотворным в процессе следования Пути.
– Но все же, почему это так важно?
– Потому, что только будучи благотворным можно достичь духовного совершенства.
- А зачем вообще достигать духовное совершенство? Может быть в жизни достаточно просто мудро следовать Пути?
- В стремлении быть мудрым тебе не удасться избежать благотворности. Если ты мудр, значит ты благотворен. Одно без другого невозможно, Саша. Кстати, ты наверное заметил, что в Китае есть даже своеобразный культ мудрецов, которых так и называют «совершенномудрые». Заметь, что подчеркивается не только мудрость, а еще и совершенство. У нас таких людей именуют святыми – то есть, от них исходит свет мудрости. Мы обычно не говорим о совершенстве. Для нас хватает святости, а вот даоссы, как видим, ставят совершенство во главу угла. Иначе говоря, они понимают что это такое и почему это так важно.
– И почему же это так важно?
– Заметь, что у нас святость ассоциируется с неким монашеством. Иначе говоря, святой это человек, не участвующий в мирской жизни. Он пребывает в уединении. Святость и одновременно жизнь среди людей нами вообще воспринимается с трудом. А вот совершенномудрый в понимании даосизма это все же человек, живущий среди людей. Мало того, даже подчеркивается, что экзамен духовной зрелости сдается не в уединении – в лесу, в горах или в монашеской келии, где нет никакой агрессии и где эманирует в основном позитивная энергия, а именно среди обычных людей, которые и злятся, и завидуют, и ненавидят других, и дерутся, и врут, и тому подобное. А кроме того, даже считается, что для качественного духовного развития нужно иметь семью, детей, близких. Заботиться о них, переживать за них, радоваться их радостями и помогать им, когда им нужна помощь и когда им плохо. Только так можно стать совершенномудрым. А для этого нужно учиться быть в высшей степени, благотворным и добродетельным – то есть быть Дэ.