Эзотера > Тантра: расставим всё по своим местам

Тантра: расставим всё по своим местам


11 июля 2016. Разместил: Lotos
Тантра: расставим всё по своим местамСегодня «тантра» - модное слово на Западе. Его можно увидеть на обложках популярных журналов и книг, обычно в контексте сексуальности. Хотя практически каждый слышал его, почти никто (включая тех, кто претендует на право преподавать что-то под названием «тантра») ничего не знает об историческом развитии индийской духовной традиции, которую санскритологи относят к тантре. У тантры, которую изучают академики, и у того учения, которое преподают на западных семинарах альтернативной духовности, очень мало общего. Для того чтобы объяснить почему они так сильно отличаются, потребуется статья гораздо больше этой, т.к. придется затронуть сложные культурные различия и странные неправильные представления.

В своей книге «Прояснение Тантры/Tantra Illuminated» я даю всесторонний обзор исходной индийской духовной традиции, которую в санскритских текстах дословно называют tantras (отсюда пошло название). Почему это будет интересно современным западным людям? По одной важной причине: сегодня миллионы людей на Западе увлечены йогой, практикой (сильно изменившейся по форме и контексту), корни которой уходят глубоко в классическую тантрическую традицию.

Йога – это живая традиция, на которую сильно повлияла тантра, но многое из ее истории забыто. Сегодня появилась новая волна работ ученых-практиков, цель которых – заново открыть и воссоединить то, что было забыто, выяснить происхождение распространенных идей и практик (тем самым объяснив и увеличив их ценность), обосновать разнообразие индийской духовной мысли, чтобы улучшить жизнь современников. Большинство доктрин и писаний 20-го века, касающихся индийской мысли, делились на два типа: захватывающие, но бесполезные и необоснованные (практический контекст); систематизированные, но сухие, скучные и неинтересные (теоретический контекст). Настало время это исправить. Ни одна индийская традиция не была так неверно истолкована, учитывая ее глубокое влияние на всемирную духовность, как тантра.

Вас может удивить, что же понимается под словосочетанием «классическая тантра». Оно обозначает расцвет тантрического движения (800-1200 гг. н.э.) и отличается от поздней индуистской тантры и традиции хатха-йоги (1200-1800 гг.), а также от современной американской нео-тантры (начало которой положил Пьер Бернард около 1905 г.). Классическая тантра, о которой идет речь в моей книге, относится к конкретной религиозной традиции – культ Шивы и Шакти, широко известный как шиваизм. Он был распространен на территории современных - Индии, Непала, Пакистана, Юго-Восточной Азии и Индонезии, а также был доминирующей религией средневековой Индии (600-1200 гг.). В тантрическом буддизме также выделяют важные категории, его многие практики были заимствованы непосредственно из классической Шайва Тантры (как показал Сандерсон в «Эпохе Шайвы»/ The Śaiva Age»). Кроме того, многие духовные учения тантрического буддизма (особенно Дзогчен и Махамудра) фактически не отличаются от недвойственного учения Шайва Тантры.

Самая актуальная научная публикация начинается с важного утверждения: «В тантрических писаниях сформирована основа практически всего разнообразия богословских теистических школ и ритуалов в постведийской Индии, а также стали ключевой составляющей буддизма (ваджраяна). Часть этих школ, сосредоточившихся на индуистских божествах Шиве и Вишну, распространилась далеко за пределы индийского субконтинента до Камбуджи (Камбоджа/Лаос/Таиланд), Чампы (Вьетнам) и Индонезии, пока очень скоро тантрический буддизм не стал паназиатским.» (Гудолл, Сандерсон, Айзексон).

В своей книге я не осветил тот факт, что сегодня существует довольно заметная форма традиционной тантры – тибетский буддизм. Из-за того что это единственная форма традиционной тантры, с которой могло столкнуться большинство людей, они не осознали, что большинство характерных для него черт (мантры, мандалы, мудры, инициация, йога божества, гуру-йога и т.д.) не относятся к буддизму, а были частью панындийского тантрического движения, затронувшего все окружающие его в то время религии (шиваизм, буддизм, вайшнавизм, джайнизм, сурьизм).

Несмотря на то что Тантра очень сильно повлияла на духовные, религиозные и эстетические движения, такие «воспеватели тантры» как Рамеш Бйоннс (пишет для сайта Elephant Journal, и ему есть что сказать интересного) переоценивают ее важность, когда утверждают, что она повлияла на все формы йоги так же сильно, как Веды. Ни один профессиональный санскритолог с этим не согласится. Не вся йога произошла от тантры (была и дотантрическая йога, которая описана в «Йога-сутрах» и «Махабхарате»), но большинство ее популярных сегодня форм, можно проследить до Тантры. Такой вывод можно сделать благодаря текстам хатха-йоги, в которых часто упоминается их причастность к тантрам.

И так, тантра – это духовное движение, которое повлияло на развитие большинства азиатских религий. Но в чем же ее сущность? Как ее распознать? Ученые долго спорили по этому вопросу, в результате составили целый перечень ее характерных черт, а не единую особенность.

Вот этот список:
- Альтернативный путь/ Новые богооткровение / Более быстрый путь
- Ритуалы в приоритете, особенно по призыву божеств и поклонению им
- Больше божеств и из типов (в сравнении с предыдущей традицией)
- Визуализация и отождествление себя с божеством
- Центральное место мантр
- Направление мантр в конкретные точки тела
- Онтологическое тождество мантр и божеств
- Необходимость в инициации и важность эзотеризма/секретности
- Йога (обычно это касается практик медитации и визуализации)
- Ритуальное использование мандал, главным образом в обряде инициации
- Понимание духовной физиологии (т.е. тонкого тела и чакр) и кундалини
- Расположение божеств и мест паломничества на теле практикующего
- Языковой мистицизм
- Важность наличия учителя (гуру, ачарья)
- Появление мирских целей, достигаемых, преимущественно, магическими средствами
- Практикующий является мирским/семейным человеком
- Биполярная символика бога/богини
- Недвойственность
- Переоценка тела
- Пересмотр «негативных» психических состояний
- Важность Шакти (сила, энергия, богиня)
- Переоценка статуса и роли женщин
- Грешные/аморальные акты
- Использование «сексуальной йоги»
- Взращивание состояния блаженства
- Спонтанность (сахаджа, технический термин)
- Специальные виды медитаций, направленные на трансформацию личности в воплощение божества, спустя короткий промежуток времени

Мне хочется отдельно упомянуть одно характерное отличие тантры от различных направлений йоги: принципиальное принятие, а не отрицание мира, концентрация на имманентном нежели на трансцендентном, слияние с каждым днем своей жизни, а не побег от нее…Другими словами тантра является жизнеутверждающей, а не жизнеотрицающей. Практически все формы йоги характеризуют трансцендентализм и отрешенность, за исключением тех аспектов, которые были заимствованы из тантры. «Трансцендентализм» означает, что божественное находится за пределами нашего чувственного восприятия, поэтому чтобы слиться с ним, потребуется достижение «более высоких состояний сознания». В противопоставление этому недвойственное учение тантры утверждает, что божество гораздо больше того, что может увидеть глаз, но в тоже время, все, что глаз видит (или ухо слышит) является божеством. Поэтому мы не ищем более «высоких» состояний сознания, а стараемся достичь полной осознанности бытия здесь и сейчас, глубже ощутить чудо жизни, которое раскрывается во всех ее формах, чувствах и созданиях.

В чем связь между тантрой и йогой?


Все зависит от того, что вы называете «йогой». Я выбрал два основных значения. Первое - традиционное понимание слова «йога», относится к обширному набору психофизических практик (в основном, медитации), предназначенных для того, чтобы дисциплинировать и объединять тело, ум и дух для достижения высшей духовной цели. Йога в таком виде возникла во времена Будды. Спустя тысячу лет, тантра сделала йогу неотъемлемой частью своей системы практик. Она расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник: более сложные пранаямы, подробные практики визуализации и науку мантры, а также множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны), ритуальное расположение кистей рук (мудры), активацию энергетических центров (чакр) в теле.

Чтобы понять важность йоги в этой традиции, достаточно перечислить четыре основных темы тантрических писаний:
- доктрина или учения мудрости (джняна);
- ритуальное поклонение (крийя);
- мистическая практика (йога);
- ежедневные правила поведения и обеты (карья/caryā).

Ряд отдельных элементов тантрической йоги дошли до наших дней, но в основном они вырванны из контекста традиции.

С другой стороны, если под «йогой» вы имеете ввиду ее современное значение, т.е. простая для полноценную практику асан (плюс одну или две упрощенные версии традиционных практик), которую исследователи называют «современная постуральная йога», то она тоже связана с тантрой, но очень слабо. Современная йога -поздняя фаза ее исторического развития, которая восходит к Шайва Тантре.

Резюмируем основные факты: шиваизм и его эзотерическое учение тантра, которые представляли собой очень подробную систему с обширной институциональной базой, потеряв государственную поддержку после мусульманского завоевания, стали слишком неповоротливы, что позже привело к упрощению (а в основном к подмене) этой традиции в массовую практику под названием хатха-йога.

Хатха-йога берет свое начало от Матсьендры, известного гуру Шайва Тантры. Эта практика была представлена в качестве полноценного духовного пути, который включает пранаямы, медитации на энергетических центрах тонкого тела, использование трех бандх и более чем 84 различных поз йоги (асан), способного активировать и поднять духовную энергию под названием кундалини. Хотя почти все эти инструменты были заимствованы из Шайва Тантры, нельзя считать хатха-йогу тантрой, т.к. ее тексты не содержат присущих этой традиции мантр, ритуалов и полного обряда инициации (три незаменимых элемента классической тантры). В хатха-йоге успешно сохранились некоторые ранние практики тантрической йоги, и в то же время продолжился процесс ее размытия и упрощения. В начале 20-го века асаны и пранаямы использовали для создания системы современной йоги. Таким образом, она уходит своими корнями в традицию Шайва Тантры.

Что такое «Кама-сутра»? Какое она имеет отношение к тантре?


Никакого. «Кама-сутра» – часть литературного направления под названием «Кама-шастра», или наука об удовольствии, основной и конечной целью которого является максимизация чувственного удовольствия. Если в тантре присутствует цель ощущения удовольствия, то она подчиняется конечному духовному освобождению, упоминание о котором отсутствует в «Кама-сутре». Достаточно почитать оригиналы этих текстов, чтобы понять, насколько это разные литературные жанры. Кроме того, ни один храм, украшенный резьбой эротического содержания (к примеру, Кхаджурахо), не имеет отношения к тантрической практике.

Суть тантры в божественной сексуальности, верно?


Да, если толковать эту фразу в очень широком смысле. Рассматривая Шайва тантрическую литературу в целом, мы не встретим ни одного заголовка, связанного с сексом. Существует одна линия преемственности, Каула, которая обучает чувственным практикам и обладает, своего рода, «сексуальным» взглядом на мир, где действительность рассматривается как пульсирующий союз гармонии и радости, дополняющих друг друга противоположностей.
В классических тантрических источниках можно встретить техники работы с сексуальной энергией, направленные на активацию кундалини, но нет никаких физических техник для увеличения длительности оргазма и прочего. В одном из сотен тантрических текстов упоминается сексуальный ритуал, его называли секретной эзотерической доктриной, предназначенный для очень узкого круга людей. (В буддистской тантре этой практике уделяли больше внимания.) В первую очередь, тантрический сексуальный ритуал представлял собой медитативную практику, а не упражнение по максимизации чувственного удовольствия.

Я могу утверждать, что практически каждый раз, когда на современных мероприятиях альтернативной духовности используется слово «тантра», связанное с сексом, оно не имеет ни какого отношения к классической традиции. (Если хотите проверить, спросите на какие писания они опираются.) Проводя грань между «традиционной» или «классической» индийской тантрой и так называемой «современной западной нео-тантрой», я не утверждаю, что последняя является бесполезной и не имеет прав на существование. Для некоторых она может быть весьма полезной, улучшив их качество жизни. Я бросаю вызов тем учителям, которые утверждают, что их учения каким-то образом связаны с индийской традицией и неопубликованными санскритскими источниками. Если же то, чему они обучают имеет ценность и является эффективным (для конечной цели тантры), нет необходимости в исторических притязаниях.

Подобные современные семинары одухотворяют сексуальность (в той же традиции Каула), в то время как тантра заключается в чувственном ощущении духовности.

Сегодня еще есть несколько духовных учителей, которые передают учение и практики Шайва Тантры, полученные по живой линии преемственности. Это действительно так - тантра все еще является живой традицией, хотя и размытой в значительной степени. Если вас интересуют эти учителя, то искать их нужно не в секс-пособиях, а среди представителей современных духовных линий преемственности, которые изучали, практиковали и сохранили традицию, чтобы в той или иной форме передать ее Западу.


Перевод: Юлия Остапова
Редактор: Анна Глинко
Отрывок из книги Кристофера Уоллиса «Прояснение Тантры» (Tantra Illuminated)