Эзотера > О вреде Дзен
О вреде Дзен22 июля 2013. Разместил: firesword |
Речь здесь пойдет прежде всего о доктрине “внезапного просветления” Хуэй-нена и о том вреде, который нанесла она (благодаря европейским переводчикам) после того как попала в руки профанам.
Итак, когда этот достопочтенный патриарх собрал Сангху, чтобы провозгласить свою знаменитую доктрину, изложенную в “Сутре высокого помоста” нужно не упускать из виду, ЧТО ЗА аудитория ему внимала. Все риторика, пафос речи, сложная терминология свидетельствует, что перед ним находились весьма подготовленные слушатели, прошедшие серьезную теоретическую и практическую подготовку. Именно к НИМ и обращался Хуэй-нен – ОТНЮДЬ НЕ К НАМ!!! Согласно Шакьямуни-Будде Учение должно соответствовать Времени, Месту и Человеку. Времени – то есть уровню развития цивилизации; Месту – то есть конкретным местным условиям; и Человеку – то есть Учение должно соответствовать непосредственно данному практикующему. И Хуэй-нен полностью осознавал это, и не проповедовал на базарах и, так сказать, вокзалах. Доктрина Внезапного Просветления напоминает Высшие (Сокровенные) Тантры Ваджраяны типа Дзогчен и Махамудры, “тайны” которых открывать профанам настоятельно не рекомендуется. Слово “тайны” я взял в кавычки – ибо никаких собственно тайн нет. Просто эти высшие практики не соответствуют “Человеку” - неподготовленному в должной мере ученику. О какой практике Випашьяна может идти речь, если человек, например, не погасил еще огонь страстей и не успокоил хоть немного ум в практике Шаматха и не достиг хотя-бы Первой Дхьяны??? Таким образом эти высшие истины просто профанируются и их смысл становится нивелирован и утерян. Как можно говорить человеку, разрываемому страстями, что нет “греха”? Как можно, извините за выражение, - “бабнику” преподавать сексуальные техники Внутренних Тантр? Абсолютно понятно, что из этого получится – не духовное восхождение, а наоборот – падение, усугубленное тем, что “практикующий” только укрепляет свое эго и укореняется в страстях, думая при этом, что он “на Пути” и не по годам “продвинут”. Поэтому кругом и развелось “дзенствующих” и они пудрят себе и другим мозги, что “не нужно практики”, “все есть пустота”, “убей патриарха”... сплошное самодовольство и жесточайшее индульгирование. Поэтому я против такого “Дзен”. Он не имеет никакого отношения к солидным школам Сото и Риндзай. Знаю это из первых рук – некоторые Мастера из Японии посещали нашу Сангху и мы благодарны за их драгоценные наставления. Но это уже другая история... |