Эзотера > Совершенный Путь Ваджраяны
Совершенный Путь Ваджраяны16 июля 2013. Разместил: firesword |
Искренний Искатель в наш век Интернета и, следовательно, - океана всевозможной информации часто бывает сбит с толку обилием противоречивых сведений. И конечный Плод любой серьезной духовной практики, а именно – достижение Просветления, становится заслонен, замусорен, профанирован различным ментально-эмоциональным мусором, что о продвижении на Пути уже не стоит вести и речи.
Автор сам начинал еще в начале девяностых с трудов Шрилы Прабхупады и Шри Ауробиндо. Затем последовали увлечения Кастанедой, Ошо, Кришнамурти, Раманой Махарши... дай им бог, короче, всем здоровья, они здорово помогли, конечно, и все же оставалось чувство неудовлетворения результатами и, так сказать, достижениями. Последние годы автор серьезно практиковал цигун и Тхераваду, пока не встретился с настоятелем обители Шейчен-Линг ламой Дорже Жамбо. ![]() Не говоря уже о его духовном руководстве... Оно весьма квалифицированное. Не скрою: к огромному (по началу) удивлению. И не менее огромной радости затем. Поверьте, автор за много лет уж насмотрелся на различных “учителей”, сам преподавал цигун и фехтование на мечах (корейский стиль), и поэтому думает, что знает о чем говорит. Так вот, оказалось, что по сравнению с Ваджраяной, то есть с так называемой Алмазной Колесницей тантрического буддизма, все остальные учения кажутся... усеченными, неполными, что ли. Они слишком “поспешны” - их основатели, добившись успеха с помощью определенного метода (да и пошлых кармических заслуг) абсолютизировали его, забывая зачастую, что это всего лишь упайа – один из “искуссных методов” и не более. ![]() Согласно с концепцией нашей школы Нингма (“старых переводов”), духовный Путь можно сравнить с задачей достать драгоценный перстень из кипящего котла. Разумно эта проблема решается именно так: сначала гасится огонь страстей с помощью Абхи-Шилы (Высшей Нравственности) и системы практик цикла Ло-Джонг. Затем с помощью Абхи-Самадхи (Высшей Сосредоточенности) мы успокаиваем “воду” сознания и с помощью цикла практик Абхи-Праджни (Высшей Проницательности) и Высших Тантр (типа Махамудры и Дзогчен) в установившейся прозрачной чистоте узреваем Внутреннее Сокровище. И не иначе. Можно конечно попытаться разбить котел или засунуть обнаженную руку в кипящую жидкость... не факт что совсем ничего не получится))), но разумной и последовательной такую практику назвать не получается. Давайте рассмотрим эти практики подробнее. ![]() Одновременно с этим ученик приступает к практикам Сатипатханы – Четырех оснований внимательности: к телу, мыслям, чувствам и различающему сознанию. Это делается как с помощью формальных медитаций сидя (Анапанасати) и при ходьбе, так и внедрения осознанности в повседневную жизнь. С помощью этих начальных упайа мы достигаем необходимого уровня смрити (внимания) для дальнейшего продвижения. Теперь наступает очередь системы практик Ло-Джонг. Их основная цель – совершить Параврити, переворот сознания, смена курса с мирской жизни в сторону духовной. Методы здесь другие. Если в Сатипатхане мы пытались успокоить психику, то в Ло-Джонг мы ее наоборот стимулируем с помощью медитаций на бренности тела, быстротечности жизни, неминуемости смерти... Очень важный момент, требующий грамотного духовного руководства – этот цикл нелегких практик должен вызвать не уныние и депрессию, а, наоборот, энтузиазм по отношению к Дхарме, который закрепляется медитациями на драгоценности человеческого рождения, дающее Ищущему абсолютно все возможности способности и силы на пути к Просветлению. По сути дела мы до этого момента следовали Хинаяне, основная цель которой – борьба с клешами, то есть с негативом. Далее мы приступаем к Махаяне – к взращиванию добродетелей. В школе Нингма это цикл Ниондра, включающий в себя Гуру-йогу, практики зарождения Бодхичитты, практики Ваджрасаттвы и подношения Мандала. Эти упайа взращивают в нас Любовь, Силу, Умиротворение, Сосредоточенность... все необходимые факторы Просветления. При чем мы начинаем от себя. “Помести себя в центр Мандалы”, - говорил не раз мне учитель, ибо не полюбив себя, например, полюбить ближнего едва ли возможно. Теперь наступает черед собственно Тантры (Ниондру часто относят, впрочем, к Низшей Тантре). Если в Хинаяне мы боролись с Негативом, в Махаяне взращивали Позитив, то Тантра предлагает не борьбу, а использование. Она все рассматривает как ресурс, все – кусала или акусала, то есть – искусное или неискусное; оно нас использует или мы его. Тантра предлагает Трансформацию. Борьбу с Иллюзией с помощью Иллюзии. Останавливаться подробно на Внутренней Тантре я не буду. Не имею права)). Серьезно. Просто скажу, что это набор весьма действенных и сложных упайа, требующих должного квалифицированного руководства, без чего легко заблудиться в одиночку. Тантра – это быстрый путь вверх, но и скатиться легко ибо вместо трансформации Препятствий мы начнем в неведении им потакать, что чревато серьезными опасностями. И, наконец, мы переходим к вершине “буддистского образования” - к Высшим Тантрам, к Дзогчену или(и) Махамудре. Эти методы венчают Путь и люди, которые “начинают с Дзогчена” - их довольно много сейчас развелось – чем-то напоминают изучающих интегралы без должного знания элементарной арифметики, которая им почему-то “ни к чему”. Звучит несерьезно, по крайней мере. Не спорю, что многие достигали архатства и других Плодов с помощью начальных практик типа Сатипатханы. Кому-то помогает одно, кому – другое, но не зря именно ЭТОТ ПУТЬ назвали Ваджраяной – Алмазной Колесницей. Именно здесь расставлено наибольшее количество “вешек” на дороге Практики. Всегда по ним можно сверится; работает постоянная обратная связь, мы не зависаем в пустоте и Цель тогда перестает быть чем-то неопределенным и несбыточным. Дхарма – Чиста, Логична, Практична, Последовательна, Совершенна в Начале и Конце. В чем вы все сами можете легко убедиться. Мы знаем КУДА идем, мы знаем ГДЕ мы сейчас находимся и мы знаем ЧТО делать в ДАННЫЙ момент. Прошу любить и жаловать! Тем более, что “конкурентов” у Ваджраяны, собственно, нет. Объясню почему: мировые религии стали по сути социально-организующими институтами и заботятся больше о своем месте в социуме. Эволюционные системы, такие как Даосизм – разгромлены и собирают себя по частицам, индийская йога разобщена, а Индуизм погряз в ритуалах... Хинаяна же рассматривается нами как предварительная подготовка. Пусть она и выполняет допустим 80% работы. Вообще, пренебрежительное отношение к “шравакам” - последователям Тхеравады – считается одним их “коренных падений Ваджраяны”. Мы ценим все “искусные методы”, перечень которых неуклонно расширяется. Особенно в связи со стоящей перед нами задачей адаптации Дхармы к европейским реалиям и славянскому менталитету в частности. Но это тема отдельного исследования. См. статью Дорже Жамбо: «Возможен ли европейский буддизм?» |