Эзотера > Понимание медитации. Часть 2

Понимание медитации. Часть 2


9 апреля 2011. Разместил: babalon
Настоящая медитация возможна только при «остановке ума». В свою очередь, «остановка ума» - это отсутствие напряжения, отсутствие противоречий, отсутствие незавершённости в моём восприятии… Об этом – потом… Тогда весь мир вами будет восприниматься таким, как есть, повседневно, непрерывно, чем бы вы ни занимались. Станет очевидной взаимосвязь событий, их общая основа. Если понять это, тогда не будет возникать ситуации: «У меня всё хорошо, потом я погружаюсь в социум, и меня всё это вышибает с духовной стези»... Не вышибет. Потому что перестанет иметь решающее значение, перестанет быть непредсказуемым… Начнётся игра. Игра по необходимости. Это будет игра, потому что, находясь в состоянии покоя, вы обнаружите себя другого. Себя другого внутри, в этой зоне неподвижности, зоне абсолютного покоя, осознанным. Или, если повезёт, самим сознанием.

Сознание – источник активности, но не является ею. Оно проявляет себя, посредством активности, в качестве феноменов. Оно проявляет себя здесь. Весь мир активен. Жизнь – это активность. Сознание не живёт. У нас, на самом деле, нет терминов, определяющих состояние его Бытия. Оно просто есть, это и сама вселенная, и её основа. К нему неприменимо такое понятие как жизнь. Сознание не нуждается в активности. Значит, оно не нуждается в способе существования. Оно есть, оно неизменно. Но оно проявляет себя на разных уровнях посредством активности. Проявляет себя различными способами существования. Но всё, что касается активности – однажды заканчивается. Всё, что касается активности – обладает качеством временности, в основе своей. Она однажды начинается и однажды заканчивается.

Если вы с этой точки зрения посмотрите на свои мысли, на себя самого, то значимость активности, на какое-то время, для вас потеряется. Это говорится не для того, чтобы привести вас в пассивное состояние по жизни, в «никакое» состояние. Нет. Если вы приходите в пассивное состояние (в состояние отторжения, равнодушия и прочего, прочего), значит вы остались в этой же активной области, просто изменили её, приняли другую схему поведения. Заменили одно на другое. Но вы, всё-равно, там же. А нам необходимо осознать ту нашу основу, которая естественным образом находится в покое, откуда «вырастает» наш ум. Из той основы, которая является «началом» определяющего ума. Нам необходимо отождествить себя с ним.

Что значит отождествить? Обнаружить этот факт. Осознать, что это вы всегда были тем самым «нечто» - настоящим, недвижным, вечным. Рождающим активность, созерцающим её, но не нуждающимся в ней.

Моя основа не нуждается в способе существования. А значит, не нуждается ни в форме, ни в активности, не обладает признаками незавершённости. Это – Сознание. Это - АБСОЛЮТНАЯ ЯСНОСТЬ, существующая вне Неведения. То есть, в той же области моей ограниченной, прерываемой осознанности, которая формирует моё восприятие, мышление и личность, существует абсолютная ясность, которая, по мере приобретения моей личностью активности, теряется мною.

Активность проявлена, как движение. То есть, я ограничен движением. Ясность исчезает. Для того, чтобы восстановилась абсолютная ясность, необходимо отсутствие зависимости от твоего личного движения. Тогда Мир становится целостным. А что означает – становится целостным? Ведь фрагментарным его делает моё личностное восприятие. Это значит, что ваша личность, «Я», эго теряется, исчезает, больше не имеет значения.

Стать единым с Целым можно только одним способом… Устранить то, что обеспечивает это разделение. Остановка ума поможет устранить его. Хотя бы на мгновение. И этого будет достаточно. Это поможет достичь своей глубины. Своей собственной глубины. Себя - Истинного. Потому что, не нуждаясь в активности, и в способе существования, оно неизменно. Оно -вечно. Значит, оно единственно в настоящем. И вы его достигаете, и начинаете наблюдать за миром оттуда. За происходящим, за всем что происходит, оттуда. И это не затуманено ничем.

Это – абсолютная ясность, потому что это Сознание. Это абсолютная ясность. Именно по этой причине я пытался объяснить всегда, что медитация отличается абсолютной ясностью. Медитация – это достижение своей основы. Медитация это не заторможенные движения, не вялая походка, не сонный вид. Медитация – это абсолютная ясность. Это искажённое понимание, когда люди связывают медитацию с "отсутствием", трансом, сном или чем-то подобным. Это - отголоски знания о том, что чистое Сознание неподвижно. Вот мы и пытаемся к неподвижности физической привязаться. И говорим, что это -медитация. Но, лишь, само Сознание - неподвижно. Мы говорим, что Сознание не нуждается в активности.

Остановка ума без понимания вот этих вещей – бессмысленна. Иначе начнёт происходить следующее: вы садитесь медитировать, вы достигли определённых успехов в остановке ума, внешнего ума, физического, и вы выпадаете. И говорите: «Я не помню. Вот прошло двадцать минут. Я ничего не помню. Меня не было. Это была хорошая медитация»… Возможно, это и была медитация. Медитация, сама-по-себе… Но не для вас. Понимаете? Потому что моё эго, мой физический ум, моё «я» связаны с активной частью, с активным проявлением моего ума. Когда я сажусь и начинаю равномерно дышать или выключаю свет (может, кто-то ещё включает так называемую «музыку для медитации»), то начинаю постепенно засыпать. То есть, я постепенно притормаживаю собственную активность. Но, поскольку я воспринимаю самого себя, именно благодаря этой активности, то моё осознавание угасает вместе с ней. Я просто затормаживаю до определённого предела свои внешние проявления, внешний слой ума.

Я не достигаю глубины. Не отождествляюсь с глубиной. Ум – он активен. Если я его остановлю, сохраняя отождествление с сознанием, со своей основой, с глубиной, эта, искажающая внешний мир завеса, исчезнет, она остановится. Я восприму мир таким, какой он есть. Стану сознанием. Чистым сознанием. И не важно, нахожусь ли я в физическом теле, делаю что-то или бездействую, - моё мышление изменится. Это - идеальная точка достижения. Это - завершение всего. Идеальная точка – это когда он уходит в медитацию и исчезает здесь. Он больше не нуждается в теле. Он стал Сознанием.

А сознание, я сказал уже, не нуждается в способе существования. Поэтому человек, достигший абсолютного сознания, чистого сознания, исчезает здесь, на этой земле. Он стал Сознанием и не нуждается в способе существования, а значит и в теле и в этом мире - тоже. Он стал всем, в этот момент. Но не его внешнее проявление, не его Эго, не его Личность, а то, во что он превратился. Потому что личностная, вот эта вот часть, она, сама-по-себе, ничем другим стать не может. Она может только выполнять свою задачу здесь, в этом уровне, в этом слое, для которого создана.

Человеческий «личностный ум» можно представить (очень упрощённо), как ядро, по поверхности которого непрерывно пробегают «волны» - его мысли. И моё осознание, мой фокус внимания находится здесь, на его внешней стороне, среди этих волн. Мало того… Моё внимание прочно захвачено этими «волнами» и передаётся от одной к другой. И непрерывность этого процесса порождает эффект, который мы называем «мышлением». Благодаря ему, человек сознаёт своё существование и собственную личность. Поэтому философы приходят к выводу: «Мыслю, следовательно – существую»…

Паузы между «волнами» настолько малы, что практически не осознаются нами. Но они, всё-таки, есть… Медитация даёт возможность обнаружить их. И становится очевидно, что активный ум рождается из той основы, которая, до этого момента, мной не осознавалась. О которой я не подозревал.

Человек рождается из тишины. Не в смысле физического рождения, а в смысле – осознавания. Рождается из абсолютной тишины… Каждое мгновение, каждую секунду своей жизни. Внутри меня - тишина. Но эго связано с активностью, рождено активностью. Я существую, в своём восприятии, как активная составляющая мира… Поэтому эта тишина для меня – ничто, я о ней даже не знаю. Поэтому мы тренируемся в медитации: вы садитесь, успокаиваетесь, выключаете свет, изолируете внешние шумы.

Это просто технология, просто методы, чтобы уменьшить отвлекающие моменты. Чем больше я успокаиваюсь, чем больше изолирую внешние раздражающие моменты, тем, хоть немного, но приближаюсь к тому внутреннему состоянию покоя, начинаю ему соответствовать. Но остаётся труднопреодолимая вещь – мысль. Не просто некий диалог, внутри моей головы. А именно – сама мысль, которая существует неподконтрольно мне. Которая возникает из некой пустоты, проявляется и снова исчезает в «никуда»… Поэтому я говорю об остановке ума вообще. Через понимание этого положения вещей.

Правильная медитация приведёт к восстановлению целостности вашего восприятия. Восстановление целостного состояния – это не собирание кусков. Это - постижение общей, единой основы. И отождествление себя с ней. А значит и с Миром, в целом.

Но искать в каком-то определённом месте состояние собственной тишины и покоя - бессмысленно… В каждом движении, в каждой активности внутри вас и вне вас, в основе каждой активности, каждой вибрации лежит это начало, эта пустота. А значит, она – везде. Она – в основе меня самого. Это - Сознание.

А сознание проявляется, укрепляется и действует здесь, в этом мире, посредством моих чувств. Значит, если я успокаиваю свои чувства, я, по-немногу, перестаю быть привычным себе, только физическим человеком, живущим реакциями на неожиданно происходящее. Моё осознание начинает пробуждаться в моей основе.

Если вы смотрите во внешний мир – вы видите этот внешний мир, эту форму, это проявление. Откуда-то смотрите. Нечто в вас, неосознаваемое в тот момент, воспринимает мир в такой форме. Мы же говорим: «через сферу собственного восприятия». Ведь «восприятие» - это не только видение внешней формы.

ВОСПРИЯТИЕ - ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СПОСОБНОСТЬ ДОПОЛНЯТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ КАРТИНУ (ИЛИ ОБРАЗ) ИЗВЕСТНОГО... А уже для выполнения этой задачи, - «дополнения и поддерживания», - используются все имеющиеся у нас инструменты. Эти инструменты развиваются и направляются, окружающей средой, с самого рождения. Мало того, окружающая среда диктует, какие именно «инструменты», и в какой степени, будут использоваться в дальнейшей жизни. И затем уже я сам, на основе имеющихся «заготовок», начинаю формировать «сферу собственного восприятия».

Я даже не замечаю, как делаю это. Ведь не только окружающий мир, но и себя самого я воспринимаю, посредством этих же «инструментов». Я сам и есть – они. Потому что, мне неизвестно, что стоит за всей этой машиной? «Что» или «кто» собирает и удерживает её, как единый механизм? Можно сказать, конечно: «Это – я сам!». Но эта мысль ничего не объяснит... Кто такой – Я? Я – тот, кто счастлив, или тот, кто страдает? Который равнодушен или который сочувствует? Любящий или ненавидящий? Где я – настоящий? И самое главное - почему, несмотря на разнообразие и противоположность проявляющихся личностей, мы ощущаем, что всё это – я сам? Некий, единый, объединяющий в себе противоположные качества, но неосознаваемый Я, существующий в различных проявлениях.

К примеру, я смотрю на окружающий мир или думаю о нём, и воспринимаю его именно таким, потому что моё мышление, мои чувства выстроены для восприятия именно в такой форме и отношении. Я говорю о человеческом восприятии, на данном этапе развития. И такое восприятие - не является оснОвным. Это - внешнее. Это только слой, призма, сфера. Почему? Но вы же сами видите, что оно МЕНЯЕТСЯ. Я могу воспринимать мир именно так, а через какое-то время, - совсем по-другому. Моё настроение, состояние изменится, и всё станет для меня совсем иным. То есть, это означает, что мир-то остался прежним, а сфера моего восприятия ИЗМЕНИЛАСЬ. Одни внутренние «фильтры» сменились другими, и всё поменялось… А это означает, что она – изменяема, временна, неустойчива. А значит – конечна. Значит, её не только можно менять, но и избавиться от неё совсем. Чтобы моё восприятие диктовалось не сформированными шаблонами, а стало чистым или, как мы говорим, «прямым».

Но чтобы это произошло необходимо увидеть одну вещь… Даже то ограниченное или искажённое восприятие, доступное нам в этой «сфере», возможно, лишь благодаря «потоку осознания», наполняющему его. Благодаря которому наше восприятие вообще возможно! Ведь вы осознаёте то, что видите, слышите, чувствуете. Вы мыслите, понимаете, думаете и т. д… Ведь всё это возможно, лишь благодаря той доле осознания, которое нам доступно. Я ещё раз повторюсь. Ошибка считать, что Осознанность, сама-по-себе, - некое недоступное, загадочное состояние, которое нам неизвестно, и которое необходимо искать. Мы обладаем ею. Иначе, не могли бы существовать и действовать в этом мире… Вся проблема в том, что нам доступна ограниченная осознанность, узконаправленная, контролируемая нашим эго, личностью… И самое главное, наша Осознанность – локальна, и стало быть, фрагментарна…

ФРАГМЕНТАРНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ - ЭТО ТО, ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВНИМАНИЕМ. При выходе за пределы личности, внимание исчезает.

Всё дело в слове – «фрагментарная»! Нужно учитывать, что фрагментарность, образно говоря, ограничивает не только «ширину», но и «глубину». Потому нашему повседневному вниманию доступно лишь ограниченное пространство внешней формы, без глубинного понимания сути. Наш собственный «фокус внимания» - это манипуляция доступной степенью осознанности.

Замечаете, как много меняет такое понимание? Одно дело, стремясь к осознанности, – пытаться искать нечто неведомое, недоступное, заранее отделённое от себя… И совсем другое – понимать, что уже имеешь, прямо сейчас, некое начало, маленькую, но реальную зацепку. То, что можно «пощупать», с чего можно начать. Когда понимаешь, что смысл не в поиске отсутствующего, а в развитии и достижении непрерывности того, что уже имеется… Это совсем отношение к задаче.

Осознание человека привязано к форме, к активности. Т.е. нынешний уровень осознания локален.
Почему так происходит? Потому что локален сам человек, его личность. Любую личность формирует эго. И та часть ума, которая нами осознаётся, формируется способом эго.

А эго, создав «сферу восприятия», способно воспринимать только то, что создано на основе того же эго. Чем больше ослабляется эго, тем чище восприятие. Тем яснее суть.

Когда эго слабеет, поток осознания, контролируемый им, расширяется. И тогда становится ощутимым, как это «нечто», из глубины тебя самого (но уже не физического) начинает вырастать в ясность, которая всегда была недоступна. Та самая бывшая «пустота», «ничто» - преображается неуловимым образом, воспринимается, как истинное, неизменное… Но ты уже не можешь всё это контролировать. Всё происходит вне твоего участия, помимо твоей воли…

Не потому, что некая сила, пришедшая извне, давит тебя. А потому, что тебя самого, в тот момент, больше нет. Воля, которая могла бы контролировать всё это, растворяется в происходящем. Происходит нечто, недоступное пониманию. То, что личность потом не в состоянии не только описать, но и вспомнить. Тот, кто пытается описывать моменты «внутри» Пробуждения или существование «внутри» Осознанности – лукавят. Это нельзя описать. Это – существование вне личности. И личностью не могут быть переданы. Остаётся только последующее осознание того, что это – на самом деле происходило… Это – моменты Пробуждения.

И во время медитации вы должны настраиваться именно на постижение этого. Не искать, не рыскать у себя в голове, фокусом внимания, как щупальцем: где это? Просто остановиться. Тотально… И понять, что мои ощущения, мысли, то, что я осязаю, слышу, чувствую в данный момент – это и есть «сфера». А за ней есть «нечто», которое использует её, для наблюдения за этим миром. И вот то «нечто», неизменное, неописуемое, вечное, и есть я сам - Истинный.

Беседы Самтена