Эзотера > Игорь Калинаускас «Быть умным, чтобы быть живым»
Игорь Калинаускас «Быть умным, чтобы быть живым»28 ноября 2010. Разместил: Lotos |
В Издательстве "Вектор" вышла новая книга Игоря Калинаускаса "Интеллектуальная Авантюра II. Революция сознания". Год издания: 2010 Купить книгу: О книгеXXI век. Третье тысячелетие. Человечество построило гигантскую цивилизацию вокруг себя. Но только начинает осознавать необходимость создания цивилизации во внутреннем мире человека. Что же позволит заменить расплывчатое «жизнь человека», на реальный факт пребывания уникальной личности в мире? Для мыслящего существа очень важно осознавать, что все начинается внутри, а не снаружи. Революция сознания — переход от власти хаоса к внутренней цивилизации. К возможности самодостаточного пребывания в мире и к полноценной жизни как собственному делу. Это психология и философия деятельности — активной позиции нашего «Я» в том мире, в котором мы пребываем — и их технологические основы. Игорь Калинаускас - * * * Игорь Калинаускас «Быть умным, чтобы быть живым», отрывок из книгиСтруктурирование как деятельность имеет двоякий характер. С одной стороны, это добыча пищи для потребности в новой информации, а мы знаем, что структурирование — это как раз наиболее эффективный способ извлечения информации из сложных нечетных множеств, из больших объемов информационных. С другой стороны виртуальность реальности, которую создает внутри, во внутреннем пространстве человека сущность, дает большую свободу оперирования с помощью таких операторов, как воображение, фантазия и здравый смысл. Таким образом рождаются различные логики. Эти логики от самой простой «если А, то B», по аналогии с природой: после вечера бывает ночь, после ночи утро, после утра день, — приходит ко все более сложным связанностям, взаимосвязанностям: логика с обратной связью, структурная логика, логика нечетких множеств, вариационная логика и так далее, и так далее. Наиболее интересной в этом смысле — с моей точки зрения — является логика Витгенштейна. Дальше, естественно, в стиле Гегеля появляется диалектическая логика, и это уже большой трактат, «Наука логики» Гелеля. В итоге в наше уже время практически рождается системный подход, структурный подход, семиотический подход и т. д. и т. п. В том числе и такой подход, как метод качественных структур (МКС). Давайте определимся с терминами. Высшая форма индивидуального самоосознавания — переживание. Никакое самое изощренное рацио, никакая самая изощренная рефлексия не заменит переживания. База переживания — это факт бытия, который, к счастью, не зависит от наших жизненных извращений. Только переживание превращает абстрактные логические, металогические построения, философские обоснования в реальность жизни, только то из информации, что пережито, превращается в жизнь, в живое знание. Переживание дает возможность любой степени включенности. Первичная структура — это сам мозг, структура мозга. Структура предельно сложная, до сих пор не существует ни научного, ни ненаучного описания структуры мозга как целостности, не только как целого, но и как целостности. Слишком сложная. Вообще у нас всего два первичных канала: это плоть как целое и самая сложно организованная плоть — мозг с нервной системой. Первичное структурирование модулированной энергии, идущей от реальности, происходит структурой самого мозга и нервной системы. Для мыслящего существа очень важно, осознавать, что все начинается внутри, а не снаружи. На Востоке это давно знали в силу так называемой интровертности восточной культуры, поэтому они доходили до крайности и говорили, что весь мир — это на самом деле проекция нашего сознания. Пространство сознания структурировано системой координат и принципом иерархии. Для дальнейшего структурирования субъективной реальности мы ввели три дополнительные ключевые понятия. — Метод качественных структур (МКС), то есть структура «Большого целого» как базовая структура сознания, его интеллектуальной части, осознанной. А как можно выдать информацию не в тексте? Как создать ситуацию сопереживания? Эта ситуация сопереживания, прямой передачи знаний и называлась всегда любовью, или, для уточнения, божьей любовью. Любовь — это снятие дистанции. А дистанцию можно снять между собой и другим, между собой и собой как Другим, между собой и другим человеком, между собой и любым объектом, между собой и мирозданием в целом — только с помощью резонанса. Таким образом, когда из двух вы станете одним — знаменитая мысль древних текстов, — это когда вы сумеете с чем угодно входить в резонансное взаимодействие и создавать ситуацию сопереживания. Таким образом снимается любая противоположность, любая дихотомия, в том числе и внутренние противоположности. В связи с тем что в истории человеческой культуры время от времени возникали люди со спонтанной активизацией ресурса плоти, раскрытия души, соответственно, включение качественной стороны сознания, эти люди оставляли после себя тексты, жизнеописания, жития и так далее, то в библиотеке человечества скопилось довольно много материала, связанного с тем, что необходимо найти причину: почему такие сложные системы не распадаются, почему они существуют, могут существовать так долго? Естественно, эта система свою причину может искать либо в себе, либо вне себя. Поиски этого вне себя породили идею высших сил в различных ипостасях, вариантах от единичного Бога до множественных богов и так далее и так далее, то есть причина была выведена за пределы самой системы, и таким образом создался фантазийный вариант объяснения самого факта жизни. Естественно, количественная сторона сознания не могла успокоиться на этих фантазийных вещах, и начался анализ. И вот различные методы анализа плюс эмпирика привели к идее того, что должна существовать некая тока наименьшего воздействия, она же задающий генератор, она же точка сборки, то есть нечто, что связывает выделенность, данную сложную объемную систему. Причем искать это нужно внутри самой системы. Извлекая из базовой памяти тем или иным способом информацию, находящуюся там, полученную невключенным наблюдателем, во-первых, человек узнает о существовании такого невключенного наблюдателя, во-вторых, он понимает, что вот эта точка сборки, этот задающий генератор по своим свойствам должен быть внеположен всем остальным частям системы, то есть он должен быть координирующим фактором, синхронизирующим. Это знание переносится и в науку об управлении, что когда мы пытаемся управлять большой, сложной, многофакторной системой, или ситуацией, или сообществом людей, вертикали власти недостаточно. Невозможно удержать выделенность той сложной системы только за сет внешнего давления, как это описывалось раньше. Нужно найти внутри такую точку. Так начинают развиваться навыки и способы рефлексии, то есть самоанализа, наблюдения за самим собой. Анализа самого себя как вот этой сложной системы. Так появляется интеллект. То есть потребность знать, будучи базовой потребностью, порождает инструментарий, который может действовать самостоятельно, не обслуживая никакие потребности, а обслуживая уже самого себя, как некое внутреннее самостоятельное психическое целое. Вот это психическое целое было названо самосознанием. Знание о самом себе, которое я же сам и воспринимаю, организую, структурирую и так далее. Так появился интеллектуальный продукт на базе самосознания, продукт, который удовлетворяет одну-единственную потребность — потребность самосознания реализовываться, ибо все явленное стремится к реализации. Так появилось производство интеллектуальных продуктов, даже не имеющих спроса, то есть не выполняющих социальный заказ, не обслуживающих потребности, а обслуживающих самих себя. То есть так появилась осознанная самореализация. А самореализация исключает соревнование. Человек стал сам себе судья, сам себе выдавать плюс-подкрепление, минус-подкрепление, в нем появилось нечто, что относительно не зависит от социальных механизмов управления, поскольку не обслуживает никакие потребности, кроме внутреннего желания быть, то есть самореализовываться. И поэтому еще в древние времена, идя эмпирическим путем, было сформулировано, что суть человека, его назначение — это учиться. А более рационально это сформулировал автор книги «Феномен человека» Тейяр де Шарден, говоря о том, что рост ноосферы, то есть сферы, освоенной разумом, и есть основная функция, что отражается на относительном росте мозговой плоти по отношению ко всей биомассе планеты. Ну и так далее. То есть люди хотели, чтобы была какая-то цель, какой-то смысл существования, и они его нашли, один из вариантов: они его нашли в том, что происходит цефализация биосферы, раз, и раскодировка информации, идущей от реальности в виде модулированной энергии, два. Как вы понимаете, мы уже слышим голос плоти. Но раз есть интеллект, есть его потребность самореализации, он относительно не зависит от систем управления социальных, но пользуется библиотекой человечества, пользуется ею либо самостоятельно, либо сущность прибирает это все к рукам, и тогда мы имеем то, что мы называем библиотекой, то есть человек-цитата, а может, человек-интеллектуал, у которого интеллект производит интеллектуальный продукт. Писатели, которые пишут в стол, художники, которые не могут не создавать картины, композиторы, которые не могут не создавать музыку, ученые, которые не могут не создавать, не познавать ту или иную грань реальности, — все это вместе вот такое невостребованное может лежать в хранилище, в библиотеке, пока оно не понадобится. А для того чтобы эта мотивация как-то поддерживалась, существует, что рано или поздно это все равно будет оценено, не важно, что тебя уже не будет. Естественно, что интеллект не может не противостоять Мы. потому что Мы — это всегда некое усреднение под систему требований, ожиданий и соответствий, а интеллект — это как раз индивидуальное, штучное, хотя и тут были попытки… Таким образом, интеллект становится субличностью, то есть неким самостоятельно существующим психологическим образованием, и естественно, как всякое сущее, нуждается в собственной системе управления, потому что у нее собственные отношения с реальностью, у нее собственные интерпретации, собственное производство этого интеллектуального продукта, своя логика. Свои структуры и прочее, прочее, прочее. И вот когда критическая масса собственного, не общего, а собственного достигает определенного момента, с необходимостью возникает потребность создать Субъект. Это и есть отрыв от непосредственного удовлетворения потребности, а значит, возможность отрыва от социальных систем управления, то есть от усредниловки, от Мы, и появления Я как уникальности. Вот это и есть наедине с миром. То есть, преодолев исторический ужас выделенности из мира, пройдя долгий путь, человек приходит к принятию этой выделенности как факта, преодолев страх: да, я такой один. Естественно, что если бы он просто это проделал, Субъект, то он проделал бы это ценой отказа от социального плюс-минус-подкрепления, а значит, ценой уменьшения допуска к ресурсу. Вот это и есть главная проблема Субъекта. «Да, ты молодец! Ты уникальный! Так тебе ничего не надо… Ты же сам по себе… Ты же эгоист, ты не хочешь служить обществу» — пошло давление со всех сторон. «С тобой никто не будет общаться, с тобой никто не будет дружить, тебя никуда не примут, тебя ни к чему не допустят!» Поэтому быть Субъектом — это мужество, раз, и вооруженность, два. Понятно, что сначала нужен Субъект. У нас есть понимание того, что у человека есть автономный ресурс, он этим ресурсом стихийно пользуется, неграмотно часто, лишаясь его восполнения, но он есть, это доказывает и историческая практика человечества появлением различных таких людей, это доказывает и повседневная наша жизнь: любое переживание дает нам прибавку энергии и знаний, которые ниоткуда. С появлением Субъекта мы можем приступить к управлению индивидуальностью. Прежде всего мы обращаемся к внутренней реальности, во внутренней реальности мы обнаруживаем нечто под названием «душа», а иногда, если человек совсем уж такой… боится таких слов, он называет это информационным центром Вселенной. Понимая, что душа — это продукт плоти, ее способности резонировать, понимая, что плоть и реальность связаны не интерпретацией, а резонансом, и тут же всплывают из библиотеки истории о так называемом духовном сообществе, о так называемых эзотерических психотехниках, И в этом смысле в зависимости от выносливости, мощности, души а также ее чувствительности мы во внутреннем пространстве базовой памяти имеем совокупность этого непосредственного знания. Причем это знание, не нуждающееся в вербализации. Это внешнее плюс внутреннее. Конечно, во внутреннем пространстве кроме души есть еще все, что связано с количественной стороной сознания, все, что мы видели, слышали. А непосредственно знания мы получаем через плоть, в том числе и мозг входит. Как же я могу использовать этот ресурс? Я должен установить связь с душой, поскольку это единственный источник. Я должен, для того чтобы это распаковать, то есть отделить энергию и информацию, использовать то, что мы называем качественной стороной сознания, которая может оперировать нечеткими множествами, объемами и так далее, извлекать информацию. Все это обеспечивается структурной вооруженностью. Значит, интеллект поставляет Субъекту структурную вооруженность, которая позволяет использовать качественную сторону сознания, которая работает с объемами, нечеткими множествами, обрабатывая огромные массивы информации с совершенно иным принципом, используя непосредственное знание через душу. Поэтому возникает сложность: душа по идее спонтанна, если мы начинаем ею управлять, мы теряем спонтанность. Значит, кроме использовать качественную сторону сознания, дабы не управлять душой непосредственно, не вмешиваться в ее деятельность, мы создаем сущность второго порядка, или, как предпочитают говорить древние источники, кристаллизуем ее. Так вот эта сущность второго порядка и есть та форма, в которой мы можем продолжать индивидуальное бытие вне тела. Вот Я-концепция уникального Я. Чем более кристаллизована эта сущность второго порядка, чем более структурная вооруженность, тем больше у нас возможности действовать, не привлекая к этому тело. Что же получается? Вначале наше необходимое условие — это резонанс. От качества резонанса плоти зависит все это здание. Сущность второго порядка, поскольку изначально вся эта структура взаимодействует не с плотью, а с душой, плюс структурная вооруженность обеспечивают полноту резонанса. Поскольку для Субъекта нет конфликта между социальным и внутренним, для него все — пространство удовлетворения потребностей, то спонтанное души не помеха, потому что здесь у нас структурная вооруженность, то есть структура гораздо большей мощности, чем все, что у нас было до сих пор. Теперь деятельность. Что такое сущность? Это совокупность отношений. В данном случае это совокупность отношений с миром на базе резонанса. Потому что здесь резонанс и есть база. Деятельность состоит в том, что отношение, одно из отношений на базе резонанса, это совокупность отношений, становится намерением Субъекта. А какие намерения могут быть у Субъекта? Связанные с самореализацией. Поскольку само отношение с помощью души есть проявление самой реальности… давайте выделим это, чтобы было понятнее… реальность… душа… намерение. То есть субъективное намерение неотрывно связано с реальностью как таковой, поскольку существует на базе резонанса. Так вот сущность второго порядка — это то, что в сказках бог. Да будет так!. Намерение не может противоречить реальности по определению, а раз оно не противоречит реальности, для реальности нет ничего невозможного. Значит, вся суть в отношении Субъекта к данному конкретному. Деятельность Субъекта — это реализация его отношений, в том числе отношений к человеку во всей его полноте, потому что раньше он назывался «ну это он, его человек», этого Субъекта. Его, так сказать, матка, из которой он вырос. И даже если Субъект имеет намерение полностью освободиться от телесности, плотской зависимости, то есть он настолько окреп… почему говорят «душа»? Потому что нет в образных системах Субъекта, еще чего-то, там душа может существовать вне тела. Субъект может создать любое энергоинформационное образование для реализации любого намерения — дальновидения, дальнодействия, съема информации… Весь вопрос, чтобы к этому было отношение, связанность. Отношение — это не зависимость, это связанность. Тогда и возникает этот знаменитый вопрос к Богу: то ли ты моя проекция, то ли я твоя. То ли это бабочке снится… снюсь я, то ли это мне снится бабочка. Неразрывная связность. Потому что без этой связности мы не можем отказаться вот от этой материальной связности. Мы связаны границами нашего тела, нашей телесностью, нас вот это все огромное хозяйство связывает, привязывает, поэтому мы привязаны к телу в буквальном смысле слова. Так же на втором уровне реальности, где не привязаны, мы привязаны к душе. От качества и структурных характеристик души, ее формы и так далее зависит наша целостность на втором уровне реальности. Чем больше мы активируем Субъект и развиваем душу, тем больше мы включаем в свое повседневное то, что называется вторым уровнем реальности, и включаем все более и более осознанно. Без интеллекта мы получаем всякие астралы, менталы, виталы и так далее, то есть малопрофессиональное. Либо, если это профессиональное, то путь священного безумия. Мы уже об этом с вами говорили. Рациональный путь, путь интеллекта — вот он таков. Структурная вооруженность. Дальше уже стабильность, кристаллизация, не забывать, потому что в этом теле самое сложное — это помнить себя. И все время отвлекает деятельность по удовлетворению потребностей. Ей не надо… она сама по себе, самосознание самое по себе. Потому что Субъект реализуется только тогда, когда у нас присутствует стабильность самосознавания. Вот это то, что в книжках написано про самосознание, про формирование кристалла, про помнить себя — это как раз все про Субъект, потому что иначе он выключается. Поэтому это требует помнить, помнить, тренировать, вырабатывать навыки существования, деятельности, внутренней работы, внешней деятельности… Поэтому никаких блоков и фильтров между плотью и душой не может быть, потому что иначе вы никогда не сформируете сущность второго порядка до такой степени, чтобы она могла существовать независимо от плоти. Поэтому и говорят: «плотская душа», «эмоциональная душа», всякие версии про душу, разные стадии ее существования. Она есть, но полнота резонанса между плотью и душой… Плоть кормит душу. А душа, вступая во взаимоотношения с Субъектом, кормит Субъекта, и тогда Субъект обладает своим собственным, независимым ни от кого ресурсом, и этот ресурс позволяет формировать постепенно сущность второго порядка. Если говорить, что дальше — а дальше третий уровень реальности, где сущность третьего порядка самодостаточна. То есть это будет единичный дух, ему не нужна ни плоть, ни душа. Вот это тоже красиво называется «слияние духа». |