Эзотера > Бог. «За» и «Против»

Бог. «За» и «Против»


29 августа 2010. Разместил: GONSER48
Так что же такое Бог? Давайте начнем с определения, которое дает толковый словарь Даля «БОГ - в религиозных верованиях сверхъестественное существо, которому принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). Вера в Бога - основа всякой религии». Наука указывает на Божество как на факт; философия представляет идею Абсолюта; религия видит Бога как любящую духовную личность.

Вообще, относительно Бога существует три концепции. Первая – концепция философов и мыслителей Индии, которые не рассматривают Бога как нечто отличное от человека, при этом говоря, что Атман (чистое сознание) есть Параматман (высшее чистое сознание). Исходя из этого можно сказать, что весь мир это проявление Бога, следовательно, все в этом мире божественно. В каждом даже самом малом творении находится частичка Бога, просто в одном она пробудилась, а в другом она находится в латентном (спящем) состоянии.

Вторая – позиция тех, кто считает, что Бог находится в сердце человека и в Его поисках никому не нужно идти вовне, просто стоит по внимательней заглянуть вовнутрь своей души. Третья дуалистическая или концепция двойственности – это и есть вера большинства людей, предполагающая существование отдельно Бога и отдельно человека. Если взять за основу, что Бог функционирует на личностном, до личностном и сверх личностном уровне, как это утверждается в книги Урантии, то все три концепции верны, просто каждая из них для определенного уровня сознания человека. Если вы начнете с третей дуалистической концепции, то постепенно прейдете к выводу, что Бог в нутрии вас, а уже с этой ступени вам будет, легче увидите, что все божественно ибо является творением Бога. Следовательно, все три концепции это просто этапы в осознании Бога. Все три концепции в той или иной мере присутствуют во всех мировых религиях. Ибо все религии делят свои учения на эзотерические (тайные, от греческого эзотерикос «внутренний») то есть доступные только продвинутым верующим, и экзотерические (внешние, публичные) которые исповедует подавляющая часть верующих.

Так почему же так много споров между верующими, чей Бог лучше? Если сказать честно, то у людей исповедующих первую концепцию Бога (все есть Бог) вообще не возникает никаких споров по поводу Бога. У той части людей, которая ищет Бога в своей душе, могут иногда возникать не существенные разногласия. Основные споры о Боге ведут люди, исповедующие дуалистическую концепцию Бога, но мы должны понять и простить их ведь они находятся только в начале пути познания Бога. В Библии есть такие слова «И служения различны, а Господь один и тот же» (1. Коринфянам гл.12 ст.5). Возможно если бы христиане задумались над этими словами, тогда бы исчезла их критика в отношении других религий. Мы все находимся в одном общем доме, просто смотрим на внешний мир из разных окошек, но все мы видим одно и, тоже солнце. И когда мы выйдем из этого дома то увидим, что солнце одно на всех. Так и Бог один на всех просто мы смотрим на него с разных сторон.

Термин «Бог» всегда обозначает личность, так во всех эзотерических учениях обозначают творящее начало или первую личность в космосе. И это уже не Бог в полном смысле этого слова, это лишь его первая эманация, творящее начало космоса. Причину, вызвавшую к жизни творящее начало вообще стараются ни как не называть, в крайнем случаи могут назвать беспричинной причиной всего или Абсолютом. Теософы (теософия греческое слово, и буквально означает «мудрость Бога») в частности Елена Петровна Блаватская предпочитают называть Бога словом Абсолют (от лат . absolutus - безусловный, неограниченный, в философии и религии - вечная и неизменная первооснова всего сущего, нечто существующее не зависимо от условий и отношений).

Согласно ведическим знаниям Абсолют и есть то Единый, из которого все и происходит. Имеет бесконечное число качеств, ни одно из которых нельзя познать до конца. Никто не может познать все Его бесконечные качества, и никто не может познать ни одного Его бесконечного качества до конца. Ни кто кроме Его Самого. Только отказавшись от своего Я, и слившись с Абсолютом, став Им, можно познать Его. АБСОЛЮТ – беспричинный корень всего сущего, первозданная причина причин, не имеет ни начала, ни конца. Осознавая себя, Абсолют начинает акт творения космоса по средствам триединого Бога ( Бога – Всеобщего Отца, Бога – Вечного Сына, Бога – Бесконечного Духа) которого выдыхает из себя в момент пробуждения. Выделяются три вида Абсолюта: Божество-Абсолют, Безусловный Абсолют, Всеобщий Абсолют. Два Абсолюта условный и безусловный божественно и в совершенстве объединены во Всеобщем Абсолюте и Всеобщим Абсолютом.

В конечном счете, и в окончательном постижении, все три являются одним Абсолютом. Абсолютный уровень не имеет начала, конца и находится вне времени и пространства. Так утверждает книга Урантии и с этим нельзя не согласиться. Из всех современных эзотерических доктрин книга Урантии наиболее подробно описывает Бога вполне доступным современным языком. В книге Урантии Бог как создатель космоса существует в понятии Я ЕСТЬ. Философы вселенной постулируют вечное существование Я ЕСТЬ как изначальный источник всей реальности. Возможность конечного заключена в Бесконечном. Бесконечный может быть окончательно раскрыт только в бесконечности.

Причину никогда до конца не понять простым анализом следствий. Для смертных времени есть будущее, но Бог обитает в вечности. Вот как описывает Бога книга Урантии: « Бог есть основная реальность в мире духа; Бог является источником истины в сферах разума; Бог покрывает собой всё, что есть в материальных мирах. Для всех разумных созданий Бог представляет собой личность, а для вселенной вселенных он есть, Первый Источник и Центр вечной реальности. Бог не похож ни на человека, ни на машину. Первый Отец — это всеобщий дух, вечная истина, бесконечная реальность и отеческая личность. Вечный Бог — это бесконечно больше, чем идеализированная реальность или воплощенная в личности вселенная. Существование Бога не может быть доказано научным экспериментом или логическим умозаключением. Бог может быть осмыслен только в сфере человеческого опыта; Бог представляет собой как бесконечность, так и личность; он есть бесконечная личность» (книга Урантии документ 1 Всеобщий отец глава 2 Реальность Бога).

В индийской философии Абсолютное упоминается только как «Не то», как бы лишний раз подтверждая то факт, что Абсолютное неизреченно, и оно выше любой проявленной мысли.

Гностики ( греческое слово гнозис означает знание, следовательно гностики это обладающие знанием) утверждают, что Бог состоит из трех различных ипостасей (Бога – Всеобщего Отца, Бога – Вечного Сына, Бога – Бесконечного Духа), но воспринимается нами, как одна единая сущность. Бог представляет собой, как личность, так и бесконечность, он есть бесконечная личность. Бог не имеет конца, но берет свое начало в Абсолюте. Бог – это первое проявление Абсолюта в космосе. Бог – Всеобщий Отец проявляет волю творения, Бог – Вечный Сын творит по воле Отца, Бог – Бесконечный Дух служит связующим звеном для этих двоих. Бог един просто мы смотрим на него с трех разных сторон, и каждую сторону воспринимаем как отдельную личность. На самом деле, это три различные ипостаси одной и той же личности Бога. Нельзя сказать, что вначале появился Бог – Отец, а потом Бог – Сын, нельзя назвать отцом того у которого нет сына. Они появились одновременно, хотя людям как существам пространственно – временной категории привыкшим к последовательности проявлениям во времени это понять не возможно.

Люди являются двойственными существами, поэтому человеческий разум по самому существу своему способен воспринимать лишь разность явлений, но не их действительную сущность. Каждое сложное представление есть комплекс простых представлений, порождаемых противопоставлениями. Два простых представления противопоставляемых друг другу и этим взаимно утверждающиеся, представляют собой элементарную систему называемую «БИНЕР» (от латинского двойной). Человеческий разум может постигать мир только в бинарах, то есть в сравнениях (мы не можем познать добро, не сравнив его со злом). Нам не с чем сравнивать Бога, поэтому, по сути, Бог не познаваем для человека.

Очень интересно объясняет, почему нельзя познать Бога мастер эзотерической медитации Ошо в своей книге «Крылья и корни» беседа №4 « Самое простое всегда не удается схватить пониманием. Вот почему нельзя понять Бога, потому - что Бог – это самое простое, простейшая вещь в мире. Этот мир можно понять. Он очень сложен. Чем сложнее вещь, тем больше ум может над ней работать. А когда вещь проста, тогда нечего перемалывать, и ум остается не при деле. Логики утверждают, что простые качества не определяемы». Так и Бог очень прост, мы не можем разделить его на составные части, а следовательно и не можем ни с чем сравнить поэтому и не можем его понять.

За толкованием понятия Бог мы можем обратиться и к знаменитым христианским мистикам. Если вы внимательно почитаете «Мистическое Богословие» Дионисия Ареопагита одного из апологетов раннего христианства то поймете, что христианский Бог это далеко не дедушка с бородой каким мы его часто видим на иконах в православных церквях. Дионисий Ареопагита в своем труде «Божественные имена» называет Бога «Единой причиной» всего сущего. Приведу несколько его высказываний из его 4 главы « Итак, я утверждаю, что Бог как Причина всего сущего запределен всему сущему; не будучи ни бессущностным, ни безжизненным, ни бессловесным, ни безрассудным, Он, тем не менее, не есть что – либо телесное, поскольку форма, образ, качества, количества и объем у Него отсутствуют и Он не пребывает в каком – то определенном месте». Как видите, Дионисий описывает здесь Бога без личностных атрибутов, принятых в экзотерическом христианстве.

В другом своем труде «Божественные Имена» в главе 7.3 Дионисий пишет: «Итак, познать Бога по существу своему – мы не можем, поскольку он не познаваем и превосходит возможности познания любого разума и ума, утверждать обратное было бы по крайней мере неискренне». Следовательно, мистические доктрины христианства вполне созвучны с тайными учениями востока о Боге. И это касается не только христианства, мистические учения всех религий описывают Бога практически одинаково. Следовательно, в каждой религии существует два понятия Бога. Экзотерическое присущее подавляющему большинству верующих, где Бог это личность со всеми присущими ей качествами. И эзотерическое присущее только адептам тех или иных религий, личностям, продвинутым в духовном плане. Для них Бог не имеет личностных атрибутов и может быть описан только отрицательными качествами; он не толстый не худой, не добрый и не злой, не маленький и не большой и так далее. Это очень хорошо согласуется с учениями Вед, которые утверждают, что «Не то», а именно так в своих учениях они называют, не поддается какому-либо определению и может быть понят, только с помощью последовательного отрицания всех конечных свойств. Хотя с уверенностью можно сказать только одно, что Бог точно обладает двумя противоположными качествами. Это трансцедентальностью (от лат . transcendens, род. п. transcendentis - выходящий за пределы) то есть мы его не видим ни где, и имманетностью (от лат . immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) он незримо присутствует во всем.

Интересна концепция китайского даосизма относительно Бога согласно первоисточнику это звучит так; «Единство возникает из Абсолютного Дао (дао переводится как путь), и из Единства возникает космическое Двуединство, и из такого Двуединства рождается Триединство, и Триединство является первоисточником всей реальности».

Существует ошибочное мнение, что Буддизм отрицает существование Бога это не так, Буддизм отрицает существование личностного Бога. Учитывая, что Буддизм пришел к нам из Индии, то и свое понятие Бога он взял из философских учений Индии Вед. Согласно Ведам нет различия между Богом и человеком. Человек это творение Бога, а следовательно несет в себе частицу Творца и обладает всеми качествами Творца, только в зачаточном состоянии. Это как капля и океан, капля имеет тот же химический состав, что и океан только в несравненно меньшем масштабе. Так и человек несет в себе все свойства Бога только в латентном, то есть спящем состоянии и что бы пробудить их надо достичь нирваны. Буквально слово нирвана означает вечный покой, прекращение, растворение. Следовательно, что бы достичь или познать Бога необходимо раствориться в Нем, а значит перестать существовать как личность.

Индийская философия утверждает, что всякое движение в Космосе производится Единой Силой. Космос предстает перед нами в двух видах; относительном и абсолютном; в относительным в виде движения, и абсолютным как сила. Сила есть единственная причина существования Космоса, и движение есть результат ее действия. Эта Единственная Сила, становясь всем, в тоже время не престает оставаться собой. Некоторые именно эту Силу называют Богом. Между прочим, в современной квантовой физике существует одна интересная концепция. Космос представлен в ней виде единой энергии в конечном итоге и представляющей собой весь космос. Так вот эта энергия может существовать в двух состояниях; состоянии покоя или движения. Когда энергия приходит в движение, то есть получает импульс, начинается акт творения, что соответствует ведическому понятию Махаманвантары и созвучно с теорией «Большого взрыва». Когда импульс прошел, наступает период покоя, что соответствует ведическому понятию махапаралайи. Эти импульсы и есть жизнь космоса. Их длительность согласно ведическим данным составляет 311 триллионам 40 биллионам земных лет. Вечно эти два периода сменяют друг друга. Никогда не было не первой Паралайи ни первой Манвантары. Если эта концепция верна, то люди всего лишь уплотнение в этом бесконечном океане энергии. Если эту энергию представить как Бога, то люди в конечном итоге не отличны от Бога, что итак же соответствует ведической концепции Бога.

Хотя лично мне ближе концепция, которая утверждает, что Космосом управляет Закон. Закон есть воля Космоса для себя и для всех его творений. Закон абсолютен и непоколебим – это непреложное качество бытия. Все живое являет собой Закон. Закон - это Реальность и Истина которая породила все и питает все, и благодаря которой все в конце концов достигает своей цели. Если предположить, что Бог является творцом мироздания, а любое творение подразумевает под собой действие. Любое действие – это уже Карма, следовательно, даже Бог подчиняется Карме. Так все же, что же первично Бог – творец или Закон – Карма? Бог – творец, начав акт творения, побуждает к действию Закон - Карму, или Закон – Карма побуждает к акту творчества Бога – творца? Скорее всего, на нашем сегодняшнем уровне понимания мироздания это вопрос так и останется без ответа. Существование Бога, не может быть доказано ни каким, научным экспериментом или логическим умозаключением. Бога можно познать только эмпирическим путем и то только каждым индивидуумом в отдельности. Однако вы не можете быть уверены в существовании Бога, пока не познаете его. Всегда надо помнить о том, что человеческое понимание Бога является только личным опытом каждого индивидуума. Следовательно, каждый видит Бога по - своему и мое видение Бога всегда будет отличаться от вашего.

В своей статье я привел понятия Бога свойственные различным религиям с одной лишь цель показать, что все они в конечном итоге описывают одно и то же только различными словами.