Эзотера > Система чакр по школе Горакшанатха
Система чакр по школе Горакшанатха20 мая 2007. Разместил: Kumade |
В отличие от широко используемой системы шести (семи) чакр, ставшей широко известной благодаря переводу на английский “ШатЧакра Нирупам” Артуром Авалоном и подхваченной большим количеством современных школ, существуют и менее известные системы. Одна из них представлена в традиции Горакшанатха. И хотя около тысячи лет уже прошло со времени жизни этого великого йогина, его наставления остаются до сих пор тайной за семью печатями для большинства. “Горакшашатака”, “Горакша-паддхати” и “Сиддха-Сиддханта-Паддхати” – основные работы, дающие развернутое пояснение этих наставлений.
Опираясь на манускрипты и печатные книги (на хинди и санскрите), а также обращаясь к живому наследию школы Горакшанатха, мы погружаемся в описание системы чакр и адхар – центров энергии и прочих тонких структур йогического тела. И то, с чем мы сталкиваемся здесь, отличается от того, что мы привыкли видеть в современном изложении школ йоги и тантры. Йоги-гуру Горакшанатха описывает девять чакр. Опыт йогов различных школ или даже в рамках одной школы может отличаться в малых деталях. Йоги-гуру, наставляя учеников и проводя их через медитативный и мистический опыт, достаточно часто опускают одни детали и делают акцент на других, принимая во внимание разность восприятия. Таким образом, в йога-шастрах и тантра-шастрах мы можем найти и шесть, и семь, и восемь, и девять, и иногда большее количество чакр. Наиболее старые из известных источников системы натхов говорят о девяти. Pinde nava cakrAni – девять чакр в теле. Первая – Брахма-чакра в Муладхаре. А муладхара в этой системе относится к категории не чакр, а адхар. Когда формируется структура тела и его части, то Кундалини-Шакти – жизненная сила обретает свой дом здесь, в нижней точке позвоночника и сушумна-нади. Рядом располагается мула-канда, из которой исходят во всех направлениях энергетические каналы (нади). Брахма-чакру Горакшанатха описывает как коническую спираль из трех с половиной витков. Три витка олицетворяют три манифестации Шакти – triguna-mayee – три гуны – саттву, раджас и тамас, а полвитка олицетворяют трансцедентный аспект. Иногда она описывается даже имеющей восемь витков, при этом имеется в виду восемь проявлений Пракрити: 5 махабхутов (Первоэлементов) и манас, буддхи, аханкару. Три аспекта реальности соединяются здесь и исходят отсюда – субъект (vishayI), объект (vishaya) и процесс их взаимоотношения (sambandha). Этот треугольник принимает различные формы, например – познающий (jNAtA), познаваемое (jNeya) и процесс познания (jNAna); совершающий действие (kartA), действие (kArya) и процесс деятельности (karma); наслаждающийся (bhoktA), наслаждение (bhagya) и процесс наслаждения (bhoga) и т.д. Брахма-чакра описывается как место мистического союза Шивы как Камешвары (Господа Страсти) и Шакти как Камешвари и называется Камарупа-питха. Когда психофизическая энергия практикующего концентрируется в этой чакре и он медитирует на на Шиве-Шакти в этом аспекте, то все желания, возникающие в его уме, получают удовлетворение (sarva-kAma-prada). Йогин должен быть осторожен в этот момент, так как мирские желания могут задержать его прогресс. Интересная деталь: в мирской жизни лотосы чакр описываются как обращенные цветком вниз, а в духовно пробужденной жизни как обращенные цветком вверх. Для достижения духовного пробуждения и продвижения на всё высшие и высшие планы садхака должен культивировать глубокую преданность Божественной Шакти и просить в молитве ее милости для отвращения от мирской стороны силы, обращенной на материальное преуспевание и развлечения, и помощи для становления на йогическом пути. И тогда та же Шакти, предлагающая все эти искушения и дающая им удовлетворение в уме садхака, та же Шакти обратит и успокоит его ум, дав свершиться всему, что должно свершиться для обращения садхака к Богу, сотворив при этом часто самые удивительные вещи... Вторая чакра, упоминаемая Горакшанатхом, Свадхистхана, расположенная в сушумна-нади на уровне половых органов, представляет сияющий красный Шива-линга, обращенный назад (pascimAbhimukha). Йогин, концентрирующий энергию в этой чакре, становится самым привлекательным в целом мире (jagad-Akarshanam bhavatI). На этой стадии развиваются его артистические и творческие способности, которые могут увлечь его. Но и они будут преодолены милостью Шивы и Шакти... Третья чакра называется у Горакшанатха Набхи-чакра, так как она расположена в канале Сушумна-нади на уровне проекции пупка. Обычно она известна под именем Манипура-чакра и является динамическим центром йогических сиддх и магических сил. У Горакшанатха эта чакра описывается как имеющая пять скрученных покровов или в виде змеи, свернувшейся пятью витками (sarpa-vat kundalA-kArA). В этой чакре Кундалини Шакти сверкает подобно крору** утренних солнц (bAlArka-koti-sadriShee), радуется союзу с Шивой, а также имеет имя Мадхьяма-Шакти, показывая этим именем, что мы еще на середине пути. По описанию Горакшанатха концентрация Кундалини-Шакти в этой чакре дает все йогические сиддхи (sarva-siddhidA bhavati): и способность быть легче воздуха и тяжелее горы, и невидимость, и способность трансформировать свое тело и перемещаться по воздуху. Но это не идеал йога, а лишь очередное испытание, которое должно быть пройдено для дальнейшего движения. А опьянение этой мощью – сереьзная помеха. Четвертая описываемая чакра – Хридайя-чакра, также известная как Анахата-чакра. Прекрасный сияющий восьмилепестковый лотос, обращенный лепестками вниз (asta-dala lamalam adho-mukham), в центре которого Шакти проявляет себя в форме света (jyoti rupa) и в образе Шива-линги (lingA kAra). Имя ее Хамса-Калаа, а также она прозывается Шри-Шакти. Когда йогин становится способен концентрировать свою психофизическую энергию в этой чакре, он становится господином своих чувств (sarvendriyAni vaShyAni bhavanti). Его чувства и желания находятся под контролем, и он неодолеваем привязанностями к обретенным способностям и силам. Через погружение в глубокую медитацию на свете в этой чакре йогин переживает опыт единства Шивы и Шакти и свое единство с ними. С этой чакры начинается подлинное духовное просветление, но впереди еще следующие стадии пути... Разница между природой и действительностью духовного опыта не может быть передана и понята адекватно человеком, живущим обычной жизнью, даже при включении всей мощи аналитического мышления или использовании всей силы воображения. А йоги, получающие этот опыт, также не смогут его облечь в понятные и адекватные образы. И тем не менее, многие учителя йоги используют различные метафоры и поэтические образы, давая тем самым хоть и нечеткую и неадекватную, но вдохновляющую картину для учеников. В этой связи необходимо отметить, что опыт самадхи может быть обретен на разных уровнях и разных стадиях пути. Но результаты самадхи, пережитого в разных чакрах, не одни и те же. И несмотря на схожесть имеют свои особенности в зависимости от чакры и уровня. Энергия должна быть очищена и поднята, а опыт должен быть получен на наивысшем плане - в высшей чакре. Пятая чакра называется Кантха-чакра, также она известна как Вишуддха-чакра. Йогин, преуспевший в концентрации на этой чакре, обретает реализацию, которую Горакшанатха называет анахата-сиддхи (anAhata-siddhi) по имени Шакти anAhata-kalA. Здесь йогин выходит за пределы этого мира. Ни одна из сил в этом мире (а все они есть манифестации той же Божественной Силы, но на более низких планах) не может овладеть им. Анахата-сиддхи также означает реализацию всепроникающего Анахата-нада – вечного невыразимого звука ОМ, который является первым самовыражением Шивы и Шакти, лежащим в основе всех звуковых волн этого мира. Шестая чакра, описываемая Горакшанатхом, расположена в районе мягкого нёба (tAlumula) и называется Талу-чакра. Это поток амриты, истекающий из Сахасрара-чакры (amRta-dhArA-pravAha). Концентрируя энергию в этой чакре и собрав амриту, йогин может достичь бессмертия физического тела. Но Горакшанатха наставляет преданных учеников концентрироваться на Шунье – абсолютной пустоте в этой чакре и таким образом обрести состояние Читта-лайи (растворения сознания, основанного на опыта). Он говорит о том, что в мягком нёбе есть Гхантика-линга, в основании которого расположено крохотное отверстие, содержащее совершенный вакуум, называемый Шанкхини-вивара (ShankhinI-vivara), а также Дашама-двара (daShama-dvAra) – десятые врата. В отличие от общеизвестных девяти внешних врат тела, десятые врата открываются только при совершенном растворении сознания, основанного на опыте. Седьмая чакра расположена в нервном центре в междубровье и называется Горакшанатхом Бхру-чакра. Здесь сушумна принимает форму света горящей лампы (dIpa-ShikhA-kAra) размером с большой палец (aNgustha-mAtra), и называется все это Джняна-нетра (jNAna-netra) – глаз познания. На этой стадии йогин становится единым со светом и обретает Ваг-сиддхи – все, что он говорит, становится Истиной. Вся его жизнь становится Истина, и его речь лишь отражает это. Восьмая чакра, называемая Горакшанатхом Нирвана-чакра, расположена в Брахма-рандхре – высочайшей точке и центре реализации единства индивидуального сознания и Вечного Брахмана. Здесь Кундалини-Шакти соединяется с Шивой, и на этом плане исчезает разница между светом и тьмой, движением и неподвижностью, ограниченным и беспредельным. Над Нирвана-чакрой в Брахма-рандхре (месте обретения Мокши – освобождения от всех оков) Горакшанатха помещает девятую чакру – Акаша-чакру (AkASha-cakra). И хотя он упоминает Сахасрару, но описывает эту чакру как шестнадцатилепестковый лотос, обращенный вверх. В его центре trikutAkArA (проявленная в форме трех слоев: Опыта, получающего Опыт и процесса получения Опыта) Сат-Чит-Анандамайи Маха-Шакти (sat-cid-Ananda-mayi mahA-Shakti) в союзе с Господом Шивой в их самом высшем проявлении. Здесь индивидуальное сознание окончательно и полностью трансформируется во всепоглощающее, всеобъединяющее и всепревосходящее Абсолютное Сознание. Горакшанатха также называет этот опыт Парама Шунья, потому что все исчезает в этом Опыте. Eka-stambhum nava-dvAram griham pancAdhidaivatam Svadeham ye na jAnanti katham sidhyanti yoginaH /14/ Дом с одной колонной, девятью дверями, управляемый пятью Божествами. Как может йогин, не осознающий собственное тело подобным этому дому, достичь Совершенства? /14/ Горакша Шатака Кроме этого, в других малораспространенных источниках (таких, например, как Вайрата-Пурана) и на некоторых редких изображениях встречается и другой вариант, в котором мы видим дополнительные чакры. Например, Махападма-чакра, лежащая между Брахма-чакрой (Муладхарой) и Свадхистханой, Линга-чакра между Набхи-чакрой (Манипурой) и Хридайя-чакрой (Анахатой), целый ряд дополнильных чакр в голове – Карнамула-чакра (karNamUla-cakra), Тривени-чакра (triveNI-cakra), Балаван-чакра (balavAn-cakra). Там же приводится описание Нирвана-чакры как Врат Брахмы, где на столепестковом лотосе всех цветов радуги восседает Акула-Кундалини-Шакти (см. примечание *) И что наиболее любопытно, показан целый ряд чакр, распложенных над Акаша-чакрой (Сахасрарой). Урдхварандхра, Бхрамара-гуха (другие источники *** помещают эту чакру внутри головы и называют ее «пещерой пчел», имея в виду источник внутреннего звука), Акунтха-питха, Колхата-чакра, Ваджраданда и Нирадхара Парамаджйотиш-чакра. Колхата-чакра описывается как Шикха-мандала и соотносится с Вайкунтхой вайшнавов и Кайласой шайвов. Дальнейшая дорога описывается как Парама-Шунья Марга (Путь Высшей Пустоты). Нирадхара Парамаджйотиш-чакра также именуется Нираламба-стхана и описывается как имеющая бесчисленное множество лепестков, цветов, соответсвующих матрик и Божеств и являющаяся местоположением Гурудева. * оригинальное название главы в книге. Akula в данном случае отсылает нас не к грозной морской хищнице :-), а к термину "кула" с отрицательной приставкой "а". Эти термины имеют особое значение в теологии тантрического индуизма. Кула в контексте тантры означает "семью" энергии, состоящую из познающего субъекта, познаваемого объекта и самого акта познания. Это полюс Шакти. В этом случае акула есть выход за пределы "семьи", состояние трансцендентальности, вечное Одно, Шива. Однако кула и акула "едины, как вода и водные пузырьки". В некоторых источниках термин "кула" может обозначать высшую реальность в целом. ** крор - индийская мера количества равная 100 000 *** sUta-saMhitA, bodhasAra, а также источники, связанные с последователями Кабира и Радхасвами Источник: МЦСИТ \\"Ритамбхара\\" |