Эзотера > Май Богачихин: «Чем медленнее, тем быстрее»

Май Богачихин: «Чем медленнее, тем быстрее»


10 марта 2007. Разместил: SunOrigin
Цигун — одна из самых гармоничных систем не только оздоровления, но и совершенствования человека, уходящая своими корнями к вековой глубинной мудрости древней китайской философии. Занятия цигуном требуют минимальных внешних условий и в то же время оказывают благотворное влияние на работу всех внутренних органов и систем организма. Но дело здесь не только в оздоровительной, омолаживающей и гармонизирующей сущности цигуна. Осознавая свою ЦЕЛОСТНОСТЬ, мы учимся создавать эту целостность вокруг себя — в том мире, в котором мы живем. Чистота и энергия лидера создает вокруг ровную, гармоничную атмосферу уверенности, силы и чистоты.

У начинающих заниматься возникает много вопросов, не всем удается выйти на серьезных мастеров, в литературе встречаются разночтения, а порой и ошибки, вызванные не вполне компетентными переводчиками и редакторами «модного» материала. Кроме того, в настоящее время происходит некоторое смешение стилей, грань между различными направлениями становится всё более тонкой. Новичкам часто бывает непросто разобраться, чем, например, цигун отличается от тайцзи и отличается ли вообще, как и сколько надо заниматься и т. д.

Мы решили обратиться к самому, пожалуй, авторитетному специалисту по китайской оздоровительной культуре в нашей стране — Маю Михайловичу Богачихину. С Маем Михайловичем я, как и многие, познакомилась сначала по его книгам о Китае, системе фэн-шуй, тайцзи-цюане, позже посчастливилось встречаться — на семинарах мастера цигуна Игоря Писаревского, на семинаре китайского мастера Хо Дзинлая. Близко познакомились и подружились мы позже, на первой конференции тяньчжушаньского цигуна и ушу в Китае. И конечно, когда возник вопрос, у кого взять интервью для первого номера нашего журнала о цигуне, решение было однозначным: кому же, как не Маю Богачихину, открывать нашу страничку китайской культуры!

— Май Михайлович, когда Вы впервые узнали о цигуне?

— Увидел вживую после того, как три года занимался йогой. Это было примерно в 1982 году. В Институте востоковедения проводила занятия по тайцзи-цюаню Петра из Германии, показывала комплекс 37 форм (стиль «Ян») и цигун. Так я впервые увидел, что такое тайцзи. Занятия шли в основном по тайцзи, хотя выполняли и некоторые упражнения из цигуна. Так как я в то время разбрасывался в своих интересах, то поставил себе жесткое условие: ничем новым не заниматься. Однако не устоял — такими красивыми мне показались эти упражнения. Потратив год на изучение комплекса, стал обучать других. Литературы в то время никакой не было. Попалась статья на китайском языке, я её перевел так, что через три года пришлось всё переделать, не оставив ни одной неправленой страницы.

— В литературе часто встречается определение цигун как исключительно дыхательной гимнастики, что искажает действительность и создает неверное представление у людей несведущих. Более «продвинутые» источники называют цигун оздоровительной гимнастикой. Как человек не только практикующий, но и переводчик многих первоисточников по данной теме, что Вы можете пояснить нашим читателям о сути цигун?

— Цигун — древняя китайская техника саморегуляции и саморазвития. В наше время, с 50-х годов ХХ века, её начали применять в клиниках Китая и добились определенных успехов, она получила достаточно широкое распространение. Однако сам термин «цигун» трактуется у разных авторов неоднозначно. Одни исходят из значений составляющих слово иероглифов, рассматривая «ци» как дыхание, а «гун» как постоянные упражнения в регулировании дыхания и положений тела. Другие видят смысл термина в работе («гунфу») над «ци». Третьи полагают, что название не соответствует содержанию. В древности метод называли «ян шэн фа» — «метод взращивания жизни». В одном докладе о цигун-терапии его назвали «методом закаливания во время отдыха», в другом — «методом психотерапии». В 1960 году директор Таншаньской клиники цигун-терапии Ван Цзиньбо прибыл в Шанхайскую городскую клинику цигун-терапии, где специалисты обсуждали вопросы терминологии, ибо «если имя не дано, то как именовать?» И было решено не понимать иероглиф «ци» узко, а опираться на практически вкладываемый в него смысл. Исходили из того, что цигун — метод и теория самостоятельной тренировки тела и духа, прошедшие в народе длительный путь развития. Тренируя позы, дыхание, расслабляя тело и сердце (душу), концентрируя и используя сознание, совершая ритмичные движения и пр., можно регулировать и усиливать различные механизмы человеческого тела, инициировать и возбуждать скрытые в теле силы. Это оказывает оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике заболеваний, долголетию.

— Значит, это не только оздоровительная гимнастика?

— Китайские гимнастики, безусловно, оздоравливают. Но главное их назначение — развитие человека. То есть цигун — это не только оздоровительная, но и развивающая гимнастика. Избавившись «от ста болезней», человек развивает зрение, слух, чувствительность, а также скрытые возможности: интуицию, ясновидение и другие. Однако, и это очень важно, есть закон: ЧЕМ МЕДЛЕННЕЕ, ТЕМ БЫСТРЕЕ. Нужно заниматься регулярно, обращая внимание на состояние организма после каждого упражнения или во время его. Ни в коем случае нельзя гоняться за феноменами и даже просто обращать внимание на необычные ощущения и видения, чтобы не произошли нарушения в физическом теле и в сознании, вызванные неизвестной для нас энергией. Упражнения должны вызывать приятные ощущения. Бывает, что некоторые (даже китайцы) ничего не ощущают. Воздействие на организм идет медленно и постепенно. Если по какой-то причине мастер говорит, что курс обучения — 30 лет, то в Китае это никого не удивляет. Заниматься можно всю жизнь в любом возрасте.

— Каждый практикующий цигун ставит свои цели и задачи, приступая к тренировкам. Каковы Ваши личные цели в занятиях цигуном?

— Со временем, изучая цигун разных направлений (одновременно не оставляя занятий хатха-йогой), я пришел к выводу, касающемуся цели занятий: мне надо заниматься изучением возможностей человека, переводить книги на эту тему. Для этого мне нужна высокая работоспособность и не нужны болезни. Выполняя эту задачу, достаточно заниматься любой восточной гимнастикой. И для этой цели лучше всего подходит цигун, из которого можно взять простые упражнения и каждый раз из этих упражнений составлять комплекс, делая здесь и сейчас то, что тебе хочется, то, что просит организм. Очень полезно выполнять знакомые упражнения мысленно. Находясь в удобной позе, мысленно принимают позу лотоса и делают то, что нравится. Мысль в человеке — «главный канцлер», без мысли нет восточных гимнастик. Тело неподвижно, а мысль движется по заданной программе, движется плавно, гармонично — и тело становится таким же гармоничным, а потому — долгоживущим.

— Что ещё входит в Вашу оздоровительную практику, кроме упражнений цигуна и йоги?

— Кроме цигуна, в систему саморегуляции у нас непременно входит вегетарианство. Но самое главное — не раздражаться! Постоянный позитив: рассматривать возникающие трудности, как испытания, которые тебе же и на пользу. В результате «враги» все куда-то исчезли, как прекратились и походы к врачам. Короче говоря, жизнь стала более счастливой. У нас даже лекарств в доме нет.

— Как переводчик с китайского, знающий терминологию в оригинале, разъясните нашим читателям, где та грань, которая отличает цигун и тайцзи, что такое тайчи — другое звучание одного и того же термина или чем-то отличающаяся практика?

— Волею судьбы я оказался главным переводчиком с китайского языка, что позволило описать тайцзи-цюань — от простых движений до работы с мыслеформами. Поскольку восточные гимнастики, а значит и названия, часто идут к нам изначально не с востока, а с запада, то и термины, вернее, их переводы, идут оттуда же. Например, «тай чи» в переводе означает «великое обжорство». Английская транскрипция не передает «дзи», русский язык также не знает такой звонкой буквы «ц», аналогичной звуку, используемому в Китае. У китайцев есть звуки «цзи», «цзы», «ди». Название «тайцзи» ближе к оригиналу. Не будем забывать, что транскрипция — вещь условная. Яркий тому пример — столица Китая «Бэй Цзин» (на пекинском диалекте). Beijing — это китайская транскрипция латинскими буквами. В некоторых источниках, взявших за аналог английское произношение такого написания, можно встретить название «Беджинг», что совсем далеко от истины. К нам же название китайской столицы пришло из южного диалекта, и в результате русской транслитерации образовалось слово «Пекин». Но вернемся к нашей теме. Итак, цигун — это работа с энергией. Тайцзи-цюань тоже цигун, исторически имеющий боевое назначение. Есть у него и определенные особенности. Например, в цигуне можно стоять на двух ногах, равномерно распределив тяжесть, а в тайцзи-цюане постоянно переносят тяжесть с ноги на ногу.

— Часто возникает вопрос, сколько времени в день нужно заниматься?

— Все время. Надо в этом жить. А именно: правильно сидеть, правильно стоять, двигаться, перемещаться в соответствии с дыханием, не тратить умственную энергию не по делу. Просыпаюсь утром — водные процедуры, несколько упражнений в стиле цигуна. Чувствую приливающий поток энергии, бодрость. Потом сажусь за компьютер. Так начинаю новый день. Если просыпаюсь ночью, сна нет — начинаю заниматься лежа. Можно выполнить малый небесный круг, послать энергию в различные части тела. И незаметно засыпаю. Если ты всё время учишься, то тебе за это дают энергию (не спрашивайте, кто — мы не знаем).

— Какие уровни освоения проходит человек, решивший заниматься цигуном?

— Движения, сочетание движений с дыханием, работа с мыслеобразами. На последнем уровне в движениях необходимости нет.

— Каковы основные критерии развития занимающихся цигуном?

— Критерий для начинающих — чувствовать энергию, так или иначе. Но это неабсолютный критерий. Есть люди чувствительные, есть нечувствительные, каждый человек неповторим. Единственное, что я заметил, а занимаюсь уже более 25 лет, что теперешние ученики всё схватывают быстрее, часто с первого раза. Раньше люди только через месяц тренировок начинали что-то чувствовать. Очень важно чувствовать, что происходит в организме, как и куда пошла энергия. Когда чувствуешь поток в себе — им можно управлять. Кроме того, утончаются все способности человека.

— В чём главное отличие практики цигуна от занятий спортом?

— Современный спорт — это, как правило, напряжение всех сил, физических и духовных, в целях достижения максимального результата, направленного на то, чтобы победить, стать лучшим. После тренировки спортсмен страшно устает, ему требуется отдых, восстановление жизненных сил. В цигуне занятия происходят на максимальном расслаблении тела, мыслей, эмоций. В результате тренировки нет усталости, наоборот, прилив сил, энергии, в том числе психической: ведь все улыбаются, смеются. И потом, какой вид спорта обещает долголетие? А в Китае, если автор школы не обещает гармонию организма и долголетие, к нему никто не пойдет.

— Май Михайлович, расскажите, пожалуйста, о некоторых мастерах, с которыми вас сводила судьба.

— Я учился у всех, кто мог что-то дать: и у тех, кто больше знал, и у тех, кто меньше. Ходил на занятия к Сюи Минтану, переводил его лекции. В Китае первым моим знакомым мастером был Ши Мин (это описано в книге «Москва — Пекин и (главное) обратно»). Несмотря на тёплое отношение, развивавшееся годами (он явно радовался, что я приходил в парк лилового бамбука, где он вёл занятия ежедневно), мастер ничего не рассказывал и не показывал, соблюдая правило: пусть учится у учеников. Одним из его главных учеников был Сяо Вэйцзя (оказалось, Вэйцзя — это просто Витя, так что он Виктор Сяо), но я учился также и у других мастеров. Жаль, мало было времени, чтобы серьезно у них позаниматься. Все знакомые мастера занимаются гимнастикой тайцзи-цюань: кто стилем Чэнь, кто ушу, но не забывают и цигун. Начальная цель занятий — отрегулировать собственное состояние: физическое, психическое («избавление от ста болезней»), духовное. Когда в Китае говоришь, что занимаешься цигуном, они, как правило, сразу спрашивают: каким именно, какая школа, чей ты ученик. Для них существенно, кто учитель. У нас чаще всего подход европейский: понял принципы и делаешь, что хочешь, а точнее, что хочет тело и душа.

— Самое главное, на Ваш взгляд, на что нужно обращать внимание?

— Главное — заниматься, обращать внимание на себя, на все свои уровни: что нужно телу, как ведут себя эмоции, о чём мысли, не выбрасывается ли попусту энергия на всякий негатив: ревность, алчность и прочее, о чём все знают. У людей нервных, дерганых, злобных, перегруженных разными мыслями и страстями, ничего не получится: не сумеют направить мысль в одну нужную точку, потом в другую — мысль у них будет прыгать, рассеиваться. Ибо этические законы — это законы природы, не соблюдаешь их — природа высоко не пустит. Не хочешь заниматься собой на всех уровнях (физическом, эмоциональном, умственном, духовном) — дело твое: мучайся, страдай, болей. Но не жалуйся: сам виноват. Если не ленишься заниматься собой, то благодаря хорошей отзывчивости тела и души можешь получить все, что хочешь. Ибо человек, созданный по образу и подобию Бога, может все.

— Что для Вас является глобальной жизненной целью?

— Я хочу, чтобы люди жили долго и счастливо. А для этого важно научиться управлять обстановкой в позитивную сторону. Именно поэтому я и распространяю эти знания. Главное — чтобы «наших» людей стало больше! И больше любви ко всему и ко всем!

Источник:
Философско-эзотерический клуб «Ваша Светлость»