1. ТЕОРИЯ
Архитектуру научного здания "соционика" как совокупности
знаний о внешних и внутренних проявлениях психики человека я представляю
себе в виде СИСТЕМЫ многих СИСТЕМ. Что это значит? Во-первых, соционика
рассекает весь объем психики человека множеством плоскостей. С каждым
новым рассечением выстраивается и новая система дифференциальных признаков
личности. Удов- летворительно изучен пока только один срез, а именно тот,
который мы называем базисом Юнга.
Однако нужно исследовать и другие способы рассечения, которые для меня
имеют равноправное значение по отношению к юнговскому. В частности базис
Деллингер, отражающий особенности повседневных взаимодействий людей на
коротких информационных дистанциях. Или же с о ц и а л ь н у ю систему
дифпризнаков, включающую в себя шкалы эволюция/инволюция, субордина- тивность/координативность,
резолютивность/дискуссивность и статика/динамика.
Во-вторых, психика человека, с моей точки зрения, представляет собой многоуровневое
объемное образование большой степени вложенности. Взаимодействие ее отдельных
оболочек между собой также подчиняется каким-то объективным законам динамического
характера. Hам надлежит построить вторую, д и н а м и ч е с к у ю часть
соционики, которая даст прогноз развития типа по информационому аспекту
"Т" - времени. Таким образом, социально-психологическая жизнь
человека выглядит с учетом вышеприведенных соображений как сложнейшее
наложение множества отдельных статических картинок-слайдов, которые приводятся
в движение подобно параллельно прокручиваемым кинолентам. В итоге и возникает
неповторимая симфония личностной эволюции.
2. ПРАКТИКА
Соционика с точки зрения социальной практики - это попытка разумных
сил общества отреагировать на его социальный заказ, вытекающий из самой
логики смены исторических эпох. Суть этого запроса - в переходе от индустриального
общества, прошедшего ступени просветительства, воплощения, реформирования
и находящегося сейчас в стадии совершенствования, к поиску альтернатив,
прокладывающих дорогу к ИHФОРМАЦИОHHОМУ обществу будущего. Соционика -
это одна из таких альтернатив.
Поэтому соционика - это в первую очередь наука для молодых.
Отвергаемая официальными психологическими кругами, большинство среди
которых составляют люди старшего поколения, прочно сидящие в своих должностных
креслах, она завоевывает умы и сердца молодежи, у которой нет страха перед
сложными теоретическими моделями соционического учения.
Поскольку соционика призвана изменить основы общественной жизни, она должна
внедряться прежде всего в школе и вузе. И в этой области я вижу такие
задачи:
- комплектование классов и учебных групп, в которых за счет равновесия
типных темпераментов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически
решается проблема дисциплины;
- дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских
группах, где на первое место выходит "клубный", проблемно-дискуссионный
способ обучения;
- индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный
тип, так и форму проявления типа. С другой стороны, соционика как прикадная
дисциплина должна развиваться как управленческое консультирование фирм,
предприятий и организаций любой отрасли. Она найдет применение как в кадровой
службе, так и непосредственно в менеджменте.
Разумно управляемое общество, где каждому есть место и посильное интересное
дело, - вот центральная задача соционики.
3. ЗАКЛЮЧЕHИЕ
У многих социоников, стоящих у истоков развития этой науки, есть
искренняя боль за отсутствие единства в соционическом движении. Я разделяю
эти переживания, но все же считаю, что дробление соционики на школы и
направления не является злом. Это объективная закономерность в развитии
любого сколь-нибудь широкого движения.
Главную же проблему, сдерживающую успех соционики в настоящее время, я
усматриваю в отсутствии надежной социодиагностики и по-детски наивной
системе названий социотипов. У меня нет сомнений, что эти проблемы будут
решены за счет интенсивной практической работы и преодоления узкого, ограниченого
16 статическими типами подхода к сложному психическому миру человека.
В результате усилий всех нас - пионеров этого уникального движения - соционика
рано или поздно хлынет одной мощной волной, которая разобьется на множество
рек и ручьев - конкретных социальных и психологических технологий построения
тех или иных участков будущего информационного общества.
Киев, 06.04.92