|
Зона ближайшего развития по-взросломуДля того, чтобы объяснить развитие детей, знаменитый советский психолог Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития (ЗБР). Это то, что сегодня дети могут сделать лишь с помощью взрослого, а завтра – уже самостоятельно. Одаренные дети отличаются большой ЗБР, дети с умственной отсталостью – узким горизонтом, эта область у них мала. Это похоже на отодвигающийся потолок: ребенок, который активно развивается, поднимает свой потолок выше и выше, создавая новые возможности для реализации своих способностей.
А мы, взрослые? Как мы развиваемся? Где зона ближайшего развития у нас? Ребенку она задается близким окружением, системой образования, наставниками в личных увлечениях, кружках. А как это происходит у нас с вами? Обычно есть более-менее ясный путь начинающего человека: детский сад, школа, какое-то образовательное учреждение, дающее профессию. А затем – довольно смутно представляемая часть жизни, которая называется работа. Как много раз на консультациях я задавала вопросы о целях! Очень часто люди теряются в попытках найти, обнаружить, сформулировать, куда они идут, в какую сторону живут. А ведь цель – это именно пункт на пути. Это зона развития, которую мы сами себе намечаем. Мы, взрослые зрелые люди, часто не думаем о зоне своего ближайшего развития. А ведь наше движение не прекращается. Мы можем в любой момент научиться новому, освоить какие-то навыки, знания. Если в детстве рядом был взрослый, помогавший нам ставить и достигать учебные цели, то сейчас мы выросли и сами становимся себе такими наставниками. Способность самостоятельно видеть свою ЗБР и двигаться в соответствии с нею – ключевой навык для современного человека, хотя именно этому нас в школе и не учили. Как это можно развивать? Опишу то, как я это делаю для себя и рекомендую другим. Вот три шага: Шаг 1. Записать свои ценности, самые значимые приоритеты Именно их реализация насыщает мою жизнь смыслами. Что для меня важно? Ради чего я могу отказаться от каких-то менее значимых вещей? Осознанные ценности — это система координат, по которым я прокладываю траекторию моей жизни. Шаг 2. Определить ЗБР. Поставить цели на пути реализации этих ценностей Ценность задает направление развития, а цель — это конкретная веха на этом пути. Например, одна из моих ценностей — глубина общения. Я поняла, что для ее реализации мне нужно ставить цели в трех областях жизни: в семье, дружеских отношениях и в профессии. Внутри моей семьи я решила устраивать особые ситуации общения – такие, в которых реализуется именно эта ценность. Сейчас это уже происходит, и я лишь поддерживаю регулярность и качество такого взаимообмена. В дружбе я нашла для себя такой ход: стала звать друзей в гости, а не на вечеринки. Приглашаю их по одному-двое, а не больше, чтобы общение было более доверительным, открытым и содержательным. А в профессии я стараюсь поддерживать максимально глубокое общение в процессе консультаций, которые веду как психолог. Получается, что на втором шаге я привязываю к реальности то, что осознала на первом. Шаг 3. Спланировать задачи и действия по освоению ЗБР Ценность – это направление, цель – это точка, в которую можно прийти на этом направлении, а запланированные действия – это способ движения к этой точке. Возвращаясь к моему примеру, на третьем шаге я организую себе конкретные события, в которых есть возможность выслушать и поделиться, поразмышлять в диалоге, пройти в своем понимании глубже. А чтобы это получалось лучше, я включаю в свои планы то, что помогает мне поддерживать состояние восприимчивости и ресурсности, выделяю для общения достаточно времени, вовлекаю в него родных и учитываю эту ценность при построении расписания консультаций, занятий и семинаров. На третьем шаге я уточняю то, что наметила на втором. Время от времени ценности нужно подвергать ревизии, а цели ставить заново, выстраивая новые планы. Если вы станете регулярно обращать внимание на зону своего ближайшего развития и работать с нею осознанно, ваша жизнь неизбежно будет интересной и реализованной. А теперь внимание: вы прочитали этот текст – и что это вам дало? Мы часто пропускаем сквозь себя гигабайты информации, которая не мотивирует нас что-то действительно менять… Если тема этой заметки для вас актуальна и близка, я рекомендую вот прямо сейчас ответить себе на три вопроса: - Что в данный момент находится в моей зоне ближайшего развития? - Насколько легко я делаю нужные шаги? - Что поможет мне лучше двигаться к моим целям? Автор: Татьяна Шередеко Разместил: Lotos | 9 октября 2015 | Просмотров: 3260 | Комментариев: 2
(всего голосов: 3) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Без Цели ни чего в этом Мире не существует, потому что Цель + это Устремление, а Устремление + это Движение, а Движение + это Жизнь. Соответственно, для любого дела (действия, шага, мысли и т.д.) обязательно нужна Понимаемая Цель. Там где нет Цели Вашей (созданной от Вас), обязательно будет Цель не Ваша. Т.е., если Вы что-то собрались делать, то Вы можете реализовывать и достигать Ваши Цели (если...
Читать далее >>> Взаимодействие людей корректирует собственные целевые программы каждого из участников этого взаимодействия. Передача неких материальных ценностей от одного лица к другому или оказание содействия представляет собой способ регулирования отношений в коллективе и получение от этого процесса общения содействия высших сил. Каждый из участников процесса социального взаимодействия сопровождает своё...
Читать далее >>> Сам факт, что вы читаете данную статью (вообще - заходите на этот сайт!), скорее всего говорит о том, что вы не знаете (или - наоборот: знаете слишком много и зашли посмеяться над профанами). Если вы не понимаете, где просветление - значит вам не хватает Силы, и есть прямой способ ее найти. Прямее не бывает, и он вам хорошо известен. Это тот путь, на который вы уже много лет обещаете себе стать с...
Читать далее >>> Для большинства людей намерение – это действительно то, что способно спасти их в любой ситуации. Установите намерение, прежде чем вы начинаете действовать, особенно если это внешнее действие. Также во время медитации от намерения зависит, когда вы, например, ставите себе намерение перед ее началом, сколько вы от нее получите, и точно так же это действует, когда у вас есть намерение оставаться...
Читать далее >>> Давайте разберёмся с этим вопросом раз и навсегда, отшелушив от него все мифы, отделив зёрна от плевел. Зона комфорта – что же это такое? Судя по названию, это то «место» где тебе уютно, то есть комфортно. Пока всё вполне логично и просто. Ок. Так зачем тогда отсюда выходить, если здесь комфортно и уютно? И вот тут начинается самое интересное. Во-первых, если у вас есть хотя бы малейший намёк на...
Читать далее >>> Некоторые родители не могут оценить роль психолога в школе. Им кажется, что школьники находятся под постоянным присмотром учителей, которые смогут решить все проблемы. Однако не всегда учителя школы могут найти правильный подход к ребенку. Поэтому психолог в любой школе нужен. Психолог в школе решает все психологические задачи. Эти задачи могут касаться учеников и коллектива учителей,...
Читать далее >>> Развиваться – естественно. Пример – рост ребенка во взрослого. Или эволюция всего живого. Развиваться можно в любую сторону. И в любые стороны. В какие стороны хочешь – в такие и развивайся. В любую сторону – это не обязательно в плане денег. Порой даже лучше не в плане денег – деньги слишком обезличены. Вообще, развитие должно быть гармоничным. Это значит, развиваться в разных направлениях....
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|