Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Почему тайцзи-цюань не способен похитить ваш талант

| Еще
Почему тайцзи-цюань не способен похитить ваш талантВчера у меня был один из самых странных разговоров о тайцзи за всю мою жизнь.

Моя бывшая ученица сообщила, что бросила когда-то занятия - несмотря на то, что тайцзи-цюань делал её жизнь "здоровой и гармоничной" - потому, что из-за тайцзи-цюань страдало её творчество.

Если я правильно понял, идея тут в том, что творчество может идти от внутренней цельности и гармонии, а может - от несбалансированности и ощущения контрастов. И во втором случае, мол, если занятия тайцзи-цюань приводят к тому ты хорошо себя чувствуешь и становишься "ровным" (её термин) в эмоциональном плане, это определённым образом ограничивает твои возможности самовыражения. "Перекрывается краник" - так она выразилась. При этом она по прошествии времени видит, что с тайцзи-цюань всё же жилось веселее, и хочет возобновить занятия.

Я, разумеется, приветствовал желание заниматься, но посоветовал прежде всего оставить предубеждения, связанные с возможностью тайцзи-цюань "открывать" или - наоборот - "перекрывать краник" таланта. Просто потому, что такие идеи с одной стороны не позволят заниматься как следует, с другой стороны - могут и в самом деле способствовать развитию "творческой паранойи". Мы знаем из истории массу примеров такой паранойи, когда писатель не садился за стол, если на нём стоял пустой стакан или боялся положить рукопись "на мягкое" - мол, "не пойдет в печать". Конечно, если ты веришь в несчастливые последствия встречи с чёрным котом, рано или поздно сумеешь увязать поведение котов и собственные неурядицы. Наш ум весьма изобретателен в создании такого рода оптических иллюзий.

Однко, я убеждён, что тайцзи-цюань или медитация, цигун или йога - ничто из этого не может лишить вас таланта. Как и подарить вам талант. Так же точно, как микроскоп не способен заразить человека раком или вылечить от гастрита.

Тайцзи-цюань - это инструмент. Который использует человек. И только сам он (человек, а не инструмент) способен взрастить свой талант или зарыть его в землю.

Я встречал самые удивительные суеверия в отношении цигун и тайцзи. Скажем, одна моя знакомая китаянка боялась находиться рядом с больными людьми, поскольку они по её мнению были способны похитить её энергию. Есть люди, которые утверждают, что достаточно каждый день делать форму тайцзи-цюань, и всё в вашей жизни само собою наладится, включая здоровье, финансовое положение и отношения с близкими. Разумеется, никто не способен против вашей воли похитить энергию, а выполнение формы само по себе не может решить ваших проблем.

Тайцзи-цюань (как, подозреваю, и любая серьёзная практика) - меняет вас только и исключительно так, как вам хочется измениться. А не так, как хочется мне, например, или самому тайцзи-цюань (если бы он был способен желать того или этого).

Механизм таков: скрытое появляется на свет.

То есть, тайцзи-цюань помогает вам измениться, проясняя аспекты вашего собственного существа.

Тайцзи-цюань ничего сам по себе не пресекает и не добавляет. Как карандаш сам по себе ничего не рисует.

Однако, человек при помощи тайцзи-цюань способен распознать помеху или нехватку, и восполнить то, чего не достаёт или отпустить избыточное напряжение.

Для человека творческого процесс этот безусловно благоприятный - ты открываешься миру, тоньше и глубже чувствуешь любой бытийный материал, в том числе самый болезненный. Ты можешь позволить себе это потому, что способен это вместить.

Идея, что человек, который много времени уделяет практике, становится похож на бесчувственного робота - абсолютно неправомерна. Напротив - ты переживаешь мир полнее; и все шероховатости, все колючки этого мира, которые прежде ты прятал от своего восприятия, поскольку инстинктивно старался избегать боли, оказываются тут как тут - на поверхности.

Тайцзи-цюань - не для того, чтобы сбежать, спрятаться от мира, а для того, чтобы ужиться с ним - таким, какой он есть, а не таким, каким нам хотелось бы его видеть.

Конечно, тайцзи меняет человека, и если мы ожидаем, что талант или творческая способность - нечто такое, что должно оставаться неизменным (и это при том, что мы сами постоянно меняемся) у нас непременно возникнет то, что принято называть "творческим кризисом". Это когда ты пытаешься двигаться проторенными дорожками, и с раздражением и даже негодованием замечаешь, что они больше никуда не ведут. Подобные явления сопутствуют привычке ожидать от себя-завтрашнего того, на что был способен лишь ты-вчерашний. В какой-то мере это - неизбежный эффект, изначально присущий самому творчеству. Неотъемлимая часть процесса. Рано или поздно это случается, и верное отношение по-моему состоит в том, чтобы воспринять такое положение вещей как закономерное и преходящее. И - вооружиться терпением.

Меняешься ты, меняется и твой талант. Однако, если ты не хочешь меняться, или желаешь меняться таким образом, чтобы талант твой остался неизменным, тут всегда возникает проблема.

Возможно, тайцзи-цюань меняет того или иного человека быстрее, чем он того ожидал (если вообще ожидал), однако для меня совершенно очевидно, что тайцзи-цюань не способен управлять нашими талантами.

"Источник" не может "закрыться" просто потому, что вы занялись практикой.

Но вы можете временно потерять к нему доступ, если позволите предубеждениям или суевериям руководить своими действиями и чувствами. Если будете думать, что такие вещи как занятия тайцзи или катание на качелях, поездка в Париж или чистка зубов - способны лишить вас связи с самым близким из того, что у вас есть.

Так младенец, выпустив изо рта сосок матери, горько плачет, думая, что молока больше не будет.

Но молоко всегда здесь.

Стоит только открыть рот.

И вооружиться доверием.
Разместил: Deitch | 24 марта 2014 | Просмотров: 4812 | Комментариев: 14

 (всего голосов: 1)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  25 марта 2014, 16:45  
Чтобы понять насколько положительный эффект имеет Тай Цзи Цюань, необходимо действительно иногда сделать перерыв. Многие мои ученики, например, (а я сам занимаюсь ТЦЦ уже почти 25 лет) тоже бывало уходили и приходили. Но когда они приходили, то эффект от возвращения был намного большим. Именно тогда у них "открывалось" многое из того, что ранее было укрыто.
А что же касается влияния ТЦЦ на творческий аспекта, то все зависит от самого творчества и того, как такая личность понимает самовыражение. Если ты абстракционист, то понятно, что поскольку ТЦЦ упорядочивает внутреннее с внешним, то выразиться через абстракцию будет сложнее, чем прежде.
Мои же ученики из сферы творчества наоборот хвалили занятия ТЦЦ, т.к. сами признавались в том, что их со временем даже "прорывало" и они начинали нечто такое, о чем ранее даже и не задумывались, но что кардинально меняло их творческий процесс.
Ник: Жанетт
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 103
Жанетт (Участник  0 | 103)  ·  26 марта 2014, 07:29  
когда человеку хорошо, он является тишиной. Вечер, голоса на улице, все хорошо, движение налить чаю приятно, хотя в нем ничего нет. Невыразимо прекрасно всё... у кого не было таких моментов растворения в том что есть? наверное каждый это испытывал.
Творить можно только когда болит, когда дискомфорт. Творчество - некий способ компнсации страдания. От невозможности передать непередаваемое, чего-то упущенного или несправедливого.
И конечно если какое-то занятие гармонизирует, приводит к тишине и расстворению, то другие, привычные, деструктивные формы самовыражения (может быть даже и имеющие высокую оценку общества) могут отпасть. Не застрелиться из-за любви, а пожелать ей счастье и ощущать что ничем не обделен в этот болезненный момент. Конечно это не так эпатажно, не так интересно обществу, никто не создаст по этому простому сюжету фильм, в котором драмы не больше чем в диалоге продавца и покупателя в хлебобулочном отделе. Но тут каждый сам решает, что ему нужно - жизнь или сенсации)))
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  6 апреля 2014, 13:13  
wp2,
Фрейдизм и говорит, что творчество от проблем с бессознательным.


Фрейдизм говорит (и показывает) bully .

AlOm,
Чтобы понять насколько положительный эффект имеет Тай Цзи Цюань, необходимо действительно иногда сделать перерыв.


Согласен.

Жанетт,
Творчество - некий способ компенсации страдания.


Мой опыт утверждает обратное. Опыт японских поэтов (современников Иккю) и художников (укиё-э), китайских художников и музыкантов, суфийских музыкантов, балийского театра - утверждает обратное.
Ник: Comrade Suhoff
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 632
Comrade Suhoff (Участник  0 | 632)  ·  7 апреля 2014, 10:00  
Цитата: Deitch
Мой опыт утверждает обратное. Опыт японских поэтов (современников Иккю) и художников (укиё-э), китайских художников и музыкантов, суфийских музыкантов, балийского театра - утверждает обратное.
А каким образом они (то бишь, опыты, перечисленные вами) это утверждают? А что утверждает опыт Маяковского, Ван Гога, Хендрикса и прочая, прочая, прочая? И зачем вам творчество, когда вы в балансе? Или шире: зачем вам даже тайцзи-цюань, если вы в балансе?
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  7 апреля 2014, 11:50  
А что утверждает опыт Маяковского, Ван Гога, Хендрикса и прочая, прочая, прочая? И зачем вам творчество, когда вы в балансе? Или шире: зачем вам даже тайцзи-цюань, если вы в балансе?


Я вижу тут три разных вопроса, и каждый из них заслуживает серьёзного отношения. Я постараюсь ответить подробно, поэтому процесс займёт какое-то время.

Сперва отвечу на последний вопрос (самый простой).

Зачем вам тайцзи-цюань, если вы в балансе?


Что такое "баланс"?

Современная наука утверждает, что это - состояние системы, при котором сумма всех сил, действующих на каждую её частицу, равна нулю.

Всё то, что язык предъявляет в качестве сущеcтвительного, при первом рассмотрении кажется предметом, поэтому "баланс" инстинктивно воспринимается как нечто статичное. Кажется: можно однажды достичь баланса, и после - "пребывать в балансе".

Ничего подобного.

Поскольку мы никогда, даже на мгновение не остаёмся теми, кем были мгновение назад (я имею в виду не только тело, но и весь организм - физиологические, ментальные процессы, и ту область, которую условно можно называть "энергетикой"), никакого "окончательного баланса", никакой "статики" вообще для нас не существует.

Тело, ум, энергия - всё это выстраивается, перестраивается, меняется, заново конфигурируется, плывёт, движется - каждое мгновение, без остановки, даже когда мы спим.

Слово "баланс", если мы употребляем его в отношении живого существа, можно смело заменить на "динамический баланс" - процесс, а не результат. Действие, а не предмет.

Баланса невозможно ДОСТИЧЬ. Можно лишь балансировать. Можно создавать баланс. Каждое мгновение своей жизни.

Практика - и есть, условно говоря, балансирование. Создание нового баланса. Каждое мгновение - нового. Практика и есть этот баланс (самый процесс баланса).

Отличие человека практикующего от непрактикующего в том, что практикующий этот процесс слышит и участвует осознанно (и с развитием практики - всё более осознанно) в его формировании.

Тайцзи-цюань в этом смысле не отличается от прочих практик.

Поэтому вопрос "зачем тебе тайцзи, если ты в балансе?" означает "зачем тебе баланс, если ты в балансе?".

Надеюсь, на этот вопрос я ответил.
Ник: Comrade Suhoff
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 632
Comrade Suhoff (Участник  0 | 632)  ·  7 апреля 2014, 12:29  
Возможно, мне надо было вместо "баланса" употребить слово "гармония", или еще какое... У нас оказались слишком разные интерпретации термина "баланс".
Цитата: Deitch
Поэтому вопрос "зачем тебе тайцзи, если ты в балансе?" означает "зачем тебе баланс, если ты в балансе?"
По такой логике можно, видимо, преобразовать фразу и так: "Зачем тебе тайцзи, если ты в тайцзи?" (без тайцзи) smile Любая практика, в моем понимании, это лишь инструмент, средство, а не цель. Или практика - ради практики? Впрочем, почему бы и нет...
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  7 апреля 2014, 13:18  
Цитата: Comrade Suhoff
А что утверждает опыт Маяковского, Ван Гога, Хендрикса и прочая, прочая, прочая?


Давайте возьмём ближайшего к нам человека из этого ряда - Егора Летова. Наверное, он может служить своего рода эталоном - наркотики, алкоголизм, ранняя смерть, безумная жизнь.

И - несомненный талант. Настоящий, без дураков.

Вот что он писал в 1990 году:

Любить — это как дышать. Это такой процесс, который направлен в никуда. Просто идет через тебя такой поток. Такое озарение я испытывал несколько раз в жизни. За это потом приходится очень дорого платить. Разные там депрессии. Очень тяжело. По настоящему, любовь — это когда тебя вообще нет. Я это и Богом называю. Я просто могу объяснить то, что я испытывал. Меня как бы вообще не было. Я был всем и через меня хлестал какой-то поток. Это была любовь. Я не могу сказать, что я любил кого-то или что-то. Это была просто любовь. Как весь мир. Я и был всем миром.


А теперь послушаем внимательно, и попробуем отвлечься от разного рода стереотипов.

Он не говорит: "я тут ширнулся, и - попёрло"... он говорит: "Любить — это как дышать. Это такой процесс, который направлен в никуда. Просто идет через тебя такой поток."

Творчество - это дыхание. В прямом смысле слова.

Я имею в виду: когда мы дышим - это творчество.

Можно дышать сипло и натужно. Можно - легко и свободно. В зависимости от того как мы дышим, окружающие реагируют на наше присутствие в мире - так или эдак.

Мы творим уже потому, что мы - есть. Своим присутствием, собой. Своей жизнью. Каждым своим вздохом.

Возможно, это недостаточно ясно просто потому, что существуют культурные стереотипы: мол,

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности


Так думают люди, которые знают творчество не изнутри, а смотрят на это снаружи. А те, кто знают НА САМОМ ДЕЛЕ что это такое, знают, что

Просто идет через тебя такой поток.


Согласитесь, разные вещи: "процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности" и "Я был всем и через меня хлестал какой-то поток. Это была любовь."

Абсолютно разные.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (я на работе, труба зовёт)))
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  7 апреля 2014, 16:02  
ОБЕЩАННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Вы скажете: хорошо, но как же

За это потом приходится очень дорого платить. Разные там депрессии. Очень тяжело.


Как же ухо Ван Гога? Бесы Достоевского? Наркотики Хендрикса и Джоплин? Безумие Ницше? Депрессии Кафки? Одиночество Бетховена?

И это даже не один, а два вопроса:

1) Почему мы воспринимаем это как должное? Почему когда спивается инженер - это трагедия, а когда спивается поэт - это "миссия" или "призвание"?

2) Если творчеству не сопутствует обязательный невроз, почему Летов пишет "За это потом приходится очень дорого платить. Разные там депрессии. Очень тяжело."?

Для того, чтобы ответить на первый из этих вопросов, придётся заглянуть в историю. Представлению о художнике (в широком смысле слова) как о невротике, одержимом своим неврозом и находящим смысл творчества в том, чтобы этот невроз компенсировать, мы обязаны романтикам. Я имею в виду период в искусстве и философии, а не бородатых советских геологов с гитарами.

Важно понять, что такое положение дел было не всегда. Я не хочу сейчас сыпать фактами, но рекомендую внимательно прочесть два моих материала, две беседы с историками музыки, где эти вопросы рассматриваются подробно:

http://os.colta.ru/music_classic/events/details/34718/

http://os.colta.ru/music_classic/events/details/37781/

Если нет желания или времени, в двух словах: в иные исторические эпохи понимание того, что мы называем "творчеством" было иным. В конце XVIII и начале XIX веков, случилась «культурная революция»; ее начало как раз и способствовало быстрому «спуску» — от всеобщего к местному, от природного к человеческому.

То есть, в Европе XVIII века понятия "гений" и "невротик" не были синонимами, а - скорее - наоборот.

Более того, сегодня мы хорошо знакомы с "восточным искусством", которое вообще по-другому устроено, и традиционно рождается не из "надрыва" и "безумия", а - напротив из ощущения того самого потока, о котором писал Летов...

Скажем, Гу Кайчжи (V век), который сформулировал законы китайской живописи, на первое место ставил Шэньцы — одухотворённость и Тяньцюй — естественность, а вовсе не "качественно новые материальные и духовные ценности" (вообще - что это "естественность" в "искусстве"?).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВСЁ ЕЩЁ СЛЕДУЕТ (я всё ещё на работе)))
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  8 апреля 2014, 11:12  
ДАЛЬШЕ.

То есть, фрейдистская трактовка искусства как искусства как средства изживания «эдипова комплекса» имеет отношение только к тому искусству, которое знал сам Фрейд.

И тут мы подходим к ответу на второй вопрос: почему же во времена Фрейда (на самом деле - за век до Фрейда и с пол века после него) людям искусства, переживающим этот "поток", было (и - отчасти - есть) так тяжело?

Почему в XIX-XX веках нужно было "дорого платить" за эту любовь, за этот поток, который, как пишет Летов, даже не твой собственный?

А ведь ещё в начале или середине XVIII века творчество было - семейным делом, как сегодня - бизнес. Твой отец музыкант? Стало быть и ты будешь музыкантом. Художник? Будешь художником.

Если бы источником творчества был невроз, нам пришлось бы допустить что целые поколения семейства Бахов в Германии страдали от невроза - ведь гениальными (без преувеличения) композиторами в этой семье становились почти все - на протяжении веков!

Однако, мы сегодня очень хорошо знаем обстоятельства жизни этого семейства. И знаем, что из всех Бахов был глубоко несчастен и окончил жизнь алкоголиком только один. И это тот из них (Вильгельм Фридеман), который не успел написать слишком много. Особенно если сравнивать с тем, сколько написали его братья или отец.

Почему Бах или Моцарт не были невротиками, а Бетховен или Шуман - были?

Что изменилось?

Изменилось само искусство. Изменились его основания. И, разумеется, люди, которые его создавали.

Во времена Шопена было невозможно писать музыку "в духе Моцарта" - это считалось "графоманией" - так же точно, как сегодня человек, пишущий стихи "под Мандельштама" будет считаться (справедливо) графоманом и занудой.

Во времена Шопена можно было писать как Шопен - это было его время и место. И это была уже музыка, удалённая от того потока, о котором говорит Летов.

Музыка, сильно разбавленная "человеческим, чересчур человеческим" как писал Ницше.

ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  8 апреля 2014, 12:13  
В XIX веке произошёл некий слом. Искусство перестало искать "универсальную гармонию" и принялось за... человеческие неврозы.

Прежде европейское искусство было теоцентричным. Бах на полях рукописи часто писал: "Во Имя Иисуса". Зеленка (ещё один удивительный композитор барокко) последние мессы писал "для Бога" - в те времена никто исполнить эту музыку не был способен в принципе. Добаховская полифония зачастую настолько сложна, что совершенно очевидно: эта музыка - не для человеческих ушей.

Люди в те времена были не просто религиозны: религией было пропитано всё. Достаточно почитать письма Моцарта или беседы Гайдна, и становится ясно: у этих людей не было тёплых туалетов и пеницилина, но у них было нечто такое, чего у нас с вами нет.

У них был Бог. Они были с Богом. Бог жил в каждом доме.

Именно поэтому им не нужно было "платить" за тот самый поток, о котором писал Летов. Потому что их личность (каковую формирует во многом общество) сильно отличалась от личности человека XIX и XX веков. И поток этот ЕСТЕСТВЕННЫМ образом проходил сквозь них и изливался в мир - в виде книг, нот, изображений.

Летову потому так трудно, что его тело, энергия, ум (как и тело, ум и энергия любого человека его поколения) зациклены на себе, на своём, на человеческом. И тот поток, который он чувствовал, разрушал его, смывая на своём пути преграды, из которых и был создан этот человек.

Итак, давайте подытожим.

1) Истиное творчество - не компенсация неврозов и вытесненного ментального материала.

2) Практика позволяет простор для творчества, а не отнимает у человека возможность самовыражения.

3) Искусство практикующего человека имеет другой корень, оно не "подкармливает" эго, а - напротив - открывает двери в мир - такой, каким он на самом деле является.

Кажется, всё.
Ник: Comrade Suhoff
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 632
Comrade Suhoff (Участник  0 | 632)  ·  13 апреля 2014, 12:31  
Доказывающий докажет. Возможно, что "тайцзи-цюань не способен похитить ваш талант", а может даже способен и преумножить их количество. Но возможно и обратное. По мере продвижения по пути все эти таланты становятся ненужными, ибо применять их некому и незачем.
Цитата: Deitch
Истиное творчество - не компенсация неврозов и вытесненного ментального материала.
Истинное творчество! Кто будет судить, что истинно? А во-вторых, все образы (звуковые, визуальные и какие-еще-там), которыми оперирует искусство, не более, чем "ментальный материал".
Практика позволяет простор для творчества, а не отнимает у человека возможность самовыражения.
Жизнь всегда богаче наших о ней представлений.
Искусство практикующего человека имеет другой корень, оно не "подкармливает" эго, а - напротив - открывает двери в мир - такой, каким он на самом деле является.
Откуда вы знаете, каким мир является "на самом деле"? Вы умеете видеть ультрафиолет, или может быть слышать ультразвук?
Ну и вдогонку (не могу удержаться, сорри smile ):
- Однажды мне вдруг пришло в голову, что стихи надо писать только за столиками маленьких кафе, на салфетках, пока ждешь своего заказа, а читать их не надо вовсе: чтение только портит хорошие стихи, поэтому исписанную салфетку следует скомкать, а еще лучше - бросить в пепельницу и сжечь... Не самая гениальная мысль, но что только не приходит в голову здорово подвыпившим молодым людям! Можете себе представить, я не только последовательно проводил в жизнь эту выдающуюся идею, но даже вошел во вкус. А потом подумал, что можно не трудиться портить салфетки, вполне достаточно просто молча смотреть на них и говорить себе, что нужных слов все равно не существует ни в одном из языков... Но все к лучшему - уж без чего ни один Мир никогда не рухнет, так это без моих стихов...
/Макс Фрай "Темная сторона"/
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  14 апреля 2014, 00:28  
Цитата: Comrade Suhoff
Откуда вы знаете?


Я не знаю. Я так это вижу. Возможно, завтра я увижу это иначе. Я вижу, и говорю об этом. Тем, кому интересно слушать.

Разве мы не этим тут занимаемся - мы, все?
Ник: Comrade Suhoff
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 632
Comrade Suhoff (Участник  0 | 632)  ·  14 апреля 2014, 02:16  
Вопрос был не "Откуда вы знаете?" и даже не "как вы видите?", а "Откуда вы знаете, каким мир является "на самом деле"?" smile Да и задан он был во вполне определенном контексте.
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  14 апреля 2014, 16:13  
Вот я и отвечаю: я не знаю каким мир является "на самом деле". Было время, когда я думал, что знаю. Но поскольку с годами это знание меняется, я перестал думать, что прорывы и инсайты, какими бы глубокими они ни были, приводят к абсолютному знанию (даже если иногда так кажется) Зато я понял, что меняется моё видение. Поэтому всё, что я пишу о практике - это след моего опыта видения вещей.

Смотрите также:

Тайцзи-Цюань Мастера Сюй Си Ши...
Читать далее >>>
Выполнение формы тайци-цюань напоминает многоголосную фугу, где порядок и количество голосов зависит от слуха исполнителя. Со временем самый отдалённый из этих голосов, который раньше казался случайным, не подлежащим распознаванию, находит место в общем звучании: именно тогда мы начинаем замечать, что форма не зависит от внешнего движения, никак не полагается на него, и в принципе способна...
Читать далее >>>
Практика: Тайцзи цигун с мячом...
Читать далее >>>
Практика: 56 движений Тайцзи...
Читать далее >>>
Практика: Тайцзи в офисе / Оffice taichi...
Читать далее >>>
Время от времени мне попадаются жертвы беспорядочного "духовного" чтения: у такого человека всегда наготове цитата из книжки - чаще всего механически заученная, не имеющая никакого отношения к его собственному опыту. Проблема с таким "механическим" знанием в том, что оно при всяком удобном случае старается подменить собой знание подлинное, живое. И даже в том случае, когда формально слова верны,...
Читать далее >>>
«Энергия на макушке» означает, что голову надо держать прямо, так, чтобы дух (шень) мог достичь макушки. Сила не должна использоваться. Если используется сила, тогда задняя часть шеи будет напряженной, так, что кровь и ци не смогут циркулировать. Должно быть ощущение легкой чувствительности и естественности....
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100